-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_rebrik

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.12.2005
Записей:
Комментариев:
Написано: 37

protoierei Alexandr





protoierei Alexandr - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://rebrik.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу /data/rss??71998000, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Все течет, но не меняется

Понедельник, 23 Января 2023 г. 08:40 + в цитатник


Осенью прошлой, а она, как и зима нынешняя, теплой была, поехал я вечерком на свой бывший сельский приход, где 19 лет отслужил.
Пытался определить мое восприятие бабушек, да и дедушек (хотя уже сам к этой категории отношусь), в далекой уже по годам детской Долотинке (есть такое село-деревенька на севере Ростовской области) и нынешнее. Тем более, что есть с чем сравнивать.

Сегодня я больше знаю, о чем они плачут и что их волнует, мне более понятны их проблемы и искушения, но я не вижу различия в мировосприятии сегодняшних старушек и моих, уже давно как покойных, родных бабушек.
Простота житейских забот совершенно не изменились с появлением холодильников, телевизоров и вездесущего интернета, а внутреннее убранство домов и хат коснулась внешнего, но оставило тоже внутреннее, хотя 40-50 лет назад мои нынешние бабушки были молоды и полны сил. Но нынче они такие же, как те, которых я помню в своем детстве...

Конечно, наличие храмов сейчас и отсутствие их тогда, изменило уклад и дневной распорядок, а телевизионные страсти повлияли на темы бесед на палисадниковой скамейке, но вот скамейки то остались и старушки на них в наличии. С теми же семечками, разговорами-пересудами, и даже с потрепанными цифровыми листами и мешочком с бочонками архаичного лото.

Наличие у внука смартфона-телефона и припаркованная рядом «Ауди» сына не убрало рушника на иконах в доме, как на том же месте стоит накрытое потемневшей деревянной крышкой, ведро с водой, а на дужке висит кружка.

Не едят в бабушкином доме пиццу и суши, редко где, пьют кофе, а в ящике стола нет вилок, как и на самом столе, стоят миски, а не тарелки. Они в зале, в серванте, а у некоторых в шкафу. Для гостей и непредвиденных случаев, которых с годами становится все меньше...

Непредвиденный случай - это, например, я, зашедший в гости или просьбе. Покормить всегда стараются, вот тогда и тарелочку из залы и вилочку.
На стенах те же, что и раньше, рамки с фотографиями сынов, дочерей и внуков с внучками, причем рядом с фото беззубого голенького ребенка, вполне соседствуют похоронные карточки.
Всё та же «Незнакомка» Крамского на стене, а у тех, кто приехал с правобережной Украины обязательно украинский лубок с девушкой с лентами в косах и коромыслом.
Вода вечерняя в Крещенский сочельник все равно «мертвая» для худобы и жилья, а вот утренняя - «живая», для внутреннего пользования. Родительские субботы, как и в той церкви детства - праздник, в котором главная панихида с «Вечной памятью», а Пасха - массовое поминовение на кладбище.

«Все течет, все изменяется»? Нет. Мои сегодняшние приходские ровесницы прихода сельского уже стали такими же, а те, которые за ними, помоложе, не поменяются. Независимо от количества оконченных школ и прочих ликбезов. Даже если их дети в город заберут...

https://rebrik.livejournal.com/880611.html


Метки:  

Прикосновение к святости

Суббота, 21 Января 2023 г. 14:42 + в цитатник

Есть в Ростовской области в Аксайском районе небольшой хуторок. В начале 70-х прошлого века наш студенческий строительный отряд облюбовал эту местность по причине ежегодной нужды в теплицах, в которых выращивались овощи для недалекого комбината, где эти овощи квасили, делали консервы и разливали вино по рубль с копейками за бутылку. Теплицы быстро изнашивались, и каждый год на столе ректора нашего института лежала заявка из хутора Черюмкина, требующего дешевой, покладистой и не вредной рабочей силы. Студенты для данного дела — восстановления теплиц — были всегда беспроигрышным вариантом. Селили нас по усадьбам одиноких бабушек да в спортзале местной неполной средней школы. У бабушек было предпочтительней, так как там сердобольные старушки еще и подкармливали, да и уют какой-никакой присутствовал.

По утрам, в районе между первыми и вторыми петухами, в нашу комнату (а спали мы в зале) потихоньку входила хозяйка-старушка, зажигала в красном углу лампадку перед тремя темными от времени иконами и шептала молитвы. Тихо шептала, а слышно в рассветной тишине было отчетливо. Мы, естественно, подглядывали, но старались не шевелиться, потому что… А вот почему старались себя не выдать, было непонятно. Нельзя и всё. В конце молитв наша хозяйка несколько раз кланялась, а затем доставала из тумбочки, стоящей под иконами, бутылочку и, налив что-то в маленькую рюмку, перекрестившись, выпивала.

Эта стопка никак не вписывалась в утреннее бабушкино действо. Нет, мы не думали, что это было что-то спиртное, скорее, предполагалось лекарство, но все равно любопытство одолело. Что же пьет по утрам наша сердобольная хозяйка, умудряющаяся раньше нас всех вставать, позже всех ложиться, да еще и ухаживать не только за полным сараем со скотиной и птицей, но и за нами — четырьмя стройбатовцами?

Согрешил. Однажды утром, когда хозяйка погнала корову, открыл я тумбочку под иконами, а там батарея синих пол-литровых бутылок с наклеечками. На всех наклейках крестик стоит и год написан 1968, 1970, 1972…. И еще непонятное «сретенская», «крещенская». Причем с «крещенской» было больше. Открыл одну, другую, третью — везде вода. Понимаю, что ничего не понимаю и в тоже время спокойно соглашаюсь со своим непониманием. Лишь четко осознаю, что немного страшно и сильно стыдно.

За утренним завтраком, состоявшем всегда из большой вареной картофелины, куска сала и большой кружки молока, не вытерпел, да и как-то не по себе было от поступка своего, взял и спросил:

— Бабуль, а что вы утром пьете, когда молитесь?

Улыбнулась старушка, с лукавинкой посмотрела и отвечает:

— Чую я по утрам, что кто-то мне в спину смотрит, когда я молитвы читаю. Смотрит и молчит. А пью я, онучёк, водичку святую, крещенскую.

И рассказала нам наша бабушка о том, как три-четыре раза в год ездит в далекий от нее Ростов на службы праздничные, а зимой на Крещение всегда воду святую набирает, которая никогда не портится, а также в жизни помогает и даже болезни излечивает. Раньше, когда церковь в соседнем селе была, столько воды не хранила, да и не берегла так, как сейчас. Теперь же в воде этой для нее и служба церковная, и в ее вере утверждение.

Слушали мы, четверо двадцатилетних студентов, старушку и прекрасно осознавали, что в рассказе этом есть то, что объяснить невозможно, но что так же верно, как и те формулы, которые мы зубрили на студенческой скамье.

В храм я заглядывал с дней школьных, но это была еще не вера, не осознанное желание узнать Бога, а просто любопытство о неизвестном. Господь раскрывал Себя вот в этих встречах, которые только теперь понимаются как путь к вере.

https://rebrik.livejournal.com/880342.html


Метки:  

Краткий свод крещенских правил

Понедельник, 16 Января 2023 г. 12:09 + в цитатник

«Раз в крещенский вечерок девушки гадали» - эти слова В. Жуковского на этой неделе в рейтинге великом будут пребывать. Они не девальвируются и из года в год повторяются. Одно лишь успокаивает, теперь вкупе с языческими приметами и советами, православное понимание Крещения (Богоявления) чаще "до сведения" доводится.

И все же!

Вынужден повторить (с небольшими дополнениями) свой же перечень (естественно не полный, в каждой местности свои тараканы) того, что можно и нужно знать в грядущие дни, а чего надо бы избегать и не рекламировать.

- Вечерняя святая вода (Агиасма) ничем не отличается о той, которую будут освящать в сам праздник Крещения Господня 19 января.

- Советы фирмы ОБС (одна бабка сказала), что дома должна обязательно быть «богоявленская» (вечерняя) и «крещенская» (дневная) вода – суеверие.

- От того сколько капель святой воды со священнического кропила попадет в вашу посудину «качество святости» не зависит.

- Священник не «брызгает» на вас и в вашу принесённую воду, а окропляет ее.

- Вода, где не произносится священническая молитва (не служится), не освящается, поэтому в кранах, в колодцах, речках и водоемах даже в крещенскую ночь она остается просто водой.

- Купаться на Крещение здоровому и телесно крепкому человеку, можно, но это далеко не обязательно. В больницах и поликлиниках и так нынче очереди с простудными заболеваниями.

- Считать, что купание в проруби грехи «снимает», есть лишь прибавление еще одного греха к имеющимся.

- Если православный человек имеет желание окунуться в Иордань (водоем, где освятили воду), следует взять на это благословение у священника, чтобы вскорости не служить молебен о вашем здравии.

- Хранить освящённую воду в особом месте надобно, желательно там, где у вас иконы, и потреблять «по ложечке», желательно натощак, при болезни можно и чаще.

- Обливаться (обливать) в ванне при купании святой водой, дабы выздороветь, не нужно, а вот запивать святой водой назначенные лекарства очень даже полезно.

- Скотину (худобу) и прочую домашнюю живность, как то: котов, кошек, собак, попугаев и аквариумных рыбок обливать святой водой не надо, даже с учетом того, что у некоторых святых такие примеры присутствуют. Достаточно окропления.

- От сглаза, наговора, заговора и прочих чудачеств из ореола язычества вода крещенская не помогает, так как она святость, а не собственное суеверие.

- Носить колдуньям, шептунам, «целителям», экстрасенсам и прочим ведьмам и ведьмакам освященную воду, для ее «коррекции», значит отрицать существование Бога. Вода из святой станет духовным мышьяком, и очень скоро я вас буду отпевать.

- Гадать в крещенскую ночь, ради забавы, фольклора, традиции или от того, что «так наши предки делали» можно конечно, но только в церкви после подобного кощунства пред Богом Вам делать нечего. Нельзя соединять вместе бесовщину и Христа.

- Окроплять святой водой жилище можно и нужно, а рисовать на дверных косяках кресты – ваш личный выбор.

- Вода крещенская (Агиасма) не портится никогда не от того, что в ней ионы серебра с креста попадают (в подавляющем большинстве наших храмов серебряных крестов нет), а от того, что она святая.

- Абсолютное суеверие и усмешка лукавого, что нельзя святую воду наливать «от себя», «через руку» или через воронку, или ставить бутылку со святой водой на землю.

- Если не крещен как положено, то считать себя "окрестившимся" и носить крест, после окунания в прорубь - не следует. Как был нехристем, так им и остался.

- Не надо для защиты от воров обходить ночью на Крещение все окна родного жилища и окроплять их "вечерней" водой, приговаривая "заговорные слова". Лучше проверьте надежность дверных замков и храните деньги в банке.

- Бытует мнение, что кто приснится в крещенскую ночь девицам, стремящимся замуж, тот на ней и женится. Мнение устарело, так как некоторым девицам только девицы и снятся. Это эпидемия заразной болезни под названием - "ЛГБТ". Вам не замуж, а в больницу надо...

- Мусор в праздничный день Крещения убирать и выбрасывать можно. Потери "счастья и благополучия" не произойдет, лишь чистоты прибавится и от заразы микробной избавишься.

- Святая вода обязательно потеряет для тебя лично свои свойства, если ты не веришь во Христа, и пользуешься ей, как очередным магическим средством.

- Крещенская вода приносит духовное и телесное здоровье только по вере вашей!


https://rebrik.livejournal.com/879945.html


Метки:  

Ура! Моему блогу сегодня 20!

Воскресенье, 08 Января 2023 г. 11:51 + в цитатник

Метки:  

ПРАВОСЛАВНЫЙ ДЕД МОРОЗ

Понедельник, 02 Января 2023 г. 06:22 + в цитатник

Новый год и Рождественские торжества - праздники «вспоминательные» и предначертательные. Желаешь, не желаешь, а прошедший год оцениваешь и на будущий, что-то планируешь. Как говорит наш луганский старец-священник, который 33 года назад меня вокруг Престола водил:

- Если Бог благословит, то мы….

Сейчас же, полистав ленту с разноликими Дедами Морозами, вспомнил одного очень ретивого благочинного на донбасских просторах служащего. Требовал он когда-то отменить Дедов Морозов в воскресных школах (и в светских тоже!) на вверенных ему территориях. В запрет посылалась и Снегурочка, так как она, по рассуждениям благочинного, была образом жертвы, которую Дед в лед превращал и языческим богам скармливал.

Некоторые настоятели послушались – убрали.

На Рождественский итоговый благочиннический утренник прибыл архиерей. Детишки тут же хором, дружно и радостно завопили:

- Дед Мороз пришел! Здравствуй Дедушка Мороз, ты подарки нам принес?

Благочинный расстроился, краснел, бледнел, пришептывал и бил руками по собственным бедрам.

Владыка же удивился, обрадовался и прослезился от умиления. С щек десницей своей слезы смахивает, детвору радостно обнимает, конфетами одаривает и приговаривает непрестанно:

- Слава Богу, до деда Мороза дожил!

С того Рождества стал дед Мороз в данном благочинии вполне каноничным.

https://rebrik.livejournal.com/879462.html


Метки:  

С наступающим 2023!

Суббота, 31 Декабря 2022 г. 23:27 + в цитатник

31 декабря – время констатации, разбора «полетов» и окончательного подсчета цыплят. Никуда от этого не денешься, независимо от того делаешь ли ты жирный оливье или постный винегрет. Стремление не видеть календарь или не слышать куранты, при всех аргументах консервативной ортодоксальности – тщетные усилия. Проще сказать - лицемерие.

Рождественские праздники впереди? Верно. Но встречать Рождество надо чистеньким, опрятным и целенаправленным. Новый год не только заставляет сделать уборку дома и в душе, он еще и «сын ошибок трудных». В эти дни (и даже ночь) можно переоценить свои возможности, понять собственные реальные силы и дать себе, на грядущие 365 дней, то задание, которое выполнимо. Испросить благословение у Младенца Христа нужно, слов нет, но не аморфное и расплывчатое «Дай, Господи, благополучия», а конкретное, к чему решил стремиться, что реально с Его помощью можешь сделать. Ночь новогодняя вполне этому способствует.

Не в празднике грех, а в том, как праздновать. И если изначально помолишься, постараешься простить всех и ни на кого зла не держать, то, затем смело можно и с Новым Годом поздравить, и бокал с шампанским пригубить, и дольку мандаринки скушать. Видя радостные лица, и Господь возрадуется. Если же о личном, то у меня уже восьмой год одно желание и одна главная просьба к Богу.

Господи! Сделай так, чтобы в грядущий 2023, мне рассказывали не о том, чего достигли, кто мешал, кого победили и какие мы хорошие, а просто констатировали: «И на земле мир, и в человецех благоволение»

https://rebrik.livejournal.com/879261.html


Метки:  

Верующий & Неверующий

Воскресенье, 18 Декабря 2022 г. 11:18 + в цитатник

Темы, связанные с Богом, всегда волновали и волнуют тех, кто позиционирует себя, человеком неверующим или отрицающим Божье бытие. Какое бы атеистическое предисловие к началу разговору не привели, с какой бы скептической усмешкой на вас не смотрели, все едино, ответа будут ждать.

Конечно, если вы понимаете, что данный разговор превратится в перепалку, где могут быть кощунства по отношению к вашей вере и к Церкви, то евангельское указание: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.» (Матф.7:6) надобно исполнять.

Бог не поощряет праздное любопытство, не имеющее отношения к Спасению, но ведь неверующий пока этого не знает. Если чувствуешь в себе силу, рассказать и примерами показать, что Господь есть объективная реальность, то дискуссия возможна. Если же не уверен в своих силах, то не будет грехом уйти от разговора.

Могу привести множество примеров, когда неверующий муж идет вслед за женой в храм Божий не из-за апологетических бесед и диспутов с родной половиной, а из-за того, что ему любопытно и хочется понять, почему это она в церковь ходит и дома молится…

Часто не аргументы богословские нужны, а личное ненавязчивое и не мешающее другим исповедание веры.

Так что если о Боге вас спрашивают с точки зрения лишь узнать: «Отчего мужик в кафтане, баба в сарафане?», то вежливо ретируйтесь, если же услышите в вопросе хоть какое-то желание узнать, то отказываться от разговора не надо.

И еще довольно важная деталь разговоров на эту тему, если они неизбежны: в вашей речи, объяснениях и рассуждениях как можно меньше употребляйте требовательный глагола «должен»

https://rebrik.livejournal.com/878930.html


Метки:  

о прошедшем Празднике

Пятница, 09 Декабря 2022 г. 13:57 + в цитатник

Лучше поздно, чем....
На Введение сказал, но, думаю, и сегодня повторил бы.
https://youtu.be/NBbcfYb7Iks


https://rebrik.livejournal.com/878655.html


Метки:  

НЕБОЛЬШОЕ НАПУТСТВИЕ НА РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ

Воскресенье, 27 Ноября 2022 г. 09:16 + в цитатник

Рождественский пост — установление церковное, для православных необходимое, для души полезное, для тела оздоровительное, для чувств и ума усмирительное. Все рассуждения о «второстепенности» иных постов, кроме Великого, есть по сути лень духовная и неприкрытая забота лишь о своей телесной сущности, с забвением главного – духовной жизни.

Хотя, чего грех таить, не только во времена нынешние начали посты, кроме основного предпасхального, игнорировать. Вспомним пушкинского «Евгения Онегина». В характеристике патриархальной семьи Лариных есть строка, содержание которой ускользает от внимания читателей: «Два раза в год они говели…» Хотя говеть надо было не два, а четыре раза в год – по числу постов. Так что, храня «в жизни мирной привычки милой старины», супруги Ларины отнюдь не были ревностными постниками. Надеемся, что все же говели они в Великий и Рождественский посты.

Можно привести исторические и литургические ссылки, что наш зимний пост – установление древнее, Церковью принятое и богословами, начиная со святых отцов, подтвержденное, но эти примеры сомневающихся и отвергающих не убедят. Поэтому давайте порассуждаем «по-житейски».

К любому торжеству надо готовиться, а Рождество Христово – Праздник не только тех, кто храмы посещает, к Таинствам святым прибегает и лоб крестит, это событие – государственное. Любая подготовка есть ограничение собственных потребностей, чтобы день Рождества не был будничным. Надобно украсить, убрать, обновить, накопить, то есть собрать лучшее, дорогое, не будничное. Праздник требует жертв. Это, так сказать, светская необходимость поста.

Для верующих людей Рождество Христово имеет прежде всего – и это главное! – сакральный смысл.

Тело отдыхает от скоромного, чтобы душу легче было скребком покаяния очистить.

Тут взаимосвязь прямая, каждый из нас прекрасно знает, что после вкусной, насыщенной яствами трапезы молиться несподручно и трудно, на иное тянет. Усмирять плоть надобно, чтобы желание молитвослов раскрыть присутствовало. Посту телесному без поста духовного грош цена. Считается, что душевное бездействие – куда больший грех, нежели несоблюдение поста.

Посту телесному без поста духовного грош цена.

Встречать же Рождество Христово лишь похудевшим, без паче снега убеленной ( Пс. 50: 9) собственной души – пред Младенцем Христом стыдно.

Итак, постимся, молимся, каемся, причащаемся и занимаемся самым тяжелым: любим всех вокруг. Даже тех, кого терпеть не можем.

Как полюбить? Тут одинаковых советов нет, потому что мы все разные, эксклюзивные и неповторимые. Лишь одно общее, любовь без прощения не бывает.

Необходимо не галочку поставить в собственной душе, что простил или простила, а забыть все то, за что обижались.

Забыть все то, за что обижались, а не просто галочку поставить в душе: мол, простил

Старец Оптинский преподобный Варсонофий говорил, что для умения прощать нужно стремиться своему обидчику что-то хорошее сделать. Доброе дело лед неприязни растопит и общий язык найти поможет.

Для меня примером такого «доброго дела», наверное, навсегда останется поступок молодой женщины, живущей вместе со свекровью. Свекровь у невестки была хоть и верующим человеком, но с характером неуживчивым, своенравным и непреклонным. Если что-то в жизни молодых в ее понимание не укладывалось, то тут же следовали категорические оргвыводы, где главным виновником всегда определялась собственная невестка.

Спорить было бесполезно, доказывать свою правоту – себе же во вред. Выход молодой семьей был найден оригинальный и убедительный. В комнате, где жили молодожены, появилась украшенная дорогой рамкой старая фотография сварливой свекрови с ее покойным мужем. До того хранился этот запыленный портрет конца 1950-х годов на комоде. Невестка в тот же день перешла в категорию «любимых», все стенания о ее «лености» и «непутевости» были забыты, и каждый вечер на скамейке в палисаднике и по воскресеньям в храме суровая свекровь с гордостью говорила о доброй невестке.

Быть терпимым к близким, доброжелательно относиться к окружающим, стараться замечать в них прежде всего положительные черты обязательно приведет к доброму результату. Время поста к этому располагает.

Величие, чистоту и святость в Рождественском вертепе увидеть в полноте лишь ясными глазами возможно, а они такими бывают, когда в них нет злобы.

Обратите внимание на глаза детей, когда они рассматривают сделанные к Рождеству изображения вертепа. Детвора нынче картинками, игрушками и играми не обижена. Цветным, красивым и броским их не удивишь, но перед яслями Младенца Христа со стоящими рядом Девой Марией, Иосифом и коровой с ягненком они замирают.

Вот здесь во всей полноте и понимаются слова Спасителя: «приведите детей ко Мне» и «будьте как дети». Впадать в детство никого не призываю, но убрать шоры греха с собственных глаз и сердца во время данного поста вполне возможно.

Говорят, что молодым человеком можно считать себя до тех пор, пока ты можешь сказать себе: «Завтра начинаю жить по-другому!» Не могу сказать, что полностью согласен с этим утверждением, но то, что время поста всегда располагает к избавлению от дурных привычек и прихотей, несомненно.

Бросить курить, прекратить употреблять спиртные напитки, выключить в конце концов телевизор с его пустыми и бесконечными развлекательными программами… Пост этому способствует, потому что он связан со стремлением к чистоте души, мыслей и поступков.

Ясность мысли и трезвость ума для многих необходимая повседневная обязательность, без которой не только личные, но и рабочие проблемы не решишь.

Нередко лихорадочно трем мы виски при выполнении очередного творческого задания, перебираем варианты в поисках правильного слова, ищем всесторонне обоснованный путь выхода из проблемы, советуемся, листаем справочники и надоедаем интернетовскому поисковику – и злимся сами на себя, что точное слово не подбирается и должный вывод убедительно не звучит. С унынием и раздражением стучим себя по лбу и не понимаем, почему раньше все получалось и складывалось на радость себе и окружающим, а сегодня сплошной апофеоз глупых мыслей и бесперспективных выводов.

Ответ лишь один: «светлых мыслей трезвый ум» имеет место постоянно быть только там, где нет суеты, где отсутствует повседневность окружающего мира, где между словом и делом не стоят препятствия вольного и невольного греха. Так что если светлость мысли куда-то запропастилась, а ум шарахается из стороны в сторону, не находя выхода, то лекарство рядом находится. Это пост.

Мы уже далеки от того времени, когда, как писал Н. Некрасов,

Пред каждым почитаемым

Двунадесятым праздником

В моих парадных горницах

Поп всенощну служил.

Но то, что наше стремление достойно встретить Рождество Христово благодатно скажется и на духовном, и на телесном здравии нашем, – несомненно.

Доброго вам Рождественского поста!

https://rebrik.livejournal.com/878542.html


Метки:  

21 ноября -Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Воскресенье, 20 Ноября 2022 г. 17:21 + в цитатник

Праздник в честь Небесных Сил бесплотных, которых Господь Бог сотворил в самом начале. Они уже "восклицали от радости", когда Бог полагал основание Вселенной (Иов. 38, 7).

У каждого из нас есть свой Ангел-хранитель, и поэтому, когда мы обижаем человека, то одновременно задеваем и небеса: "Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного" (Мф. 18, 10). Почему на исповеди часто слышим: «Обидел (а) человека»? Отчего понимаем, что нанесенная обида грех? Да потому что, дар Божий – совесть, ангел твой Хранитель подсказывает: повинись, покайся, помирись.

Служить Богу и людям - высшая радость для Ангелов, и они так это делают, что люди чувствуют.

Дух прост в отличие от человека. Он или весь и навсегда в добре, или весь и навсегда во зле; и в нем уже нет точки опоры для изменения себя. В отличие от человека, который кроме души имеет и тело, благодаря которому не может ни - как Ангел, сразу вознестись на небо, ни - как бес, сразу ниспасть во ад. Тело - якорь, благодаря которому человек может остановиться на пути зла, может покаяться.

Подлинное оружие Сил Небесных - молитва. Апостол Иуда показывает, как воинствует Архангел Михаил. Он, споря с диаволом, "не смел произнести укоризненного суда, но сказал: "Да запретит тебе Господь" (Иуд. 1, 9). Именно эти молитвенные слова привели к сокрушительному удару по тем, кто своё «я» возвел выше Бога: "Я видел Сатану, спадшего с неба, как молнию. Се даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию, и ничто не повредит вам", - говорит Господь.

Есть такое поверие в Церкви, а некоторые утверждают, что это так и никак иначе: даже если храм разрушен до основания и осквернен, Ангел Хранитель храма пребывает до скончания века у места, где был престол, и совершалась Божественная литургия.

С этим утверждением можно соглашаться и не соглашаться, но присутствуют в нашей жизни события, которые подтверждают это мнение. Есть у меня перечень храмов нашего благочиния конца позапрошлого, то есть XIX века. К 70-м годам XX века из 22-х осталось лишь три. Сегодня же все они или восстановлены, или построены новые. Не хранили бы Силы бесплотные в памяти нашей эти святыни, не передавали бы из поколения в поколение веру и традиции народа, не берегли бы их силою своей ангельской, не восстали бы церкви из разрухи и пепла.

Дай Бог, чтобы Ангел Хранитель в тяжелые минуты нашей жизни не отступил от нас за наши грехи, укрепил в вере Христовой, в надежде и любви ко Господу и верности Православной Церкви.

Человек, то бишь каждый из нас, призван к тому, чтобы соединиться на небе с Ангельскими силами в их вечном предстоянии и славословии Бога.

Призван! Понимаете?

Так пусть же это призвание осуществится!

С Праздником!

https://rebrik.livejournal.com/877895.html


Метки:  

DU COMME IL FAUT

Среда, 26 Октября 2022 г. 17:26 + в цитатник

Была у меня nn-ое количество лет назад размышлизма насчет комильфо и не комильфо. Сегодня она немного иначе мыслится…

Итак:

Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей,

Все тихо, просто было в ней,

Она казалась верный снимок

Du comme il faut …(Шишков, прости,

Не знаю, как перевести).

(А.С. Пушкин. "Евгений Онегин")

Комильфо меняется.

У Пушкина – это естественность, в сочетании с воспитанием. У Толстого, (вспомните «Детство. Отрочество. Юность»), естественность заменяется благородством происхождения.

В советское время подобного определения вообще не существовало, по умолчанию.

Сегодня, в наших градах и весях, comme il faut это не генеалогическое древо от лордов, дворян или викингов, это и не престижные МГИМо, ГИТИС и прочие университеты и ликбезы, это даже не семь пядей во лбу с умением думать на английском, ругаться на французском, а мысли излагать, как Симонян и Веничка.

Нет.

Комильфо нынче в умении отдать чужое, выдав его за свое и способность за внешним лоском и красивыми, ловко составленными словами, скрыть свою собственную, настоящую сущность.

Наверное, у многих из нас были встречи с незнакомыми людьми, которые и выглядели неказисто и на лбу особого интеллекта не написано, да и одежка на незнакомце никак не соответствовала современному понятию «моды и приличия», а душа сама, без насилия говорила – это хороший человек. Как, впрочем, и наоборот. Все при нем или при ней. И диплом, и смазливость, и речь ручейком с изысками и философствованиями, но что-то внутри твердит: «Осторожно, подстава».

Так что прислушиваться надо. Ежели «лежит» душа, то это пушкинское du comme il faut, а если сердце предупреждает, настораживает, то это вполне может быть комильфо современного разлива.

Это не последний вопль попа, одуревшего от навязчивой истерии СМИ, проникающей, как не закрывайся и не логинься, в любой каменный храм или в самый защищенный компьютер.

Слава Богу, что терпеть не могу политику, как таковую, по многим причинам, главная из которой в триаде заключается:

- политика это дипломатия;

- дипломатия это искусство лжи;

- ложь это нарушение девятой Заповеди Божьей.

Но все же (слаб человек, а я тем паче!), позволяю себе иногда читать, смотреть и слушать очередных, как писал и пел Высоцкий, «кандидатов в доктора». Не обращать на них внимание не просто, уже восьмой год живем с приходом на тонкой грани лезвия, между войной и миром. Плюс, эта напасть, с губительными поветриями и ожиданием еще большей «грязной» страшилки…

Результат этого моего греха удивителен и не логичен: благодарность моей Церкви, сумевшей остаться островком, где умеют любить, уважать, сочувствовать и искренне улыбаться.

С годами эта благодарность геометрически возрастает.

Говорите, что это невозможно, обойти политику стороной?

Враки!

Я нынче у архиерея был. О грядущем 10-летии епархии говорили, мероприятия юбилейные обсуждали, о тех, кто закончили свою земную часть жизни вздыхали и о милостях Божьих в годах грядущих молились. Не прятали голову с мыслями «спасайся кто может» в песок забвения, не спорили с навигатором жизни нынешней о самой короткой дороге на кладбище, а маршрут прокладывали. В будущее. Туда, где смех детский и улыбка старческая, где таланты собственные преумножить можно и желание доброе осуществить никто не мешает.

Прожекты, говорите? Мечты неосуществимые?

А вы пробовали жить по-человечески в расчеловеченном мире?

Попробуйте, попытайтесь.

И тогда станете Du comme il faut, причем такими, о ком Пушкин не знал, а Толстой не ведал.

https://rebrik.livejournal.com/877815.html


Метки:  

Иверская

Среда, 26 Октября 2022 г. 10:05 + в цитатник

Иверская икона Богородицы

(26 октября)

Возле города Никея жила вдова-христианка с сыном. Был у них образ Пресвятой Богородицы дивной красоты. Когда при царе Феофиле-иконоборце в стране начали уничтожать иконы, воины ворвались и в дом вдовы.

Конечно, женщина бросилась защищать святыню, но кто ж обращал на нее внимание? Воин размахнулся мечом — и ударил изо всех сил по лику Пречистой. Из раны брызнула кровь — настоящая, алая. В ужасе упал перед иконой царский слуга. Раскаяние его было искренним. Он, как говорит предание, даже принял монашество.

Не меньше воина были потрясены женщина и ее сын. Надо было во что бы то ни стало спасти образ. Но как, где спрятать его?

И вдова решается на шаг, который говорит о глубине ее веры. Она идет с иконой к морю, ставит ее на воду и просит Пречистую:

- Спаси этот образ Сама!

Происходит еще одно чудо: икона не падает, а стоит на волне — и медленно отплывает от берега.

Сын женщины тоже стал иноком. Он ушел на Афон — и там рассказал монахам о чудотворной иконе. Эту историю помнили и после его кончины. Однажды неподалеку от святой горы Афон появился над морем огненный столп. Что это было? Ответ пришел к старцу Гавриилу из Иверского (Грузинского) монастыря. Во сне ему явилась Богородица и велела сказать настоятелю и монахам, что Она даст им Свой образ. Но Гавриилу надо самому забрать его: пройти по морю до огненного столпа.

И старец пошел. Его вера тоже была велика. Святой принес икону — и монахи сразу «узнали» образ: на щеке Богородицы — следы от меча и капли крови.

Образ с благоговением внесли в храм и поставили в алтаре. Но утром его там не оказалось. Стали искать икону — и нашли на стене над монастырскими вратами. Опять внесли ее в алтарь. И опять она вернулась на стену.

Идти против воли Богородицы монахи не собирались. Икону назвали Вратарницей — и построили для нее специальный надвратный храм. Но есть у нее и второе название

— Иверская, по имени монастыря.

Много чудес происходило от Иверской Вратарницы. Она защищала обитель от врагов, которые часто нападали на монастырь. У иконы

исцелялись безнадежно больные. Решались неразрешимые проблемы.

В середине XVII века патриарх Московский и всея Руси Никон заказал на Афоне два списка с Иверской иконы. В Москве для Иверской иконы Богородицы построили специальную часовню возле Красной площади. Как и теперь, в ней каждый день служились молебны. С утра до вечера приходили к Богородице люди — со своими печалями и болью. И никто не ушел неутешенным.

На Афоне существует такое предсказание, что Иверская икона не останется там, а перед концом времен уйдет в Россию. И уже, говорят, два раза находили ее на берегу. Представляете, какими мы должны стать, как веровать, чтобы принять такую святыню?

https://rebrik.livejournal.com/877446.html


Метки:  

Притча о талантах

Суббота, 01 Октября 2022 г. 18:40 + в цитатник

(Евангелие от Матфея глава 25)

Завтрашний воскресный день с одной из самых любимых притчей: о талантах. Да и как ее не любить, если из нее совершенно ясно, что:
- невозможно при любой общественно-политической системе создать материальное равенство всех и вся;
- пирожки может печь только пирожник, а сапоги шить только сапожник;
- доярка не может управлять государством;
- каждый человек абсолютный эксклюзив и спасается только сам;
- будь в том звании, в котором тебя создали, то бишь через себя не перепрыгнешь;
- нет никакого предопределения для спасения в вечности, все зависит лишь от себя любимого;
- преумножить можно любой талант, но только до определенного уровня;
- не берись за то, чего тебе не дано;
- не храни таланты в матрасе, в пещере или в банке. Пропадут.
Где-то так…

https://rebrik.livejournal.com/877233.html


Метки:  

Благодарственное...

Суббота, 24 Сентября 2022 г. 14:36 + в цитатник

Искренне и молитвенно признателен всем тем, кто поздравил нас с престольным днем нашего прихода и с моим днем рождения.

Ежегодно, в последние 17 лет, 22 и 23 сентября стали днями соборной и личной молитвы, они подтверждение присутствия Бога в каждой минуте нашей жизни, в Его постоянной поддержке и помощи.

Особенно это ярко проявляется при архиерейском соборном служении, когда, действительно, "и все и вся" торжествуют единым вздохом, единой мыслью, единой молитвой, когда сердца в симфонии с душой и умом, когда скоротечное время становится предвестником вечности...

Сердечно благодарен своему архиерею, архиепископу Аркадию (Таранову), отцам сослужителям, помощникам - иподьяконам и родным прихожанам.

Слава Богу, мы вместе, в единстве и в радости духовной.

И паки, паки, прошу не обижайтесь за то, что не смог ответить каждому на добрые пожелания и поздравления.

Спаси Вас Господь, друзья!


https://rebrik.livejournal.com/876823.html


Метки:  

Приходское

Вторник, 13 Сентября 2022 г. 16:56 + в цитатник

Наверное, многие из священников сталкивались с верующими, которые пришли к ним из иных приходов. Не просто "зашли" на службу-другую, а с решением больше на бывший "свой" приход не возвращаться.

Не беда, когда ищут того священника, который нравится, ту общину, где хочется всегда быть, а вот, если несколько лет в один храм, а затем "моей ноги там больше не будет", то беда...

Причины далеко не всегда с священником или священниками связаны, иное превалирует к сожалению. Практически всегда выясняется, что кто-то оскорбил, слово "не то" сказал, замечание грубо сделал...

Раним человек.

Можно много рассуждать о терпении, смирении и любви к ближнему, даже если ближний этот откровенный хам, но ведь в храме человек открыт душою, для него это место не только молитвы, но и успокоения душевного. Поэтому любая несправедливость, даже "не такой" взгляд - как соль на открытую рану.

Нельзя считать себя "избранным", судя по знанию канонов вкупе со службами, как и не делает тебя "избранным" личное знакомство с настоятелем, его матушкой или регентом.

Именно из-за тех, кто сам себя избрали в приходскую «элиту», мы не досчитываемся на своем приходе добрых, отзывчивых, верующих братьев и сестер.

Ни коим образом не преуменьшаю вину настоятельскую, что он своевременно не одернет, возомнившего о себе невесть что прихожанина, но все же хотелось бы попросить всех тех, кто считает себя верующими: знайте, что вы - соль мира, именно мира и милосердия, а не источник боли для открытых ран души рядом стоящего прихожанина.

Вот и давеча, к исповеди женщина подошла.

- Вы откуда? - спрашиваю.

Называет недалекий от города шахтерский поселок.

- Так у вас же там приход уже давно и батюшка очень даже не плохой.

- Батюшка то, хороший, - отвечает исповедница, - а вот подруга матушки...

И расплакалась.

- Двадцать лет туда ходила...

https://rebrik.livejournal.com/876764.html


Метки:  

Удрученная констатация

Суббота, 10 Сентября 2022 г. 19:54 + в цитатник

Сегодня опять со всех сторон...

Круглое не есть,

ножики убрать

ничего не резать,

хлеб только ломать

Твердишь, говоришь, объясняешь, но так уже въелось и столь сильно укоренилось, что слова, как горох об стенку.

Да оно и понятно - вековое поверие.

Вот, "Народную Русь" Коринфского открываешь и там:

"На Ивана-Постного не ест деревенская Русь, по преданию, ничего круглого. Памятуя, что в этот, на особицу стоящий в православном месяцеслове, день чествуется праведная-страдальческая кончина Предтечи-Господня, не только не вкушает честной люд православный ничего круглого, но даже и щей не варит, так как капустный кочан напоминает ему своим видом отсеченную голову. На Предтечу не рубят капусты, не срезывают мака, не копают картофеля, не рвут яблок и даже не берут в руки ни косаря, ни топора, ни заступа, чтобы не оскорбить этим поступком священной памяти приявшего от меча мученическую кончину великого пророка Божия, принесшего грешному миру благую весть о грядущем на его спасение Христе – Свете Тихом, Учителе Благом".

Булгаков в своей "Настольной книге священно-церковно-служителя" пишет:

"У народа этот праздник известен под именем Ивана Постного: день этот проводится в строгом посте. Воздержание иногда доходит до странных крайностей: остерегаются есть что-либо круглое, напоминающее своею формою голову, напр. капусту, картофель, яблоки"

Беру с полки украинскую книжку

В.Сапіга "Українські народні свята та звичаї"

и тут:

"Цього дня суворо дотримуються посту. Не варять борщу і це єдиний день протягом року, коли гріх їсти борщ. У цей день не можна різати нічого, що нагадує собою голову. «Якщо зрізати головку капусти цього дня, вважають віруючі люди, то з неї може потекти кров». Нічого не можна рубати сокирою І пиляти пилою. Віруючі люди в цей день не беруть у руки ножа, навіть хліб ламають руками."

Лукавый устраивает свою очередную пляску над святыней и многие из читающих эти строки, к сожалению, ему подыгрывают, веря в эти суеверия и приметы.

Да и как не верить, если в новостных сюжетах об этом дне на радио и телевиденье мы обязательно услышим о том, что преподносит нам враг рода человеческого?

Именно поэтому у нас на приходе существует традиция: после окончании в этот день 11 сентября литургии и панихиды по погибшим воинам, мы кладем на стол большой круглый арбуз, берем острый нож, разрезаем Богом данную ягоду и угощаем ей своих прихожан…


https://rebrik.livejournal.com/876509.html


Метки:  

О злых виноградарях

Суббота, 10 Сентября 2022 г. 19:42 + в цитатник

К завтрашнему Евангелию (Мф.21:33-42)
тезисно

Если крещеный народ желает жить долго, он должен делать то, что приносит плоды

Создав Рай на небольшом участке Земли, Бог дал возможность людям преобразить в него всю планету и, может быть, всю Вселенную. Но человек вместо этого обильно залил землю кровью и оросил ее слезами. Вместо винограда любви и красоты на Земле стали расти колючки страданий и горечь зла.

Засилье зла понудило Бога создать на земле Новый виноградник. Избрав сначала один народ, оградив его заповедями и наставив в правилах благочестия, Бог ждал от него плодов праведности. Но зло и там нашло себе место. Большинство пророков, посылаемых Господом, пытавшихся вернуть избранный народ на путь Божией правды, были беспощадно убиваемы «профессиональными святыми». В конце истории ветхозаветной Церкви эти «праведники» убили и Того, Кого они называли своим Богом.

На крови убитого Христа и мученических страданиях Его последователей был создан последний виноградник Православной Церкви. Но семя вселенского зла начало постепенно отделять один за другим разные его участки, обильно засевая их семенами лжеучений и ересей. Так от единого виноградного поля стали откалываться новые религиозные сообщества, бывшие в прошлом частью Единой Апостольской Церкви.

События, происходящие сегодня в православном мире, – это лишь артподготовка, пристрелка перед большим сражением. Итог и результат этой войны всем известен. Каждому, кто доживет до ее апогея, придется выбирать между смертью за Христа и жизнью в царстве антихриста. Многие сердца уже склоняются в ту или иную сторону.

Для того, чтобы предать Христа, не обязательно доживать до Армагеддона. Виноградник нашего сердца – это наша малая церковь. Если то, что внутри, и то, что снаружи, не будет совпадать, мы легко откажемся от Христа. Что некоторые люди хотят видеть в Церкви? Что они там ищут? Нередко оранжевый заповедник собственных душевных радостей или «вселенскую любовь», построенную, как правило, на фундаменте компромиссов и соглашательства. Конечно, удобно читать о подвигах святых, раскинувшись на мягком диване под кондиционером.

Научиться ежедневно задавать себе главные вопросы нашей жизни: «Как я спасаюсь?», «Где и в чем я сораспинаюсь со Христом?», «В чем узость и тернистость моего собственного жизненного пути?» Если прошел день, и мы ни копейки для покупки благодати в нем не заработали, не набрали ни капли елея мудрых дев, ни разу не вздохнули от глубины сердца к Богу, то мы ничем не отличаемся от тех злых виноградарей, которые не принесли должных плодов хозяину виноградника.

Мы убили добрые помыслы, которые были посылаемы нам от Бога, и распяли в себе Христа. А внешне в это время ничего страшного не произошло. Мы никого не обидели, ни с кем не поругались, не сказали никому ни одного обидного слова. Мы всего лишь отказались идти за Христом и не приняли Его приглашение на брачный пир Агнца. «А в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо…», даже не знаем, что на исповеди сказать.

Печальная притча о случившемся в винограднике снова возвращает нас в дом нашей души для того, чтобы посмотреть, что же мы вырастили внутри самих себя.

Притча продолжает сбываться в церковной жизни во все времена до скончания света, надо помнить и то, что она, конечно же, относится и к каждому из нас лично. И тогда надо говорить уже не о еретиках, не о иудеях, не о раскольниках, а надо говорить о внутренних еретиках, так сказать, которые живут в нашей собственной душе: мы тоже говорим Богу, что не хотим Его знать, а хотим остаться с чем-то мирским и даже, хуже того, с какими-то своими страстями, и ради этого отвергаем Бога. Таков общий душевный смысл этой притчи.

Меня умилила надпись, которую я как-то раз увидел на заднм стекле старенькой малолитражки под названием «Ока»: «Я джип, просто в детстве болел!» Вот и мы с вами должны быть духовными джипами, даже если мы простые «Жигули». Браться за все в духовной жизни, не лениться, быть решительными в служении. Потому что за самоотверженную любовь Бог дает двойную благодать и двойное здоровье.

Писание со всей определенностью утверждает, что "не любящий брата, которого видит", не "может любить Бога, Которого не видит" (1 Ин. 4, 20). А если я не признаю права собственности за человеком, за братом моим, то как я смогу признать право Верховного всемирного Собственника? Как я смогу оценить милость Его прощения, как я признаю за Ним право каждому уделять, сколько Он сам считает нужным, и как я смогу считать себя должником, обязанным что-то давать Ему в свое время? Не случайно всякому насильственному переделу собственности обязательно сопутствует и борьба против Бога.

А значит, на пути к Богу необходимо научиться и уважать право собственности, и даже считать его священным: не подсчитывать чужие доходы, не судить, как ими распоряжаются. И - не требовать, а смиренно просить, и не обижаться, когда не считают нужным дать.

Что только человек не делает, чтобы ничего не делать. Что он только не придумает для оправдания своего беззакония, безнравственности, нарушения воли Божьей.

Святитель Феофан Затворник считает, что от веры нашей нынешней зависит не только жизнь будущего века, но и счастье жизни нынешней, но и даже благосостояние целых народов.

https://rebrik.livejournal.com/876236.html


Метки:  

К завтрашнему Евангелию.

Суббота, 20 Августа 2022 г. 21:02 + в цитатник

МФ. 17. 14-23

Нас постоянно, что то не устраивает, многое и многие мешают, жить «как надо» не дают.

На исповеди раз за разом слышишь: «Не могу я, как нужно молиться, правильно поститься, не раздражаться, мир в душе сохранять», - и далее следует объяснение причин, обстоятельств и прочих преткновений.

По этому поводу история одна вспоминается.

Однажды в город, стая новых грачей прилетела. Старший грач послал своего помощника место для гнезд и пребывания стаи отыскать.

Полетел помощник на поиски. Возвращается через некоторое время и докладывает:

- Нашел! Деревья большие, ветра и людей мало, балка рядом, вода и еда есть. Только одно плохо!

- Что? – спрашивает старшой.

- Запах мне там не нравится.

- Значит, лети другое место ищи!

Полетел. Отыскал. Докладывает.

- Есть место. Деревьев много, с неба ничего не падает,рядом помойка, еды море, но вот только запах мне там не нравится.

Хмыкнул старший грач и вновь отправил своего зама на поиски.

Долго того не было, но прилетел все же и отчитывается.

- Нашел. Центр города, аллея, церковь там стоит, деревья большие, ветра почти нет, из пятиэтажек музыка не орет и народ тихий с ребятишками гуляет и в церкви молится. Правда голубей много, но с ними договориться можно, да и прихожане их все время кормят и нам достанется. Только одно плохо.

- Что? – в сердцах воскликнул вожак стаи.

- Запах там мне не нравится.

Старший грач дал команду стае лететь на аллею к церкви, а помощнику своему приказал:

- Пойди, помойся!

«…о, род неверный и развращенный!» - воскликнул Господь, обращаясь к апостолам на их сетования, что они не могут исцелить бесноватого отрока. И указал им, что все по их неверию происходит.

Так же и наши обстоятельства с надуманными причинами, из-за которых не можем толком молиться, не раздражаться и мир в душе хранить. Все оттуда же, от неверия, от грязи душевной.

Мыться надо. И вам, и мне, вкупе с вами…

Есть такая баня.

https://rebrik.livejournal.com/875831.html


Метки:  

Поиск сообщений в lj_rebrik
Страницы: [50] 49 48 ..
.. 1 Календарь