-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_qzmn

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.01.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 3


Дневники PUKE или кайты над Полярным Уралом

Четверг, 21 Мая 2015 г. 11:25 + в цитатник




Весенние кайт-поездки на север уже становятся доброй традицией. В прошлом годы мы были в Воркуте, а в этом решили поехать на Полярный Урал.



Путешествие началось 10 апреля 2015года с Ярославского вокзала и поезда Москва-Лабытнанги.





Вот и наша команда: Тема Mawerik, Леха MadLamb и я.





Маршрут следования нашего поезда полностью совпадал с воркутинским, описанным в прошлогоднем отчете , посему здесь буду краток:)

Долгая остановка в Котласе.





Проведя в поезде 2 ночи и один день участники PUKE выгрузились на станции Чум, что в 100 километрах западнее гор Полярного Урала. В среде лонг-дистанс кайтеров уже стало трендом называть свои мероприятия созвучной латинской аббревиатурой. Все началось с норвежского VAKE, затем появилось TOKE, TAKE, ну и тут мы со своим PUKE - Polar Ural Kite Expedition)) Экспедиционеры планировали двигаться от станции Чум на лыжах под кайтами на восток, добраться до гор Полярного Урала, пересечь границу Европа-Азия, границу Коми-ЯНАО, разведать район с точки зрения кайтинга и в итоге закончить свой путь в городе Лабытнанги, откуда отбыть поездом домой. Мероприятие было полуавтономном, с частью холодных ночевок и частью в тепле. Недельный запас еды и прочее снаряжение везли в санях. Некой страховкой на маршруте была железная дорога Чум-Лабытнанги, параллельно которой мы двигались по тундре.

8 дней на севере.

День первый.

Перед стартом на станции Чум.







Было не холодно, но дул сильный ветер 10-15м/с, и временами шел снег. Быстро стартануть не получилось. Из-за наличия саней, глубокого снега и сильного рваного ветра у меня и у Лехи порвались/отвязались силовые стропы. Устраиваем полевой ремонт в не самых комфортных условиях.







В итоге, починив оборудование, мы начали свой путь на восток к горам. В первый день маршрут пролегал по руслу реки Усы. Временами выглядывало солнце, что способствовало налаживанию жизни в заполярной тундре.






Пройдя остатки пристани Вом-Воркута, деревню Никиту и порядком утомившись от сильного ветра, под вечер мы находим поперечный руслу овраг, где дует не так сильно, и разбиваем лагерь.






День второй.

Проснувшись мы долго приходили в себя, но к обеду все же собрались и вышли на лед Усы, чтоб продолжить наш в путь к горам. Погода была такая же, как и в предыдущий день, разве что ветер был чуть по-слабее, попутный 9-10 м/с. Первое время мы двигались по реке, но где-то в районе поселка Елецкий увидели впереди сужение и вышли в тундру южнее русла. Здесь леса, который попадался раньше по берегам, уже не было, лишь редкие кусты иногда встречаются между пологих сопок. Весь день была сплошная облачность, а это значит, что в тундре все белое вокруг на 360 градусов. Глазу зацепиться не за что, разве что за те самые редкие кусты. Идем по приборам постоянно сверяя наш курс с навигатором. К вечеру мы добрались гор, подошли ближе к железной дороге Чум-Лабытнаги в районе станции Полярный Урал и почти незаметно оказались в Азии. Из-за пурги и приближающейся темноты осмотр стелы на границе континентов решили перенести на другой день, а сейчас успеть добраться до разъезда 110км, где среди заброшенного поселка Полярный есть теплая база Перевал.

В сумерках добрались на 110 км.






Пурга, видимость плохая. Складываем кайты, дальше пешком.





Селфи с санями после 100 км тундры и пурги.





А вот и пацыки подтягивают






Вот моя деревня, вот мой дом родной.





Снег в этом году есть!






Замученные пургой участники PUKE добрались до тепла.





Гостиница Перевал. Бывший дом отдыха геологов, а в настоящее время частная гостиница. 3 этажа, все удобства, легко разместит пару десятков человек, еда только своя нужна. И все посреди вечной мерзлоты, гор и заброшенных конструкций. Сейчас мы здесь одни. А кому еще тут быть в это время? Хотя, говорят, туристы испанцы заходили недавно)

Разложили сушить тряпки на втором этаже





День третий.

Вид из окна на утро. Под нами заброшенный поселок геологов Полярный, за ним горы Полярного Урала.





База Перевал в свете дня.






Подкрепившись, мы поехали смотреть пропущенную вчера стелу Европа-Азия.


По тундре, по железной дороге.









Снегозаграждения вдоль железки. Высотой в 6 метров. Кое-где они засыпаны снегом полностью.





Прибыли на точку.






Граница континентов.






Вот и торжественный момент)








Рядом со стелой обнаружили памятник достойному сыну Коми В.Н. Латкину, исследователю края.






Тем временем мимо нас прошли 2 Газушки, легкие гусеничные вездеходы.












Дорога одна, транспорт разный.Теперь нам скакать по их колеям.






Дороги севера.






На самом деле король дороги тут один - это поезд. все остальное так, недоразумение. Вот он, сжигая соляру, поднимается на перевал Европа-Азия.









Но вскоре на самом интересном месте наступило оно...
Одиночество.






Одиночество, это когда ветер пропал, и ты стоишь один посреди тундры и ничего поделать не можешь.





Для борьбы с одиночеством мы сложили кайты и направились с близлежащему зданию станции Полярный Урал, что находилось в паре километров от нас. Но станция эта не для пассажиров, а для работников железной дороги, кассы и зала ожидания не предусмотрено. Однако, в некую комнату нас посадили.






На станции было настолько жарко, что мы сняли верхнюю одежду и развесили сушить.





После недолгих переговоров с сотрудницей станции Инной мы были напоены чаем и накормлены отменным супом с фрикадельками.
Тема прилег отдохнуть после горячего.






Тем временем пришел вот такой снегоуборочный поезд "Хозяйка", куда мы были посажены по протекции Инны, чтоб быть доставленными к себе на 110км.





Железка в сумерках.






Гостеприимная станция Полярный Урал.






На 4й день нашего пребывания в тундре дали хорошую погоду, то есть солнце. А с ветром там и так все хорошо. Здесь все время дует восток/запад по ущелью вдоль железки, либо север с реки Пайпудыны.





Этот день мы решили посвятить просто радостному отрыву по близлежащим горам.
















Позже мы устроили кайт-сафари по заброшенному поселку геологов. Катались по крышам домов и другим конструкциям занесенных снегом. Мэдлэмб прыгал с домов, а я снимал его на видео (которое лежит несмонтированным). В общем классно время провели)

Вот немного движущейся картинки, чтоб вы имели представление:






День пятый.
С утра я пошел на экскурсию по заброшенному поселку.
















Около 10 лет назад здесь еще жили люди.


















Постеры - свежак)







10 лет назад поселок был расформирован, и геологи перебрались на станцию Обская, что перед Лабытнанги.


















Вернувшись на базу застал парней за расчисткой гостиши от двухметрового снега.





Один из хозяев гостиницы Виктор пригласил нас глянуть на его гараж-мастерскую. Но сначала надо ее немного откопать.




Внутри стоит вездеход, как и наверно в любом другом местном гараже.






Сам Виктор, в прошлом профессиональный сварщик, невзначай заваривает сломанную лопату, пока мы осматриваем помещение.






Примерил найденные в гараже лыжи. На мягких креплениях они такие неуправляемые, жуть)





Во второй половине дня мы все же раскладываем кайты и уезжаем в горы.





Фотосессия на фоне тысячников Полярного Урала.





















Этой ночью мне не спалось, и в 3 часа по ямальскому времени я вышел посмотреть на рассвет.




Гора Динозавр и поселок Полярный. Справа горит фонарь на посту у железной дороги.




День шестой.

Парни собираются пробивать путь через Нефритовое ущелье на юго-восток к Соби и далее по реке к поселку Харп, а я остаюсь еще на день на базе, чтобы поехать на экскурсию к оленеводам, остановившимся поблизости.




MadLamb на фоне заброшки Полярного.








Провожаю парней взглядом. Тема Маверик и его бессменый Экстази 2-12






Полярная собака железнодорожника Константиныча тоже всех провожает.






Ну а теперь пора в гости к оленеводам.




Рядом с чумом стоит с десяток саней, для перевозки пожитков. Тропа направо указывает куда ушло стадо оленей искать пищу.






По мере моего приближения залаяли собаки, и из чума вышел оленевод Гаврила. Пригласил зайти внутрь. В чуме тепло и комфортно. Толстые доски защищают от холодной земли, а шкуры натянутые на жерди от ветра и снега. Посреди большая печь. Она же плита. Старшие дочери учатся в интернате в Воркуте, а младшая пока здесь с родителями.






Оленевод Гаврила с женой и дочкой.






Отпив чая в чуме, я распрощался с Гаврилой и его семьей и отбыл патрулировать снежные просторы Полярного Урала.





Этот вечер был особо сладок для кайтинга в долине Пайпудыны средь редких лиственниц.






Встречаю закат на одной из окрестных гор.





День седьмой.

Раскатываю долину Соби, подбираюсь к горе Динозавр.





В каньоне ручья.





В этот день была заключительная каталка в горах. И теперь я стою на путях в ожидании поезда в Лабытнанги.






Как это ни странно, но в поезде я встречаю кайтера из Казани Равиля mravil, который едет на близлежащую станцию Собь раскатывать уральские склоны. После нескольких лет виртуального общения в сети мы впервые встречаемся в "бичевозе" Воркута - Лабытнанги:))






Станция Харп. Здесь я должен встретиться со своими парнями, но они телеграфируют, что залипли на турбазе Красный Камень и не успели запрыгнуть на поезд, ждать их теперь завтра в Лабытнангах.




День восьмой заключительный.

А вот и Лабытнанги, что в переводе на русский - семь лиственниц. Переночевав на вокзале в так называемой комнате отдыха, я отправился покорять просторы Оби.







На льду Оби, порт Лабытнанги.





Знаменитая переправа Салехард - Лабытнанги. Теперь и на кайте:)






На выезде с переправы в Салехард красуется скульптура мамонта.






Сливаюсь по ветру к Салехарду, это около 10 км от переправы по реке. Речной вокзал.





Добравшись до некого столба торчащего из обского льда напротив центра Салехарда, я ставлю галочку, что город взят, и возвращаюсь в Лабытнанги встречать товарищей с поезда и отбывать во-свояси.



Вернувшись обратно в Лабытнанги я иду на вокзал пообедать и принять душ за 100 рублей. Пока суть да дело, тут и парни приехали на вечернем бичевозе. В ходе расспроса выяснилось, что путь от 110 км на восток тупиковый. Ущелье, по которому они шли, сужается и зарастает лесом, движение на кайте становиться невозможным. Долина реки Собь ниже впадения Пайпудыны так же не располагает к кайтингу. Часты промоины, рваный ветер и деревья с кустами превращают кайтинг в сущий ад. В итоге, пройдя сколько можно, они посадили кайты на деревья в густом лесу, поскитурили немного, помучались на Соби и остановились на некой базе Красный Камень, откуда не смогли уехать из-за душевности хозяина и затупили там еще на сутки:) Но сейчас мы снова вместе и идем ночевать в прибывший поезд Лабытнанги-Москва, на котором нам светит уехать домой на следующее утро.

По итогам экспедиции выявлены приоритетные места для зимнего кайтинга в Районе Полярного Урала. Это район от станции Чум до станции Собь. Здесь сочетаются речной, тундровый и горный кайтинг. Близость железной дороги и минимальной цивилизации на всем пути не дадут вам пропасть без вести. Однако телефоны здесь не ловят, нужно брать спутник, кто хочет быть на связи. Кому хочется еще по-суровее, возможны более экстремальные маршруты по долине Пайпудыни и сообщающимся с ней долинам с выходом к Воркуте либо к трассе на Обская-Бованенково. Кому хочется лайт-варианта, возможен заезд на базу с провиантом и безмятежная каталка со стартом в 10 метрах от крыльца) До встречи на Северах:)

Конец.

Самые свежие фото смотрите у меня в Instagram.

https://qzmn.livejournal.com/63167.html

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку