-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_npl_22

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.10.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 18


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ.Реликвии и шедевры .Рукописи и старопечатные книги 13.

Воскресенье, 11 Августа 2019 г. 23:53 + в цитатник

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

Крест напрестольный. 1745 г.

Яйцо пасхальное. Императорский фарфоровый завод. Около 1903 г. 7681 фф

Минин и Пожарский. Смутное время

Музыкальные инструменты

Яйцо пасхальное. Императорский фарфоровый завод. 1915 год

---------------------

Рукописи и старопечатные книги

Отдел рукописей и старопечатных книг ГИМ является одним из крупнейших отечественных хранилищ памятников письменной культуры. Более чем за столетие в нем собрано около 31 тысячи письменных источников: греческие папирусы начала I тыс. н.э., первые берестяные грамоты, найденные в Новгороде в 1951-1953 гг., редчайшее собрание греческих рукописей VI-XVII вв., славянские рукописи XI-XX вв, среди которых – древнейшие пергаментные кодексы, Лицевой летописный свод Ивана Грозного, Минеи четьи митрополита Макария, большая коллекция лицевых рукописей XVII-XIX вв., а также печатные кириллические книги с конца XV по ХХ вв., грамоты высших церковных иерархов XVII в. и монастырские свитки.

К собиранию рукописей и книг старой печати Музей приступил с момента своего основания. В 1912 г. было принято решение выделить этот фонд в специальный отдел, который был открыт в 1914 г. Собранием отдела стали рукописи и книги кирилловской печати в основном традиционной книжной культуры допетровского времени и старообрядческой традиции. Памятники же нового времени (документы дипломатического, административного, хозяйственного, юридического характера, а также личные архивы, мемуары, переписка, автографы) были переданы в другой отдел – Архив, ныне Отдел письменных источников (ОПИ).

Син. 1203. Евангелие апракос "Мстиславово" Алекса, Жаден, начало XII в. (до 1117)

Пергамен, чернила, киноварь, серебро, доски Оклад, ткань Оклад, золото Оклад, аметист Оклад, сапфир Оклад, сапфирин Оклад, гранат Оклад, иссонит Оклад, шпинель Оклад, кордиерит Оклад, корунд Оклад, бирюза Оклад, жемчуг Оклад, скань оклад, эмаль оклад, устав
Инвентарный номер
Син. 1203
Коллекция
Рукописи и старопечатные книги
Выставки
Креститель Руси. К 1000-летию преставления святого равноапостольного князя Владимира. Москва. 23.06.2015-12.10.2015
XVI век. Эпоха митрополита Макария. Москва. 20.06.2017-11.09.2017
Аннотация
Мстиславово Евангелие – уникальный по научной и художественной значимости памятник духовной культуры Древней Руси. Оно было написано и украшено по заказу новгородского князя Мстислава (1076-1132) для вклада на престол каменной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, возведенной в княжеской резиденции "на Городище". Об этом свидетельствуют три современные возникновению кодекса записи (к сожалению, не содержащие точных дат): первая сделана писцом Евангелия Алексой, сыном попа Лазаря, замечательным каллиграфом; вторая, совсем краткая, выполнена твореным золотом и содержит имя златописца Жадена, украсившего рукопись богатым орнаментом. Наконец, запись Наслава (возможно, мастера –серебряника) повествует об изготовлении оклада: по поручению князя он совершил путешествие в Царьград для приобретения икон-пласти в технике перегородчатой эмали ("учинил химипеть" - финифть), после чего "справил злато, сребро и драгый камень, придя в Киев; цену же Евангелия сего один Бог знает…". Время создания Евангелия традиционно определяется интервалом между летописной датой закладки храма – 1103 год, и до 1117 года, когда князь Мстислав был призван в Киев своим отцом – Владимиром Мономахом (хотя одна из новейших гипотез уточняет дату окончания Евангелия как "около 1106 года").
Евангелие написано на пергаменте высокого качества, каллиграфическим уставом в два столбца. По структуре текста оно является полным апракосом, т.е. предназначено для ежедневных чтений на богослужении в течение церковного года, начиная с Пасхи. Четыре роскошные миниатюры с изображением евангелистов и их символов, выполненные темперой на золотом фоне, предваряют начала чтений. Их композиции и формы орнаментальных обрамлений восходят к Остромирову Евангелию 1056 года, заказанному посадником Остромиром для храма Св. Софии в Новгороде, но стиль миниатюр Мстилавова Евангелия совершенно особый, выдающий руку художника-монументалиста, прошедшего выучку у греческих мастеров и, возможно, участвовавшего в росписи новгородских храмов. В декоративном убранстве Евангелия господствует пышный византийский цветочно-лиственный орнамент. Золотые контуры инициалов и фоны заставок подчеркивают празднично-яркие сочетания чистых цветов: алого, синего, травянисто-зеленого.
Как гласит еще одна запись в кодексе, Мстиславово Евангелие было "обновлено" в 1551 году по повелению царя Ивана Грозного. На новый оклад, изготовленный новгородскими мастерами в технике серебряной позолоченной скани, были помещены вместе с другими разновременными иконами из перегородчатой эмали и две маленькие пластины с фигурами апостолов Варфоломея и Иакова. Возможно, эти пластины тончайшей византийской работы начала XII века с греческими надписями сохранились от трудов Наслава. Впоследствии Мстиславово Евангелие было перенесено в Архангельский собор Московского Кремля.

лист 27 об. - миниатюра с изображением евангелиста Матфея

лист 69 об. - миниатюра с изображением евангелиста Луки

лист 123 об. - миниатюра с изображением евангелиста Марка

лист 1 об. - миниатюра с изображением евангелиста Иоанна и Прохора

лист 70

Юрьевское Евангелие

л. I об. - 1 - разворот с фронтисписом, заставкой и инициалом

Выдающийся памятник древнейшего периода русской книжной культуры – Юрьевское Евангелие было создано для основанного в Новгороде князем Мстиславом Георгиевского (Юрьева) монастыря. Принятая датировка Юрьевского Евангелия обусловлена данными записи писца: "Азъ грешный Федоръ нап(и)сахъ Еуа(нгелие) се рукою грешною с(вя)тому м(учении)ку Георгеви въ манастырь Новугороду при Курияце игумене и Саве икономе. Угриньцъ п(и)салъ". Из Первой Новгородской летописи известно а начале в 1119 году строительства каменного собора монастыря, там же приведена и дата смерти игумена Кириака – 1128 год.
Замечательной особенностью Юрьевского Евангелия является его богатая орнаментика, исполненная только ярко-алой киноварью на белом пергаменте. Начало Евангелия от Иоанна предваряет фронтиспис с киноварным силуэтным рисунком трехглавого храма. Его контуры заполнены византийским узором с пальметтами и розетками, с внешней стороны стен и куполов помещены изображения барсов, орлов, павлинов. Плетеный орнамент в больших киноварных инициалах напоминает мотивы декоративного убранства предметов прикладного искусства средневекового Новгорода.
Общий стиль исполнения Евангелия необычен: византийские элементы сочетаются с образами, более характерными для искусства романского Запада. Возможно, сыграло роль происхождение писца – "Угринец", т.е. венгр. Таким образом, уникальное оформление Юрьевского Евангелия демонстрирует открытость книжного искусства домонгольской Руси, отражая ее широкие международные связи – династические, торговые и культурные

Евангелие апракос "Андрониково" 1 четв. XV в.

Епарх. 436. Евангелие апракос "Андрониково" 1 четв. XV в.

Сказание о Мамаевом побоище. 80-е гг. XVII в

Увар. 492 -4°. Сказание о Мамаевом побоище. 80-е гг. XVII в. лист 27

"Сказание о Мамаевом побоище" - наиболее популярный литературный памятник так называемого Куликовского цикла, в который входят также летописные повествования и поэтический эпос "Задонщина". Сохранившееся во многих списках "Сказание" - увлекательный рассказ о победе 8 сентября 1380 года русского войска московского князя Дмитрия Ивановича Донского над полчищами ордынского хана Мамая, с уникальными подробностями о паломничестве князя Димитрия в Троицу и о благословении его на битву преп. Сергием Радонежским.
Два лицевых списка "Сказания о мамаевом побоище" происходят из собрания графа А.С. Уварова. Самый полный из сохранившихся лицевых списков, датируемый 1680-ми годами, содержит 78 миниатюр. Их рисунок лаконичен и выразителен, раскраска небрежная, красочная гамма скупая; главную роль играет эмоциональный язык жестов. Миниатюры на разворотах листов представляют впечатляющую панораму моментов битвы. Ряд миниатюр передает словесные образы эпического характера – "от великие грозы древеса преклоняхуся и трава постилашеся", "плещуще крилами орлы от усть Дона слетухуся". Фрагментарность многих листов показывает "зачитанность" рукописи, ее востребованность у читателей.
Вторая рукопись "Сказания" датируются по почерку и водяным знакам бумаги серединой XVII века. В кодексе сохранилось 27 миниатюр, композиции которых имеют почти лубочный характер и заключены в широкие рамки "старопечатного" орнамента. Особенно нарядны ярко расцвеченные стилизованные формы архитектурных сооружений, в которых узнаются стены и башни Московского Кремля, княжеские палаты, храмы Троице-Сергиева монастыря. Как следует из владельческой записи 1742 года, данный список "Сказания о Мамаевом побоище" принадлежал семье белозерского посадского человека и, возможно, был переписан и украшен в этом регионе русского Севера, в соответствии с местной книгописной традицией.

лист 39

лист 48

Букварь.

Мнш. 892/а. Букварь. Карион Истомин. Бунин Л. 1694 г.

"Букварь славенороссийских писмен уставных и скорописных, греческих же, латинских и польских" - уникальная цельногравированная книга, изданная в Москве в 1694 году. Составителем этого замечательного иллюстрированного учебного пособия был иеромонах Карион Истомин, знаменитый писатель и поэт, начальник Московского Печатного двора и наставник царских детей. Рисунки и текст для каждого листа вырезаны на меди известным мастером Серебряной палаты и Печатного двора Леонтием Буниным.
Созданные Карионом Истоминым роскошные рукописные "Буквари" были поднесены царице Наталье Кирилловне для внука, царевича Алексея Петровича, и царице Прасковье Федоровне (жене царя Ивана, брата Петра I) для трех ее дочерей. Издание 1694 года предназначалось уже для более широкого круга читателей, причем это было первое учебное пособие и для "отроков", и для "отроковиц". Издание осуществили на средства московского "торгового человека" Ивана Агапитова сына Постникова.
В "Букваре" господствует принцип максимальной наглядности обучения грамоте и письму. На 38 листах книги каждая буква кириллического алфавита представлена в разных начертаниях – от полуустава до лихих скорописных росчерков. Возглавляют ряды человеческие фигуры, в позах которых угадываются силуэты букв, преимущественно это "воинские люди" в западноевропейских доспехах. Под ними тонко и реалистично изображены предметы, начинающиеся на ту или иную букву, – утварь, одежда, оружие и т.п. Некоторые сложные постройки ("Палата") или целые сцены ("Брань или война") даны в правильной перспективе. В нижней части каждого листа помещены двустишия, объясняющие прямой и символический смысл изображений и несущие краткое нравоучение.
Лицевой "Букварь" Кариона Истомина 1694 года – выдающееся явление русской культуры и искусства конца XVII века. В великолепно исполненных гравюрах и их стихотворном сопровождении органично соединились черты европейского барокко и приверженность древним традициям православия.

Книга

Побеждающая крепость к счастливому поздравлению славнои победы над Азовым, и к счастливому въезду в Москву. Его царскому величеству покорнеише поднесено От Ериста Фридериха барона, фон боргсдорфа, Цесарского Величества Римского, настояще учрежденнаго началнаго Инженера. В лето Господне, 1696. Ныне же повелением его царскаго пресветлаго величества Напечатася в царствующем великом граде Москве, Лета Господня 1709. февруариа в день. 1709

Служебник. XII - XIII вв.

Sin604_Служебник Варлаама Хутынского

Берест. грамота

Берест. грам. 202. Грамота мальчика Онфима c молитвой и рисунком. Онфим. 1240-1260 гг.

Новгород, Неревский раскоп
Датировка
1240-1260 гг.

Синодальное Славянское собрание рукописей

две миниатюры: портрет семьи киевского князя Святослава и Спас на престоле

Син. 1. Азбука фряжская. Конец XVII в.

http://catalog.shm.ru/entity/ALBUM/626226440?index=0

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

https://npl-22.livejournal.com/6301105.html


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку