Это кто же? Неужели странный философ маркиз де Сад? Нет-нет. Это кумир XVIII века, лидер мнений и безусловный авторитет того времени месье Жан-Жак Руссо.
Его причисляют к знаменитым философам, великим педагогам, композиторам, и даже ботаникам (в прямом смысле слова). И кто не восторгался знаменитой "Исповедью", кто не повторял его красивые теории о вреде цивилизации и собственности, о необходимости возвращения человека к себе естественному, ничем не испорченному
даже без шкуры на плече и без дубинки. Чтобы вырастить такого "прекрасного дикаря", дитя надо выращивать на воле, без дурного воздействия взрослых..
Главным трудом Руссо стала "Исповедь", не имеющая ничего общего с исповедью. Книга - упоительное самолюбование и невероятно приятные воспоминания о своих разнообразных пороках. Даже когда Руссо Ж-Ж. упрекает себя в чём-то, даже тогда он любуется своим упрёком, а зачастую, и самим проступком, за который следовал упрёк. "Исповедь" -род эксбиционизма, когда мерзость выставляются напоказ, и сам извращенец получает от этого удовольствие
Я предпринимаю дело беспримерное, которое не найдёт подражателя. Я хочу показать своим собратьям одного человека во всей правде его природы, — и этим человеком буду я.
Я один. Я знаю своё сердце и знаю людей. Я создан иначе, чем кто-либо из виденных мною; осмеливаюсь думать, что я не похож ни на кого на свете. Если я не лучше других, то по крайней мере не такой, как они.
В общем, то, что сейчас называют "белым пальто".
В наши дни "Исповедь" кажется довольно неприличным произведением, и в 2015 году на сочинении Руссо поставили знак 16+
Жан-Жак с детства был развратным ребенком, если можно так сказать о ребенке. Развратил его, хоть и нечаянно, отец, читавший вслух довольно откровенные романы. После того, как маленький Жан-Жак был отправлен в пансион,
где уже в 8 лет он испытал противоестественное удовольствие от телесного наказания со стороны мадемуазель Ламберсье, дочери священника. Наряду со стыдом и болью он испытал ни с чем не сравнимое сладострастное ощущение и мечтал подвергнуться наказанию снова. Когда мечта воплотилась в жизнь, испытал поистине райское наслаждение.
Частичное удовлетворение он находит в играх со сверстницей. Мадемуазель Готон невероятно нравилось брать на себя роль «строгой госпожи». Часами они увлеченно играют в учительницу и нерадивого ученика: вооруженная гибкой розгой 11-летняя Готон подвергает Руссо строгому наказанию, которое он униженно вымаливает стоя на коленях, и при этом пресекает любые действия с его стороны, вплоть до невинных поцелуев. Это, между прочем, 11-летние дети"! Обоим игра очень нравилась. Но Готон уезжает из Франции вместе с родителями.
Тогда и начались странные отношения Руссо с женщинами
«Быть у ног надменной возлюбленной, повиноваться ее приказаниям, иметь повод просить у нее прощения - все это доставляло мне очень нежные радости...» Всю жизнь я вожделел и безмолвствовал пред женщинами, которых больше всего любил»,Кто бы мог подумать, что это наказание, которому подвергла восьмилетнего ребёнка девушка тридцати лет, определило мои вкусы, мои желания, мои страсти, меня самого на всю остальную жизнь, и как раз в направлении, обратном тому, что должно было произойти естественным путем?
В 16 лет он был взят под покровительство 24-летней мадам де Варанс, с которой и узнал радости свободного секса, потому что мадам не отличалась строгостью нравов и одновременно сожительствовала с несколькими юношами и со своей служанко Ане. Руссо называл ее
маменькой, но такая любовь без единого шлепка ему не нравилась . Руссо разочарован и пишет в дневнике: «Вероятно, я слишком любил ее, чтобы ее желать». Это, впрочем, не мешает ему начать эксперименты: заняться сексом со служанкой Анет, потом вместе с Анет и «мамочкой». Какое-то время троица живет душа в душу, устраивая по вечерам групповушки, но они не доставляют Руссо того удовольствия, о котором он мечтает.
Вам уже противно? Поверьте, это сущие пустяки. Мазохизм, эксгибиционизм, фетишизм -- весь этот набор был мил философу, которого Жорж Санд именовала не иначе как «Святой Руссо».
Были у молодого Руссо и опыты с эксгибиционизмом ( как я и предполагала), из-за которых он попал в неприятную ситуацию, но не надолго. Потом, в гораздо более зрелом возрасте пытался на двоих со своим приятелем вырастить будущую любовницу из 10-11-летней девочки, договорившись о её содержании с её матерью. К счастью для девочки, их что-то остановило
Руссо довольно долго сожительствовал с Тереза Левассер, которую принято назвать его женой. Когда она забеременела, он решил, что лучше жить без детей
Из разговоров сотрапезников за табльдотом Жан-Жак узнает, что во Франции нежелательных младенцев сдают в Воспитательный дом; решив
последовать обычаям этой страны, он уговаривает Терезу отдать младенца. На следующий год история повторяется, и так целых пять раз. Тереза «подчинилась, горько вздыхая»
Как трогательно. Отдавать своих детей в приют - обычай этой страны. Конечно, только так.
.
.. не будучи в состоянии сам воспитывать своих детей и отдавая их на попечение общества, с тем чтобы из них вышли рабочие и крестьяне, а не авантюристы и ловцы фортуны, я верил, что поступаю как гражданин и отец; и я смотрел на себя, как на члена республики Платона. С тех пор сердечные сожаления не раз доказали мне, что я ошибся, однако рассудок не только не упрёка меня, но наоборот, — я часто благословлял небо за то, что оно спасло моих детей от участи их отца и от тех бедствий, которые угрожали бы им, если б я вынужден был их просто покинуть.
ТО есть, весело дожить до старости писать книжки - это бедствия, а помереть в приюте - благо
Дальше он ещё возвращается к этой теме и, разумеется, оправдывает отправку своих детей, которых он даже не видел, в Воспитательный дом тем, что родственникам своей жены он точно не мог бы доверить их воспитание. Настолько отвратительна родня его жены. Описывая свои отношения с Терезой в течение одной главы Руссо Ж-Ж. умудрился красноречиво и путанно заявить и о своей любви к ней, и о полном отсутствии таковой. Впрочем несколькими страницами ранее он был доволен тем, как спокойно она отнеслась к его признании в том, что он в компании друзей в ближайшую ночь ей изменял с женщиной пониженной социальной ответственностью.
Человек лицемерный и в сущности не благодарный, имея множество покровителей, он, тем не менее, в своей исповеди постоянное жалуется на свою горькую судьбу:
Мало найдётся людей, испытавших столько горя как я, мало кто пролил в своей жизни столько слёз. Но никогда бедность сама по себе или боязнь впасть в неё не заставили меня испустить хотя бы один вздох, пролить хотя бы одну слезу.
Если и были ( а они были во множестве) люди, весьма благополучно жившие за счет богатых покровителей, так Руссо не только принадлежал к их числу, но и был в первой десятке. Многие аристократы начинают добиваться расположения Жан-Жака: принц де Конти, герцогиня Люксембургская
Когда в зрелом возрасте этот бедолага решил на практике реализовать свои идеи борьбы с излишествами цивилизации, он хотел оставить в своём гардеробе только белые рубашки. Но ничего не получилось:
Украли всё, в том числе сорок две рубашки великолепного полотна, составлявшие основу моего бельевого гардероба
Тут бы обрадоваться, что сама жизнь избавила его от всяких нехороших излишеств, но Руссо что-то не пришел в восторг. Он затеял целое расследование. Подозрение пало на брата Левассер, но видно, она упросила сожителя закрыть эту тему
У Жан-Жака Руссо был целый ряд возможностей сделать столь желаемую им с самой ранней юности карьеру. Он был секретарём посольства, делопроизводителем у самого крупного откупщика, музыкальные пьесы его сочинения с успехом давались в присутствии королевской семьи. Но по молодости ему представлялось необходимым условием успешной карьеры существование за счёт какой-либо состоятельной дамы в качестве альфонса.
А как Жан-Жак любуется своим воровством и своей патологической лживостью! Он же крал по пустякам! Он же лгал не со зла! Вообще, вся "Исповедь" - это наслаждение воспоминаниями о своих пороках. И нет ни следа раскаяния. А теперь представьте себе, что эта омерзительная книга была, фактически, "библией" эпохи Просвещения"
https://mysea.livejournal.com/5714599.html