Фотографы 28-31 мая. |
В мае 1906 года жители Сан-Франциско стали очевидцами весьма нелепого зрелища - группа взрослых мужчин занимались воистину детской забавой - запускали воздушного змея. Удивительным был не столько сам факт игры - в конце концов, каждый развлекается по-своему - а место, которое они для этого выбрали. Всего за несколько недель до этого, 18 апреля 1906 года Сан-Франциско потрясло землетрясение, принесшее множество разрушений. Мощный пожар, вспыхнувший после землетрясения, привел к тому, что более 200’000 жителей города остались без крова.
Человек управляющий "играющими" - Джордж Раймонд Лоуренс (George Raymond Lawrence, 1868-1938) - не был похож на сумасшедшего. Он был знаменитым своими изобретениями и нововведениями коммерческим фотографом, вполне отвечающим своему девизу: "Невозможное в фотографии - наша специальность". Как только известие о катастрофе в Сан-Франциско достигли Чикаго, Лоуренс собрал свою команду и все свои приспособления для съемки и отправился к разрушенному городу. Это было рискованное предприятие, но фотограф знал, что сможет хорошо заработать на этих снимках: при всех своих талантах Лоуренс был, прежде всего, коммерческим фотографом.
Панорамная камера "Змеиный поезд"
Съемка с воздушного шара была впервые осуществлена в 1858 году французским фотографом Феликсом Надаром. Джордж Лоуренс тоже пользовался воздушным шаром для своих экспериментов - несколько раз он чуть не погиб при этом - но позже он решил, что удобнее пользоваться воздушными змеями. Он разработал конструкцию позволяющую использовать до 17 воздушных змеев соединенных двухметровыми стеблями бамбука. Панорамная камера, специально разработанная Лоуренсом для съемок с воздуха, весила 22 кг. Она прикреплялась к последнему змею.
Джорджу Лоуренсу пришлось решить массу технических проблем. Как поднять систему на требуемую высоту? Как нацелить камеру на объект? Как зафиксировать ее в неподвижном состоянии во время съемки? Эти вопросы самые очевидные, но возникали все новые и новые парой самые неожиданные проблемы. Но Лоуренс привык делать "невозможное". И результат превзошел все ожидания. Итоговый снимок, полученный 28 мая 1906 года, был сделан с высоты 600 метров. Фотографии 44 на 122 см были напечатаны контактным способом (без увеличения). Эта работа фотографа - самый знаменитый его снимок, и, вероятно, самая известная панорамная фотография сделанная с воздуха. Это было и неплохим коммерческим предприятием: Лоуренс заработал на этом снимке более 15’000 долларов - значительные по тем временам деньги.
Джойс Теннесон (Joyce Tenneson) - одна из наиболее знаменитых и талантливых фотографов современности; согласно голосованию проведенному журналом "American Photo" она входит в десятку самых влиятельных женщин-фотографов за всю историю фотографии. Она автор 10 фотоальбомов, ее работы участвовали в более чем в 150 выставках по всему миру и включены в коллекции ведущих мировых музеев и частных собраний.
Джойс Теннесон о фотографии:
У меня никогда не было четкого плана, что я собираюсь фотографировать, я просто старалась сфотографировать все, что было мне интересно в определенный период жизни. Поэтому сначала я занималась автопортретами, пытаясь понять, что я из себя представляю. Затем я старалась исследовать те глубинные эмоциональные сущности, с которыми мы постоянно сталкиваемся - пыталась выявить их визуально. Мне приходилось работать над проблемами, которые казались очень важными для меня лично - и я очень рада этому. Мне удавалось совмещать любимую работу и приличный заработок.
Я хочу помочь людям увидеть и распознать их собственную внутреннюю сущность, которую они обычно скрывают - в том числе и от самих себя. Моя камера лишь свидетель. Она освещает людей, помогая им открыть собственный внутренний мир и найти в себе мужество сохранить это открытие.
Я люблю фотографию, потому что я могу сфокусироваться на отдельном снимке и посредством него говорить со зрителем. Меня очень интересует внутренняя жизнь человека и то, что делает его уникальным … то же самое и с цветами. ... Я вижу цветок не как элемент декора, а как особую индивидуальность.
Все мои книги отражали естественный процесс моего собственного роста как человека и как фотохудожника.
Мне нравится фотографировать людей разного возраста. Я словно загипнотизированная наблюдаю за метаморфозами, которые претерпевает человеческая кожа от рождения до старости. Мне интересны люди с различным строением тела - и толстяки и доходяги.
Меня очень интересуют люди. Я люблю людей. Люди - это смысл моей жизни. И меня интересует их внутренний мир, который они никому не показывают, прячут от внешнего мира. Таким образом, когда я фотографирую людей, то стараюсь проникнуть за видимую поверхность, подобрать ключ к их внутреннему "я".
Вероятно, я стал бы музыкантом, но однажды... отец подарил мне фотоаппарат ... С тех пор я не говорю о фотографии - я ее делаю.
Армейский дневник, "Си-бемоль"
Начало творческого пути Виталия Бутырина пришлось на середину 1960-х годов. Его первые опыты - фотографии окружающих его природных и городских ландшафтов. Но документальная съемка недолго занимает Виталия - уже два-три года спустя его художественный мир значительно усложнился. Он не хотел отражать правду жизни, его целью стало создание образов - сложных, неоднозначных, заставляющих зрителя думать и переживать. Один из первых опытов молодого фотографа - цикл фотомонтажей "Армейский дневник", созданный в 1968 году. Фотографии цикла сделаны не в трагическом (этого в то время не допустили бы), а в ироническом ключе. Единственная вольность, которую себе позволил фотограф, это изобразить солдат … без лица. Он как бы лишил их признаков индивидуальности, превратил в некую безликую массу.
С тех пор, используя отснятые им фрагменты действительности (он никогда не пользовался работами других авторов), Бутырин творил исключительно в жанре фотографической фантастики. До появления компьютерных технологий фотомонтаж был далеко не легкой процедурой. Автору приходилось выискивать приемы создания иллюзии глубины пространства, правильной передачи игры света и тени, способы показать тяжесть или легкость отдельных предметов и … бытия в целом. Чтобы добиться желаемого, Бутырину приходилось много часов проводить в лаборатории. Но результаты того стоили! Президент Французского музея фотографии Жан Фаж говорил, что "работы Виталия Бутырина поражают оригинальностью и красотой композиции. В наши дни быть действительно самобытным художником - дело нелегкое. Мне кажется, что это самое редкое качество".
Если нужны фотографии интерьеров, то буду рад Вам на странице "Фотосъемка интерьера: пояснения к фотографиям".
Фотомонтажи Виталия Бутырина просто наполнены визуальной поэзией - иногда горькой, кричащей о потере гармонии между человеком и природой, иногда легкой и жизнеутверждающей. Но во всех случаях его работы обладают, возможно, самым главным орудием поэзии - метафорой. Поэтому о них очень сложно и бесполезно говорить, они абсолютно не переводятся на язык слов - разве что на язык все той же поэзии.
Виталий Бутырин носит с собой большую тетрадь, в которой делает эскизы будущих работ. Некоторые зарисовки быстро превращаются в фотомонтажи, некоторые залеживаются на долгие годы или навсегда. В этой же тетради он записывает высказывания Франциско Гойи, Жюль Верна, Эдгара Дега и других художников, писателей, ученных. Там же фотограф записал собственное определение: "Искусство - это то, что делает человека Человеком, (а людей - друзьями)".
Метки: фотографы-май |
Величина и глубина сопоставимы. Триптих. |
Раз. Лучший и честнейший способ узнать, кто тебя читает, это заглядывать в статистику.
Метки: repost блогерское |
Итак, школьный год подходит к концу, как и очередная порция иллюзий. |
Метки: лытдыбр |
...притча о честолюбивом фоторепортёре... |
Метки: воспоминания |
Новости жж № 56 |
Метки: новости жж фотосъемка интерьеров |
Фотографы: 23-27 мая. |
К началу лета 1994 года Кевин Картер (Kevin Carter, 1960-1994) был на вершине славы. Он только что получил Пулицеровскую премию, предложения работы от знаменитых журналов сыпались одно за другим. "Меня все поздравляют", - писал он родителям, - "Не могу дождаться встречи и показать вам свой трофей. Это - самое высшее признание моей работы, о котором я не смел и мечтать".
Кевин Картер получил Пулицеровскую премию за фотографию "Голод в Судане", снятую в начале весны 1993 года. В этот день Картер специально прилетел в Судан, снимать сцены голода в маленькой деревне. Устав от съемки умерших от голода людей он вышел из деревни в поросшее мелким кустарником поле и внезапно услышал тихий плач. Оглядевшись, он увидел лежащую на земле маленькую девочку, по всей видимости умирающую от голода. Он хотел сфотографировать ее, но внезапно в нескольких шагах приземлился гриф-стервятник. Очень осторожно, стараясь не спугнуть птицу, Кевин выбрал наилучшую позицию и сделал снимок. После этого он подождал еще минут двадцать, надеясь, что птица расправит крылья и предоставит ему возможность сделать кадр получше. Но проклятая птица не шевелилась и, в конце концов, он плюнул и отогнал ее. Тем временем девочка видимо набралась сил и пошла - точнее сказать поползла - дальше. А Кевин сел возле дерева и заплакал. Ему вдруг жутко захотелось обнять свою дочь...
Через день он вернулся в Йоханнесбург (ЮАР). В это время голод в Судане был "модной" темой и "Нью-Йорк Таймс" сразу же купил его фотографию. 26 марта 1993 года она была опубликована. Что тут началось! Фотография сразу же стал символом бедственного положения в Африке, а Кевин Картер стал знаменитостью. Это была победа! Но настоящая победа пришла позже, 23 мая 1994 года, когда Картер получил Пулицеровскую премию.
И лишь одно омрачало радость. Сначала тихо, потом все громче и громче стал звучать вопрос: а что случилось с девочкой? Почему он не помог ей? Газеты больше не называли его "гениальным фотографом". "Человек, спокойно настраивающий свой объектив, чтобы снять мучения маленькой девочки", - писал журнал "Тайм" (Флорида), - "все равно что хищник, еще один стервятник".
В 2005 году режиссер Дон Краусс снял документальный фильм "Смерть Кевина Картера"
Позже Картер говорил друзьям, что жалеет о том, что не помог девочке: ведь рядом был лагерь Объединённых Наций, где голодающим оказывали помощь. Но было уже слишком поздно. Он впадает в глубокую депрессию. Это тут же сказывается на его работе: спеша на важную встречу, он опаздывает на самолет, потом теряет отснятые пленки…
Утром 27 июля - последнее утро своей жизни - Кевин был в прекрасном настроении. Провалявшись в постели до обеда, он пошел в редакцию местной газеты, пообщался с бывшими коллегами. Потом зашел к вдове своего близкого друга, который был убит несколько месяцев назад. Около 9 часов вечера Картер подъехал к небольшой речушке, с помощью садового шланга соединил выхлопную трубу с салоном, включил музыку, завел машину и … уснул.
В предсмертной записке Кевин Картер писал: "Я устал … без телефона … без денег на квартплату … на детей … на отдачу долга … деньги!!! Меня преследуют воспоминания об убийствах и трупах и злости и боли … о голодных или раненных детях".
Сильвия Плахи (Sylvia Plachy) родилась и провела свое детство в Будапеште. После поражения печально знаменитого Венгерского восстания в 1956 году тринадцатилетняя девочка вместе родителями бежала из Венгрии. Перебравшись через австрийскую границу, они добрались до Вены, а несколько позже переехали в Америку. "Звезды смотрели по-другому", - вспоминала Сильвия свои первые впечатления от чужбины много лет спустя. И добавляла: "Позади нас лежала темнота - и впереди тоже".
"Темнота впереди" быстро рассеялась, во многом благодаря увлечению Сильвии фотографией: она впервые взяла в руки фотоаппарат в начале 1960-х годов, позднее изучала фотоискусство в нью-йоркском институте Пратта. В студенческие годы она познакомилась со своим знаменитым соотечественником Андре Кертесом, который стал ей другом и учителем. "Я никогда не видел, чтобы кто-нибудь мог фотографировать с такой любовью и человечностью", - с гордостью говорил старый фотограф о своей ученице.
Сильвия Плахи стала одной из самых знаменитых фотографов последней четверти XX века - а сейчас уже можно сказать и начала XXI-го. Ее фотографии публиковались в самых престижных журналах США и других стран: "Village Voice", "Camera Arts", "Vogue", "The New York Times", "Stern" и многих других. Работы Сильвии Плахи были представлены на многих персональных и групповых выставках по всему миру и входят в коллекции ведущих художественных музеев. Она издала четыре альбома, первый из которых был признан лучшим фотоальбомом 1990 года по версии ICP (International Center of Photography).
В 2004 году Сильвия Плахи получила престижную премию "Golden Light" за альбом с запоминающимся названием и не менее запоминающимися фотографиями "Автопортрет с коровами бредущими домой" ("Self-Portrait with Cows Going Home"). Эта книга - взгляд фотохудожника на восточную Европу, на свою почти пятьдесят лет назад покинутую родину. Сильвия Плахи умеет видеть и делиться увиденным с другими: "Она заставляет меня смеяться и разбивает мне сердце", - писал о ней Ричард Аведон, - "Она очень душевна. Она - все, чем должен быть фотограф".
Работы Доротеи Ланг (Dorothea Lange, 1895-1965) - яркое свидетельство того, как фотография влияет на общество и заставляют людей, равнодушных ко всему, кроме собственных проблем, задуматься над тем, что происходит вокруг. Благодаря ее кадрам Америка узнала о собственных бедняках. Лучшие ее фотографии имеет огромную силу воздействия и, безусловно, принадлежат к шедеврам мирового фотоискусства. Это в полной мере относится к ее работе "Мать-мигрантка" о которой и пойдет речь.
В пасмурный полдень в марте 1936 года женщина по имени Флоренс Томпсон с детьми сидела под навесом у дороги, в то время когда мужчины уехали чинить автомобиль. Внезапно перед навесом остановилась машина, из которой вышла хорошо одетая женщина. "Здравствуйте, Я Доротея Ланг", - представилась она, - "Я хочу сфотографировать Вас". Она сделала шесть снимков, каждый раз подходя все ближе и ближе. Сделав последнюю фотографию в вертикальном формате с совсем близкого расстояния, она собрала камеру и сделала несколько коротких заметок - на память. Она спросила возраст Флоренс - оказалось ей всего 32 года, задала несколько вопросов детям и … уехала, пообещав, что фотографии "никогда не появится в прессе". На следующий день фото появилась в газетах, где Флоренс Томпсон упоминалась как безымянная сборщица гороха.
Ни одна другая фотография того времени не произвела такого эффекта как "Мать-мигрантка". Ее перепечатывали все периодические издания в США и других странах, с нее печатались огромные плакаты. "Мать-мигрантка" стала "мадонной" эпохи, символом Великой Депрессии. Доротея Ланг получила заслуженную славу, а Флоренс Томпсон … незаслуженное забвение.
"Мать-мигрантка": один из пяти первых снимков
Американская публика, как и сама Доротея Ланг ничего не знали о Флоренс. Лишь в конце 1970-х годов ее имя стало известным, но не принесло ей ни славы, ни богатства. Интересный факт: она считала этот снимок чем-то вроде семейного проклятья. В интервью она сказала: "Я жалею, что разрешила ей себя фотографировать. Я не получила ни цента за это - она говорила, что не будет продавать фотографии. Обещала выслать мне отпечатки - и не выслала".
Другое интересное наблюдение: ни сама Флоренс Томпсон, ни ее дети в том далеком 1936 году не считали себя несчастными. "Мама любила жизнь и наслаждалась жизнью, любила своих детей", - вспоминала одна из ее дочерей, - "Она любила музыку, танцы. Когда я смотрю на эту фотографию - мне становится грустно. Я помню маму совсем не такой". И ее сын добавил: "Это было очень тяжелое время, но это было лучшее время в нашей жизни".
Если нужны фотографии интерьеров, то буду рад Вам на странице "Профессиональная фотосъемка интерьеров глазами фотографа".
Весной 1983 года Флоренс Томпсон заболела. Денег на лечение не хватало, и был создан фонд "Мать-мигрантка", куда поступали письма и деньги со всей Америки. Это заставило ее детей (сама Флоренс была к тому времени слишком больна и ничего не знала о фонде) изменить отношение к знаменитой фотографии: "Мы не понимали, как глубоко мамина фотография трогает людей. Мы смотрели на это со своей точки зрения. Для мамы и для нас она была чем-то вроде проклятья. Теперь, после всех этих писем, мы чувствуем гордость за маму".
Альфред Отто Вольфганг Шульце (Alfred Otto Wolfgang Schulze, 1913-1951) более известный под псевдонимом Вольс (Wols) рано проявил интерес к искусству и, после окончания средней школы, поступил в Берлинский художественный колледж. Одним из его учителей был Ласло Мохой-Надь, который и посоветовал молодому человеку попытать счастье во Франции.
В 1932 году девятнадцатилетний Шульце приехал в Париж и стал зарабатывать на жизнь фотографией. В следующем году он встретил свою будущую жену Грету, которая в свою очередь познакомила его с парижскими художниками-сюрреалистами. Он много фотографировал тогда еще никому не известных, а впоследствии всемирно знаменитых представителей "сюрреалистической революции". Кроме портретов он снимал жанровые сцены на парижских улицах, особый интерес представляют его абсурдно-жутковатые сюрреалистические натюрморты. В 1936 году состоялась первая персональная выставка Шульце: она же оказалась его единственной прижизненной фотовыставкой, на всех последующих он выставлял только живопись. В 1937 году он получил серьезный заказ - фотографировать на Всемирной выставке в Париже. Благодаря ошибке почтовых работников, в телеграмме содержащей приглашение на съемку его имя "Wolfgang Schulze" странным образом превратилось в "Wols" - с тех пор он стал подписывать этим именем свои работы.
С началом Второй мировой войны, Вольс попал в лагерь для интернированных, а после освобождения до конца войны жил на юге Франции. Он практически забросил фотографию и занимался акварелью и гравюрой, достигнув мировой славы к концу 1940-х годов. Осенью 1951 года в возрасте 38 лет Вольс умер; после смерти его живопись резко поднялась в цене, по всему миру проходили выставки его картин, выпускались красочные альбомы. О том, что Вольс в первую очередь (по крайней мере, хронологически) был талантливым фотографом вспомнили лишь несколько десятилетий спустя.
Метки: фотографы-май |
Проблема проблем. Пятнично-назревшая. |
Метки: пятница |
Законно рвем баян. ДЕКРЕТ об отмене частного владения женщинами |
Метки: best of the best |
Вот чОрт! Перемены такие перемены. |
Обозреватель Sportbox.ru Евгений Слюсаренко рассказывает, почему летнюю
У столицы летних
На сегодняшний день спортивные объекты готовы только на 38 процентов. Из 29 запланированных в рабочем состоянии находятся 11, на восьми проводятся работы, а еще к 10 даже не приступали. За два с небольшим года до старта это — катастрофа.
Неудивительно, что после обнародования в прошлом месяце этой информации сразу возникли разговоры о том, что Игры надо переносить. Назывался даже конкретный город — Лондон, где летняя Олимпиада прошла всего два года назад. Пока эти разговоры не более чем теория: директор МОК по коммуникациям Марк Адамс в своем письме назвал перенос
Понятно, что МОК будет стоять до конца — и по имиджевым причинам, и по прагматичным. Как бы не было все плохо в Рио, но хоть
Впрочем, как бы МОК не храбрился, если бразильцы не возьмутся за ум, совсем скоро вопрос о переносе встанет ребром. И решать его придется гораздо раньше, чем в июле 2015 года на очередной сессии МОК в
И вот тут на арену могут выйти страны, которые денег не считают и могут мобилизовать государственные ресурсы в короткий срок. Это Китай, где в 2008 году проходили Игры в Пекине, а в этом году в Нанкине состоится юношеская Олимпиада. Азербайджанская столица Баку, где в 2015 году запланирован аналог летней Олимпиады, только в континентальном масштабе — первые в истории Европейские игры. И наша Москва, которая уже принимала Игры 1980 года, а совсем недавно входила в
У Москвы есть немало козырей.
Проблемы? Нет парусного центра — его придется строить с нуля или
Согласитесь, тяжело, но терпимо. Можно найти варианты. Если захотеть.
Честно сказать, вряд ли вероятные сменщики в борьбе за
Министр спорта Виталий Мутко на прямой вопрос сделал круглые глаза: "Об этом мне ничего не известно. Не вижу даже смысла обсуждать то, что
Судя по всему, сейчас этого желания нет. Используя известное ироническое выражение,
На самом деле жаль. Шанс нам выпал без преувеличения исторический, учитывая, что конкуренция за право проведения летних Олимпиад гораздо выше, чем зимних.
Риторика оппонентов будет предсказуема: зачем нам еще одна Олимпиада, зачем нам расходы, на которые можно построить школы и больницы, зачем нам вообще тратить деньги на профессиональный спорт.
|
О фотографии для тех, кто не в танке. 19-22 мая. |
Через два года после окончания Второй Мировой Войны четыре фотографа - Анри Картье-Брессон (Henri Cartier Bresson), Роберт Капа (Robert Capa), Джордж Роджер (George Rodger) и Дэвид Сеймур (David Seymour) - основали фотоагентство "Магнум" ("Magnum Photos"). Этому предшествовал период послевоенной растерянности, когда Картье-Брессон погрузился в "фотографию ради фотографии", ориентируясь на творчество Ман Рея. Позже он вспоминал, что только благодаря Роберту Капе он остался фотожурналистом: "Тебе не место среди сюрреалистов. Будь фотожурналистом. Иначе ударишься в маньеризм. Оставь сюрреализм в сердце, приятель. Прекрати скулить и принимайся за работу" - напутствовал его Капа.
***
Здесь я хотел бы сделать маленькое отступление. Какими все-таки разными были эти два основателя "Магнума": Роберт Капа и Анри Картье-Брессон. Они оба были фотографами и фотожурналистами, оба бывали в горячих точках, оба фотографировали знаменитостей в более чем мирной обстановке. И все-таки трудно представить Роберта Капу погрузившегося в "фотографию ради фотографии".
Самые знаменитые свои кадры он сделал из укрытия, зачастую наугад даже не глядя в видоискатель. И уж конечно не задумываясь о композиции. О нем редко пишут как о фотографе: знаменитый (гениальный, непревзойденный и так далее) ФотоЖурналист. "Решающий момент" по Капе - это пуля пронзающая сердце "Солдата Лоялиста".
О Картье-Брессоне редко говорят как о фотожурналисте. И у меня нет сомнения, что его имя осталось бы в истории фотографии, даже если бы он навсегда оставил фотожурналистику и стал фотографировать фотограммы, цветочки на закате или обнаженную натуру: свой "решающий момент" - мгновение, когда складывается совершенная композиция - он нашел бы в любом жанре. Рассматривая фотографии Картье-Брессона, мы не ищем в них каких-то необычных ситуаций или иных находок журналиста. Он был - и остается - самым значительным фотохудожником XX века.
Эти два талантливых человека как бы представляют собой два полюса фотографии: репортажную и композиционную. Между ними много сходства, пересечений - несомненно, репортажная фотография может быть художественной, но мне кажется различий больше и они принципиальные. Основная задача репортера - давать правдивую (хотелось бы верить) информацию, бороться: за, против…. Основная задача фотохудожника - формотворчество.
***
Но вернемся к "Магнуму". В наши дни это самое знаменитое и преуспевающие объединение фотографов-документалистов в мире. Но так было не всегда. В конце 1940-х фотоагентство в буквальном смысле слова едва сводило концы с концами. Роберту Капе, который как самый деятельный и предприимчивый стал первым директором "Магнума", приходилось играть на скачках, чтобы заплатить секретаршам. "Когда я, вернувшись с Востока, пришел к нему за полагающимся мне гонораром", - вспоминал Картье-Брессон, - "он мне сказал: "Возьми-ка ты лучше аппарат и принимайся за работу. Твои деньги я вынужден был использовать, потому что нам грозило банкротство". Меня это, конечно, расстроило и рассердило, но делать было нечего: он был прав. Он подсказал мне мест десять, куда можно было поехать. Пять-шесть из них не стоило доброго слова, два были отличными, а одно - потрясающим".
И они разъехались в новые командировки в разные страны света, где еще раздавались выстрелы и умирали голодные дети. Их девизом стало: "Долой войну!", а смыслом деятельности - запечатлеть суровую правду о человеческой жизни.
Первыми фотографами, пришедшими в "Магнум" после основателей, были швейцарец Вернер Бишоф и австриец Эрнст Хаас. Они оба имели проблемы с реализаций своих фотографий - в послевоенные годы крупные журналы неохотно принимали к публикации репортажи из горячих точек. "Я бессилен против больших журналов", - писал Бишоф. В течение пяти лет после основания к агентству присоединились талантливые молодые фотографы Ева Арнольд, Берт Глинн, Эрих Хартман, Эрих Лессинг, Марк Рибо, Деннис Сток и Крин Таконис. Несмотря на гибель двух основателей агентства Роберта Капы и Дэвида Сеймура, а также Вернера Бишофа "Магнум" довольно интенсивно развивался.
Но как казалось Анри Картье-Брессону развитие шло не всегда в нужном направлении. В 1962 году он выступил с программным заявлением: "Я хотел бы напомнить, что Магнум был создан с целью, чтобы позволить нам - а точнее обязать нас - в силу наших возможностей и способностей рассказывать правду о современном мире. Я не буду вдаваться в детали - кто, что, когда, почему и где - но я чувствую, что мы стали забывать это. Возможно для этого есть объективные причины, но это не оправдание. Когда происходит что-то важное, когда это не требует каких-либо невозможных затрат и когда кто-нибудь из нас находится рядом - он должен зафиксировать происходящее на пленку, невзирая на неудобства или опасность. Это позволит нам не опускаться в ту искусственную жизнь, которая окружает нас….". Как видно история повторяется: аналогичную отповедь получил сам Картье-Брессон от Роберта Капы 15 лет назад.
Нужно отметить многие фотографы Магнума прислушались к своему гениальному коллеге. Они продолжали разъезжать по всем континентам, их объективы запечатлели многие важные события в жизни планеты: конфликты и революции, мирную и повседневную жизнь общества, образы великих мира сего и простых людей. Многие из фотографов Магнума были не просто отличными фотокорреспондентами: они были и фотохудожниками, которым оказалось под силу запечатлеть не только важные события, но и дух времени. Их талант и особый стиль, известный во всем мире, служат примером для многих фотографов в разных странах, которые, в свою очередь, мечтают вступить в агентство, а также для других объединений, мечтающих достичь подобного же долголетия и экономической независимости.
21 мая 1909 года родился испанский фотожурналист Агусти Сентельес
Агусти Сентельес (Agustí Centelles, 1909-1985), который называл себя "охотником за фотографиями", стал фотожурналистом в 1927 году. В поисках лучшего "оружия" для своей охоты он приобрел Лейку. В то время эта камера была новинкой и стоила 900 песет - целое состояние для бедного фотографа. Но она мало весила, давала возможность быстро менять объективы, а самое главное позволила оперативно фотографировать, заниматься настоящей фотожурналистикой, делать не отдельные снимки объектов, а рассказывать истории.
Агусти Сентельес освещал события политической, культурной и социальной жизни Каталонии, фотографировал на демонстрациях, судебных заседаниях, фестивалях, спортивных мероприятиях и просто на улицах города. Звездным часом фотографа, как это часто бывает, стал один из самых тяжелых периодов в истории его родины. В самом начале Гражданской войны во время уличных боев в Барселоне Сентельес сделал свою самую знаменитую фотографию: несколько республиканцев, прячась за телами убитых лошадей, стреляют по солдатам генерала Франко. Другая его известная фотография - женщина, рыдающая над телом убитого мужа, была сделана 1 сентября 1937 года. Эти и многие другие фотографии Сентельеса стали символами Гражданской войны в Испании.
В 1939 году Сентельес, забрав с собой более 4000 негативов, бежал во Францию. Он прожил там около пяти лет: сидел в лагере для интернированных, фотографируя тяжелые условия жизни беженцев, после освобождения работал в фотостудии, помогал участникам Сопротивления. В 1944 году, спасаясь от гестапо, он вернулся в Испанию. Родина встретила его не очень приветливо: его не арестовали, но фотожурнализмом заниматься запретили.
***
В 1941 году он спрятал все свои негативы на одной из ферм недалеко от города Каркассона на юге Франции, а когда возвращался в Испанию, по вполне понятным причинам, не стал брать их с собой. Негативы пролежали в тайнике 36 лет - только после смерти Франко Сентельес решился привести их в Испанию. С тех пор к нему вернулась былая известность "крестного отца испанского фотожурнализма".
Карл Миданс (Carl Mydans, 1907-2004) увлекся одновременно фотографией и журналистикой во время обучения в Бостонском университете. После получения диплома он некоторое время работал в Бостоне в журналах "Boston Globe" и "Boston Herald" и в Нью-Йорке в "American Banker". В 1935 году он переехал в Вашингтон и присоединился к группе фотографов работающих для "Администрации по делам малоимущих фермеров" ("Farm Security Administration"), куда в числе прочих входили Уолкер Эванс, Рассел Ли, Гордон Паркс и Доротея Ланг. В 1936 году был основан журнал "Life", которому было суждено произвести революцию в фотожурналистике, и Карл Миданс стал одним из первых пяти фотографов журнала.
Высадка генерала Дугласа Макартура на Филиппинах Самосуд над предательницей
Подписание Акта о безоговорочной капитуляции
В 1938 году он женился на журналистке Шелли Миданс и в следующем году их послали в Европу освещать события Второй мировой войны. Они прилетели в Лондон, потом гонялись за фоторепортажами в Швеции, Финляндии, Португалии, Италии, Китае и Гонконге. Нападение Японии на Пирл-Харбор молодая чета встретила в Маниле на Филиппинах. Они попали в плен и пробыли в японском лагере для интернированных до декабря 1943 года.
После 22 месяцев тюрьмы Карл Миданс немедленно вернулся на фронт, на этот раз он освящал военные действия в Европе. Одна из его самых знаменитых фотографий того времени - самосуд жителей Марселя над сотрудничающей с нацистами француженкой. В конце войны Миданс вернулся в Азию, где в январе 1945 года сделал фотографию высадки генерала Дугласа Макартура на Филиппинах, ставшую одной из самых известных военных фотографий в Америке. Сам фотограф более всего гордился снимком сделанным 2 сентября 1945 года на борту линкора "Миссури" во время подписания Акта о безоговорочной капитуляции Японии.
После войны Миданс некоторое время возглавлял отделение "Life" в Японии. Он много путешествовал, освящая события в горячих точках по всему миру. Его было почти невозможно остановить: во время землетрясения в Японии он продолжал фотографировать, несмотря на то, что здания вокруг него складывались как карточные домики. В 1986 году он отправился на Филиппины освящать падение режима президента Маркоса. Во время выступления диктатора 79-летний фотограф растолкал охранников, пробрался к трибуне и стал фотографировать четырьмя висящими на его шее камерами!
Основным талантом Миданса было умение быть в нужное время в нужном месте - неоценимое качество для журналиста. Но он обладал и чутким глазом фотохудожника. Это видно по его лучшим репортажным работам, особенно это бросается в глаза в его портретах и в уличных сценках. Особой известностью среди "мирных" работ Миданса пользуются портреты Уистона Черчеля, генерала Дугласа Макартура, президента Кеннеди с женой, а также ставшая иконой фотография сделанная в общественном транспорте на следующий день после убийства Кеннеди.
Берт Харди (Bert Hardy, 1913-1995) родился в Лондоне в семье рабочего. В 14 лет ему пришлось оставить школу и пойти работать; он устроился лаборантом в фотографическое агентство, получая десять шиллингов в неделю и полшиллинга за час переработки. Вскоре Берт стал фотографировать сам; поначалу он снимал в основном велосипедные гонки, которые любил с детства. В 1939 году молодой человек приобрел Лейку и стал одним из первых английских фотографов использующем 35-милеметровую камеру.
Харди получил известность во время Второй Мировой войны. "Когда Берт Харди пришел ко мне, ему было за двадцать и он был уже довольно опытным фотографом", - вспоминал главный редактор журнала "Picture Post" Том Хопкинсон, - "В качестве испытания я дал ему очень трудное задание. В то время начались бомбардировки Лондона и я поручил ему сделать фотографии в уличных бомбоубежищах. Вспышку использовать было нельзя и фотографии должны были создать у читателей впечатление присутствия в полутемных убежищах во время бомбежки. Берт прекрасно справился с заданием и я тут же взял его на работу. Вскоре он стал ведущим фотографом журнала".
В 1944-45 годах Харди фотографировал действия войск союзников: высадку в Нормандии, освобождение Парижа, форсирование Рейна. Он был одним из первых фотографов донесших до широкой общественности ужасы концентрационных лагерей. После окончания Второй Мировой войны он продолжил карьеру военного фотожурналиста, освещал события гражданской войны в Греции, Корейской и Вьетнамской войн.
Берт Харди известен не только своими военными фотографиями, не менее интересны его работы, рассказывающие о жизни рабочих окраин Лондона в 1940-1950 годах. В 1957 году Харди покинул журнал "Picture Post" и до ухода на пенсию занимался рекламной фотографией.
Метки: фотографы-май |
Дочкина сказка. |
Метки: краткие истории |
История русской журналистики. 6 |
Метки: научно-популярные фильмы лекции и тп |