"Розовеет Страстной монастырь" |
На фото - монастырь Страстной иконы Божией матери, основанный в 1654 году.
Вышло так, что с этого монастыря, фактически, начиналась дорога к Петровскому парку с его знаменитыми ресторанами - "Яром", "Стрельной" и прочими рассадниками пьянства и разврата. Возврашаясь с очередного кутежа, московские гуляки лицезрели его благородные контуры. Дело было, как правило утром, монастырь представал перед ними в лучах восходящего солнца. Все это воспринималось как немой, но очень мощный укор.
Именно поэтому Страстной особенно воспет в литературе - ведь наши классики тоже были не чужды загородных развлечений.
Иван Бунин любовался "сиреневыми главами Страстного монастыря". И утверждал, что тот "сияет".
В рассказе "Ида" Бунин писал: "Завтракали мы в этот день до одиннадцати часов вечера. А после поехали к Яру, от Яра - в Стрельну, где перед рассветом ели блины, потребовали водки самой простой, с красной головкой, и вели себя в общем возмутительно: пели, орали и даже плясали казачка... А неслись мы на тройке домой совсем утром, страшно морозным и розовым. И когда неслись мимо Страстного монастыря, показалось из-за крыши ледяное красное солнце и с колокольни сорвался первый, самый как будто тяжелый и великолепный удар, потрясший всю морозную Москву, и композитор вдруг сорвал с себя шапку и что есть силы, со слезами закричал на всю площадь:
- Солнце мое! Возлюбленная моя! Ура-а!"
Монастырь для Бунина был символом душевной чистоты.
Борис Зайцев писал: "Начинало светать - хмурым, неясно-свинцовым рассветом. На Страстной площади было пустынно. Лампадка краснела у входа в монастырь, открылась свечная лавочка. На колокольне медленно звонили".
Даже Марина Цветаева, и та упоминала монастырь в своих стихах:
Всe поймем мы чутьем или верой,
Всю подзвездную даль и небесную ширь!
Возвышаясь над площадью серой
Розовеет Страстной монастырь.
Ни одна московская обитель не пользовалась столь завидной популярностью.
Метки: ретрофото |
Истории Зарядья |
Сегодня под руку попались снимки Зарядья. Нет, не сегодняшнего, а того, что было когда-то: дворики, сарайчики у стены, домовые доски, лавки. На одном - дом, несколько утративший к 40-м годам 20 века лоск, привлек внимание интересным декором. Потом он мелькнул на втором снимке, фрагментом на третьем, а дальше уж засели изучать.
Итак, дом 22 на углу Мокринского и Псковского переулков, рядом с Проломными воротами. Сейчас это место под Парящим мостом, примерно в фонтане (кстати, у него есть имя?), наверное. На одном из фото, найденном в сети, четко видна надпись «Магазин кондитерских и бакалейных товаров Ф.Т. Кудрявцева».
Отец Федора Тимофеевича Тимофей Агафонович был кондитером и имел (обратимся к справочникам) собственную кондитерскую фабрику – бинго – в Мокринском переулке, в своем доме, а также склад на Москворецкой набережной и магазин. Был он старостой церкви Зачатия св. Анны (она, по счастью, есть и сегодня).
Про сына его тоже кое-что известно. Кудрявцев Федор Тимофеевич — потомственный почетный гражданин и московский первой гильдии купец, церковный староста церкви Зачатия св. Анны в Углу, как и отец. Родился в 1859 году в Москве, происходил из крестьян Тверской губернии. За время своей деятельности в качестве церковного старосты Федор Тимофеевич щедро жертвовал на содержание хора, на убранство. Им же пожертвованы своему храму иконы новопрославленных угодников Божьих — преподобного Серафима Саровского, княгини Анны Кашинской и святителя патриарха Ермогена. Кроме того, Федор Тимофеевич состоял председателем Елизаветинского местного комитета, гласным Московской городской думы и выборным Московского купеческого общества. И продолжал кондитерское дело, сохранились даже обертки от конфет его фабрики.
После революции судьба его нам неизвестна. А дом снесли. Как и все Зарядье.
Метки: ретрофото москвакоторойнет зарядье |
"...вопрос вообще о пригодности автомобиля для России" |
Был, как ни странно, решен в июле 1911 года. В книге «Автомобили-солдаты» Л.Д. Гоголева читаем:
«В июле 1911 г. жители городишек и деревень вблизи дороги Москва — Петербург стали свидетелями непривычного в провинции зрелища. С ревом и дымом, подпрыгивая на неровностях, мимо них мчались грузовики самых разнообразных марок. Один, второй... десятый... Это был пробег, устроенный Управлением военных сообщений, чтобы выявить наиболее пригодный для армии тип грузовика. С этой целью у лучших европейских фирм приобрели 14 автомобилей. Маршрут был выбран такой: Петербург — Москва — Петербург — Нарва — Альт — Изенгоф — Петербург»
Из отчета указанного выше управления можно узнать, что у «грузовоза Фиат в селе Люберцах сломался шариковый подшипник», у Опеля совершенно износились колеса, у Ллойда потерялись масленки, у Галлея нагревался мотор, а у Комер-Кара закипел радиатор. В качестве вещественного доказательства приводится состояние уличной мостовой в Торжке и починка мостов в Чудове (см. фото).
А по пути на Егорьевск, комиссия, выслушав рассказ полиции и местных жителей, что тут и повозка после дождя не пройдет, решила и вовсе вернуть грузовики в Москву, опасаясь за их целостность, и уйти другой дорогой) И, хотя представители известных зарубежных фирм после оправдывались, что не думали, что русские дороги так плохи, согласно отчету, грузовики показали себя превосходным образом за исключением 10-15 замечаний. Как минимум, то, что машины прошли по грунтовым дорогам «разрешило вопрос вообще о пригодности автомобиля для России».
17 июля колонна двинулась из Москвы в обратный путь и 21-го прибыла в Санкт-Петербург. А по окончании всего пробега, 28 июля на Марсовом поле в Санкт-Петербурге был устроен смотр грузовиков.
Метки: москвакоторойнет календарьмкн |
Дачная жизнь хороша именно своей бесцеремонностью... |
Середина июля – самое время поговорить о дачах. Возможно, даже съездить на дачу: мы вот в эти выходные едем в Переделкино, а потом у нас будут окрестности Ростова. Чтобы не быть голословными, сегодня мы не просто поговорим о дачниках рубежа XIX-XX веков, но опираться будем на известные литературные образы.
Парадокс: люди убегают на дачу от суеты - но сами же моментально создают там клубы по интересам, враждующие сообщества и вновь испытывают тот же стресс, что и в городе. Эта тема занимала многих писателей.
Как враждовали, против кого дружили, как строили свой досуг и отчего скучали дачники в литературных произведениях начала ХХ века, нам расскажут Максим Горький, Надежда Тэффи и Александр Блок.
Дачная жизнь рубежа XIX-ХХ веков овеяна таким количеством романтики, что хочется это всё как-то развеять. Да, пыльный город остался далеко, вот они лес, поле, речка, изящные дачные строения и изысканное общество себе подобных, любительский театр и поэзия. Живи - не хочу! Вот в пьесе Горького "Дачники" практически все действующие лица принадлежат к одному кругу: адвокат, инженер, доктор - выбивается только женщина-врач, явно не имеющая такого веса в обществе. Но и тут возникают свои кружки, сплетни, разногласия, которые в финале разбивают эту идеальную картинку.
На самом же деле, дачное общество складывалось стихийно: дачей мог оказаться и обычный деревенский домик, чуть ли не сарай, и бывшая барская усадьба; а в пределах поселка могли соседствовать самые шикарные и совсем небогатые дачи. Разномастным было и общество: снять дом на лето стоило около 25 рублей, что было дорого для рабочего, но приемлемо для семей мелких чиновников, интеллигенции, купечества. Соответственно, соседями по даче могли стать представители довольно далеких друг от друга кругов, которые вряд ли контактировали бы в городе на равных. Так как мужчины продолжали летом работать, и только приезжали на дачу, то спросом пользовались дачные места у железнодорожных станций, недалеко от города. В Москве это были Малаховка, Перловка, Пушкино, Тарасовка, Черкизово, Томилино, Бутово и другие.
В пьесе "Дачники" дом Басовых не так велик: общая комната служит и гостиной, и столовой. Есть веранда. Но расположенные через коридор, комнаты хозяина и хозяйки говорят и о конфликте (комнаты одна налево, вторая направо), и о неразрывной связи (всё-таки они рядом) супругов.
"Посреди комнаты большой обеденный стол, против двери в кабинет рояль. Мебель плетеная, дачная, только около входа в коридор широкий диван, покрытый серым чехлом". Вот как автор описывает комнату. Мебель дачная, плетеная - обратите внимание. Как и мебель бывает особого "дачного" типа - так и "дачник" - особый типаж.
«Интеллигенция - это не мы! Мы что-то другое... Мы - дачники в нашей стране... какие-то приезжие люди. Мы суетимся, ищем в жизни удобных мест... мы ничего не делаем и отвратительно много говорим». Так характеризует местное общество Варвара Михайловна.
Дачные отношения тоже отличаются от городских. На природе свободнее: соседи наведываются друг к другу без предупреждения: "Дачная жизнь хороша именно своей бесцеремонностью..." - считает Юлия Филипповна, приводя целую компанию в дом Басовых.
Жена инженера Суслова, актриса любительского театра, душа общества Юлия Филипповна пользуется дачной бесцеремонностью по-своему. У нее роман с помощником Басова - о чем знают все, но никто не говорит вслух.
Антон Павлович Чехов тоже посвятил дачной жизни рассказ: "Лишние люди" - название перекликается с цитатой из "Дачников". Александр Блок очень ёмко описал дачную жизнь – правда не подмосковную, а петербургскую - в стихотворении "Там дамы щеголяют модами".
"Там дамы щеголяют модами,
Там всякий лицеист остёр —
Над скукой дач, над огородами,
Над пылью солнечных озёр.
Туда манит перстами алыми
И дачников волнует зря
Над запылёнными вокзалами
Недостижимая заря".
Для героев Блока - равно как и для героев Горького - побег из запыленного города "в недостижимую зарю" не удался. Можно уехать из города, но надо приложить усилия, чтоб город уехал из тебя.
Лучше всех раскрыла тему, конечно, Надежда Тэффи в рассказах "Дача" и "Катенька".
"Дачка была крошечная — две комнатки и кухня. Мать ворчала в комнатах, кухарка в кухне, и так как объектом ворчания для обеих служила Катенька, то оставаться дома этой Катеньке не было никакой возможности, и сидела она целый день в саду на скамейке-качалке".
Героиня набоковских "Других берегов" Тамара тоже происходит из небогатой семьи, и мать соглашается снять дачу на второе лето только при условии, что осенью дочь устроится работать.
Природа тоже не всегда баловала дачников:
"Серое небо… серое море…
Серый воздух дрожит тонкими дождевыми нитями…
По липко-скользким дорожкам, гуськом, бродят первые дачники. Бродят они медленно, по три-четыре человека. Дети впереди, старики за ними... О приближении их можно узнать только по тихому всхлипыванию калош… Вот они прошли лесной дорожкой, по которой ходить строго воспрещается; подошли к парку, в который вход «воспрыцён» строго-настрого, через «ь». Посмотрели на деревья, которые нельзя ломать, на траву, которой нельзя рвать. Взглянули на скамейку, недоступную «посторонним лицам»… и тихо повернули опять на лесную дорожку, по которой ходить строго воспрещается". В "Других берегах" сказано, что дачникам действительно запрещалось гулять в барском парке и пользоваться беседками.
Всё вместе служило основой для массы историй анекдотического содержания, карикатур и фельетонов. О возникновении первого дачника написала Тэффи:
"Первый дачник пришел с запада. Остановился около деревни Укко-Кукка, осмотрелся, промолвил «бир тринкен» и сел. И вокруг того места, куда он сел, сейчас же образовались крокетная площадка, ломберный стол и парусиновая занавеска с красной каемочкой. Так просидел первый дачник первое лето.
На второе лето он вернулся опять. Принес с собой две удочки и привел четырех детенышей на тоненьких ножках, в беленьких кепи. И образовался вокруг него зеленый заборчик, переносный ледник и кудрявые березки, которые дачник подрезывал и при помощи срезанных ветвей воспитывал своих детенышей. Так просидел первый дачник второе лето.
На третье лето вернулся снова и принес с собой гамак, флаг и привел восемь детенышей на тоненьких ножках, в беленьких кепи и одного, почти безлобого, велосипедиста с большим кадыком. И образовался вокруг него дачный дворник и потребовал вид на жительство".
Рыбалка, карты, сплетни, любительский театр, бесконечный чай, равнение на соседей, бессмысленные разговоры - в общем, романтика, что и говорить.
Впрочем, изучать дачную жизнь рубежа XIX-ХХ веков любопытно: целая затонувшая Атлантида.
|
Крохино или Нотр-Дам? |
Признаться, все началось с Нотр-Дама. И с поста Анор Тукаевой. Вот с этих слов:
«За 2 дня, прошедшие после пожара, собрали миллиард (м.и.л.л.и.а.р.д.) евро на восстановление Нотр-Дам-де-Пари. И у многих был немой вопрос: можем ли мы сделать хоть что-то для сохранения российского наследия? И вот мой ответ: https://planeta.ru/campaigns/damba-v-krokhino
У нас гораздо менее масштабная сумма, требуемая на реализацию работ для спасения затопленного храма-маяка Крохино. Незатопленные истории в 2019 году - всего 500 тысяч рублей или 7.000 €.
Мы делим все работы на мелкие этапы, чтобы сумма не казалась непосильной, потому что по опыту знаем - большие суммы пугают и вызывают недоверие. Но я верю, что наш проект это доверие заслужил: крохинская история длится 10 лет, а это 8 сезонов работ, 50 трудовых экспедиций, 500 волонтеров и большой объем реализованных противоаварийных работ».
Там миллиарды, у нас же и 7000 евро пока не собрано. Но кто мы, чтобы унывать? И мы решили помочь тем, чем можем:
Нас поддержала гид Екатерина Ванеева и вчера мы провели знаковую прогулку, посвященную деятельности архитектора и реставратора Петра Дмитриевича Барановского. Весь сбор от нее и гонорар гида мы сегодня перечислили от имени «Москвы, которой нет» на «Планету». Это 6000 рублей.
Но постойте. Ведь есть еще и вы. Ваши репосты, лайки, комментарии. Верим, что вместе мы сможем больше.
P.S. И да, мы восстановили пароль. И возвращаемся)
Метки: планета.ру крохино храм-маяк |
Валуево: вчера и сто лет тому назад |
Метки: путешествия мкн едем с мкн |
Пересчитать Кремли и найти своего гида! |
Вот и апрель наступил, потеплело и гиды-краеведы просыпаются от зимней спячки, начинают активно искать в городе всякие интересности и водить по ним экскурсантов, и решать всякие заковыристые краеведческие загадки, например пересчитывают Кремли...
А мы объявляем новый конкурс!
"Настоящий Краевед никогда не откажется от участия в чем бы то ни было, в том числе, в Зимних, Летних, Весенних, Осенних, ночных, вечерних и прочих встречах. Разве что от утренних откажется. Потому что утренних Настоящих Краеведов не бывает. Хотя знаем мы краеведов, которые специально людей на утренники вытаскивают – мол, смотрите, как прекрасен предрассветный город за час-два-три до работы. Но это Краеведы–Жаворонки. Они вид очень редкий и почти не встречающийся. До настоящего времени изучена ровно одна особь (ладно, две). Но – не о них.
Так вот. Настоящий Краевед не откажется. Потому что нормальные же люди зовут и можно протащить плоды просвещенья в массы. То есть в компанию опять же нормальных людей. О том, какие именно плоды просвещенья принести, краевед не задумывается до самого времени "Ч". А зачем? Ведь для Настоящего Краеведа сам факт встреч уже самодостаточен, люди придут хорошие, понимающие, чего не поговорить…
Это описание гида-краеведа сделала Юлия Мезенцева специально для ЕЖЕ. Но это описание абстрактного гида (хотя иллюстрация к этому тексту ЕЖЕ очень узнаваемая).
А мы предлагаем вам опубликовать здесь (в комментах, а особо стеснительным можно прислать на почту moskva@kotoroy.net) свой отзыв-описание вашего любимого гида МКН. Автор самого интересного описания получит ПРИЗ.
Описания принимаем с 1 по 10 апреля включительно, а победителя объявим в понедельник, 11 апреля!
P.S. Очень-очень ждём ваших отзывов-описаний - гиды же такие, любят, когда их хвалят. У них от этого сразу лохматость зачеркнуто краведческая активность повышается и количество прогулок увеличивается!
|
Без заголовка |
Надо заметить, по метро гуляют многие (а уж спускаются туда в Москве, пожалуй, вообще все, хотя, может и есть уникумы). Становиться одними из многих нам не хотелось, мы всё чего-то ждали. Возможно, потому что избалованы рассказами Юрия Егорова о железной дороге, дружба с которым когда-то началась вот с этой истории. И в итоге Юра нас и познакомил с Андреем Суриковым, автором сайта Метрострой, человеком, что водит вас по метро часами. Это правда:) Вы смотрите станцию за станцией, поднимаетесь на поверхность, вновь ныряете в метро и опять изучаете - и так четыре часа подряд.
При этом подход у Андрея основательный. Первый раз, помнится, мы решительно и бесповоротно хотели одолеть сразу три очереди строительства метро. Начали в Сокольниках, через четыре часа часть группы позорно бежала из Александровского сада, а часть-таки дошла до конца и заняло у нее это шесть часов:) Еще час на вопросы, чтобы уж совсем день был прожит не зря. Больше мы так не делаем.
Теперь полноценное "изучение" метро делится на четыре части, каждая по четыре часа. Это не значит, что если пропустил одну часть, то на другую лучше и не ходить. Это значит, что начать можно с любой (например, с той, что связана со станцией вам близкой), но, скорей всего, потом вы втянетесь и пойдете на все остальные.
Ходим мы на экскурсии вот с таким чемоданчиком, он по важности второй после гида:
потому что именно в нем ездят радиогиды, маленькие аппаратики, которые позволяют вам валяться на лавках, ехать в соседнем вагоне, с увлечением искать ископаемых животных в колоннах и при этом отлично слышать Андрея:
Андрей, меж тем, рассказывает не только о московском метро, но еще и о метро в других городах (на фото, вероятно, указывает на светлые дали):
По многочисленным просьбам рассказываем, что в какой части смотрим
На первой части можно услышать о станциях красной ветки от Сокольников до Парка Культуры и часть Смоленской.
На второй части смотрим станции: Сокол – Аэропорт – Динамо – Белорусская – Маяковская – Тверская – Чеховская – Цветной Бульвар – Менделеевская – Новослободская – Белорусская-кол – Краснопресненская – Киевский узел целиком.
На третьей: Автозаводская, Павелецкая, Новокузнецкая, Театральная, Площадь Революции, Курская, Бауманская, Электрозаводская, Семёновская, Партизанская, Арбатская-АПЛ, Смоленская-АПЛ.
На четвертой: от ВДНХ до Университета и вторая половина кольцевой (ВДНХ - проспект Мира - парк Культуры - Университет).
В праздничные дни часть уже посмотрела ускоренным методом посетить первые две части, а теперь можно посетить сразу третью и четвертую. Экспресс-курс фактически. Присоединяйтесь.
|
Трудовые будни и наши находки |
Вчера озаботились поиском нестандартной картинки-иллюстрации к экскурсии Ирины Левиной по морозовской Москве. Ну вот вы сами попробуйте подобрать: домов у Морозовых было столько, что легче рассказать, где представителей этого семейства не было. Но мы нашли!
Дневник снимался ослепительным апрельским днем у мавританского особняка Арсения Морозова на Воздвиженке, где помещалась Первая рабочая передвижная труппа театра Пролеткульта". Итак, 1923 год, первый фильм "Дневник Глумова", Эйзенштейн здесь и оператор, и режиссер, и сценарист.
Спасибо ЖЖ-человеку с ником 19700101 за находку и раскадровку.
А запись на экскурсию, как обычно, у нас на сайте в разделе Автобусные поездки.
Метки: едем с мкн |
Наш новый проект на "Планете" |
Хотим рассказать вам, что вот уже три месяца усиленно работаем над новым нашим альбомом. Точнее, сначала он задумывался как альбом, а в итоге, перерос в самую настоящую книгу. И теперь это альбом по формату и книга по содержанию. Называется "Китайгородская стена: реставрация перед сносом" и повествует реставрации в 1920-х годах самой крупной крепости Европы.
Китайгородская стена представляла собой вместе с Кремлем крупнейшую крепость Европы. Ее строили итальянские и русские мастера. Ее усиливали земляными укреплениями и восстанавливали после пожаров, но к ХХ веку она уже давно потеряла боевое значение и стала разрушаться. Московские власти восстановили этот памятник, впрочем, чтобы позднее разрушить.
Реставрационными работами 1925-1930 годов руководил Виноградов. Крупномасштабной работой стали очистка от наслоений, исследование и реставрация многокилометровой Китайгородской стены. В ходе ее были устроены дополнительные проезды для трамваев и машин. Казалось бы, ничто не предвещало трагического финала – почти полного ее сноса (кроме наименее древней части).
Вступительная статья альбома рассказывает о реставраторе, архитекторе Николае Дмитриевиче Виноградове, затем приведены две его статьи, опубликованные в журнале "Коммунальное хозяйство" в 1925-1926 годах, и, наконец, дополнительный штрих всему этому придают дневники Николая Дмитриевича, невероятно интересные по содержанию, так как воссоздают они именно ту эпоху, передают то состояние.
Ну и, конечно, фотографии. Восемьдесят уникальных фотографий, фиксирующих каждое прясло стены, каждую башню, прекрасные видовые фотографии Ильинских и Варварских ворот, Лубянской площади, Театрального проезда, Воскресенских ворот, снятые со стены. И дневники, и фотографии из архива Н.Д. Виноградова.
К сожалению, как мы все знаем, за реставрацией почти сразу последовал снос. Наше издание - это попытка восстановить утраченное, показать вам, чем мы могли бы обладать...
Поддержите наш новый проект: http://planeta.ru/campaigns/16089. Это очень просто. Можно купить альбом или набор открыток, а можно просто поделиться ссылкой и рассказать своим друзьям об этом издании.
Ну а мы на протяжении 48 дней, пока длится проект на Планете, будем выкладывать фотографии и дневниковые записи из нового альбома.
|