-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_metodika_rki

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.09.2016
Записей:
Комментариев:
Написано: 1


Автор "12 стульев" Илья Ильф стал знаменит, когда жил в Сретенском переулке

Суббота, 15 Октября 2022 г. 04:14 + в цитатник
дом №1 по Сретенскому переулку, где в середине 1920-х жил Илья Ильф
дом №1 по Сретенскому переулку, где в середине 1920-х жил Илья Ильф

Сретенский переулок в Москве – это маленькая улочка в 2 дома, которая соединяет Милютинский переулок и Большую Лубянку. Перед нами дом №1 по Сретенскому переулку. Этот дом имеет общий внутренний двор со зданием, где располагается Учебный центр русского языка. Это соседние дома.

В середине 1920-х годов здесь жил Илья Арнольдович Файзильберг, известный нам под псевдонимом Илья Ильф. Соседом его был Юрий Олеша, автор «Трех толстяков». Долгое время оба писателя, не москвича, ютились в одних и тех же каморках. Вначале это было общежитие редакции газеты «Гудок», потом здание типографии, наконец, уже будучи женатыми, получили маленькие, но отдельные квартирки в плохоньком флигельке в этом переулке. По некоторым сведениям, они жили в кв 24 дома, который стоял во дворе дома №1 по Сретенскому переулку. Домик снесли в 2003 году.

По некоторым сведениям Илья Ильф жил в доме, который стоял во дворе дома №1 по Сретенскому переулку
По некоторым сведениям Илья Ильф жил в доме, который стоял во дворе дома №1 по Сретенскому переулку

Писатели жили настолько бедно, что им приходилось делить не только быт, но и единственные парадные брюки, которые они каждый раз бережно носили и передавали друг другу по необходимости. Однако парадность брюк замечали только сами Ильф и Олеша. Как-то раз их супруги затеяли уборку и, приняв брюки за ветошь, до блеска натерли ими пол коммунальной квартиры.

Юрий Олеша и Илья Ильф (справа), 1923 год
Юрий Олеша и Илья Ильф (справа), 1923 год

Так совпало, что именно здесь (проживая в Сретенском переулке) оба писателя стали знаменитыми. Ильф из никому не известного сотрудника газеты превратился в автора знаменитого произведения «Двенадцать стульев».

"12 стульев" в первом журнальном издании "30 дней". 1928 год, рисунки художника М.Черемных

Идея романа принадлежит Валентину Катаеву, родному брату Евгения Катаева (псевдоним Евгений Петров), второго автора «Двенадцати стульев». Все они работали в газете «Гудок», когда Катаев предложил Петрову и Ильфу написать веселый роман из современной жизни.

Есть версия, что прототипом Ипполита Матвеевича стал миллионер Николай Стахеев. Перед Первой Мировой войной и за несколько лет до революции он принял решение уехать во Францию, чтобы спасти свои капиталы. При этом часть денег и драгоценностей он спрятал в тайниках своего особняка на Новой Басманной. Поговаривали, что за границей Стахеев, будучи заядлым игроком, проигрался и лишился большей части своих денег. Тогда купец решил вернуться в Россию, чтобы проникнуть в свой московский дом и забрать спрятанные сокровища.

Прототип Кисы Воробьянинова — Николай Дмитриевич Стахеев (1852—1933) — купец 1-й гильдии, золотопромышленник, меценат, племянник художника Ивана Шишкина, страстный игрок.
Прототип Кисы Воробьянинова — Николай Дмитриевич Стахеев (1852—1933) — купец 1-й гильдии, золотопромышленник, меценат, племянник художника Ивана Шишкина, страстный игрок.

В 1918-м он тайно приехал в Москву, пробрался в свой бывший (уже национализированный советской властью) особняк и опустошил часть своих тайников. Однако на выходе его задержали чекисты. Допрашивал Стахеева сам Дзержинский. Говорят, Стахеев каким-то невероятным образом смог уговорить Железного Феликса пойти на сделку: ему разрешили свободно уйти в обмен на то, что он рассказал о других своих тайниках. Якобы часть драгоценностей Стахеева пошла на строительство Центрального дома культуры железнодорожников Москве. Эта история была напечатана в газете «Гудок».

Евгений Петров вспоминает: Остап Бендер был задуман как второстепенная фигура. Для него у нас была одна фраза «Ключ от квартиры, где деньги лежат». Но бендер постепенно стал выпирать из приготовленных для него рамок, приобретая все большее значение. Скоро мы уже не могли с ним сладить. К концу романа мы обращались с ним как живым человеком и часто сердились на него за его нахальство, с которым он пролезал почти в каждую главу.
2-е издание романа
2-е издание романа "12 стульев". 1929 год

Семен Гехт вспоминает, как Ильф, получив авторские экземпляры «Двенадцати стульев», купил на Петровке ликер и позвал гостей. Они распили этот ликер в бедно обставленной квартирке на 2ом этаже в Сретенском переулке, закусывая соленым огурцом. Снизу доносились дразнящие ароматы. Там, на первом этаже, помещалась артель, которая коптила колбасы.

Илья Ильф (слева) с писателем Семеном Гехтом в Парке культуры и отдыха, 1933 год, фото А.Казачинского
Илья Ильф (слева) с писателем Семеном Гехтом в Парке культуры и отдыха, 1933 год, фото А.Казачинского

Прототип особняка Кисы Воробьянинова.

Знаменитый сюжет романа про дом престарелых списан с дома №11 в Армянском переулке. Здесь часто ходили 2 молодых журналиста газеты «Гудок» Ильф и Петров. Этот дом в 10 минутах пешком от Сретенского переулка, где жил Ильф. Дом послужил прототипом особняка Кисы Воробьянинова. Сейчас здесь Международный Детский фонд.

Дом №11 в Армянском переулке в Москве — Прообраз 2-го Дома социального обеспечения Старгубстраха, особняк Кисы Воробьянинова
Дом №11 в Армянском переулке в Москве — Прообраз 2-го Дома социального обеспечения Старгубстраха, особняк Кисы Воробьянинова

Мы все помним 2-й Дом социального обеспечения Старгубстраха! Застенчивый завхоз-ворюга Альхен со своими прожорливыми родственниками, старушки в платьях мышиного цвета, ворстистые одеяла, с одной стороны которых была выткана надпись «Ноги», меблировка, состоявшая исключительно из садовых скамеек, двери с тяжелыми механизмами, одна из которых на выходе «дала Остапу толчок в полторы тонны весом». А лозунги из столовой "Мясо вредно!".

"Это тоже сироты" — говорит Альхен (голубой воришка). Кадр из фильма Марка Захарова "12 стульев"

Известна даже история о том, как этот дом попал в роман, она описана в воспоминаниях Михаила Львовича Штиха, коллеги Ильфа и Петрова по «Гудку»:

«Было так. Мы с Ильфом возвращались из редакции домой и, немножко запыхавшись на крутом подъеме от Солянки к Маросейке, медленно шли по Армянскому переулку... Поравнялись с чугунно-каменной оградой, за которой стоял старый двухэтажный особняк довольно невзрачного вида. Он чем-то привлек внимание Ильфа, и я сказал, что несколько лет назад здесь была богадельня. И, поскольку пришлось к слову, помянул свое случайное знакомство с этим заведением. Я в то время был еще учеником Московской консерватории, меня уговорили принять участие в небольшом концерте для старух... К моему удивлению, Ильф очень заинтересовался этой явно никчемной историей. Он хотел ее вытянуть из меня во всех подробностях. А подробностей-то было - раз, два и обчелся. Я только очень бегло и приблизительно смог описать обстановку дома. Вспомнил, как в комнату, где стояло потрепанное пианино, бесшумно сползались старушки в серых, мышиного цвета, платьях и как одна из них после каждого исполненного номера громче всех хлопала и кричала "Биц!" Ну, и еще последняя, совсем уж пустяковая деталь: парадная дверь была чертовски тугая и с гирей-противовесом на блоке. Я заприметил ее потому, что проклятая гиря - когда я уже уходил - чуть не разбила мне футляр со скрипкой. Вот и все. Случайно всплывшая "музыкальная тема" могла считаться исчерпанной... Прошло некоторое время, и, читая впервые "Двенадцать стульев", я с веселым изумлением нашел в романе страницы, посвященные "2-му Дому Старсобеса". Узнавал знакомые приметы: и старушечью униформу, и стреляющие двери со страшными механизмами; не остался за бортом и "музыкальный момент", зазвучавший совсем по-иному в хоре старух под управлением Альхена...».
Дом призрения в Армянском переулке, 11
Дом призрения в Армянском переулке, 11

История дома №11 в Армянском переулке связана с князем Милославским, Петром Первым, с возвышением династии знаменитых Орловых-фаворитов Екатерины второй, с поэтом Тютчевым. Но об этом следующих сериях. А с 1831 года и до революции в этом доме находился «Дом призрения Горихвостова»: основан он был преимущественно на пожертвования военного в отставке, путешественника, мецената и благотворителя Дмитрия Петровича Горихвостова.

В XIX веке этот дом призрения был устроен с максимальными удобствами. В одной его части жили девицы и одинокие вдовы, в другой — вдовы с детьми: им полагались небольшие квартиры. Помимо предоставления жилья, Горихвостов полностью обеспечивал своих подопечных всем необходимым: едой, питьевой водой и квасом, снабжал дровами и углем, а также выдавал ежемесячное пособие в два рубля. Один из современников писал: «Харчи простые, но здоровые и сытные, щи с мясом, каша, жареный картофель… Хлеб собственного печенья, равно как и квас, положительно великолепные, а также огурцы собственного соленья».

Судя по воспоминаниям и страницам романа, жизнь в дореволюционной богадельне была очевидно лучше, чем в советском Доме соцобеса: после революции особняк некоторое время функционировал в прежнем ключе, но был переименован в «Дом соцобеспечения имени Н.А.Некрасова», затем имени Ленина. Позднее был отдан под нужды разных организаций, а с 1987 года здесь находится Международный детский фонд.

Илья Ильф с 3-им изданием романа
Илья Ильф с 3-им изданием романа "12 стульев", фото Елеазара Лангмана

Роман «12 стульев» был написан за рекордный срок – несколько месяцев. Основная работа велась с сентября по декабрь 1927 года. В январе 1928 года роман уже отдали в печать.

Так же студенты курсов профессиональной переподготовки «Методика преподавания русского языка как иностранного» получают новую профессию за 3 месяца. В Учебном центре русского языка МГУ любят поработать. Особенно наши преподаватели-методисты РКИ не дают соскучится своим ученикам. Раз в 2 недели, и то и каждую проводят вебинары, практикумы, круглые столы, консультации, мастер-классы, лектории, прямые эфиры. А раз в год еще и международный форум РКИ! Чтобы получить новую профессию Преподаватель русского языка как иностранного , нужно потрудиться. Даже если обучение длится всего 3 месяца.

Список источников:

  1. Колосов А.В. Лубянский треугольник. М.: Конконтент, 2010
  2. Москва и москвичи в фотографиях Ильи Ильфа. М.: Издательство «Ломоносовъ», 2011
  3. Гехт С. Семь ступеней/ Сборник воспоминаний об И.Ильфе и Е.Петрове. Составители Г. Мунблит, А.Раскин. М., «Советский писатель», 1963.
  4. Штих М. (М. Львов). В старом "Гудке"/ Сборник воспоминаний об И.Ильфе и Е.Петрове. Составители Г. Мунблит, А.Раскин. М., «Советский писатель», 1963.
  5. «В Москве легко смеяться». Шесть столичных адресов Ильи Ильфа\ статья 10 июля 2020\ https://www.mos.ru/news/item/76789073/

https://metodika-rki.livejournal.com/427887.html

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку