Автор "12 стульев" Илья Ильф стал знаменит, когда жил в Сретенском переулке |
Сретенский переулок в Москве – это маленькая улочка в 2 дома, которая соединяет Милютинский переулок и Большую Лубянку. Перед нами дом №1 по Сретенскому переулку. Этот дом имеет общий внутренний двор со зданием, где располагается Учебный центр русского языка. Это соседние дома.
В середине 1920-х годов здесь жил Илья Арнольдович Файзильберг, известный нам под псевдонимом Илья Ильф. Соседом его был Юрий Олеша, автор «Трех толстяков». Долгое время оба писателя, не москвича, ютились в одних и тех же каморках. Вначале это было общежитие редакции газеты «Гудок», потом здание типографии, наконец, уже будучи женатыми, получили маленькие, но отдельные квартирки в плохоньком флигельке в этом переулке. По некоторым сведениям, они жили в кв 24 дома, который стоял во дворе дома №1 по Сретенскому переулку. Домик снесли в 2003 году.
Писатели жили настолько бедно, что им приходилось делить не только быт, но и единственные парадные брюки, которые они каждый раз бережно носили и передавали друг другу по необходимости. Однако парадность брюк замечали только сами Ильф и Олеша. Как-то раз их супруги затеяли уборку и, приняв брюки за ветошь, до блеска натерли ими пол коммунальной квартиры.
Так совпало, что именно здесь (проживая в Сретенском переулке) оба писателя стали знаменитыми. Ильф из никому не известного сотрудника газеты превратился в автора знаменитого произведения «Двенадцать стульев».
Идея романа принадлежит Валентину Катаеву, родному брату Евгения Катаева (псевдоним Евгений Петров), второго автора «Двенадцати стульев». Все они работали в газете «Гудок», когда Катаев предложил Петрову и Ильфу написать веселый роман из современной жизни.
Есть версия, что прототипом Ипполита Матвеевича стал миллионер Николай Стахеев. Перед Первой Мировой войной и за несколько лет до революции он принял решение уехать во Францию, чтобы спасти свои капиталы. При этом часть денег и драгоценностей он спрятал в тайниках своего особняка на Новой Басманной. Поговаривали, что за границей Стахеев, будучи заядлым игроком, проигрался и лишился большей части своих денег. Тогда купец решил вернуться в Россию, чтобы проникнуть в свой московский дом и забрать спрятанные сокровища.
В 1918-м он тайно приехал в Москву, пробрался в свой бывший (уже национализированный советской властью) особняк и опустошил часть своих тайников. Однако на выходе его задержали чекисты. Допрашивал Стахеева сам Дзержинский. Говорят, Стахеев каким-то невероятным образом смог уговорить Железного Феликса пойти на сделку: ему разрешили свободно уйти в обмен на то, что он рассказал о других своих тайниках. Якобы часть драгоценностей Стахеева пошла на строительство Центрального дома культуры железнодорожников Москве. Эта история была напечатана в газете «Гудок».
Евгений Петров вспоминает: Остап Бендер был задуман как второстепенная фигура. Для него у нас была одна фраза «Ключ от квартиры, где деньги лежат». Но бендер постепенно стал выпирать из приготовленных для него рамок, приобретая все большее значение. Скоро мы уже не могли с ним сладить. К концу романа мы обращались с ним как живым человеком и часто сердились на него за его нахальство, с которым он пролезал почти в каждую главу.
Семен Гехт вспоминает, как Ильф, получив авторские экземпляры «Двенадцати стульев», купил на Петровке ликер и позвал гостей. Они распили этот ликер в бедно обставленной квартирке на 2ом этаже в Сретенском переулке, закусывая соленым огурцом. Снизу доносились дразнящие ароматы. Там, на первом этаже, помещалась артель, которая коптила колбасы.
Знаменитый сюжет романа про дом престарелых списан с дома №11 в Армянском переулке. Здесь часто ходили 2 молодых журналиста газеты «Гудок» Ильф и Петров. Этот дом в 10 минутах пешком от Сретенского переулка, где жил Ильф. Дом послужил прототипом особняка Кисы Воробьянинова. Сейчас здесь Международный Детский фонд.
Мы все помним 2-й Дом социального обеспечения Старгубстраха! Застенчивый завхоз-ворюга Альхен со своими прожорливыми родственниками, старушки в платьях мышиного цвета, ворстистые одеяла, с одной стороны которых была выткана надпись «Ноги», меблировка, состоявшая исключительно из садовых скамеек, двери с тяжелыми механизмами, одна из которых на выходе «дала Остапу толчок в полторы тонны весом». А лозунги из столовой "Мясо вредно!".
Известна даже история о том, как этот дом попал в роман, она описана в воспоминаниях Михаила Львовича Штиха, коллеги Ильфа и Петрова по «Гудку»:
«Было так. Мы с Ильфом возвращались из редакции домой и, немножко запыхавшись на крутом подъеме от Солянки к Маросейке, медленно шли по Армянскому переулку... Поравнялись с чугунно-каменной оградой, за которой стоял старый двухэтажный особняк довольно невзрачного вида. Он чем-то привлек внимание Ильфа, и я сказал, что несколько лет назад здесь была богадельня. И, поскольку пришлось к слову, помянул свое случайное знакомство с этим заведением. Я в то время был еще учеником Московской консерватории, меня уговорили принять участие в небольшом концерте для старух... К моему удивлению, Ильф очень заинтересовался этой явно никчемной историей. Он хотел ее вытянуть из меня во всех подробностях. А подробностей-то было - раз, два и обчелся. Я только очень бегло и приблизительно смог описать обстановку дома. Вспомнил, как в комнату, где стояло потрепанное пианино, бесшумно сползались старушки в серых, мышиного цвета, платьях и как одна из них после каждого исполненного номера громче всех хлопала и кричала "Биц!" Ну, и еще последняя, совсем уж пустяковая деталь: парадная дверь была чертовски тугая и с гирей-противовесом на блоке. Я заприметил ее потому, что проклятая гиря - когда я уже уходил - чуть не разбила мне футляр со скрипкой. Вот и все. Случайно всплывшая "музыкальная тема" могла считаться исчерпанной... Прошло некоторое время, и, читая впервые "Двенадцать стульев", я с веселым изумлением нашел в романе страницы, посвященные "2-му Дому Старсобеса". Узнавал знакомые приметы: и старушечью униформу, и стреляющие двери со страшными механизмами; не остался за бортом и "музыкальный момент", зазвучавший совсем по-иному в хоре старух под управлением Альхена...».
История дома №11 в Армянском переулке связана с князем Милославским, Петром Первым, с возвышением династии знаменитых Орловых-фаворитов Екатерины второй, с поэтом Тютчевым. Но об этом следующих сериях. А с 1831 года и до революции в этом доме находился «Дом призрения Горихвостова»: основан он был преимущественно на пожертвования военного в отставке, путешественника, мецената и благотворителя Дмитрия Петровича Горихвостова.
В XIX веке этот дом призрения был устроен с максимальными удобствами. В одной его части жили девицы и одинокие вдовы, в другой — вдовы с детьми: им полагались небольшие квартиры. Помимо предоставления жилья, Горихвостов полностью обеспечивал своих подопечных всем необходимым: едой, питьевой водой и квасом, снабжал дровами и углем, а также выдавал ежемесячное пособие в два рубля. Один из современников писал: «Харчи простые, но здоровые и сытные, щи с мясом, каша, жареный картофель… Хлеб собственного печенья, равно как и квас, положительно великолепные, а также огурцы собственного соленья».
Судя по воспоминаниям и страницам романа, жизнь в дореволюционной богадельне была очевидно лучше, чем в советском Доме соцобеса: после революции особняк некоторое время функционировал в прежнем ключе, но был переименован в «Дом соцобеспечения имени Н.А.Некрасова», затем имени Ленина. Позднее был отдан под нужды разных организаций, а с 1987 года здесь находится Международный детский фонд.
Роман «12 стульев» был написан за рекордный срок – несколько месяцев. Основная работа велась с сентября по декабрь 1927 года. В январе 1928 года роман уже отдали в печать.
Так же студенты курсов профессиональной переподготовки «Методика преподавания русского языка как иностранного» получают новую профессию за 3 месяца. В Учебном центре русского языка МГУ любят поработать. Особенно наши преподаватели-методисты РКИ не дают соскучится своим ученикам. Раз в 2 недели, и то и каждую проводят вебинары, практикумы, круглые столы, консультации, мастер-классы, лектории, прямые эфиры. А раз в год еще и международный форум РКИ! Чтобы получить новую профессию Преподаватель русского языка как иностранного , нужно потрудиться. Даже если обучение длится всего 3 месяца.
Список источников:
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |