Делаю запись для себя, но буду рада, если кому-то будет интересно. Будет длинно, предупреждаю. :)
Вот такой получился у меня костюм
После посещения в прошлом году Средневекового фестиваля в Бруксе (Brooks, Canada), у меня появилось очень сильное желание сделать для себя средневековый русский костюм. Тогда я еще совсем не была в курсе.
И вот, близился очередной фестиваль, уже в этом году, и я решила, что желания должны исполняться. Тем более, что и шить, и делать всякие другие штучки я умею и люблю (а что не умею, могу и научиться делать, не беда). А желала я по-прежнему костюм. Копнув Интернет я поняла, что вообще не в курсе, вот, просто, совсем!! Хорошо, что подруга Таня
kame_yo подкинула мне первые ссылки. До сих пор благодарна ей за это!!! Но мне же нужны были еще и пояснения, а выкройки бы вобще были бы кстати. А еще было бы прекрасно разобраться с тем что на головах носили... как и почему.. А ведь еще были украшения, тесемочки всякие, пояса.. Про обувь уже не говорю, до нее доберусь только к следущему году, не раньше.
Копать пришлось долго и глубоко. Иногда просто сидела и читала фактически сухие документальные отчеты раскопок и записи реконструкторов одежды. Иногда выискивала какие-то детали в длинных разговорах в группах ВКонтакте... Хорошие там люди, кстати, обитают, щедро делятся знаниями, ссылками, фотографиями и вообще оказывают очень серьезную поддержку и помощь! Признательна им очень-очень!!
Через некоторое время кое-что стало проясняться в голове. Я определилась - Новгород. 9-11 век, ну, так, примерно. Русичи? Оказалось, славяне. Так что костюм у меня славянский.
Дальше я буду иногда писать названия деталей одежды и некоторые специфические подробности. Если будет не очень интересно, просто переходите на следущий абзац.
Остановила я свой выбор на костюме сельской жительницы. Рубаха (в моем случае с поликами) + понева (юбка, состоящая из 3 не сшитых между собой полотнищ, соединенных между собой поясом-кулиской) + покрывало на голову + женский головной убор - очелье с височными кольцами.
Вот то, что мне предстояло сделать.
Оказывается в выбранный мной промежуток времени на территории России еще не знали хлопка. Одежду носили преимущественно из льна и шерсти. Не только, конечно, был шелк, бархат, использовалась и конопля, и другие материалы. Поскольку на купеческие и царские костюмы я не замахивалась, лен бы меня вполне устроил. Первое же посещение тканевого магазина ввергло меня в глубокое уныние. А льна-то у нас и нету... Но остановиться я уже не могла... Во втором магазине лен нашелся, но цена!!! 32, 34 и 36 кан долларов за метр. Даже со скидкой цена казалась очень высокой. Но я уже почти была готова пойти и на это. Когда решила для начала просто приложить к телу ткань. И ощутила довольно неприятные ощущения. Я ее чувствовала и было неприятно! Сомнения.. сомнения. Я уехала в третий магазин, нашла еще один вариант льна.. Но и этот материал, приложенный к телу, показался мне не очень приятным. Короче, несколько дней я колебалась, ездила из одного магазина в другой и все щупала, трогала.. В итоге решила отказаться от льна и остановила свой выбор на хлопке, который чисто внешне слегка напоминал мне лен (не такой лощеный и блестящий, как многие другие хлопковые ткани). Так что рубаха у меня из хлопка. С поликами и ластовицами (квадраты, вшитые под руками, на соединении рукавов и спинки с передом (полочкой). Пришлось вспоминать как вшиваются ластовицы, последний раз шила подобное 2 года тому назад. В средневековые годы еще не существовало манжетов, для фиксации рукава на запястье женщины одевали браслеты. Я также приобрела парочку, но так и не надела их, слишком жарко было, я закатывала рукава, чтобы чуть-чуть больше дышало тело.
Выкройка рубахи, по которой я шила свою, с некоторыми незначительными изменениями. К примеру, ластовицы я сделала 12 см, саму рубаху слегка расширила, увеличив при этом и полик, а рукава просто выкроила цельными.
Выбор ткани для юбки-поневы (панёвы) с первого взгляда показался очень простым - клеточек в Канадских магазинах продают превеликое множество. Но если присмотреться повнимательнее, на многих тюках можно прочитать название Канадской провинции, к которой относится данная расцветка клеточки. Ну и как вы себе это представляете? Вся из себя такая славянка щеголяющая в юбке из ткани какой-то канадской провинции. Как-то мне не очень нравилась эта идея. Одним словом покопаться в тканях пришлось очень даже серьезно. Как всегда выручил муж, который в какой-то момент вытащил из-под низу какой-то рулон с тканью в черно-красную клетку. Оно!!! Так что юбка у меня в черно-красную клетку, которая не относится ни к какой Канадской провинции. Кстати, если кому-то пригодится, расскажу, как я рассчитала ширину каждого из 3 полотнищ юбки. В выкройке даны размеры, но прикинув их на себя, я поняла, что мне будет маловато. Что я сделала. Я промерила ширину подола готовой рубахи и разделила на три. Потом добавила к каждому полотну по 8 см. Все три полотна в моем случае одинаковые по ширине (а бывали и разные, к слову сказать). Так и выкроила. Вверху каждой детали я сделала кулиску (подвернула широко, чтобы вовнуть можно было потом вставить тесемочку), через которую потом вставила сплетеный из 4 нитей шнурочек, для которого использовала те же нитки, из которых ткала очелье. Получилось 3 отдельных детали юбки, не сшитые между собой, нанизанные на одну общую тесемочку. Я осталась очень довольна готовой юбкой.
Выкройка, по которой я рассчитывала свою юбку.
Крой. Самое интересное, оказалось, что многие выкройки славянских костюмов в Интернете выложены без указания размеров. К некоторым даются объяснения, типа, - такой-то размер равен этому плюс это, минус то... Вобщем-то я разбираюсь в выкройках, но катастрофически запуталась во всех этих замерах.. В результате всех моих поисков, остановила свой выбор на рубашке с поликами (вставки такие на плечах между передом и спинкой рубахи. Чаще всего их вышивают, в том числе и на украинских сорочках). Были уже такие в те времена.
Про покрывало на голову я вспомнила буквально за сутки до фестиваля. Перевернула все дома и нашла походящий кусок белого красивого тонкого хлопка, из которого пару лет тому назад шила мужу косоворотку. Обрезала и подшила. Это оказался самый простой элемент в моем одеянии. Раньше я купила-таки кусочек льна для этой цели. Но приладить на голове мне его не удалось, лен оказался жестковатым и ложился не очень красиво, плюс был достаточно тяжелым для ношения его на голове несколько часов. Поэтому я отказалась от него и выбрала тонкий и легкий хлопок.
На голове средневековые славянки чаще всего носили очелья и металлические обручи и короны. На последнее я замахиваться не стала, остановилась на очелье. Очелье это тканая или шитая лента, которая повязывается на голове. Очельем также фиксируют покрывало на голове. Ну, как-то так, в двух словах. Очелье я решила соткать сама на бердышке. Для очелья выбрала шелковую нитку, - мягкую и приятную наощупь. После длинючих поясов короткая лента оказалась легкой в работе. Соткала я очелье за день. Еще день думала что делать с хвостиками. Закончила и расшила приготовленными заранее металлическими бусинками. Дизайн я продумала заранее, поэтому в процессе тканья оставила посередине ленты белую полосу под бусинки. Еще день думала как крепить к очелью височные кольца. В итоге соткала на бердышке тонкую тесьму с частичным узором очелья. Из тех же шелковых ниток. Пришивала вручную. Очень боялась резать тесьму, осыпается под пальцами... да еще как!
Височные кольца. Я посетила несколько долларовых магазинов, несколько тканевых и даже галантерейные. Нашла пару колец вполне себе подходящих, как мне казалось тогда. Но потом я приехала в бисерный магазин с ними и поняла, что они элементарно ТОЛСТЫЕ! Никакие бусины на них не налезут. В рукодельном магазине я нашла вариант более тонких колец, но уж очень большими по диаметру они мне показались. Для сережек - самое то, но в качестве височных подвесок мне казалось, что это уже перебор с размером. И тут как раз в том же самом рукодельном магазине на распродаже попались проволочки для цветов (флористики). Брала я их в качестве именно основ для цветов, но по пути домой поняла, - вот же оно! Дома сразу же попробовала - получилось прекрасное кольцо, достаточно упругое, чтобы держать форму и достаточно тонкое, чтобы на него можно было нанизать бусины. Кстати, поделюсь тем, как именно я делала ровные колечки. Вручную добиться красивой круглой формы сложно. Поэтому умные люди задолго до меня придумали простой и доступный способ. Подбирается предмет круглой формы, вокруг которого закручивается проволочка. У меня это была бутылочка клея. Удобно, быстро и легко найти подходящую основу и сделать в домашних условиях. В бисерном магазине я выбрала металлические бусины и два вида пружинок (именно так выглядели некоторые виды височных колец, судя по материалам раскопок). Уже в тот момент я рассчитывала на 2 кольца с каждой стороны - итого 12 бусинок и 8 пружинок. Однако дома я обнаружила пакетик с очень красивыми металлическими длинными бусинами, которые очень подходили под круглые бусины. В итоге их и использовала. Получилось 4 колечка с 3 крутлыми бусинками и 2 продолговатыми - между круглыми. На сотканую мной тесемку я вручную пришила по 2 кольца и прикрепила к очелью. Очелье готово.
Очень долго я разглядывала фотографии разных фестивалей и просто фото в Интернете, пытаясь понять, каким образом драпируется покрывало на голове, как именно завязывается очелье. Дома крутила, вертела, пробовала разные варианты. В итоге, когда мы приехали на фестиваль, оказалось все совсем просто. Я легко все надела и задрапировала. Даже потом поменяла драпировку покрывала (на фото видна разница).
Бусы и украшения на шею. В те времена бусы чаще всего делались из металлических бусин, стеклянных, а также из натуральных камней. Также в украшения добавляли монетки и металлические фигурки, а также маленькие колокольчики. Вот точно помню, что было время, когда долларовые магазины были буквально переполнены красивыми стеклянными бусинами. Однако, к моему великому огорчению, те времена канули в лету, так что я с трудом нашла несколько простых низок стеклянных бус. Дома нашлись еще несколько из разных источников. В бисерном магазине купила 4 подвесочки-монетки. Нашлись у меня и колокольчики, но в последний момент решила их не использовать. А утром, перед тем, как мы выехали на фестиваль, я вдруг вспомнила, что у меня лежат где-то 2 деревянных православных крестика, привезенные мне мамой из Иерусалима несколько лет тому назад. Крестик завершил мой образ.
В ушах у меня серебрянные сережки со спиралями, почти такими же как на монетках, а на пальце натуральное каменнное кольцо из нефрита.
На ногах славяне носили обувь, которая называлась поршни. Надеюсь добраться и до них когда-нибудь. А в поршни одевались вязанные одной иглой носки и чулки. На прошлой неделе муж мне сделала деревянную иголку для такого вязания и уже начала осваивать эту технику. Очень интересно получается, кстати. Но об этом отдельный разговор.
Забыла рассказать про пояс. Его я соткала год тому назад для русского народного костюма, одного из тех, что мы одеваем для выступлений. Так что пояс у меня уже был. Его положено одевать поверх поневы в 2 оборота. Как раз такой самый у меня и был. Даже цвет подошел.
Вот, наверное, и все. Ниже фотографии с фестиваля.
Спасибо за внимание тем, кто дочитал!
http://lovebiser.livejournal.com/235347.html