Вообще, учение об обмене себя на других, когда человек выворачивает эгоизм наоборот и начинает считать себя менее ценным, чем другие существа, представляется мне крайне вредным. Это ровно то же самое выделение себя из окружающей реальности, только с другим модулем, и умножению страданий оно ровно так же способствует. А то и больше.
Спонтанно к этой практике склонны женщины. Они ее применяют к детям, реже - к партнерам, в отсутствие тех и других - к котикам или еще каким-нибудь существам.
Если у женщины заводится детеныш, а муж вытирает об нее ноги, женщина склонна думать: пусть я лучше пострадаю, но зато у ребенка будет отец. Ребенок растет, видя несчастную маму и деструктивные отношения в семье. Если это мальчик, он будет склонен воспроизводить агрессивное поведение отца. Если это девочка, она будет склонна искать себе партнера, который будет с ней дурно обращаться, или вообще постарается на всякий случай не выйти замуж, потому что стремно. Спрашивается: кому какую пользу нанесла эта женщина, которая решила принести себя в жертву?
Если у женщины заводится ребенок-инвалид, она начинает класть жизнь на то, чтобы его выходить. Поскольку положить жизнь можно только на кого-нибудь одного, то муж из такой семьи, как правило, удирает: во-первых, жизнь превращается в кошмар, а во-вторых, ему неприкольно, что на него забили в пользу ребенка. Если у этой женщины уже есть или еще заводятся другие дети, они тоже приносятся в жертву тому, у кого инвалидность. Потому что этому, больному, внимание и забота нужны гораздо больше. Здоровые дети растут, как сорная трава (с повышенным риском ввязаться в криминал, сесть на иглу и т.п.), а больной как был, предположим, изначально овощем, так в общем и целом овощем и остается. Мама толком не может ни работать, ни устроить себе личную жизнь, потому что занята выхаживанием, и она будет им занята до тех пор, пока это самое чадо не помрет. Чья жизнь стала лучше в результате того, что глубоко нарушенный ребенок не был сдан в специально предназначенное для этого учреждение? Вот эти многолетние занятия со специалистами ради того, чтобы овощ к восемнадцати годам выучил три буквы - они стоят того, чтобы класть отсутствующий орган на себя и на всю остальную семью?
Более расхожий и с виду более благоприятный вариант: женщина заводит ребенка и решает сделать все, чтобы у него было счастливое детство. Эта женщина не говорит ребенку "нет", она не останавливает его, когда он бьет ее по лицу кулаками, она потратит последние деньги, чтобы купить ему ту игрушку, которую ему хочется. Бессознательно, вероятно, этой женщине кажется, что ребенок научится от нее любви и будет с тем же терпением и заботой относиться если не к людям в целом, так хотя бы к ней самой. Реальность же заключается в том, что в подавляющем большинстве случаев ребенок в такой ситуации быстро формирует убеждение, что он - центр вселенной, а все остальные ему должны. Нет более злобных, тираничных и бессердечных детей, чем те, у которых такие нежные, любящие матери. Это именно они будут бить сверстников ногами и сталкивать их с лестниц, потому что они привыкли, что боль другого ничего не значит.
Если буддийский идеал матери заключается вот в этой форме невежества, когда человек старательно посвящает свою жизнь сомнительной пользе другого существа, а в результате только умножает количество страданий, то это вредный идеал.
Первый принцип оказания первой помощи: прежде всего нужно обеспечить собственную безопасность; после этого обеспечь безопасность того, кому ты собираешься оказывать помощь. И ни в коем случае не наоборот.
Это в том числе и про душевно травмированных граждан. Относиться к такому человеку с состраданием - нормально, поддерживать его - нормально, но если он в ответ ранит тебя и пытается тебя разрушить, то думать надо в первую очередь о себе и защищать себя. Не потому, что себя жалко; а потому что эта жертва не принесет пользы. Даже если скормить голодному духу тысячу своих тел, он все равно останется голоден, зол и несчастен. Этой тысяче тел можно найти лучшее применение.
https://kata-rasen.livejournal.com/1956170.html