Откликнувшись на многократно-настойчивые приглашения друзей пять дней назад очутился в Египте – учиться ходить на кайте.
Путь из Рима в Хургаду через Каир за космические деньги – ибо прямых билетов не было по определению - протекал ночью. По прилете в Каир в международный терминал на своей шкуре ощутил, что должен чувствовать, к примеру, бельгиец, прибывший в Шереметьево 2 и мечущийся в поисках транзита в Шереметьево - 1.
- Как проехать в Терминал -1» - спрашиваю на английском араба в интеллигентной оправе – по виду безработного агронома – благо нигде никаких указателей нет
- Здесь автобус – отвечает – там должно быть написано «Терминал 1», но вы обязательно спросите, действительно идет ли он на Терминал 1.
- Понятно. А такси?
- 100 фунтов.
- Понятно. У меня нет фунтов - вижу – грустнеет - Но есть пять баксов.
Радостно махнул рукой – Поехали!
Хватает мой неподъемный багаж со снаряжением и провожает меня к пежо, должно быть значительно старше меня, с верблюжей шерстью на торпеде – для отгона дорожной невезухи и прочих напастей. Вижу – на заднее сиденье усаживают еще одного клиента – миниатюрную европейку лет двадцати семи. – Делают мне знаки – мол – «не возражаешь? « Нет» - отвечаю – «Отчего же?» - Даю деньги моему «агроному» по его просьбе – вокруг суетятся и о чем-то громко и воодушевленно дискутируют, отчаянно жестикулируя, еще человек 5 египтян – ночь – глухая стоянка на задворках аэропорта. Всей поверхностью кожи ощущаю себя белым- вдруг приливает чувство ответственности за неожиданную попутчицу. Проходит около минуты. Только собираюсь заговорить с незнакомкой – как она неожиданно открывает дверцу и по-арабски, с характерными гортанными звуками, начинает что-то почти кричать толпящимся около нас мужчинам. Немая пауза. В шоке и я и они – арабы застыли, как будто увидели кобру.– За руль немедленно садится водитель – сверкая глазами и улыбаясь, с размаха включает двигатель и с прокруткой задних колес стартует – хотелось бы верить, что к Терминалу 1. Разговорившись, выясняю, что она - француженка, инструктор по дайвингу, едет в Дахаб – работать. Живет здесь месяцами – поэтому и выучила арабский – добавляет жеманно «немного». По дороге – три полицейских поста. Полиция – напряжена и с автоматами. Софи – а именно так зовут дайвершу участливо беседует с водителем – он рассказывает ей о своей нелегкой доле и жалуется на поборы. Без иронии. Приезжаем на место. Даем чаевые. Она все здесь знает- становится ясно куда и зачем идти. До самолета и мне – и ей – еще четыре часа.
Европейцы, с натяжкой включая характерных русских персонажей, прилетающие на «отдых» в Египет, в местных декорациях представляют из себя довольно странное зрелище – как рыбы, после авиаперелета обнаружившие себя на суше. Они сталкиваются здесь с, как правило, примитивно понимаемой и абсолютно им чуждой парадигмой ценностей, стремлений и смыслов. Некая первобытная, темная, пружинисто-сплоченная сила чувствуется в местном народе, европейцев же, при первой возможности стремящихся вырваться из своих городов, как из тюрьмы, объединяет разве что тяга к безопасному комфорту.
Софи оказалась милой болтушкой, хорошо ориентирующейся в местных нюансах, и не только. Поговорив о холодах в Париже, ночной Москве, дайвинге, кайтинге, серфинге, о снобах французах и смешных русских, мы перешли к бедуинам.
Когда стало ясно, что и этот предмет она знает не понаслышке, ощущение инопланетности только усилилось.
Бедуины живут в удаленных деревнях в домиках из картона. У них нет документов и они не имеет права свободно передвигаться. Пищу готовят на верблюжьих экскрементах, причем только "богатые" семьи кладут еду на железный круг для жарки, бедные же готовят непосредственно - на какашках. Мужчины работают за зарплату в 30 долларов в месяц, стремясь накопить на верблюда – чтобы купить себе жену. А на жену удается собрать только к сорока годам – тогда как в жены отдают девочек, начиная с 14-ти лет. 18-летняя девушка считается уже старой девой без шансов. При первом знакомстве мужчина видит только запястья и щиколотки девушки, чем они шире, тем дороже жена - считается, что женщина с широкими костями родит много детей – такая обычно стоит три верблюда. Тонкокостная – тянет на один . На втором свидании – видимо после договоренности о взаиморасчетах - и мужчине, и девушке позволяется увидеть лица друг друга – и теоретически они могут отказаться – но прецедентов не зафиксировано - девушки боятся остаться одни, а мужчины – остаться без жены вообще - женщин у бедуинов значительно меньше, чем мужчин. Это связанно с непостижимым обычаем обрезания у новорожденных девочек - вследствие этой процедуры бо'льшая часть девочек погибает. Бедуины вообще очень ревнивые и так как мужчина часто отсутствует, считается, что женщине без клитора будет легче устоять перед соблазном неверности.
- А как же мужчины справляются до 40 лет?- Спрашиваю
Софи многозначительно и хитро на меня смотрит:
- Пустыня – большая- разные способы – применяют. А почему ты не интересуешься как женщины справляются с 14 лет и до смерти?
Раздается малоразличимое объявление о посадке, Софи медленно произносит:
- Давай обменяемся телефонами, не возражаешь? Вдруг при следующем перерождении я буду бедуинкой.
- Конечно- говорю, - с удовольствием, но перед смертью - не надышишься.
Смеется.
- Знаешь, говорит, в первобытных языках нет слова «женщина» , есть «девочка», «девушка», «мать» и «старуха», а «женщины» - нет! Это мы придумали – искусственно объединили необъединяемое....- Пока, Удачи, Звони!
Как всегда при случайном знакомстве и быстром расставании с эмоционально заинтересовавшим тебя человеком, в самолете на Хургаду появилось и не отпускало щемящее чувство. А ведь правда, думал я, «это мужчина развивается, ну или не развивается, почти линейно в течении свой жизни, женщина же претерпевает три «туннельных» перехода, скачкообразно превращаясь из девочки - в девушку- затем - в мать - и потом - в старуху. И все эти четыре ипостаси - суть - разные люди! «Три смерти», как говорили древние... И еще я вспомнил, как читал где-то, что дурнушка умирает, как и все люди один раз, а красавица – два – и первая смерть – при третьем переходе - самая мучительная....
Бедуины – не в счет....
http://kairos-m.livejournal.com/1422.html