с 15 марта Кира получила место в детсаду, который находится в 2 минутах от дома. Детсад большой, новый, и в нём всё хорошо кроме того, что адово не хватает персонала. Туда ходят все знакомые Кире соседские девочки (правда, в этом году заканчивают), отзывы исключительно положительные, поэтому мы ожидали, что нам удастся убедить Киру там проводить день.
1. второй этаж - наш детский сад. На первом - тоже детский сад, другое подразделение. Организация одна, но персонал и дети не смешиваются.Начну с того что
детские сады в Германии могут быть очень разными как по форме, так и организационно. Они могут быть на целый день, или на несколько часов.
Там могут готовить еду или привозить еду, обязать родителей выдавать сухпаёк, или же приходить и поочереди готовить еду для детей на месте.
Это может быть полноценное здание, пара комнат в каком-то доме, или вообще
лес .
Программы и концепции тоже очень разные: вальдорфские сады и сады монтессори, открытый, полуоткрытый концепт (дети не делятся на группы), "классические" группы и т. д.
Ещё сады принадлежат самым разным организациям и товариществам. Есть несколько муниципальных, частных гораздо больше.
Практически всегда дети от 3 до 6 лет находятся в смешанных группах, с детьми младше отдельная песня.
В "нашем" саду исповедуется открытый концепт - все дети могут смешиваться в разных пропорциях в течение дня, деления на группы нет. Всего примерно 45 детей. Для самых маленьких есть "Гнездо" с двумя постоянными воспитателями, но и кого-то из них порой куда-нибудь берут с собой другие воспитатели.
Помещения сада тематические: Гнездо, Строительная комната, Лаборатория, Комната для рукоделия, Комната для ролевых игр, Комната для чтения и Центральная площадь, по совместительству столовая.
2. Главная (рыночная) площадь, воспитатель-волонтёр на полдня играет с детьми.День ребёнка примерно выглядит так: с утра и до 9-30 дети приходят, могут позавтракать, если хотят, и позаниматься какой-нибудь фигнёй. в 9-30 все (кроме тех, кто ничего не понимает) собираются на "Детскую конференцию" - заходят в одну комнату и садятся на пол в круг. Ведущий её воспитатель достаёт картинки с комнатами, фотографии воспитателей и говорит, что сегодня у нас открыты комнаты А, Б и Улица, в комнате А воспитатель Света, в Б Витя, на улицу ведёт Сергей и Маша. Кратко описывает, что где будет происходить и спрашивает, какую ещё комнату сегодня хотели бы открыть дети. Если есть идея, то добавляют ещё комнату Д и назначают туда воспитателя. Потом на каждую комнату ставится сколько-то фишек одного цвета. Это максимальное количество детей в ней. Иногда некоторых детей куда-то принудительно назначают, тогда им дают фишки этой комнаты. Затем есть пара минут, чтоб пообщаться друг с другом и потом, начиная со случайного ребёнка, по кругу все дети говорят: Сегодня я хочу пойти в комнату такую-то, и берут фишку этой комнаты. Когда фишки закончились, туда больше нельзя попасть (наверное, бывают исключения). Всегда открыто "Гнездо", иногда там хотят побыть дети любого возраста, возятся с малышами.
3. Дети на послеобеденной конференцииТаким образом дети определяют, чем они будут заняты до обеда. Перед обедом все снова собираются в общий круг, полчаса поют песни с аккомпанементом под гитару и играют в пальчиковые игры, потом моют руки, обедают, снова моют руки.
Часть детей до и, в основном, после обеда, отгружают спать (только тех, про кого родители сказали, что им надо спать). Часть детей находятся в саду только до обеда, их забирают. В итоге после обеда народу значительно меньше. Снова собирается детская конференция, после неё все чистят зубы и расходятся по занятиям. Вечером ужин, в промежутках доступны перекусы (нарезка перчиков, помидоров, редиски и фруктов)
Кира пошла в сад с папой почти сразу после того, как мы с новорожденной Майей вернулись из роддома, то есть в 2 года и 2 недели.
План был таков: Кира приходит в сад с папой и они вместе проводят там два часа. Это продолжается несколько дней, в это время с ней должен задружить один конкретный педагог, потом Кира должна попрощаться с папой и полчаса провести с этим педагогом в саду, ну и потом всё дальше и дальше.
Концепция "привыкания ребёнка" в этом саду предполагает, что он должен первое время находиться в "Гнезде", а потом постепенно включаться в занятия. Я сразу сказала, что Кире не понравится находиться в Гнезде, так как она с удовольствием чем-то занимается, но очень боится детей, особенно маленьких. В итоге было решено, что воспитателем, который должен установить контакт, будет фрау И., которая не является постоянным резидентом Гнезда. Но они настаивали на том, что находиться Кире первое время всё равно придётся там.
В первый же день фрау И., увидев Киру, громко, весело и резко с ней поздоровалась, чем напугала до усрачки. Напугать Киру до усрачки - плёвое дело. Порой можно вообще ничего для этого не делать. Мне кажется, что если сесть на лавочку и подождать час, то за это время обязательно что-то её напугает. А тут ребёнок только сел за завтрак, чтоб сожрать немного масла с булки, как к нему подбегает какая-то тётя и очень громко на немецком что-то говорит. В общем, фрау И. ввергла Киру в такую истерику, что ей пришлось исчезнуть из поля зрения. А вот фрау К. нежно и мягко втёрлась к ней в доверие и развела на поиграть (всё при папе, конечно).
К сожалению, фрау К. была резидентом Гнезда.
Фрау И. сразу слилась и впоследствии уже не пыталась установить контакт, хотя Кира на неё довольно быстро стала реагировать нормально.
4. Редкий случай, когда дети из Гнезда не просто самостоятельно ползают, а организованно перебирают горох с песком.На следующий день Кира отказалась добровольно идти в детский сад. Папа её туда унёс, провели они там гораздо меньше времени, чем было запланировано и в процессе ему постоянно приходилось успокаивать истерики. На третий день до сада они не дошли.
К этому времени я слегка оклималась и в следующий раз пошла в сад с Кирой. Поднимать мне её было ещё нельзя, всю дорогу до сада она ревела, ревела некоторое время там, но мы с фрау К. её быстро успокоили. Затем была ещё одна неделя, во время которой становилось, с одной стороны, всё лучше и лучше. С другой - начала явно прослеживаться такая проблема: страх маленьких детей у Киры усиливался.
То есть, если в понедельник она их более менее игнорировала, просто отползала подальше то уже в среду при приближении малыша она начинала залазить мне на голову.
Лучшим выходом было - свалить из Гнезда вместе с фрау К. и пойти в холл - он же Главная площадь, - где можно за столом пособирать паззлы, мозаики и поковыряться во всяких настольных играх. Такое Кира могла делать даже если рядом сидела пара других детей. Она что-то им могла дать, что-то взять и вообще вела себя вполне прилично. В это время я могла уйти в туалет (и там задержаться) - ребёнок был абсолютно спокоен. Но возвращение в Гнездо с неуправляемыми малышами было болью :(
Через несколько дней фрау К. предложила мне на полчаса слинять в дальнюю комнату. В это время они играли за столом на Главной площади. Я легко ушла. Всё было прекрасно, там были другие дети, с которыми Кира даже о чём-то посмеялась, они сходили в туалет (безуспешно) и помыли руки. Но потом фрау К. зачем-то повела Киру в Гнездо. Практически сразу за мной прибежали - реакция была очень сильной.
Мы поговорили с фрау К. и я вновь попыталась донести мысль, что Кире в Гнезде вообще не стоит находиться. Проблема была в том, что фрау К. обязана была сама находиться там. На несколько дней ей дали сфокусироваться на Кире и подменяли на эти пару часов, но так не могло продолжаться долго. После "демонстрации", которую устроила моя малышка, до сердца фрау К. мои слова дошли и она пообещала, что вынесет это на обсуждение и они что-нибудь придумают.
Ха! Не тут-то было! На следующий день нам позвонили из сада и сказали не приходить, так как фрау К. заболела. Мы пропустили неделю.
Затем оказалось, что нашей фрау К. выдали ещё двух малышей на приручение и она физически не могла больше уделять времени Кире. Могла лишь, обвешенная малышами, попытаться поиграть с ней в Гнезде. Но мало того, что Кира боится маленьких детей, так они же ещё и делают что попало! И берут именно то, что она сейчас пытается делать, порой забирают из рук. В общем, полный атас :(
Даже самое любимое действо - предобеденый песенный круг с пальчиковыми играми - нам стало нельзя посещать, потому что фрау К. не могла туда выйти. Моя малышка с тоской смотрела через окошко на веселящихся детей и жалась ко мне, щемясь от малышни. Это был путь в никуда, завести Киру в детсад стало ещё сложнее, она даже свою любимую соседку Леони стала бояться, даже у нас дома.
5. Кира очень хочет в песенный круг :(Через пару дней нам предложили приходить попозже, так, чтоб захватывать обед и уходить после него. Это было спасение ситуации, маленьких детей больше ненадо было терпеть так долго, но фрау К. было по-прежнему очень не до Киры (хотя она очень старалась) и петь песни Киру опять не пустили.
Потом фрау К. снова заболела, нам снова сказали не приходить. Через неделю оказалось, что фрау К. заболела серьёзно и её не будет долго. Кире назначили новую воспитательницу, фрау Ю., но она тоже оказалась из Гнезда!
В это время недостаток воспитателей начал сказываться. Всем было не очень до Киры. С фрау Ю. мы выработали стратегию: Кира приходит к "песенному кругу", потом мыть руки, обед, потом немного времени там и домой. В этом ключе мы провели несколько дней, Кира стала ходить в сад с удовольствием: во-первых, есть время проснуться и поиграть дома, во-вторых, она очень любит петь песни, в-третьих, ещё и пожрать можно! Сплошной праздник!
6. ОбедПотом я дала фрау Ю. возможность научиться успокаивать Киру. В первый раз она сдалась через 10 минут, потом я проинструктировала её более тщательно. Объяснила, что по легенде мама - в душе (мы так договорились с Кирой, да и слово "душ" звучит так же), что обязательно помойте руки, соберите паззл и непременно надо пойти в "песенный круг". И сказала, что нормальное время для успокоения - 15 минут, даже с папой, мол, не сдавайтесь.
Тут у нас попёрло! :) На следующий день мы решили, что приходить надо непосредственно перед "песенным кругом", там Кира успокаивается очень быстро - и стало ещё лучше. Сразу после я её забирала и уводила домой.
Кира уходить не хотела, потому что обед же! Но уходить было надо, потому что раз мама пришла, то значит, забирает.
Тут я повелась и допустила огромную ошибку. Я решила, что раз Кира так хочет обедать в саду, то в следующий раз я и заберу её после обеда.
Кира пообедала и устроила адовую истерику, потому что, конечно, уже устала и не могла сидеть за столом и ждать, пока другие закончат есть.
На следующий день мы попробовали снова и было ещё хуже, Кира не успокоилась даже в "песенном кругу".
Я поняла свою ошибку и решила сделать паузу (остаток недели - два дня - и выходные), чтоб она забыла. После этого нужно было снова оставлять только на время песен, потом сразу забирать. Знакомая мама из этого же сада с девочкой возраста Киры посоветовала вообще не оставлять её на обед и отказаться пока от идеи садика на полный день. Хоть на пару часов с утра водить - и то хлеб. На том и порешили.
В понедельник заболела фрау Ю. Нам сказали не приходить. То есть я все выходные уговаривала Киру пойти в сад, выучила несколько немецких детских песен, нашла их аудиозаписи, рассказывала сказку про Карлхена, как он (в мельчайших подробностях) ходит в точно такой же детсад, поёт песни и уходит с мамой домой, а нам сказали не приходить! А в среду, когда я не программировала Киру на садик, позвонили, что приходить можно :(
Но программа сработала, Кира сыграла точно по сценарию, хотя и ныла. Она осталась с фрау Ю. добровольно, попрощалась со мной, помогла ей прибраться в кабинете (это мы тоже запрограммировали, я угадала), потом с удовольствием попела песен и похлопала-потопала когда там надо (ныла в промежутках), потом пришла я и всё было ок!... а четверг оказался выходным. В пятницу фрау Ю. взяла отгул, к тому же выяснилось, что через пару недель она вообще идёт в отпуск. Фрау К. так пока и не вернулась с больничного.
В следующий понедельник Кира начала реветь ещё при первом упоминании про сад. То есть, она всё делала, что мы запрограммировали в сказке, но так сильно туда не хотела, что мне, в конце концов, стало её жалко и мы прошли мимо калитки детского сада и пошли слушать, как бьют часы на башне ближайшей церкви.
7. Самая доступная для прогулок башня с часами В результате этого двухмесячного хождения в сад мы имеем:
- Кира очень плохо и сильно реагирует на всех незнакомых взрослых, которые с ней или со мной заговаривают. Раньше тоже было плохо, но теперь капец;
- Кира истерит, если ей кто-то что-то кричит из детского сада, или машет рукой, когда мы проходим мимо;
- какая-то ерунда с отучением от памперсов. Ещё недавно в 90% случаев она просилась на горшок, теперь почти перестала и даже отказывается, если явно надо, писает в памперс/штаны. К счастью, по-большому она уже, наверное, год как ходит только на горшок. Может, не связано с детсадом непосредственно, скорее с общим эмоциональным фоном. Если бы мы в эти два месяца вместо мучений сконцентрировались на памперсах, уже бы приучилась;
- мне снова позволяют играть на гитаре дома :)
В общем, ошибок было допущено несколько и, в основном, со стороны садика. Нам явно нужен был воспитатель для привыкания, не привязанный к Гнезду. Тогда бы Кира могла посещать занятия с более взрослыми детьми, которых не боится - рисовать, лепить, мастерить, ей бы не пришлось ежедневно в ужасе час щемиться от нескольких хаотичных малышей.
Моей ошибкой было оставлять её на обед. Но даже и без обеда в текущей ситуации я не вижу никаких перспектив: да, Кире нравится петь песни с детьми, она запомнила движения, напевает припевы. Но если начать приводить её раньше, то она будет вынуждена до "песенного круга" проводить время в Гнезде. Там она уже вовсе не может находиться. Фрау Ю. не имеет возможности ходить с одной Кирой по занятиям к другим воспитателям, да и вообще в отпуск скоро.
Мучать Киру и водить её дальше я не вижу никакого смысла. На это уходит столько сил, что весь день ни к чёрту.
Сейчас лето и, боже мой, как же прекрасно и легко теперь можно проводить дообеденное время с детьми на улице, или, в плохую погоду, дома! Никакого стресса!
8. Одновременно они, конечно, крайне редко спят :) https://inva.livejournal.com/621084.html