-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_feministki

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.10.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 6


Первая в мире художница-феминистка Артемизия Джентилески

Среда, 20 Апреля 2016 г. 21:32 + в цитатник
Оригинал взят у super_dale в Первая в мире художница-феминистка Артемизия Джентилески

Иосиф Цвиткис (Мюльхайм-на-Руре)

Энциклопедической словарь трактует понятие "феминизм" следующим образом: "В широком смысле – стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества; в узком – женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их прав с мужчинами. Возникло в XVIIIвеке".

Среди громких имен женщин, боровшихся за свои права, не часто встречается имя удивительной художницы Артемизии Джентилески. 400 лет прошло, с тех пор как просвещенная Европа следила за исходом судебного процесса 1612 года, где истцом была юная художница Артемизия. Вопреки принятым в те мрачные времена правилам, став жертвой изнасилования в возрасте восемнадцати лет, Артемизия Джентилески не побоялась подать на насильника в суд. Семь месяцев разбирательств, унизительных и мучительных для молодой женщины, во время которых ей пришлось пережить два публичных гинекологических освидетельствования и даже пытки с целью добиться правды, завершились осуждением насильника. И потому Артемизию можно смело назвать первой в истории феминисткой.


В XVII веке папы, стремясь превратить Рим в красивейший город христианского мира, покровительствуют искусству. В Риме работает множество художников, а самый знаменитый из них - Караваджо, вокруг которого вскоре образовалась целая школа. Лучшим и талантливейшим учеником этой школы считается Орацио Джентилески Ломи, отец Артемизии. В Риме им написаны фрески для Ватиканской библиотеки.

В семье Джентилески у 30-летнего Орацио и его 18-летней жены Пруденции 8 июля 1593 г. родилась дочь Артемизия. После нее в семье родилось еще четверо сыновей, двое из которых умерли в младенчестве. Детство и девичество Артемизии совпали с огромными изменениями в судьбе Рима: создавались крупные архитектурные ансамбли, церкви и дворцы, которые Орацио часто расписывал вместе с Караваджо. Просвещенный Орацио дал Артемизии хорошее образование, а в мастерской отца она научилась технике живописи. Ей исполнилось 12 лет, когда в декабре 1605 года во время родов умерла ее мать и с этого времени Артемизия становится ученицей своего отца.

Мастерство молодой художницы росло так быстро, что к шестнадцати годам она стала настоящей художницей. Так же, как у отца, ее работы создавались под влиянием Караваджо. И уже в 1609 году Артемизия пишет большую картину "Мадонна с младенцем". Через год появляется "Сусанна и старцы". В 1610 году начата картина "Играющая на лютне", напоминающая "Лютниста" Караваджо.

Отец считал, что Артемизии необходимо получить уроки построения перспективы у его приятеля художника Агостино Тасси. С ним вместе они в 1611-1612 годах расписывали стены дворца Распильози в Риме, где на фреске "Концерт Аполлона и муз" моделью одной из муз была Артемизия.

Учеба у художника Тасси, отличавшегося предосудительными нравами, обернулась для Артемизии печальной историей: учитель обесчестил ученицу. Отец, будучи в курсе происшедшего, надеялся, что Тасси женится на его дочери, и долго не мог поверить в вероломство своего компаньона. Только после настойчивых просьб дочери он подал на Тасси в суд. В суде выяснилось, что Тасси давно женат, о чем не подозревали ни Артемизия, ни ее отец. Чем всё закончилось – известно.

После окончания судебного процесса отец выдал Артемизию замуж за флорентийского художника Пьерантонио Стиаттези и, как поговаривали, небезвозмездно. Свадьба состоялась 29 ноября 1612 года (через два дня после заключения Тасси в тюрьму). Артемизия отказалась от фамилии отца, но не приняла и фамилию мужа, а взяла фамилию дяди Аурелио, который сократил свою полную фамилию до просто Ломи. Правда, в дальнейшем она все-таки подписывала свои картины и фамилией Джентилески.

Через пару недель после венчания молодожены переехали во Флоренцию, где Артемизия проявила себя как успешная художница. Но события, которые сказались на ее эмоциональном состоянии, отразились в картине "Юдифь, обезглавливающая Олоферна" (1612 - 1613 гг). На полотне изображена Юдифь в момент, когда она отрубает голову Олоферну. Ее решимость, ее твердая рука, потоки крови и блестяще выписанные ткани, свет, освещающий сцену насилия, – всё выполнено в стиле Караваджо, но значительно жестче, чем у великого мастера. Интересна картина и тем, что в образе Юдифи Атремизия изображает себя, а в образе Олоферна - ее обидчик Тасси. И в дальнейшем Атремизия много раз изображала женщин, подвергшихся мужскому насилию, или тех, которым удалось одержать верх над мужчинами.

Во Флоренции у Артемизии сложились хорошие отношения с наиболее уважаемыми художниками того времени. Ей покровительствует герцог Козимо II Медичи, с его дочерью Кристиной она в дружеских отношениях. Она дружит и состоит в активной переписке с приближенным к дому Медичи Галилео Галилеем (сохранились 28 писем к нему). Именно Галилей уговорил Козимо II Медичи заказать у Артемизии новый вариант картины "Юдифь, обезглавливающая Олоферна". Ее значимость как художницы выросла настолько, что в 1616 году она стала первой женщиной-академиком флорентийской Академии живописного искусства.

В флорентийский период жизни Артемизией создаются прекрасные картины: "Святая Катерина", божественной красоты "Ангел" и "Минерва", "Кающаяся Магдалина", "Иаиль и Сисара". Она в прекрасных отношениях с племянником Микеланджело - Буонаротти-младшим, который заказал художнице серию картин для Дома Буонаротти.

О том, каковы были ее взаимоотношения с мужем в этот флорентийский период, известно немного. Он появляется тогда, когда ему требуются деньги и ей приходится регулярно оплачивать его долги. Даже рождение детей (из четырех выжили только две дочери Пальмира и Пруденция) не изменили его. Финансовые проблемы, не прекращающиеся из-за мотовства мужа, нарастали и Артемизия принимает решение покинуть Флоренцию.

С 1621 года она работала в Генуе, где ею написаны "Лукреция" и "Клеопатра". Затем Артемизия перебралась в Венецию, где знакомится с Антонисом Ван Дейком и Софонисбой Ангиссолой. В 1622 году вместе с мужем и дочерьми она возвращается в Рим, где ее считают выдающейся художницей и первоклассной портретисткой. Через год для мужа Пьерантонио Стиаттези снимается новое жилье и с этого момента они живут порознь.

Во Флоренции Артемизия начала работу над портретом главы правительства республики и заканчивает его в Риме. Кроме того, в Риме был закончен заказанный еще Козимо II Медичи второй вариант картины "Юдифь и служанка" и выполнена картина "Магдалина - аллегория Меланхолии".

В 1630 году Артемизия Джентилески переезжает в Неаполь. К этому году она стала столь знаменитой, что ей заказывают полотна знатные особы, среди которых Филипп IV Испанский, Людовик XIII, представители духовенства. Она впервые получила заказ на фресковую роспись церкви в городке Поццуоли под Неаполем. Там она выполнила три больших картины.

Ее работы настолько популярны, что многие заказчики просят их повторить: так появляются авторские копии Юдифи, Клеопатры и Магдалины.

В последующие 2-3 года создаются "Благовещение Марии", "Рождество Иоанна Крестителя", "Слава".

Артемизия много лет не видела своего отца, который с 1625 года служил придворным художником английского короля Карла I. И когда художница получила от него письмо, от единственного мужчины, которого искренне любила, - от своего отца, Артемизия в начале 1638 года, бросив всё, уезжает к нему в Лондон.

В письме Орацио Джентилески писал, что уже стар и не может самостоятельно закончить начатые картины для потолка большого вестибюля в королевской резиденции в Гринвиче и что его замысел "Аллегории Мира и Искусства", где надо написать огромное количество муз, может воплотить в жизнь только его дочь. И Артемизия, создавая то, что задумал отец, превзошла его в мастерстве.

Здесь, в Лондоне, художнице пришлось пережить много горестных минут: в феврале 1639 года внезапно умер ее отец. После его смерти она оставалась в Англии почти два года, заканчивая картины в Гринвиче и подписывая их "Орацио и Артемизия Джентилески".

В Англии началась гражданская война. Агрессия пуритан, направленная против католиков и принадлежащих им произведения искусств, заставила Артемизию возвратиться на континент.

Через 10 лет после ее отъезда кальвинисты, казнившие короля Карла I, устроили небывалые в истории живописи аукционы, распродавая картины из королевских коллекций. На одном из аукционов всего за 20 фунтов была выкуплена кредитором короля картина, созданная Артемизией еще в 1630 году "Автопортрет в образе аллегории Живописи". Позднее она была возвращена уже Карлу II и сейчас находится в Лондоне, в королевской коллекции дворца Кенсингтон.

С 1642 года, вернувшись в Неаполь, Артемизия много работает, создавая такие произведения, как "Эсфирь перед Агасфером", "Самсон и Далила", "Сусанна", несколько вариантов купающейся Вирсавии.

До конца жизни Артемизию сопровождали непонимание, несправедливость и денежные затруднения. Интерес к художнице, гордой и независимой, добившейся европейского признания, имевшей множество покровителей и поклонников, постепенно угас. Ее могила в Неаполе потеряна. Точная дата ее смерти - неизвестна. Возможно, она умерла в 1653 году от чумы.

По-настоящему любил ее лишь отец, предопределивший судьбу дочери дважды: сначала, когда назвал девочку Артемизией (по-латыни - горькая полынь), и тогда, когда в 12 лет начал учить ее живописи.

Интерес к живописи Артемизии Джентилески возник снова лишь в прошлом столетии, когда итальянский искусствовед Роберто Лонги отметил роль художницы в распространении караваджизма в Европе. В 1970 году международная феминистская организация назвала Артемизию первой феминисткой в истории человечества.

О ее жизни написано много романов, пьеса, снят фильм. Весной прошлого года в музее Майоля в Париже была открыта большая выставка художницы. А в Берлине находится отель "Артемизия 3", где всего восемь номеров и куда его владелица принимает только женщин.

Творчество выдающейся художницы XVII столетия и ее жизнь настолько переплетены, что понять ее живопись без знания ее драматической биографии невозможно, как невозможно понять искусство барокко без Караваджо и его последовательницы - Артемизии Джентилески.

Источник: http://www.partner-inform.de/partner/detail/2013/3/236/5869/

http://feministki.livejournal.com/4336539.html

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку