Поиск сообщений в lj_e_aleks

-Постоянные читатели

Создан: 12.03.2007

Поездка в Центрально-Лесной заповедник (Часть 1: Селижарово)

Воскресенье, 13 Сентября 2015 г. 22:41 + в цитатник

В середине июля, с 11-го по 26-ое число, я вместе с nadushenka, Алексеем и pupovjim съездил в интересную и познавательную поездку в Карелию и Тверскую область. Мы отдыхали в гостевых домах на берегу Онежского озера, осматривали деревянные храмы и часовни Заонежья, провели несколько дней в Осташкове на берегу Селигера.
Обо всем этом я расскажу несколько позже. Начать же свой отчет о летнем отпуске я хочу с рассказа о тех последних днях отпуска, которые мы провели в Центрально-Лесном заповеднике во глубине Тверской области - вначале пробираясь лесными дорогами через охранную зону заповедника из Селижаровского в Нелидовский район Тверской области, а потом совершая интересную экскурсию по верховому болоту Старосельский мох.
В эти дни нам удалось побывать в тех местах, где очень редко бывают туристы. Там в основном бывают лишь сотрудники заповедника и студенты-биологи, проходящие практику в заповеднике. И я очень признателен работникам заповедника за предоставленную нам возможность побывать во всех этих местах.

Идея съездить в Центрально-Лесной заповедник зародилась у меня уже достаточно давно. Меня заинтересовали описания маршрутов, размещенных на сайте заповедника - очень хотелось побывать на верховом болоте Старосельский мох, послушать про него экскурсию, увидеть, как растет клюква, голубика, морошка, увидеть росянку в природе, а не в оранжереи Аптекарского огорода. Привлекали и двухдневные маршруты, ведущие в удаленные лесные избушки, смущала, правда, необходимость возвращаться обратно примерно тем же маршрутом.
Время шло, и идея поездки в заповедник всплыла, когда я в самом начале года начал постепенно планировать и организовывать летнюю поездку. Поначалу я думал съездить в заповедник в последние выходные дни, приехав туда после посещения Осташкова и Торопца, но потом у меня родилась еще более интересная и привлекательная идея - попробовать попасть в заповедник не со стороны Нелидова, а со стороны Селижарово. После изучения спутниковых снимков и карт у меня родился примерный план: добраться до дер. Бол. Кашино на автобусе из Селижарово, а оттуда по дорогам, видным со спутника, пройти до лесной избушки заповедника в ур. Сибирь, переночевать там, а на следующий день дойти до центральной усадьбы заповедника по маршруту, описанному на сайте.
Еще в самом конце января я списался по почте с отделом экологического просвещения заповедника, с Кристиной Игоревной, чтобы обсудить возможность такого маршрута. Оказалось, что хотя туристических групп на данном маршруте еще не было, маршрут возможен, дороги там есть, и сотрудники охраны заповедника ими пользуются. Воодушевленный такой новостью, я завершил предварительное планирование поездки.
Время шло, зима сменилась весной, которая плавно перешла в лето. Сроки поездки уже были не за горизонтом, и в начале лета я уже повторно созвонился с заповедником, напомнил о себе, договорился о проживании в пос.Заповедное, договорился об экскурсии на верховое болото Старосельский мох в воскресный день и оформил разрешение на посещение охранной зоны.
Единственную неопределенность вызывала погода. Конец июня в Тверской области был очень засушливый, и были риски, что из-за пожароопасной ситуации наш маршрут может быть отменен. Предсказать ситуацию заранее было невозможно, определенность наступила лишь за неделю. В середине июля в Тверской области прошли очень сильные дожди, и пожарной опасности уже не было.

24 июля, пятница
Предыдущие четыре дня мы жили в Осташкове, в гостевом доме на берегу Селигера, гуляли по городу, плавали по озеру, катались по окрестностям. Но сегодня наш отдых в Осташкове подошел к концу, и нас ожидала долгая дорога - сначала в Селижарово, небольшой райцентр Тверской области, а уже оттуда в ур. Сибирь, в лесную избушку в охранной зоне заповедника, где нас ждал ночлег.
Пятница - базарный день в Селижарово. Именно по пятницам ходят все без исключения пригородные автобусы, и именно пятница - это один из тех двух дней, когда можно доехать на пригородном поезде из Осташкова в Селижарово.
Поезд у нас рано в 7-40 утра. Поэтому проснувшись рано утром, мы покидаем наш гостевой дом и уезжаем на такси к железнодорожному вокзалу. Ехать недалеко, около 10 минут, так что уже вскоре мы оказываемся на платформе. Билеты на пригородные поезда на вокзале больше не продают, приобрести их можно у проводника в поезде.
Мы садимся в одинокий вагончик, который уже стоит у платформы в ожидании, когда к нему прицепят тепловоз. В вагоне пока кроме нас никого нет, но правда перед отправлением несколько человек еще подсели. Ехать до Селижарово не близко, чуть больше трех часов.
Вокруг пути тянется сплошной лес, в котором лишь изредка встречаются деревушки. Иногда поезд останавливается на каких-то полустанках посреди леса, обозначенных знаком остановки локомотива, где ни то, что платформы, даже тропинок никаких нет. Народ вскоре рассасывается, и к тому моменту, как мы приехали на ст. Соблаго, кроме нас и проводницы в вагоне никого больше не было.
На ст. Соблаго у нас получасовая стоянка, за это время тепловоз переподцепляют с головы к хвосту, а после поезд отправляется назад и сворачивает с основной ветки на боковую, ведущую в сторону Селижарово, Кувшиново, Торжка.
На станции практически пустынно - желающих ехать в Селижарово не было. Лишь дежурная по станции вышла из вокзала, чтобы встретить поезд. Да одинокая дворняжка на платформе - очень голодная и очень пугливая. Со слов проводницы раньше было две дворняги, но вторую съел кто-то из местных жителей не так давно.

Закрытый вокзал на ст. Соблаго.

Наш поезд на станции.

Железнодорожные пути.

Через полчаса мы продолжаем наш путь. Следующий участок пути оказался гораздо более востребованный у местных жителей, так что уже на следующей остановке, на станции Жукопа, в поезд подсаживается сразу много народа. На последующих остановках народ в основном только прибывал.

В Селижарово мы приехали где-то без четверти 11. До автобуса в Бол. Кашино (в 14-00) оставалось немногим больше трех часов - как раз достаточно, чтобы прогуляться по поселку.
Но прежде, чем идти на прогулку, мы хотели купить билеты. Сразу купить билеты не удалось, нас попросили подойти после 11, так как ожидался автобус в Москву и кассиру (а по совместительству диспетчеру) было немного не до нас. А раз так - решили немного погулять вокруг вокзала.

Прямо около вокзала находится воинский мемориал.

Сфотографировав мемориал, решаем прогуляться к близлежащему торговому комплексу. Тем более у меня вдруг неожиданно закончились батарейки для GPS, а pupovjim нужно было купить кепку вместо панамы, забытой поутру в гостевом доме в Осташкове.
Закупившись, возвращаемся к автостанции, покупаем билеты и уже направляемся в центральную часть поселка.
Здесь следует немного отвлечься и сказать несколько слов о Селижарово. Сам поселок расположился на реке Волга в месте, где в неё впадают реки Селижаровка и Песочня. В XVI столетии в месте слияния рек Селижаровка и Волга был основан Троицкий Селижаровский монастырь. Сейчас монастыря уже нет, но от него сохранился храм Петра и Павла, построенный в начале XVII века и фрагменты ограды. Колокольня была взорвана, но позже восстановлена.
Именно туда мы и направились.
У реки Селижаровка расположился небольшой городской сквер. В сквере фигурки сказочных и мультипликационных персонажей.

В сквере.

Вид на реку Селижаровку и на стадион.

В центре поселка.

Пушка во дворе краеведческого музея.

Здание местной администрации с памятником Ленина.

Восстановленная монастырская колокольня.

Церковь Петра и Павла.

Прогулявшись по центру и перекусив в местном кафе. неспешно возвращаемся в сторону вокзала. Правда, прежде решили прогуляться к Волге.