-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_darze

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.07.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 0


Мозг мальчиков. Как помочь мальчикам преуспеть в школе и в жизни. Часть 3.

Четверг, 11 Апреля 2013 г. 16:38 + в цитатник
Оригинал взят у tatiana_ch в Мозг мальчиков. Как помочь мальчикам преуспеть в школе и в жизни. Часть 3.
Часть 1 здесь - http://baby-secret-net.livejournal.com/258836.html
Часть 2 здесь - http://baby-secret-net.livejournal.com/259797.html

[info]islandena пишет здесь - http://islandena.livejournal.com/96895.html


Как мальчики учатся -3

Четвертым пунктом идет личная ответственность

Принимать решения и делать выбор - отличная зарядка для мозга.

Хорошую возможность для развития личной ответственности дают семейные ритуалы. Например, можно поручить ребенку накрывать на стол. Сначала показать, а потом сделать это сферой его личной ответственности. Кроме того, это замечательный повод ненавязчиво поучить детей математике, сформировать у них представление о количестве.

В-пятых, проанализируем сенсорный опыт, который получают мальчики

Часто среда, в которой дети проводят много времени, не дает им достаточных сенсорных стимулов.

Гуриан рассказывает историю мальчика, который обращал на себя внимание своей повышенной чувствительностью к шуму, отказывался носить обувь, плохо чувствовал границы своего тела, ему словно постоянно требовались очень интенсивные прикосновения, и он бесконечно налетал на стены, мебель и одноклассников. У мальчика выявили проблемы с сенсорной интеграцией и после прохождения терапии проблемы с поведением и учебой автоматически ушли.

Следует обратить внимание на следующие моменты:

- Т.к. мальчики часто хуже, чем девочки, воспринимают информацию на слух, надо стараться говорить достаточно громко и четко, чтобы они услышали. Не лишним будет попросить мальчика повторить то, о чем вы его просите, чтобы убедиться, что он услышал и понял.

- Т.к. мальчики не особенно чувствительны к легкой тактильной стимуляции, нежного прикосновения к плечу может быть недостаточно для привлечения внимания. Следует добавить сюда еще контакт глаза-в-глаза и слова. Такая "мультисенсорная" коммуникация будет более эффективна при общении с мальчиками.

- Мальчики не расположены к долгому смотрению в глаза, поэтому назойливый контакт глаза-в-глаза может стать для них стрессом. Имейте это в виду.

- Мальчики не так легко, как девочки, переключаются с одного занятия на другое. Масса дисциплинарных проблем возникает только из-за того, что учителя (или родители) не дают им достаточно времени, чтобы переключиться.

- У многих мальчиков сильно развит визуальный канал восприятия, поэтому может быть полезно повесить на стены материалы, которые будут привлекать внимание и стимулировать познавательную активность. Мальчики легко устанавливают связь "картинка-память", и картинки, диаграммы, схемы - очень подходящий для них способ подачи информации.

- Повторение одинаково хорошо работает со всеми детьми. Чтобы помочь мальчикам связать слово и действие, научите их повторять вслух просьбы, с которыми к ним обращаетесь, и сопровождать проговариванием само действие.

В-шестых, не забываем про переменки для мозга

Мозгу любого ребенка необходимы перемены - период отдыха. Как "недогрузка", так и перегрузка отрицательно сказываются на его работе.

Иногда мозг заставляют работать так интенсивно, что у него просто не остается времени на то, чтобы упорядочить новую информацию. А порой ему не хватает стимулов, и ребенок становится скучным и апатичным.

Поэтому переменки для мозга должны стать ритуалом в любом классе. Как только вы видите, что дети начинают ерзать или показывают другие признаки усталости - пора устроить перерыв. Переменка для мозга - это любая двигательная активность: похлопать в ладоши, потопать ногами, потанцевать под музыку, предложить игру, при которой один ребенок показывает, а другие повторяют его движение.

В-седьмых, музыка - наш друг

Итак, бой-френдли среда - это место, где много книг, кубиков, есть возможность подвигаться и устроить небольшую потасовку. Это место хорошо освещено. Здесь есть на что посмотреть. Здесь созданы условия для укрепления привязанности, бондинга, личной ответственности. Здесь сбалансирована крупная и мелкая моторная активность. Дети могут свободно двигаться и выбирать себе занятия. Здесь внимательны к природным ритмам и вовремя дают мозгу отдохнуть.

А еще здесь звучит музыка. Музыку неврологи называют "всемозговым" занятием (whole-brain activity), потому что она задействует одновременно оба полушария мозга. Будет здорово иметь музыкальную библиотеку на все случаи жизни - ритмичную музыку "на попрыгать", музыку для релаксации, музыку-фон для занятий рисованием или какой-то другой мелкомоторной деятельности.

Надо создать для детей возможность самим создавать свою музыку и научить их слушать музыку природы (на прогулке прислушаться к гулу ветра, шуму дождя, шелесту листвы).

Для примера авторы рассказывают историю мальчика 4 с половиной лет, у которого были проблемы с поведением и самоконтролем настолько серьезные, что его собирались выгнать из детского сада. Один из учителей решил попробовать музыкальную терапию в сочетании с природной терапией (nature therapy). Мальчику дали в руки австралийский народный инструмент, имитирующий звуки дождя - rain stick (полая трубка, в которую насыпают рис, палку переворачиваешь - и звук пересыпающегося риса напоминает звуки дождя). Терапия помогла, мальчик остался в саду.

В-восьмых, идем учиться на улицу

Т.к. исконно мужские занятия связаны с жизнью за пределами дома, мозг мальчиков естественным образом тяготеет к исследованию окружающей среды. Они предпочитают манипулировать объектами в пространстве, а не слушать или говорить. Значит, гуляем по максимуму, а в непрогулочные сезоны стараемся привнести в домашнюю жизнь кусочки улицы (можно наблюдать за домашними растениями, выращивать что-то, заботиться о домашнем животном, рассматривать книги о природе, участвовать в волонтерских программах).

И еще один важный момент. Авторы задаются вопросом: а не преувеличено ли значение слов в современном начальном образовании. И отвечают: да, преувеличено.

"Какие же счастливые эти мальчики! Им не нужны все эти слова, которые, по нашему мнению, им следовало бы узнать, чтобы одарить нас своей мудростью, любознательностью и любовью, и у них есть еще и другие таланты и способности, которые остаются незамеченными современным образованием".

Глава 5.

Убираем главные стрессы окружающей среды из жизни мальчиков

"Все, что мы делаем с и рядом с нашими детьми несет потенциально пользу или вред функционированию мозга. Все, что наши дети едят, все, что они пьют, все, что он видят по ТВ, все, чего они касаются, все, что они слышат находит путь в их сознание" (Д. Амен, "Измени свой мозг, изменится и жизнь").

В большинстве книг о мозге очень мало внимания уделяется тому, как позаботиться о здоровье мозга детей. Ключевой компонент этого здоровья - привязанность (basic human attachment) и необходимость защищать детей от насилия (abuse).

Гуриан рекомендует прочесть книгу своего коллеги и единомышленника Дэниэла Амена "Измени свой мозг - изменится и жизнь".


(Книгу нашла на либрусеке (http://lib.rus.ec/a/182992), в лабиринте (Купить книгу Измените свой мозг - изменится и жизнь! ) и на озоне (http://www.ozon.ru/context/detail/id/4824248/))

Заботимся о здоровье мозга

В предыдущих главах говорилось о том, что благоприятные условия для развития мозга - это надежная привязанность, отсутствие насилия, бой-френдли развивающая среда и воспитатели, осведомленные о разнице между мужским и женским мозгом.

Сейчас речь пойдет о двух моментах из повседневной жизни, которые влияют на развитие мозга. Это питание и время перед экраном (тв, видеоигры, фильмы, компьютер). Доктор Дэниэл Амен добавил к этому списку третий пункт - травмы мозга.

Травмы мозга (brain injuries)


Доктор Амен сообщил, что сотрудники их клиники были поражены тем, как часто при сканировании мозга мальчиков обнаруживались травмы мозга. "Многие дисциплинарные и академические проблемы, с которыми сталкиваются семьи и школы, связаны с серьезными и незначительными травмами мозга".

Амен добавляет: "Вполне логично, что мальчики чаще получают травмы мозга, чем девочки. Если вы подумаете об этом, вы заметите, что мальчики активнее физически, они чаще попадают в ситуации, где может быть травмирована голова. Агрессивность некоторых мужских видов спорта добавляет пунктов в эту статистику".


Чем может помочь сканирование. Амен рассказывает, что раньше, когда они обследовали детей с неуправляемым поведением, они назначали семейную терапию. Сейчас, когда доступно сканирование мозга, в первую очередь врачи узнают, нет ли травм. Это позволяет не терять время на год-другой терапии, а сразу увидеть причину и работать с семьей в ином направлении: учить их жить с таким ребенком и искать способы компенсации его травмы.

По данным Амена, два миллиона американцев страдают от травм мозга, и большинство даже не знает об этом. Если ваш сын или просто знакомый мальчик начинает вести себя нетипично для него, неожиданно "слетает с катушек" вполне вероятно, что у него травма мозга.

Получить травму несложно. Это может быть падение с качели или дерева, при котором ребенок ударился головой. Кто-то мог ударить его по голове. Он мог попасть в аварию, например, на мотоцикле.

Амен говорит: "Человеческий мозг по консистенции напоминает мягкое масло. Он очень нежный. Самые распространенный вид травмирования мозга - особенно в области височной и лобной доли - это "голова футболиста" (soccer head). И хотя некоторые дети (и мальчики, и девочки) могут без вреда по многу раз принимать мяч в игре головой, для других это не проходит даром".

Важно помнить о том, что хотя мальчики и девочки одинаково уязвимы в этом случае, мальчики часто играют агрессивней и поэтому чаще получают травмы.

В стремительно растущей статистике СДВГ и других мозговых расстройств спортивные травмы, в особенности "головы футболистов" могут быть названы среди причин. Это невозможно подтвердить статистически, но Амен, опираясь на свою 30-летнюю практику, считает, что эти наблюдения надо принимать во внимание.


Советы для родителей:

- в случае возникновения проблем, не пренебрегать такой возможностью, как сканирование мозга;

- сделать защиту головы ребенка одной из приоритетных задач, особенно если ребенок занимается спортом (вроде футбола).


О мерах безопасности в спортивных играх Гуриан советует прочитать на сайте: http://canadasafetycouncil.org/sports-active-living

Экранное время: ТВ, видео, видеоигры, компьютеры.

Гуриан приводит ряд ссылок на исследования, доказывающих негативное влияние "пассивной, гипермеханической стимуляции" (движущиеся объекты на плоском экране) на развитие мозга, и пугающую статистику, сколько часов проводит американский школьник перед экраном.

Сканирования мозга, которые проводились в клинике Амена, показали, что "когда растущий человеческий мозг перегружен немоторной (nonmotor) мозговой стимуляцией, в мозгу возникают так называемые "мозговые объезды" (brain bypasses) в ключевых зонах, например, в центрах внимания.


Как это работает. Немоторные стимуляторы делают за мозг всю работу, связанную со вниманием, и он не учится делать это сам. Нет движения, нет взаимодействия со средой, рецепторам кожи нечего воспринимать, нет естественной сложности звукового сопровождения и, что самое главное, мозг не задействуется целиком. С одной стороны у нас гиперстимуляция (постоянная визуальная и аудиальная "бомбардировка" мозга информацией), с другой - физическая пассивность. Половину работы за мозг сделало ТВ, следовательно, те связи, которые бы сформировались при естественной активности тела, не формируются полноценно, превращаются в "мозговые объезды".


Особенно это вредит мальчикам, которым физическое движение совершенно необходимо для развития мозга.


Что делать:

- ограничивать время

- контролировать содержание

- смотреть вместе

- Американская ассоциация психиатров рекомендует полностью исключить ТВ из жизни детей до 2 лет

- не превращать ТВ и видеоигры в бэби-ситтера

- не приучать ребенка к компьютеру слишком рано.


Проводилось исследование, влияет ли ранне знакомство с компьютером на последующее владение техникой. Так вот, разницы нет. Дети, которые познакомились с компьютером в подростковом возрасте, через пару месяцев разбирались в нем не хуже, чем те, которые познакомились с ними будучи тоддлерами.

Что мальчик ест и пьет

Чтобы понять, помогает наше питание мозгу ребенка или вредит, институт Гуриана предлагает задать себе следующие вопросы:


1) Мой сын пьет достаточно воды?


Многие напитки могут утолить жажду, но жажду мозга может утолить только вода.

Жажда приводит к проблемам с учебой, потому что повышает уровень кортизола и создает плохой стресс для ученика. Из-за повышения уровня кортизола ребенку труднее сосредоточиться. Уже через пять минут после того, как он выпьет простой воды, уровень кортизола начнет снижаться.

Чем меньше "плохих" напитков и чем больше просто воды - тем лучше успеваемость.

Если организму не хватает воды, регуляторы настроения и поведения в лимбической системе и лобной доле работают не так хорошо, как могли бы.

Значит, дома у ребенка всегда должна быть в доступе простая вода. Если ребенок ходит в сад, надо проинструктировать воспитателей, чтобы у него была возможность пить всегда, когда он захочет, и чтобы ему не давали газированных напитков. Попросите, чтобы ему давали не больше одного пакетика яблочного сока или подобных ему напитков в день (эти пакетированные соки по большей части просто сладкая вода).

2) Мой сын получает достаточно белка?


Булочка и сок на завтрак при всем их удобстве никак не помогут мальчику учиться. Наряду с нехваткой чистой воды, большое количество углеводов в таком завтраке только утомит мозг (makes him "groggy"), и ребенку в течение дня будет трудно сконцентрироваться. Белок гораздо полезнее для мозга.

Белковая пища содержит такие аминокислоты, как тирозин и триптофан, которые поддерживают мозг в состоянии "боевой готовности" и нейтрализуют негативные эффекты излишнего сахара.

3) Не слишком ли много сахара ест мой сын?


Сахар на какое-то время дает мозгу всплеск энергии, но после этого его влияние на учебный потенциал мозга становится негативным. Одна вкусняшка в день - это сюрприз. Больше одной в день - это уже опасная привычка для детского мозга (к тому же увеличивающая риск ожирения).

Употребление сахара непосредственно перед учебой особенно усложняет работу мозга. Сахар не только затрудняет работу учебных центров в мозговой коре, но также стимулирует выработку адреналина, и ребенку становится трудно усидеть на месте.

4) Можно ли назвать здоровым питание в школе и дома?

Здоровый завтрак - это то, что поможет ребенку хорошо провести учебный день. Если расписание не позволяет готовить такой завтрак каждый день, надо постараться устраивать его хотя бы несколько раз в неделю. Для поддержания ритуалов здорового питания может понадобиться участие всех членов "родительской команды".

Дальше речь пойдет о том, как облегчить ребенку пребывание в школе.


https://darze.livejournal.com/258747.html


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку