Военэксперту - о новейшей церковной истории. II часть. |
Сталин-прагматик
"Сталин, по существу, внушал народу, что весь мир – это "преисподняя", где все основано на беспощадной борьбе всех со всеми, на циничном эгоизме, не имеющем внутренних ограничений: эгоизме индивидов, партий, классов, наций, корпораций, блоков, лагерей. Можно, таким образом, сказать, что сущность сталинизма – это война. Прав всегда оказывается тот, кто сильнее. Но "сила" включает в себя и полную свободу от убеждений, от принципов, от обязательств, от моральных ограничений. В этом – огромная "сила" Сталина, корень его "побед и достижений". Ни один из его противников или соперников такой полнотой внутренней "свободы", свободы для зла – не обладал." (Лев Регельсон, "Трагедия Русской Церкви", гл.12)
Изменение религиозной политики Иосифа Сталина в годы Великой Отечественной войны преследовало сугубо прагматические цели. Прекращения гонений на религию требовали союзники по антигитлеровской коалиции. Сталин также прекрасно помнил о результатах переписи 1937 года, согласно данным которой почти 57% жителей Советского Союза назвали себя верующими, 42% населения назвали себя православными, еще 13% – мусульманами, иудеями, представителями разных, в том числе христианских конфессий (см.В.Б. Жиромская, доктор исторических наук, РЕЛИГИОЗНОСТЬ НАРОДА В 1937 ГОДУ, "Исторический вестник", №5, 1, 2000 г.)
. И это - несмотря на то, что велась чудовищная антирелигиозная пропаганда, до революции в России было 66 тыс. храмов и часовен, в 1928 г. – 25 тыс., в 1939-м – 1277 храмов всех религий и конфессий на весь Советский Союз. Но большинство граждан страны по прежнему считали себя верующими. Поэтому Сталин весьма скептически относился к возможности уничтожить религию в СССР в течении краткосрочного периода и был вынужден считаться с преобладанием верующего населения среди жителей Советского Союза. И во время войны он нуждался в поддержке религиозных лидеров, имеющих влияние на бОльшую часть граждан страны.
Ещё одной причиной поворота Сталина к религии в годы войны стало массовое открытие немцами храмов на оккупированной территории (нацисты ненавидели христианство, но были не прочь в тактических целях сыграть на религиозных чувствах населения на оккупированных территориях).
Уверен, что в этом повороте было явлено действие Промысла Божия о Церкви.
Иосиф Сталин так и не стал новым Константином Великим
Священноначалие всеми возможными способами поддержало усилия Сталина по превращению Церкви в мощный геополитический инструмент в православном мире, видя в этом благо. Наивысшей точкой этих усилий стало Всеправославное Совещание 1948 года.
Патриарх Алексий I и митрополит Николай (Ярушевич)
Однако ответом со стороны Сталина был новый идеологический поворот. В 1947 г. секретарем ЦК ВКП(б), ответственным за идеологическую работу, стал М. А. Суслов, которому Сталин при назначении посоветовал "не забывать об атеистической пропаганде среди народа", добавив, впрочем, что в настоящее время этот вопрос не самый главный (Алексеев, Штурм небес, с.200)
"В октябре на закрытом заседании секретариата ЦК ВКП(б) специально рассматривался вопрос о взаимоотношениях правительства СССР и Русской Православной Церкви. Секретариат решил держаться "золотой середины": положение Церкви в государстве должно оставаться стабильным, но у коммунистов не может возникать недоумений относительно мировоззрения членов партии – оно остается атеистическим. Церковь следует использовать в интересах государства, главным образом через ее международные контакты. Молодое поколение необходимо оградить от влияния церковников. Под руководством М. А. Суслова было подготовлено и в сентябре 1948 г. принято постановление "О мерах по усилению антирелигиозной пропаганды"....Вопрос об усилении атеистической пропаганды ставился на съезде комсомола в 1949 г., на пленумах ЦК в 1950 и 1952 гг." (Прот. Владислав Цыпин. История Русской Церкви. Новейший период)
Многомиллионными тиражами издаётся атеистическая пропагандистская литература. И...вновь начинаются аресты духовенства.
"4 сентября арестовали в четвертый раз архиепископа Оренбургского Мануила (Лемешевского). 16 апреля 1949 г. он был приговорен к 10 годам лишения свободы и этапирован в Мордовию. Местом его заключения стал лагерь в поселке Явас близ города Потьма. В том же лагере отбывал свой десятилетний срок и другой архипастырь – митрополит Нестор (Анисимов),..В 1948 г. арестовали инспектора Московской Духовной Академии Вениамина (Милова), и для него это был далеко не первый арест....В Московской Академии арестован был еще один преподаватель по фамилии Сретенский. Аресты коснулись и студентов. Жертвой репрессий оказался студент второго курса Дмитрий Дудко...В Московской семинарии одной из жертв репрессий стал Петр Бахтин, позже протоиерей, во время Великой Отечественной войны боевой офицер, награжденный орденом Красного Знамени. Вовлеченный в партию, он оставил ее после войны, для того чтобы поступить в семинарию. В парткоме ему сказали: "Мы вас еще найдем. Даже в семинарии". .... Его приговорили к смертной казни, заменив расстрел 25 годами тюремного заключения. Арестован и осужден был известный московский протоиерей Николай Никольский....В 1951 г. арестовали священника московского храма Рождества Христова Иоанна Крестьянкина. Пастырь безукоризненно чистой, святой жизни, необыкновенно добрый и мудрый, он уже тогда был одним из самых почитаемых священников в городе. Это и послужило причиной ареста, хотя официально обвиняли его в том, что на отпусте святого Александра Невского он назвал благоверным князем, что квалифицировалось как "монархическая пропаганда". Отец Иоанн был осужден на пять лет лишения свободы." (там же)
Отец Иоанн Крестьянкин
"Во внутренней тюрьме на Лубянке он провел почти год в одиночной камере. Во время допросов его жестоко пытали.... Как-то раз батюшка рассказал нам о своем следователе. Они были ровесниками. В 1950 году им исполнилось по сорок лет. И звали следователя так же, как батюшку, - Иваном. Даже отчество было одинаковое - Михайловичи. Отец Иоанн говорил, что каждый день поминает его в своих молитвах. Да и забыть не может.
- Он все пальцы мне переломал! - с каким-то даже удивлением говорил батюшка, поднося к подслеповатым глазам свои искалеченные руки."
https://pravoslavie.ru/49909.html
Великое геополитическое поражение Сталина. Битва проиграна, даже не начавшись...
Какова же была причина нового разворота маховика репрессий в отношении Церкви? Здесь, конечно же, следует обратить внимание на самое громкое событие с участием Церкви - Московское совещание глав и представителей православных церквей, состоявшееся 8—18 июля 1948 г. Это грандиозное мероприятие изначально было запланировано, как новый Всеправославный Собор. Изначально его проведение планировалось с 1 по 10 октября 1947 г. (см.Кострюков А. А. Подготовка московского совещания глав и представителей поместных православных церквей). Среди грандиозных ожиданий советских властей, связанных с собором - признание римо-католичества ересью с осуждением "профашистской линии" папы, переход на новый календарь, осуждение "раскольнической деятельности" глав РПЦЗ и Североамериканской митрополии - Анастасия (Грибановского) и Феофила (Пашковского), именно эти задачи были указаны в докладной записке главы ОВЦС митрополитка Николая (Ярушевича) от 15 марта 1946 года.
Митрополит Николай (Ярушевич)
"При этом митрополит Николай понимал, что церковная ситуация складывается не в пользу подобного грандиозного проекта, и многие решения будут заблокированы. Например, некоторые делегации воспротивятся осуждению митрополитов Анастасия и Феофила, ссылаясь на то, что Вселенские соборы осуждали ереси, а не расколы. Глава ОВЦС опасался также, что на соборе будет поднят вопрос о борьбе с атеизмом, и это поставит Русскую Церковь в неудобное положение. Наконец, архипастырь прекрасно осознавал, что и Константинопольская и Александрийская Церкви не станут искренними союзниками Москвы и выступят против её возвышения, как и против резкой критики Ватикана. Поэтому митрополит Николай предлагал не спешить с созывом собора, но основательнее к нему подготовиться. " (ук.соч)
Любой собор подобного масштаба - это арена геополитического сражения. Особенно в ситуации, когда значительная часть Поместных Правлославных Церквей контролируется геополитическими противниками твоей страны - США и Великобританией. И, как всякое сражение, оно требует значительных ресурсов, материальных, хозяйственных, кадровых. Так с камими же силами Русской Церкви предлагалось идти на эту битву?
Уже к концу 1946 года стало понятно, что после вала прокатившихся репрессий интеллектуально обескровленная Русская Церковь не может доминировать на таком соборе, не в силах противостоять натиску греческих, сербских и болгарских богословов. Для решения этой задачи "следовало открыть духовные академии в Ленинграде и Киеве, привлечь к работе "оставшихся в живых" профессоров (Д.И. Введенского, И.В. Попова, И.Г. Айвазова, протоиерея Василия Верюжского), а также некоторых профессоров-изгнанников — В.Н. Лосского из Франции, С.В. Троицкого из Югославии и др." (там же) Однако, митрополиту Николаю не могло быть известно, что тот же И.В.Попов расстрелян ещё в 1938 году (ныне причислен Русской Церковью к лику святых). Так же митрополит Николай рекомендовал амнистировать иерархов, репрессированных до 1941 года. Однако, не был услышан. Например, выдающийся русский литургит и канонист, святитель Афанасий (Сахаров) продолжал скитаться по лагерям до 1956 года. Из духовных академий была возрождена только академия в Ленинграде, осенью того же 1946 года.
Святитель Афанасий (Сахаров) мог бы серьёзно усилить позиции Русской Церкви на Всеправославном соборе, но так и не был освобожден.
Посему, митрополит Николай предложил провести для начала Предсоборное Совещание, на которое Русская Церковь должна была явиться кадрово окрепшей.
Всеправославное совещание 1948 года
Само проведение Вселенского Собора в атеистическом государстве выглядело, мягко говоря, необычной идеей, нужно было разрушить представление о Советском Союзе, как государстве, осуществляющем гонения на религию, открыть значимые храмы (хотя бы по пути следования делегации собора!).
Тем не менее, патриарх Алексий I и митрополит Николай (Ярушевич) делали всё для того, чтобы Иосиф Сталин не просто воцерковился, а вошёл в историю Церкви и историю России новым Константином Великим, возглавив Московский Вселенский Собор и произведя тем самым геополитическую революцию, на многие столетия утвердив Москву в качестве Третьего Рима.
Однако, по мере того, как митрополит Николай (Ярушевич) разъяснял положение дел руководителям государства, разъяснял, что необходимо Церкви для выполнения поставленной сверхзадачи, охладевал сам интерес "богоданного вождя" к Русской Православной Церкви. И уже в 1947 году, когда предстоятели Восточных Православных Церквей (каноническая территория которых контролировалась США и Великобританией) отказались ехать на собор, после переноса Всеправославного Совещания на лето следующего года, Сталин понял, что большие политические ожидания, связанные с проведением Вселенского Собора, вряд ли будут выполнены, да и сам собор вряд ли состоится. И - начинает "сливать" церковный проект, давая совет новому идеологу ЦК М.А.Суслову "не забывать об атеистической пропаганде". Мы видим начало противостояния и подковёрных игр по линии "Карпов - Суслов". Есть все основания считать, что если бы возобладала линия курировавшего Церковь русского офицера Карпова, то "Савл стал бы Павлом", Вселенский Собор в Москве состоялся бы, что сформировало бы иную геополитическую реальность и иное государство, простоявшее бы столько же, сколько Империя Ромеев. Но Сталин, увы, предпочёл "остаться над схваткой" между Карповым и жрецом "научного атеизма" Сусловым...
Ситуация уже становилась патовой. А после того, как летом 1948 года восточные Патриархи во главе с патриархом Константинопольским Максимом V, отказались приехать на Всеправославное Совещание, "церковный проект" стал активно сворачиваться. Интересна аргументация считавшегося "промосковским" Константинопольского патриарха Максима:
"Москва послала нам приглашение на “всеправославный собор”, но такой собор должен иметь место там, где его члены свободны от всяких влияний и давлений посторонних элементов, а таковым в настоящее время Москва быть не может".
Патриарх Максим V
Несмотря на это возражение, патриарх Максим направил на Всеправославное Совещание делегацию Константинопольского патриархата. Это стоило ему Патриаршества. В результате спецоперации ЦРУ в октябре того же 1948 года под давлением США "промосковский" Патриарх Максим V был объявлен "сумасшедшим" и вынужден уйти на покой, и "Вселенским" патриархом был избран агент ЦРУ, архиепископ Северной и Южной Америки патриарх Афинагор (Аристоклис Спиру) (см.https://ruskline.ru/news_rl/2020/02/10/patriarh_afinagor_byl_zaverbovan_cru), несмотря на отсутствие у последнего турецкого гражданства, обязательного по местным законам. Афинагор был доставлен в Стамбул на личном самолёте президента США Гарри Трумана. Афинагор окончательно превратил Константинопольский патриархат в противовес Русской Церкви в православном мире.
Гарри Труман и патриарх Афинагор
Избрание Афинагора перечеркнуло возможность созыва Вселенского Собора в красной Москве. Само это избрание, как и последующая реакция на него Сталина, явилось также следствием недостаточного понимания того факта, что подготовка к такому масштабному мероприятию в условиях острого геополитического противостояния, как тогда, так и в наше время - требует не только выделения мощных ресурсов, это также и схватка спецслужб. Увы, события в Вашингтоне и Стамбуле продемонтсрировали самое активное участие ЦРУ в срыве Всеправославного Собора и разгроме "промосковского лобби" на Фанаре. Уверен, наши спецслужбы также могли оказаться на высоте. Но был ли приказ Верховного?
Факты говорят о том, что в этой геополитической битве президент Труман оказался способным поставить на карту больше, нежели генералиссимус Иосиф Сталин...
Русская Церковь - "отработанный материал"?
И - начинаются аресты священнослужителей, вновь закрываются храмы. Если на начало 1949 года Русская Православная Церковь насчитывала 14 477 приходов, то на протяжении этого года было закрыто 133 прихода, в 1950 году Русская Церковь насчитывала уже 14 344 прихода, и в течении года было закрыто 432 прихода, однако в 1951 году насчитывается уже 13 912 прихода и закрывается 126 приходов, в 1952 году остаётся 13 786 приходов и 231 закрывается, и наконец, в 1953 году остаётся 13 555 приходов, и 133 прихода закрывается. Таким образом, за четыре года, с 1 января 1949 по 1 января 1953 г., Церковь потеряла 1055 храмов.
"На заседании Совета по делам Русской Православной Церкви, состоявшемся 4 марта 1950 г., решено было передать 26 православных храмов под мастерские, клубы, кинотеатры. 30 марта Совет постановил передать еще 8 храмов под клуб, планетарий, водопроводную башню и МТС, 8 мая – еще 25 храмов. В большинстве случаев это были храмы, уже ранее отбиравшиеся у Церкви, но во время войны вновь открытые на оккупированной территории; в соответствующих документах о них говорится как о "незаконно захваченных верующими"" (Прот.В.Цыпин, История Русской Церкви, новейший период)
Неужели поворот Сталина к Церкви был обусловлен именно прагматическими мотивами? Лев Регельсон допускает и его личные религиозные мотивы, например, пробуждение страха Божия под влиянием катастрофических неудач, чувства собственного бессилия и непомерной ответственности:
"Такому движению души могло способствовать воспитание, полученное в детстве от верующей матери, и семинарское образование Сталина....Можно ли допустить подобное религиозное движение души у такого человека, как Сталин? Мы думаем, что такую возможность исключить нельзя....Глубина, подлинность и мощь всенародного религиозно-нравственного подъема в годы Великой Отечественной войны свидетельствует о том, что действительно Дух Божий пришел на помощь народам России в тот критический момент, когда решалась судьба человечества. Но если силою обстоятельств Сталин был вынужден этому Духу хотя бы отчасти подчиниться, то тем более страшным становится его духовное преступление в послевоенные годы." (Лев Регельсон, "Трагедия Русской Церкви", гл.10)
Предполагая наличие у вождя личных религиозных мотивов, невольно приходишь к констатации того печального факта, что Сталин был дважды отступником от Православия. Если первое отступничество случилось в годы учёбы в семинарии, когда Сталин отверг Творца Вселенной и стал революционером-безбожником, а второе в конце сороковых, когда не просто стал сворачивать поддержку Церкви, а вновь стал закрывать храмы и репрессировать лучших священнослужителей, таких, как отец Иоанн Крестьянкин.
Именно поэтому Святейший Патриарх Кирилл и благословил удалить такое изображение с мозайки храма в Кубинке. Изображения Сталина есть в музее при храме, и они отображают роль генералиссимуса и его заслуги в победе над фашизмом. Это вызывает яростную реакцию в среде либералов, например, у одного связанного с сектой "альтернитивных православных" клирика, за свои нападки на этот храм, на священные изображения в нём, заслуженно отправленного в запрет митрополитом Новосибирским Никодимом и подавшим на Владыку, а также на министра обороны России Сергея Шойгу и нашего друга, известного православного общественного деятеля Кирилла Фролова в светский суд. За спиной этого "альтернативщика", как оказалось, стоит рупор этой секты А.Солдатов. Желаю моему другу Кириллу Фролову победы в этой тяжбе.
Однако, тема историософского осмысления периода правления Сталина именно в храмовом искусстве, и именно в духе Священного Предания Церкви никуда не ушла. Как однозначное прославление Сталина (чего так страстно желает Александр Андреевич Проханов), так и попытки его однозначного осуждения, мазания чёрной краской не дадут нам всей картины. Если идти по пути однозначного прославления, то мы не сможем извлечь никаких уроков из сокрушительных провалов Иосифа Джугашвили. Например, не поймём, как же так получилось, что построенная им геополитическая реальность, Ялтинский мир, оказалась "колоссом на глиняных ногах". Для примера: Рим простоял многие столетия, Восточно-Римская (Византийская) Империя - более 1000 лет, Священная Римская империя германской нации - свыше 1000 лет, Империя Сасанидов - 875 лет, Арабский халифат - свыше 600 лет, Османская империя - 500 лет, Британская империя - 362 года, Российская Империя Петра I - 200 лет. Ялтинский же мир пережил своего архитектора, Иосифа Сталина, всего лишь на 46 лет, после чего начал стремительно разрушаться, и сегодня возглавляемая Джугашвили страна распалась, с его малой родиной - Грузией, принявшей сторону геополитических противников нашей страны, Россия уже успела повоевать, войска НАТО находятся в 136 километрах от Санкт-Петербурга и в 680 километрах от Москвы, а страны, вошедшие в зону протектората Советской России по итогам Великой Отечественной войны, стали самыми злейшими врагами России из всех европейских государств. Почему же Ялтинский мир, созданный Сталиным, оказался столь недолговечным? Это требует самого тщательного осмысления и однозначное прославление Сталина, представление его правления в качестве некоего эталона для будущих поколений стало бы однобоким взглядом на историю, что вновь приведёт нашу страну к катастрофе, гораздо более тяжёлой по последствиям, чем катастрофа 1991 года. Таким же однобоким взглядом на историю стало бы однозначное осуждение эпохи Сталина. Мы не сможем понять всю трагичность этой эпохи, если будем мазать правление Иосифа Джугашвили только чёрной краской. Рассказ о катастрофических ошибках Сталина, о его преступных методах управления страной, о причинах, по которым Россия с середины сороковых и по сей день не может выбраться из демографической ямы будет таким же односторонним без расказа о героических достижениях этой эпохи, в том числе и несомненных заслугах самого Сталина. Нам нужна не только правда об этом периоде истории нашей страны, нам нужна ВСЯ правда, без знания которой будущим поколениям будет невозможно извлекать уроки прошлого. И эта правдивость перед судом Божиим и должна лечь в основу историософского осмысления этого периода в православной иконографии. Тема эта обширная, и надеюсь, что у меня будет возможность написать отдельную статью.
Вывод напрашивается один: статья военэксперта Владислава Шурыгина с нападками на Русскую Православную Церковь является проявлением отсутствия соответствующих компетенций у автора ( и сочувствующих ему лиц) в области новейшей истории Русской Православной Церкви.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |