Съездил вчера в Переславль-Залесский полюбоваться церквями, а заодно и на
выставку "Светлому образу Твоему поклоняемся" икон богородичного цикла в Культурно-выставочном центре на Ростовской. Выставка превзошла все мои ожидания. Представлена вся житийная иконография Пресвятой Богородицы, а также интересные Одигитрии, Елеусы, Оранты и другие типы изображения Богоматери с Младенцем Христом, из собрания Переславского музея-заповедника.
Очень заинтересовал меня вот такой редкий вариант Одигитрии (путеводительницы) под названием
Гора Нерукосечная, происходящий из разобранной большевиками на кирпичи для бани
Крестовоздвиженской церкви, расположенной в самом центре Переславля-Залесского (нынче на её месте построено некое подобие утраченного).
Икона Богоматерь "Гора Нерукосечная" (XVI век).Такие иконы преследовали образовательные цели, визуализировали и помогали прихожанам запоминать символические образы, упомянутые в
Акафисте Пресвятой Богородице, а также истолкованные в христианской экзегетике как ветхозаветные предсказания новозаветных событий. Ветхий Завет всё больше походил на сборник непонятных сказок и составителям Библии требовались мостики к Новому Завету — менее обытовлённому и более интеллектуально-иносказательному.
Изображение Богородицы Горы Нерукосечной основано на ветхозаветном рассказе о толковании пророком Даниилом сна царя Навуходоносора про колосса на глиняных ногах, которого разрушил камень, отколовшийся от
горы (
Дан. 2:34-35). Таким образом, гора является главным и обязательным мотивом этой иконы.
Чаще всего в иконографию Горы Нерукосечной помимо горы входили лествица (лестница) и неопалимая купина (горящий терновый куст).
В данном случае за основу взята
самая древняя из сохранившихся Гор Нерукосечных из Соловецкого монастыря (ныне хранится в музее-заповеднике "Коломенское"). Иначе эту икону называют Облачной, поскольку мафорий украшен сложным волнообразным рисунком, трактуемым как облачный мотив (в Акафисте Пресвятой Богородице —
Радуйся, покров мира, обширнейший облака). Кроме орнамента мафория, особенностями соловецкой иконы являются помещённые на челе и плечах Богородицы три лика, от которых исходят золотые лучи (их понимают как замену традиционных звёзд, которыми символизируют девство Марии (в Акафисте —
Радуйся, луч умнаго солнца). Волны мафория перенесены и на переславскую икону, а оставлено два (левое плечо скрыто) изо рта их исходят лучи света и они снабжены подписями "Солнце" и "Луна"
(4)Подписана и вся символика, коей испещрен мафорий Богородицы. Итак, разбираем подробнее (всё пронумеровано над соответствующими словами, написанными церковнославянской кириллицей):
(1) Гора и камень — рассказал выше.
- Из Акафиста Пресвятой Богородице: Радуйся, лествице превышенебесная, которою низшел Бог.
(2) Лествица. Речь о Лестнице из сна Иакова (Быт. 28:12—16). В православной традиции ветхозаветный рассказ о сновидении Иакова является одним из первых пророчеств о приходе на землю Христа, в которам лестница (лествица), по которой Господь во плоти спускается на землю с небес, ассоциируется с Божией Матерью.
- Радуйся, поклонение огню угасившая.
- Радуйся, от пламени страстей избавляющая.
(3) Купина = Неопалимая купина — в Пятикнижии: горящий, но не сгорающий терновый куст (купина = куст), в котором Бог явился Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Синай. Когда Моисей подошёл к кусту, чтобы посмотреть, "отчего куст горит огнём, но не сгорает" (Исх. 3:2), Бог воззвал к нему из горящего куста, призвав вывести народ Израиля из Египта в Обетованную землю. Святой Иустин Философ, святители Григорий Нисский и Иоанн Златоуст, Иероним Блаженный, святитель Кирилл Александрийский, Феодорит Кирский и др. видели в Неопалимой купине также один из прообразов Иисуса Христа (соединение тленного растения и Божественного огня подобно человеческой и Божественной природам Христа), а также символ чудесного зачатия Богородицей от Святого Духа (горение, но не сгорание терновника символизирует "вселение" Бога в девическую утробу, сохраняющее девство неприкосновенным).
- Радуйся, древо благосеннолиственное, под которым укрываются многие.
(5) Древо = Древо Иесеево — аллегорическое изображение родословной Иисуса Христа, связанное со строками из книги Исайи: "И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его" (Ис. 11:1). Символ указует на преемственность Ветхого и Нового Заветов, опираясь на приведённое в Евангелии от Матфея родословие Иисуса Христа (Мф. 1:1-17)
- Радуйся, дверь досточтимаго таинства.
(6) Жезл = Процветший жезл Аарона (Чис. 17:1—8). В христианской экзегетике чудесно процветший Ааронов жезл считается символом Богородицы и в этом качестве часто встречается в иконографии, в миниатюрах, монументальной живописи, иконах, являясь атрибутом как Аарона, так и Иосифа.
(7) Дверь — аллюзия к Воротам Иезекииля (Иез. 44:1-3): И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены." Амвросий Медиоланский святитель истолковывает: "Кого же, как не Марию обозначают эти врата? Они заперты, потому что она – дева. Итак, врата обозначают Марию, чрез которую Христос вошел в этот мир, явившись от девственного рождения и не повредив ключей девства (genitalia virginitatis claustra non solvit). Когда исходил от девы Тот, величия Которого не мог вместить мир, то ограда целомудрия (septum pudoris) осталась неповрежденною и знаки непорочности пребыли не разрушенными."
(8) Клеща — клещи из видения Исайи (Ис 6:1–7) позже трактовалось как прообраз Боговоплощения, где уголь — символ Христа, а клещи — символ Богородицы.
- Радуйся, кивот, позлащенный Духом.
(9) Киот — имеется в виду Ковчег Завета = Киот Давидов, который в экзегетике также сравнивается в Богоматерью. Так, Кирилл Александрийский писал, что вочеловеченный Бог Слово пребывал "как бы в кивоте, в храме, воспринятом от Девы", и в ранней христианской экзегетике дева Мария удостаивается таких эпитетов как "священный ковчег", "истинный кивот" (оба — у Ефрема Сирина) и "умный кивот славы" (у Иоанна Златоуста). В православной гимнографии её именуют, в частности, "Ковчег, позлащенный Духом". Согласно библейским текстам, Ковчег Завета сооружён по приказу Всевышнего Веселеилом или Моисеем. Переносился впереди пересекавшего пустыню народа Израиля, играл роль во взятии Иерихона и дальнейших войнах израильтян. Доставлен царём Давидом в Иерусалим и помещён его сыном Соломоном в Святая святых Иерусалимского Храма. Исчез бесследно при захвате Иерусалима вавилонянами или ранее.
(10) Руно (Руно Гедеоново = Руно орошенное) — также именование Богоматери, связанное с ветхозаветным образом чудесно орошенного руна праотца Гедеона. В Книге Судей (Суд: 6:37–38) рассказано, как выпавшая роса на расстеленную Гедеоном стриженую шерсть (руно), в то время когда по всей земле было сухо, подтвердила слова Бога, что Он спасёт Израиль. В Новом Завете ветхозаветное руно, на которое пала небесная роса как символ спасения иудейского народа, ассоциируется с Девой Марией, через Которую воплотился Бог для спасения всего человечества. Святитель Димитрий Ростовский, написав книгу о чудесных исцелениях от икон Пресвятой Богородицы, назвал её "Руно орошенное".
- Радуйся, огненный столп, путеводящий находящихся во мраке.
(11) Пламя, Свеща и Свешница — очевидные символы Богоматери. Есть даже такая икона "
Свеча Неугасимая Огня Невещественного".
Успенский собор (1750-е годы)Собрание Переславского музея-заповедника основано легендарным краеведом Переславского края, историком Михаилом Ивановичем Смирновым, спасавшим шедевры иконописи и церковную утварь из разбираемых на кирпич, взрываемых и разграбляемых церквей, сильно пострадавшим от сталинских репрессий. Слава богу, Успенский Горицкий монастырь, на территории которого располагался музей-заповедник, возвращается церкви, но вот судьба музейного собрания пока не определена — то ли вынесут в отдельный музей, то ли оставят в монастыре.
Я провёл на выставке пару часов и не встретил других посетителей. Обидно, но нововоцерковлённый народ русский не шибко интересуется иконописью и вообще очень мало знает о Христианстве вообще и Православии в частности, подменяя веру соблюдением некоторых полуязыческих ритуалов, ношением крестиков и прочей мишурой. А жаль.
Никитский собор (1564 год) https://botalex.livejournal.com/181481.html