Мишель Пастуро, – "Чёрный. История цвета" |
Рассказывала сегодня на девичьей пижамной вечеринке в мастерской "Румяна" (http://rumyana-makeup.ru/) о книге "Чёрный. История цвета" Мишеля Пастуро, и поняла, что ещё ни разу не писала о ней, а зря: книга-то хорошая! Хотя совсем скромных размеров: 160 страниц.
Леонардо да Винчи ещё в конце XV века сказал, что чёрный – это не цвет, только в начале ХХ века чёрному и белому вернули полноправный хроматический статус. Но история чёрного простирается как минимум на 15 тысячелетий: рисунки на стенах пещер были в том числе и чёрными (а также рыжими и белыми).
У чёрного в разное время была разная роль: пока не могли добиться достаточно стойкого пигмента, это был цвет низших сословий, как только научились стойкому и равномерному окрашиванию – высшие сословия стали носить одежду такого цвета.
Во времена Средневековья на изображениях белым цветом обозначались молящиеся (oratores), красным – те, кто сражается (bellatores), чёрным – те, кто трудится (laboratores).
В христианской традиции чёрный – дьявольский цвет, и дьявольские приспешники – чёрные кошки (вспомните Бегемота из "Мастера и Маргариты"). А в языческой традиции скандинавских стран чёрный – божественный цвет воронова крыла, а у бога Одина, отца Локи и Тора, есть такая способность – перевоплощаться в ворона.
Интересно, что названия давались цветам не только в зависимости от насыщенности (sable, sobelins или sabelins – происходит от слова "соболь", соболиный чёрный в Средневековье считался самым благородным, вот так сибирский зверёк стал символом благородной черноты).
Так вот матовый чёрный – это ater, а чёрный блестящий – это niger. Кстати, сияющий белый – это candidus, а просто белый, без блеска – albus (Примерно как Альбус Дамблдор).
Ещё одно открытие: black (ярко-чёрный) и blank (белоснежный) оба происходят от одного общегерманского слова *blik-an (блестеть). То есть первое значение этих слов связано с яркостью, а не с цветом.
Психология восприятия чёрного меняется с невероятной скоростью: вот Коко Шанель называет маленькое чёрное платье символом элегантности, совсем скоро чёрный становится основным цветом итальянской фашистской партии и немецких эсэсовцев, а спустя всего несколько десятилетий чёрный становится символом протеста, андеграунда, рокеров, панков.
История любого цвета – интереснейшая тема. Возьмите книгу Пастуро про чёрный, узнайте много интересного.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |