-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_alyulka

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.09.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 0

DIXI





DIXI - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://alyulka.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу /data/rss/??451bf068, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Свт. Григорий - О ипостасных свойствах {23}

Понедельник, 26 Декабря 2022 г. 09:36 + в цитатник

Свт. Григорий - О ипостасных свойствах

Пятница, 02 Декабря 2022 г. 08:53 + в цитатник
24. "Скажи мне, разве у каждой отдельной ипостаси не много свойств? Ведь Отец и беспричинен, и причина, и родитель и рождающий - причем, разумеется, всеми этими свойствами Отец обладает нетварным образом. Неужели ты действительно сочтешь ипостасные свойства совершенно тождественными ипостаси, как если бы тут ни в чем не отличались природные свойства от природы и сущностные – от сущности? Значит, ты ипостасные свойства назовешь ипостасью, как назвал уже природные природой, имея в виду не сходство, а тождество? А отцы говорили не так: они ипостасные свойства называют воипостазированными, а не ипостасью, как и сущностные – не сущностью, а полноправно существующими. В особенности же когда каждая отдельная ипостась имеет многие и различные свойства, как ипостась и свойство могут быть тождественными? А так как явлены были многие и различные нетварные свойства ипостасей, то по твоему остроумному, и возвышенному, и неопровежимому рассуждению выходит, что или богов много, или каждая Божественная ипостась сложна. Таким образом, самозванный защитник превосходящей всякое разумение простоты, ты нам провозгласил Бога сверхсложным".

Св.Григорий Палама. О Причастии

Итак:

1. Ипостась не тождественна своим свойствам;

2. Ипостась своими свойствами обладает, а не сводится к ним;

3. NB - как Святитель пишет про количество ипостасных свойств (соответственно определению ипостасного свойства - всё, что отделяет одну ипостась от другой).

https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/o_prichastii/

https://alyulka.livejournal.com/1202488.html


Метки:  

О количестве Ипостасных свойств - II

Среда, 14 Сентября 2022 г. 01:29 + в цитатник

Метки:  

О количестве Ипостасных свойств - I

Вторник, 13 Сентября 2022 г. 16:00 + в цитатник
Мы веруем в Бога Единого в Троице поклоняемого и славимого. Так мы научены Церковью от начала и приняли Св. Крещение по Евангельскому слову во имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Так и исповедуем без всякого сомнения.

Для объяснения на уровне ограниченного человеческого ума Тайны Троицы, Которая также и Единица, святые отцы использовали терминологию современной им философии, а также все знания, приспособив их для целей и задач христианского богословия, то есть собственно Богословия.
Так они изъяснили, что есть единая Божественная природа и Три Божественные Ипостаси, обладающие указанной природой и находящиеся одна в другой, что не нарушает единства Божества и не создаёт трёх отдельных богов, как пустословили язычники.

Для указания различий между Ипостасями богопросвещенные отцы использовали понятия Ипостасных свойств, то есть как раз тех отличий, которые отличают каждую Божественную Ипостась от двух других, в отличие от свойств природных - свойств Божественной природы.

Говоря об Ипостасных свойствах, отцы называют три таковых, обозначая их как нерожденность, рождение и исхождение, соответственно присущих Отцу, Сыну и Духу. Указания трёх свойств необходимо и достаточно, поскольку для различения трёх нужно указать три различия, уникальных особенности. Если мы возьмём задачу с детскими кубиками разной формы, то достаточно указать только одну особенность, например, ту же форму или цвет или какой-то специальный знак: красный кубик, белый шарик и синий тетраэдр (пирамидка) различимы и только по форме, и только по цвету, и , скажем, по материалу, который мы не видим под слоем краски, и так дальше. Нам не надо перечислять все отличительные особенности, которые вообще есть, чтобы даже младенца научить отличать один предмет от другого. Да мы и не можем знать всех без исключения различий, наличествующих даже в тварных и самых простых вещах.

Святые отцы и не испытывают Божественные тайны, более, чем им - и нам через них, - было открыто, но довольствуются тем, что довольно для разрешения вопросов вероучения. Мы видим, что отцы обычно всегда указывают на три упомянутых свойства, особенно, если не имеют целью входить в рассмотрение тонких различений. И нам, из читателям, легко запомнить: Три Лица, Три Ипостаси - и три особых свойства этих Ипостасей.

Однако, если отец уделяет больше внимания теме свойств, он указывает и то, как надо и не надо понимать эти свойства, и кое-что ещё. Например, подчеркивается, что нельзя путать нерожденность как Ипостасное свойство Отца с природным
Также говорится, что не надо разуметь нерожденность в узком смысле, ибо Отец не только нерожден, но и не исходящ. И так далее.
Некоторые святые особо добавляют, что Отец не просто нерожден, в том смысле, что не имеет причины Своего бытия, но и Сам является причиной Сына и Духа. Действительно, просто не иметь причины существования ещё не значит обязательно быть причиной чего-то.

Например, Аллах мусульман безусловно не имеет в их представлениях причины для себя, но он и сына не имеет. Также в языческих системах древности причины не имела материя, из которой демиург создавал мир, материя была совечна творцу и также как он безначальна. Как раз библейское Откровение о творении мира из ничего трудно доходило до ума, ради чего великие святые писали об этом специально, чтобы сокрушить такой привычный предрассудок.

Потому отцы и пишут об Отце, не ограничиваясь словом "безначальный" и "нерожденный", но открывают о Нём, что Он также и "Начало", "Виновник" всего, в том числе и конечно бытия Сына и Духа.

Догматисты, например, проесв. Макарий (Булгаков) и ...... упоминают отдельно, что отцы, пишущие о трёх свойствах, имели в виду также и эту мысль, так сказать, имплицитно содержащуюся в одном свойстве Отца, которое объявляли.

Но факт остаётся фактом: если Сын рождается от Отца, стало быть у Отца есть свойство рождать Сына; свойство, которого нет у Сына и Духа, почему по логике и формально это свойство является Ипостасным, будучи рассмотрено отдельно. Также и с исходением Св. Духа.

Будет ли ошибкой или нечестием указать на очевидное из Предание свойство Отца? На каком основании? И на каком основании отказать Отцу в этом свойстве, которое ни много ни мало и обозначается именем "Отец"? Отец есть тот, что имеет сына, значит и свойство иметь сына, то есть рождать его тоже имеет. Но отцы ещё и добавляют наименование Отцу "Изводитель" и "Испуститель" в отношении Духа Святаго, чтобы никто не стал думать, будто Дух не от Отца по разности наименований.

Будет ли неправильным поэтому вслед за отцами в подробном рассмотрении сказать о трёх Ипостасных свойствах Отца? Ведь мы ничего не говорим этим того, чего не сказали бы святые отцы и сказанное нами нисколько не противоречит им, а также в целом Священному Преданию Церкви, из сокровищницы которой мы и почерпнули это знание.

дорогие друзья, в связи с поломкой компьютера затруднено создание текстов со всем аппаратом ссылок и цитат, особенно на греческом; надеюсь, постепенно всё привести в порядок

https://alyulka.livejournal.com/1201902.html


Метки:  

Богословствовать

Четверг, 08 Сентября 2022 г. 20:58 + в цитатник
Отец Михаил michailam сказал,что мы должны именно богословствовать, в чём он абсолютно прав. Мы не должны подменять богословие философией (богословствование философствованием), содержание богословия - метафизикой.

Но на мой взгляд есть ещё одна подмена - начётничество и служение буквам, то есть цитатничество. Если в богословии нет места мысли, если там запрещено мышление, то есть ущемляется фундаментальное и определяющее свойство природы человека и дар Божий - разумность, то самым правильным и образцовым богословом будет умеющий находить удачную цитату у святых отцов, то есть по нынешним временам - всякий научившийся пользоваться гуглем или иной поисковой системой.

Это в моём поколении чтобы извлечь нужные слова надо было во-первых, вспомнить, у кого из святых отцов ты это читал, во-вторых, вспомнить или пролистать одну или несколько книг из своей библиотеки или даже отправиться в библиотеку публичную. Хочешь, не хочешь, а приходилось святых отцов ЧИТАТЬ и часто, много читать, к тому же и перечитывать, делать выписки и так далее. Читая постоянно святых, ты не мог не проникнуться их духом, их ходом рассуждения, их образом мысли. Но даже если бы и не глубоко вникать, всё равно каждый исследователь приобретал начитанность. Нынешние же подчас лишь нагугленность. Кстати, они даже не знают, что такое гугль, что обозначало это слово, которое было взято в название известной компании и теперь ассоциируется с ней, как имя Максим - с пулемётом...

Ваш покорный слуга не только узнал слово гугль в начале-середине семидесятых годов прошлого века, но и прочёл не одну стопку святоотеческих текстов - одного прп. Симеона Нового Богослова почти полностью.

Не ради похвальбы говорю, ибо сам наименьший из достигнувших, а для того, чтобы пояснить, что происходит сейчас в области богословия.

Да, когда мы учились, не было возможности изучить древние языки - я работал днём восемь часов, а потом ехал на занятия в ПСТБИ и занимался до 9-10 часов вечера. То есть мы хотя читали много, но в основном в переводах, хотя и хороших, часто тоже святоотеческих, потому что до революции святые русские много переводили святых греческих и других, а не только сами писали поучения.
Однако, в тот период главными богословами стали филологи. Просто в силу знания языка. Люди, не имевшие собственно богословского образования (и разумения), стали крупными специалистами по богословию.
Это как например переводчик, специализирующийся на переводах математических статьей и работавший на конференциях математиков, вдруг возомнил себя математиком. Но в Церкви было безрыбье и так случалось. Не скажу дурного слова про таких гигантов филологии как Аверинцев и Шичалин, но... Но - только филологи.

Постепенно появились люди, которые и специальное образование получили и язык (и не один) выучили. Но их всё равно капля в море.
В море римокатолической и протестантской теологии, библеистики и прочей пакости. Да ведь и "французская" болезнь (парижское пленение) российских богословских школ, и общий уровень культуры и грамотности влияют на формирование выпускников семинарий, институтов и даже - страшно произнести! - академий и университетов. Тем более, что стало легче с цитатами, когда мир воспослал нам гугль и яндекс.

Потому вернёмся к цитатам и цитатничеству.
Даже цитатному начетчику надо иметь каплю разумения, чтобы хотя бы не случайным образом выбрать из уймы вывалившихся ссылок нужные две или три. Однако и такое не слишком уж часто встречал.

Особенно огорчает, когда твой богословствующий собеседник думает, что цитаты достаточно. Что нужно просто копипаст, простое как скрип мышки действие - и победа в кармане. Он уже готов восклицать: победихом! перепрехом! - и искренне непонимает, почему ты не падаешь пред ним ниц в восхищении и с покаянием не принимаешь его версию богословия, которая ему конечно же мнится истинной и единственно истинной.

Удивительно, но он видимо позабыл, что у нас тоже есть гугль, правда помимо него мы эти цитаты буквально ЗНАЕМ на память, если не наизусть, то близко к тексту. А не как он, увидев только что или максимум вчера.

Так что обращаюсь прямо:

Дорогие наши юные друзья!
Мы - old school. Мы может быть и негодные богословы пред святыми и неканонизированными учёными прошлого, но мы старые бойцы. Мы богословие и Писание изучали, когда это было сопряжено с проблемами и трудностями, о которых вы даже не догадываетесь, потому что под стол пешком ходили. Наш опыт, включающий наши ошибки и заблуждения, дорогого стоит и все мысли, которые вам в ваши головы приходили всем вместе, у каждого из нас давным давно продуманы, подписаны и развешены совокупно с ответами.

Уважение к старшим не просто дань древней и отжившей традиции. Это то, что помогает не изобретать велосипеды и не забывать, что в старые времена люди вовсе не были глупее, пусть они не имели интернета и клавиш Ctrl, C & V. Кстати, как те же святые отцы...

https://alyulka.livejournal.com/1201617.html


Метки:  

Недетский вопрос

Четверг, 08 Сентября 2022 г. 18:26 + в цитатник
Говорим о том,что известно из Писания и от Свв. Отцов.

Есть Пресвятая Троица - Единый Бог наш, одной Божественной природы в трёх Божественных Ипостасях.

Сколько Ипостасных свойств надо указать для различения Ипостасей, иначе говоря, чтобы нам отличать Первую Ипостась от Второй и Третьей, также Третью от Второй?

Три. Три Ипостасных свойства по одному для каждой Ипостаси. Святые отцы пишут, называя их: Нерожденность - Ипостасное свойство Отца, Рожденность Сына и Исходимость Духа.

От чего я недоумеваю? Что есть люди, утверждающие, что Ипостаси различаются вообще только этими тремя свойствами и больше никакими и никак. Не могут различаться.

Неужели, думаю я, эти люди считают, что они так хорошо познали Бога, что дерзают полагать Ему некий предел в Его Троичном бытии? Говорят же, что только три и ни одним больше, как будто увидели Бога как Он есть!
Доказывают, что если было бы какое-то ещё Ипостасное свойство у хотя бы одного лица, то это как-то уничтожило бы троичность в Троице, Её раскололо и, что ещё интереснее, добавило бы к Троице ещё одну Ипостась ( и ещё по одной, с каждым гипотетическим свойством).

Вот этого я понять не могу.
Если представить мысленно - и это не будет кощунственным, - что у Отца например есть какое-нибудь ещё свойство, отличающее Его от Сына и Духа, то что же изменится?

Как в "детском примере" с кубиками разной формы мы ясно видим, что количество различительных свойств нисколько не изменяет отношения между шариком, кубиком и тетраэдром ни в каком смысле, почему вдруг с Троицей должно что-то произойти? Детские кубики сохраняют самостоятельную идентичность и различия, а Троица - нет?

Это всё вызывает у меня оторопь, я склоняюсь к тому, что тут какое-то суеверие, иррациональный страх и благоговение не перед Троицей, а троичностью как таковой, перед тройкой, самим этим числом "три". Подобно тому как безграмотный обыватель произносит глупую фразу, что "бог троицу любит", а поэтому пытается всё численно подверстать под и на троечку...

Да, нам показывают святоотеческие цитаты и стараются козырять ими, то есть выкладывать бездумно без объяснений, а значит и без понимания. Но цитаты мы разберем как-нибудь в другой раз. Если Бог благословит и живы будем.

https://alyulka.livejournal.com/1201406.html


Детский вопрос

Среда, 07 Сентября 2022 г. 17:26 + в цитатник
Представьте, что имеются три фигуры примерно одинакового размера: шар, куб и тетраэдр. Уже назвав их мы положили между ними различие: каждый из них обладает уникальной в отношении других формой, благодаря чему мы легко их различаем,ведь даже ребёнок, не зная наименования форм и тот их не спутает.

Теперь предположим, что фигуры покрашены каждая в определённый цвет: шарик белой, кубик чёрной, а тертраэдр – красной краской. Так мы получаем новую группу отличий, ещё одно свойство, которым каждая фигурка отличается от всех остальных и каждой в отдельности. Также если мы поставим на каждом из этих предметов особый знак, например, цифру или букву – и так далее.
Таким образом мы можем увеличивать количество уникальных различий практически до бесконечности.

Вопрос: Увеличение количества этих различий изменяет ли количество предметов?
Конечно, нет.
Надо быть совершенным безумцем, чтобы утверждать такое, что если различительных свойств четыре, то и фигур должно быть тоже четыре, пять свойств- пять фигур и так далее.

Пойдем далее.Мы можем представить, что не все имеющиеся различия нам известны. Например, материал, скрытый под слоем краски. Шарик может быть золотым, кубик свинцовым, а пирамидка тетраэдра отлитой из стали или выточенной из алмаза. Но этого мы не наблюдаем глазами и на ощупь не чувствуем; только по различию в весе можем предположить различие в веществе, не больше, если мы не будем использовать специальные приборы или не соскоблим краску.

Вопросы: Нужно ли нам указывать на все или хотя бы на большинство различий, чтобы различать эти фигурки? Повлияет ли на различение тот факт, что не все отличительные свойства нам известны?

Думается, что данные вопросы тоже вполне риторические. Даже возникает встречный вопрос – зачем говорить о таких банальностях? Кто же такого не понимает?

К сожалению, приходится с удивлением констатировать, что есть подобные люди, достигшие вполне зрелого возраста, некоторые даже обременённые образованием, которое принято считать высшим. И возможно некоторые из них облечены в священнические ризы и носят монашеские пояса, сами учительствуют и разумеется со всем смирением желают доброго - по слову Апостола Павла.

https://alyulka.livejournal.com/1201134.html


Метки:  

Ипостась человека и смерть

Вторник, 30 Августа 2022 г. 20:44 + в цитатник
"Вместе с тем, эти отличительные свойства обособляют единую составленную из них ипостась от остальных ипостасей одного и того же вида. Если природы в определенный момент ипостасно соединились между собой, то они навсегда остаются неотделимыми друг от друга. В самом деле, хотя со смертью душа и отделяется от тела, тем не менее ипостась их остается одна и та же, ибо ипостась есть изначальный самостоятельный источник всякого бытия. Таким образом и тело, и душа всегда удерживают одно и то же начало своего бытия и ипостасного единства, хотя и разлучаются друг с другом".

прп. Иоанн Дамаскин
"Философские главы"
Глава LXVI (66). Еще об ипостасном соединении

https://alyulka.livejournal.com/1200787.html


Метки:  

Задача недогматическая

Вторник, 30 Августа 2022 г. 01:22 + в цитатник
а математическая

Есть натуральные числа, которые целые положительные, то есть получающиеся посредством прибавления единицы.

Какое самое БОЛЬШОЕ натуральное число?

Обозначим его N и рассмотрим. Возведем N в квадрат. N**2 будет тоже натуральным числом.
Но самое большое-то N, иными словами:

N**2 меньше или равно N.
Таких чисел всего два: 0 и 1.
Но единица заведомо больше нуля, поэтому -

Эврика!

Мы нашли и доказали, что самое большое натуральное число - это ЕДИНИЦА!

https://alyulka.livejournal.com/1200479.html


ИМПЕРСОНАЛИЗМ III

Суббота, 27 Августа 2022 г. 15:21 + в цитатник
9.

Рождение имперсонализма из духа марксизма-ленинизма.

Ваш покорный слуга весьма снисходительно относится к человеческим слабостям, особенно происходящим от независимых от человека причин.
Мы родились в обществе, где все находились под влиянием материализма, причём тотальной его пропаганды, буквально из каждой щели доносящейся. Этому прессингу подверглись наши деды и отцы в школах и вузах, а мы, даже родившиеся формально после крушения СССР с младых ногтей живём в такой атмосфере и находимся под воздействием инерции.
"Материя - всё, остальное ничто" - это фон, на этом фоне жили поколения, а фон обычно не осознаётся теми, кто вырос, не зная никакой альтернативы. Ведь и на западе и на дальнем востоке это господствующее мировоззрение или как минимум мироощущение.

Поэтому как легко, обратившись ко Христу и начав изучения догматики предоставлять себе природу/сущность как глину, пластилин, а ипостась - как слепленное из глины чучелко. Вот человечек, вот слоник, вот лошадка...
Но все они просто слепки, а реальна именно глина.
Материал.
Материя.

Из неё всё и сделано. Что-то покрашено, да и глина может быть разной. В коробке пластилина бруски разных цветов. Вот тебе и акциденции, есть по-научному изъясняться.
Всё понятно и какие ещё могут быть вопросы?
Материя первична, сознание вторично...
В таком понятном мире жить и богословствовать легко и приятно.

Всё испортила физика, которая стала проникать вглубь материи просто потому, что это её работа- изучение физических, то есть материальных объектов.

И выяснилось, что материи как бы и нет. Не существует её. Во всяком случае в том виде, в каком нам было бы удобно её понимать, как некий плотный материал, ту же глину.

Оказалось, что мир состоит из атомов, что ещё проблем не предвещало. Но постепенно стала вырисовываться картина микромира и его удивительные законы.

Атом, представлявшийся элементарным кирпичиком Мироздания - это просто пузырь. Посередине у него зернышко ядра, вокруг которого на сравнительно большом расстоянии орбиты электронов. То есть выглядит это как точечный центр от иголки циркуля и широкая окружность.

Ядро тоже со временем "рассыпалось" на части, а электрон...

Когда исследлвателям удалось сделать длинную искусственную молекулу и "подсадить" на неё новый електрон, а после замерить заряды на её концах, они с удивлением обнаружили, что на каждом конце присутствует по половине заряда, то есть полэлектрона здесь и полэлектрона там. Поскольку не очень понятно, что из себя представляет электрон, но представлять его в качестве твердого шарика давно не комильфо, предположили, что электрон будто "размазывается" по сферической орбите, растекается мысью по древу, образуя как бы оболочку пузыря.

И вот все мы и всё, что мы видим на самом деле является буквально ничем! Пеной, множеством пузырей, ещё и надутых вакуумом, то есть пустотой.

И ядра атомов, состоящие из протонов и нейтронов тоже непонятно как держатся. Представьте, что вы пытаетесь соединить одинаковыми полюсами очень сильные магниты. Протоны-то заряжены одинаково, условно положительно. А силы в микромире куда серьезнее, чем в макро...

А может быть это просто тоже такая форма пустоты? Её, пустоты, колебание, которое со стороны выглядит как нечто, например, вихрь, торнадо. Это же столп до небес, а по сути просто крутящийся воздух.

Мы с моим покойным ныне другом Андреем Стрельниковым даже разрабатывали модель такого вихря или волчка, который может быть закручен в разные стороны и поэтому кажется частицей и "притягивается" либо "отталкиваться" в соответствии с закруткой. К сожалению, после его смерти пропали все записи, которые он вёл за нас двоих, у меня остались только философские части, да и занимались мы этим в порядке шутки. А как ещё можно заниматься общей теорией поля?

Но так или иначе, физика чувствительно бьёт по материализму в разных местах, о чём ссылку интересную прикладываю.

Вот и я с известной долей юмора подошел к имперсонализму и стал описывать догматику, демонстративно избегая всякой "материализации", то есть онтологизации понятий природы и сущности.

А ведь ничто не мешает так делать.
Да, я нисколько не отрицаю реальность бытия природы, но... Если явление можно описать, не прибегая к какому-то понятию и не умножая сущностей избежать упоминания сущности,то наверное это не случайно, не так ли? С ипостасью такого не пройдёт. С понятием"ипостась".

Всё, что мы наблюдаем суть не природы/сущности, а единичные предметы, которые мы классифицируем по каким-то параметрам. И природа в этом смысле просто одно из возможных способов классификации, когда мы представляем, что есть материя с определенными параметрами. И больше нам эта "природа" не нужна от слова "совсем". А при том, что мы узнали от физики и математики так и подавно.

Так. Вот сейчас ремарка. Для тех, кто в амфоре.
Я НЕ отрицаю существование природы, её реальности. Мне вообще всё равно, создал Господь на самом деле какую-то глину или Он сказал Слово и хаос затрепетал, закрутился так мощно, что до сих пор нам кажется чем-то плотным... В любом случае слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!

Я ещё вот о чём.
Какое соотношение природы и ипостаси нам предлагают святые отцы?
Ещё до них язычник Аристотель вывел коронную формулу: "Нет природы без ипостаси".
А святые не только этого не отрицали, но даже усугубили.
Кажется, все изучавшие догматику должны помнить, что природы не существует самой по себе и как таковой вне частных объектов, но и в тех объектах мы её только мысленно прозреваем, представляем в уме, а не наблюдаем в реальности мира.

Представления, лежащие в основе доктрины имперсонализма с его лозунгом "Природа- всё, ипостась- ничто", являются выражением во-первых, психологического склада ума имперсоналистов, рождающегося из материалистической пропаганды безбожников, а во-вторых, из их веры, которая есть как известно, уверенность в невидимом, только невидимое это относится не к Откровению Божию, а идёт по философскому разряду. Это вера есть догматизация чисто философского технического инструментария, который был использован святыми отцами для разъяснения вероучительных истин. Как нотная запись музыки или использование того или иного языка для передачи Священного Писания, он не случаен, но и не был догматизирован. Вернее, не был до появления имперсоналистов.

Возвращаясь к соотношению природы и ипостаси, которое мы можем уразумевать из "Философских глав" Дамаскина и в целом из святоотеческих слов, повторим: природа не существует сама по себе и для своего существования нуждается в ипостаси, ибо только в ней и может существовать и проявляться. Причём, не всенепременно в "собственной". Человеческая природа Христа существует и принадлежит Ипостаси иной сущности - Божественной.

Скажите, если нечто Б не существует без А, так что А является условием существования Б (существованием условным!), то что из них первично, более значимо, что важнее и существенней, говоря простым языком?
Ответ, полагаю, очевиден.
Что и требовалось доказать.

10. Заключение

Предположим, что мы знаем, что в неком месте суслика быть не должно, тем не менее выясняется, что там присутствует всё то, что с необходимостью делает суслика сусликом: есть природа суслика, есть и потребные соответствующие акциденции.
Что это означает? Что суслика быть не должно, а он есть. Так сказать, через не должно.

Что образует человеческую ипостась по учению имперсонализма? Человеческая природа с необходимыми природными же свойствами. Это будет в полном соответствии с их разумением того отрывка из Деяний Собора, которым они постоянно козыряют. Что же ещё может быть, кроме природы и свойств? Ничего больше, ничего лишнего, всё лишнее выдумали персоналисты.

Теперь, когда мы это точно установили, обратимся же к человеческой природе Спасителя. Имеется сама природа и всё потребные для образования человеческой ипостаси свойства, характерные особенности. Стало быть, что?
Стало быть во Христе ЕСТЬ отдельная человеческая Ипостась.
Её не должно быть, но она есть.
По факту.
Как тот суслик.

На каком основании смогут имперсоналисты её существование отрицать? Нет у них таких оснований.

Таким образом, имперсонализм возвращает нас к Третьему Вселенскому Собору, только объявляет истинной несторианство, правоту же православных отрицает, а их самих анафематствует.

Ради интереса решил проверить, не получится ли с помощью имперсоналистических воззрений оправдать также противоположность несторианства - монофизитство. Оказалось, сделать это легко, мне понадобилось не более пары минут на нахождение ответа.

Если мы всё-таки не можем отказаться от признания существования отдельной человеческой ипостаси во Христе, единственная возможность - это удалить то, что её образует. То есть человеческую природы.
Правда, в этом случае придётся отказаться от догмата боговоплощения и у нас получится чистый докетизм. Тоже вариант, но конечно это слишком уж решительный ход.

Тогда надо оставить человеческую природу, но каким-то образом удалить её свойства, сделав человеческую природу виртуальной.
Уже лучше. В момент воплощения человеческая природа была, но в тот же миг она растворяется в Божественной или образует во взаимодействии с ней что-то третье, что человеческой ипостаси не создаёт.
Это и есть искомое монофизитство.

Удивительно, как имперсонализм ухитряется скатиться к любой еретической крайности, послужив к оправданию даже диаметральным противоположностям, категорически миновав при этом расположенную меж ними ортодоксию!

Интересно было бы посмотреть, является ли имперсонализм всеересью. То есть не удобнаули имперсоналистическая доктрина для оправдания и "освящения" вообще всех известных ересей. Удобная была бы штука в качестве фундамента для полнейшего экуменизма.

Но этот интерес чисто академический. Лично мне довольно и одного несторианства, чтобы понять, что имперсонализм есть в своей сути сети ада, разложенные дьяволом для уловления в погибель несчастных простецов и неучей, возомнивших себя какими-то богословами.
С чем мы снова должны поздравить адептов этого учения и пожелать им скорейшего отречения от него и спасительного покаяния.

DIXI

{самое начало - Часть I}

https://alyulka.livejournal.com/1199400.html


Метки:  

Догматическая задача Nо 2.

Пятница, 26 Августа 2022 г. 17:06 + в цитатник

Догматическая задача No 1.

Пятница, 26 Августа 2022 г. 16:57 + в цитатник
Вопрос: Сколько всего ипостасных свойств у Пресвятой Троицы: Отца и Сына, и Святаго Духа?

- Три: Нерожденность Отца, Рожденность Сына и Исходимость Духа.

- Ответ правильный. Садись, два!
- Почему?!

- По качану! Ипостасное свойство Сына - рождаться от Отца, так. А у Отца есть свойство рождать Сына?
- Да...
- И изводить Духа?
- Да...
- Значит, у Отца получаем три свойства. Значит, сколько всего?
- Пять!
- Прекрасно. Садись, два!
- За что?!

- За то, что вопрос надо внимательно читать. Там разве спрашивается, сколько ты или я можем назвать ипостасных свойств? Не-ет. Там спрашивается, сколько ВСЕГО.

Было бы дерзновенно полагать, что мы можем знать о Боге это в полной мере. Нам открыто несколько - конкретно достаточно трёх, - свойств, чтобы мы могли различать Божественные Ипостаси и объяснять, почему Троица это не три бога, а Один Единый Бог.

Посему, дабы не погрешить против истины, точный ответ: НЕ ЗНАЮ, но больше или равно пяти.

https://alyulka.livejournal.com/1198932.html


Радость

Среда, 24 Августа 2022 г. 16:27 + в цитатник
Удалось включить комментарии

https://alyulka.livejournal.com/1198543.html


ПЕРСОНАЛИЗМ I

Среда, 24 Августа 2022 г. 13:19 + в цитатник
1.

Сейчас же давайте посмотрим, что там с персонализмом и есть ли в нём какие проблемы и противоречия.
Напоминаю, что понятие индивид используем как технический термин.

Мы выделяем:

• Природу с её, то есть природными свойствами;

• Ипостась со свойствами ипостасными;

Также будем говорить о индивиде и индивидуальных различиях.



Природа, которая и есть совокупность природных свойств, отделяет вид от вида.
При этом сказать: "это мышь" и "данный индивид имеет мышиную природу" суть одно и тоже, эти утверждения тождественны.

Индивидуальные отличия отделяют один индивид от других индивидов этого вида: одну лошадь от других, одну мышь от других мышей и так далее.

В первом приближении ипостась индивид можно рассматривать тоже как одно и тоже. Как же один индивид отличается от другого, чем? Иначе - одна ипостась от другой?

Даже на этом уровне акциденций одна ипостась отличается от другой уникальным набором свойств.

Когда нас спрашивают, мол, где же эта уникальность ипостаси, мы можем указать - да вот она! Если набор не уникален, тогда и ипостаси будут неразличимы как однояйцевые близнецы или оттиски одной печати. Господа имперсоналисты должны признать, что даже в их картине мира уникальность ипостасей таки присутствует очевидным образом.

Мы можем различать то, что имеет отличия, а чтобы отличать один предмет от всех остальных таких же, должно быть именно то, что называется уникальностью. Разве не ясно?

Если мы взойдем в созерцании выше, на ступень свободно-разумных (или словесных) природ, - тем паче к Богу, - мы найдём, что там уже будут ипостасные свойства, которые как мы раньше выяснили, не являются природными и не могут с ними быть связаны (говорю о связи, поскольку не нахожу лучшего слова).
В Боге безусловно, а в ангеле и человеке предположительно, но и весьма основательно, ипостась не может быть суммой природных свойств. Что и означает ту пресловутую несводимость ипостаси к природе. Будь там сводимость, это означало бы раскол в Троице, превращение её в трёх божеств или что-то подобное.

Что и требовалось доказать, так сказать, во-первых. Никакой новизны в уникальности и несводимости нет ни у Лосского, ни у кого другого. Лишь закономерные следствия догмата о Троичности, не больше.

Если это персонализм, тогда персонализм есть аутентичное изложение Православного вероучения. Не нужно даже называть это персонализмом - это есть просто Православная вера как таковая.

Можно сказать, что Бог это одна природа, один индивид, но три Ипостаси. Человек же есть человеческая природа, а каждая ипостась человеческая есть также и один индивидуум.

Говоря, что Бог один имеем в виду, что есть только один единственный индивид, Который обладает Божественной природой - и не существует другого подробного индивида, отдельного от Бога, отдельного от Единого. Так и говорится, что нет Бога, кроме Единого.

При этом Бог это три Ипостаси, то есть три "Я", три самосознания, три "Кто". Три свободных Личности в одной природе и одной природы. Слово"индивид" можно убрать, если оно кому-то мешает, не изменится смысл.

А вот понятия"субъекта" вводить я бы поостерёгся по причине его неоднозначности. Хотя можно было бы сказать про Три Субъекта в одном Объекте, но мне это представляется выражением неудачным.
Впрочем, главное понять смысл, стоящий за словами.

Вот и всё по существу дела. Только нелишне будет рассмотреть следствия того, что ипостасные свойства мы уравняем с природными (или сведём с ними, спутаем).

Предположим, что ипостась это некая часть человеческой природы. Что имело место, например, в ереси Аполлинария.

Аполлинарианство видело человека по языческой философской схеме: тело, душа и ум (нус). В попытке объяснить Боговоплощение оно так отвечало на вопрос о том, чтО в человеке заменил Божественный Логос. Конечно же самое высшее в человеке - его ум!

Над этим посмеялись отцы Капаадокийцы, говоря, что в этом случае Бог не вочеловечился, а вообезьянился, поскольку что же выглядит, как человек, но человеческого ума не имеет?
Нет, Христос воспринял ВСЮ человеческую природу без изъятия (кроме греха, который не является частью природы).

2.

Но ведь это и значит, что Ипостась Слова заменила в человеке то, что природой (и природным) НЕ ЯВЛЯЕТСЯ.

Вот снова то, что и требовалось доказать - ипостась человека не сводима к природе и не выводима из неё.

Или господа имперсоналисты хотят сказать, что Логос заменил какие-то акциденции?!

Привлечем ещё другое святоотеческое обозначение ипостаси - ОБРАЗ БЫТИЯ.
Святые отцы, прежде всего кажется свт. Амфилохий Иконийский, ученик Свт. Василия Великого и сам входящий в число великих отцов-каппадокийцев употребил это в дальнейшем общепринятое сочетание: тропос hюпарксеос, образ бытия (природы). На самом деле, сколь удачный термин - образно подчеркивающий, что ипостась не есть природа или какое-то её свойство, одновременно указывающий на совершенную особенность этого бытия.
И вновь повторим это - уникальность.

Ипостась от ипостаси отличается уникальным, свойственным только ей образом бытия общей им природы.
Образ бытия Отца не таков как образ бытия Сына и Духа, причём отличаются они на присущие каждому ипостасные свойства.
Но и люди тогда отличны друг от друга не одними случайными (accident) акциденциями, а неповторимым образом бытия. И этих образов сейчас восемь миллиардов. Не считая уже ушедших из жизни. А в будущем появятся новые, также уникальные и не сводимые к природе.
Это ли не чудо? Создание стольких "штучных" творений, оригинальных существ! А ведь есть ещё и ангелы...

3.

Наконец осталось сказать тоже самое на светском языке и показать последствия того, что будет, если всё вдруг не так...
Но об этом в другой раз.

https://alyulka.livejournal.com/1198286.html


Метки:  

ИМПЕРСОНАЛИЗМ II

Среда, 24 Августа 2022 г. 00:05 + в цитатник

Метки:  

ИМПЕРСОНАЛИЗМ I

Вторник, 23 Августа 2022 г. 21:57 + в цитатник
1.

Одна из наиболее опасных по моему мнению тенденций в современной церковной жизни - это не автокефалия или что-то иное из разряда бытового благочестия. Вообще само слово "благочестие" в святоотеческом словоупотреблении означает не платочки или вовремя сделанные поклоны, даже не пресловутое перстосложение, но правую веру. Поэтому еретики именуются у отцов нечестивыми.

Опасность подрыва основ нашей веры конечно страшнее всякой другой. Вот почему одной из прямых и явных угроз направленных в самое сердце догматики - на догмат о Троице,- на мой взгляд является то, что можно назвать "православным имперсонализмом", что есть по сути своей отрицание личностного характера человеческого бытия, сведение личности к незначимым акциденциям природы, когда личность приравнивается к индивидуальным отличиям, к их совокупности, не более того.

Грубо говоря, у тебя есть усы, а у меня нет, ты лысый, а я обильно волосат, вот это и есть ипостась, больше ничего. Мы отличаем одного человека от другого по неким второстепенным признакам, значит и больше ничего нет, кроме таковых, что делало бы одного человека отличным от всякого другого. Личность есть в такой парадигме не более чем фикция, фантазия философа Лосского. И один человек отличен от другого в том же смысле, в каком одна гайка - от другой такой же: вмятинка, выщеблинка, ржавчинка, заусенец на резьбе.

Под это подгоняются святоотеческие тексты, всё разнообразие взглядов и проблематики сводится к опровержению ошибок Лосского, мнимых или действительных.

Если так пойдет, будет как с осиповщиной, образуется как бы две церкви в рамках одной Церкви, вроде бы одинаковых, но мыслящих и верующих по-разному.

2.

Если Вы регулярно ходите в церковь, то не могли не обратить внимание на то, как часто в храме звучат слова про Троицу "единосущную и нераздельную", как часто поминают "Отца и Сына, и Святаго Духа", что в текстах, например, Великого Канона прп. Андрея Критского каждый "блок" завершается разьяснительным упоминанием " едина по существу, раздельно лично" и так далее. Есть даже такие короткие тексты, называемые догматиками, в которых собственно догматы и излагаются, иногда казалось бы вовсе без прямого отношения к теме праздников и служб.

Наверное это не случайно, раз Церковь постоянно повторяет на разные лады одно и тоже, настаивая "ко времени и не ко времени". Кто-то скажет, что это вдалбливание в головы паствы, я же скажу - схоластика. Этот древний, на самом деле средневековый метод обучения, когда ты действительно должен тупо выучить определённые формулы, а придёшь ли к их пониманию и в какой мере - это дело другое. Уровень европейского юношества был такой, что иначе просто было невозможно его чему-то обучить, а учить было надо и это был единственный рабочий способ.

Способ, кстати, нормальный. Так, если вы спросите и самую безграмотную по нашим интеллигентским критериям бабушку, она вам быстро изложит всю догматику - но лишь в такой привычной форме. Однако и это хорошо, и слава Богу.

Некоторое время назад слышал про опрос, который делали на выходе у московских, кажется, храмов представители либеральной интеллигенции, задавая вопрос о филиокве. Разумеется, большинство ответивших православных "оказалось" вульгарными римокатоликами, то есть эту самую филиокву признали истинной верой. Результатами я был не удивлён по разным причинам, прежде всего потому что вопрос - как и вопрос референдума о сохранении СССР, - был сформулирован специально, чтобы сбить с толку простодушных и не ожидающих подвоха православных. Хотя там, сколько я помню, были же не сплошь малограмотные от сохи, но и типа с высшим от компьютера. А значит, умеющие по идее "конвертировать" слова в разные дискурса (ударение на У) с сохранением смысла.

Увы, для меня опрос только подтвердил моё давнее опасение, что наши люди, познавшие много чего, включая и отдельные богословские тонкости, "плавают" в азах катехизиса, в основах стоят нетвердо. Иначе как объяснить, что слыша еженедельно, а ежедневно произнося в молитвах Символ Веры, они не врубаются, что "иже от Отца исходящаго" как раз и обозначает исхождение Св. Духа ТОЛЬКО от Отца, но НЕ от Сына. А исхождение "и от Сына", что и передаётся латинской формулой filioque есть примышление, несогласное с формулировкой Символа, то есть ересь.

И не просто ради развлечения или красоты богослужений Церковь заставляет нас это столько раз повторять в надежде, что может быть хоть так дойдёт. Повторение, как известно mater studiorum est, n'est ce pas?

Повторяет же потому, что пребывая в ереси спастись невозможно. Вы не найдёте ни одного достоверного святоотеческого текста, в котором бы прямо утверждалась возможность спасения для еретика и раскольника. Таких нет. Святые отцы буквально все до единого только и писали, и говорили, что это невозможно, когда высказывались про это прямо, либо недвусмысленно подтверждали косвенно в иных словах.

Другой вопрос: можно ли спастись фактически говоря ересь и веруя в ересь по невежеству. И сейчас я не его обсуждаю. Но я бы не советовал себя такой надеждой утешать.

Какое же отношение сказанное имеет к имперсонализму? На мой взгляд самое прямое по причине того, что будучи невежеством по сути, то есть базируясь на примитивном понимании догматических основ нашей веры, даже содержания вступительных т.н. философских глав (прп. Иоанн Дамаскин "Источник знаний"), имперсонализм, не будучи сам по себе ересью, тем не менее как заблуждение в исходных посылках, ведёт к сущей ереси на втором или третьем шаге своего развития, то есть способен к разрушению Церкви в её фундаменте - в вере, в вероучении.

3.

Нахожусь сейчас в положении человека, сказавшего А, и поэтому обязанного сказать также и Б. Это неплохо, но требует некоторого времени. Но и лекцию читать не с руки, хотя лекция была бы делом правильным, если бы не отказавшийся сотрудничать компьютер.

Посему - вот так, к существу дела и мелкими перебежками.

Имперсонализм есть реакция на так называемый "богословский персонализм", штука вторичная, но воспринимаемая адептами как защита веры от ереси персонализма, придуманной философом В.Н. Лосским.
Личность Лосского здесь конечно нельзя не упомянуть, но лишь в том разрезе, что он действительно начал об этом писать одним из первых (или даже первым). Но и всё. Лично для меня он не является ни учителем, ни сколько-нибудь важной фигурой, не говоря уже о том, чтобы считать его мерой всех вещей. Он просто поставил вопрос и дал на него ряд ответов, которые возможно и не безупречны, но ещё раз, что с того? Для меня персонализм есть то, что неминуемо следует из святоотеческого учения, аутентичное выражение православной догматики - не больше, но и не меньше. Фигура Лосского здесь чисто исторический факт, также не более того. Кстати, именно поэтому я на Лосского нигде и никогда не ссылаюсь.

Теперь персонализм, что это?
Это переход от теологии к антропологии, то есть перенос богооткровенных истин Христианства в человеческую плоскость.

Легитимность такого переноса очевидна - человек создан по образу и подобию Божию. Это действие обратное (со всеми оговорками, конечно) тому, что пишет свт. Василий Великий:

"Какое различие между ипостасью и природой ты нашёл в себе, перенеси на Бога и не погрешишь" /привожу по памяти, позже уточню цитату/.

Итак, как каждый может догадаться, речь идёт о том, что по-гречески называется ипостась, а на латыни persona, откуда и название "персонализм" удобно происходит. На Русском наречии я употребляю слово ЛИЧНОСТЬ. И здесь с единственной оговоркой:

Этим словом - личность - я обозначаю всё то, что святые отцы имеют в виду, произнося слова ипостась/лицо, когда говорят о Боге, ангеле или человеке.

То есть, личность - это ипостась/лицо/индивид etc свободно-разумной природы.

Для меня богословский христианско-православный и т.д. персонализм есть вот это самое и больше ничего. В основе своей.
Плюс все выводы, следующие из этого.

Спрашивается, чем же недовольны господа имперсоналисты в этом случае?

А тем, что мы с ними несколько по-разному понимаем то самое, что имели в виду святые отцы под словами ипостась и лицо, также Ипостась и Лицо. То есть, у нас разница в понимании догматических понятий, причём, базовых, наиболее существенных. И кто-то из нас ошибается, неправильно понимает. Или просто не вполне знает элементарную догматику.

Но объяснять догматику я здесь не собираюсь, просто укажу на следствия такого расхождения, следствия, понятные всем, даже догматику отнюдь не знающим.

Персонализм категорически настаивает на абсолютной ценности личности как таковой, вне зависимости от ее отношений к чему бы то ни было и проч. Эта бесконечная ценность происходит из несводимости личности к природе, к свойствам и аспектам последней, иными словами, человек как личность ценен просто фактом своего существования, вне зависимости от его разумности, красоты, способностей, цвета кожи, длине и количеству волос, разреза глаз, объема памяти, сердечной или кишечной деятельности, талантов, культуры личной и причастности к культуре национальной либо значения для мировой - и всем-всем-всем прочим особенностям развития тех или иных природных свойств. А то делает человека человеком и самостоятельным, и самоценным, что его природа имеет особый образ бытия, неповторимый от одного индивидуума к другому. И следует это всё из вышеупомянутой догматики в персоналистическом её понимани.

Позиция же имперсонализма - при том, что слова о человеческом вот этом вот всём имперсоналисты говорят такие же, - это отрицание догматических основ для понимания человека (а также ангелов и Бога) в качестве ипостасно уникальных существ.

В имперсоналистическом понимании ипостась, то есть личность есть не более, чем "нашлепка", нарост на природе,что роднит имперсонализм с савеллианством и даже с буддизмом, пантеизмом. Разумеется, на наш, персоналистический взгляд.

4.

Кажется, да какая разница, что там с той ипостасью? И спасаться можно, не зная этих тонкостей, и вообще кто знает, что там к чему. Разве святые, ну вот так и стань сперва святым, потом и рассуждай. А для жизни в миру это всё без надобности.

Потому я, повторяю, не читаю здесь и сейчас курс догматики, а сосредоточился на выводах, которые неизбежно вытекают из той или иной версии её понимания.

Природа (чем бы она ни была) есть нечто безличное, отвечающее на вопрос "что?" Этому "что" нельзя молится, с ним нельзя разговаривать, дискутировать, его и любить можно лишь как помидоры. Посему, если мы принимаем ту мысль, что ипостась есть какая-то часть природы или нечто от нее производимое, какая-либо характеристика, аспект; либо ипостась есть нечто привходящее, то есть произошедшее откуда-то извне в результате общественных отношений или соприкосновения с миром (как трещина на бильярдном шаре от сильного удара), то отсюда неминуемо следует, что личность - это что-то незначительно-случайное, что можно не учитывать. Во всяком случае, ипостась тогда есть производная от безличной природы, а это значит, что личность, личное происходит от безличного,то есть вторичное по отношению к ней.

Это по сути будет либо пантеизм, либо одна из форм индуизма, в развитии - какой-то буддизм, а не Христианство. Если личность есть нечто второстепенное и необязательное, то от неё надо избавиться ради главного.

Этим и занята вся йога и буддистская аскетика, чтобы замедитировать себя до нирваны, буквально "сточить" свою личность до нуля разнообразными духовными практиками. Буддизм тут очень радикален, он прямо утверждает, что личность и всякое "я" есть иллюзия, возникшая в процессе пребывания в сансаре, что пять скандх (наборов "впечатлений"), которые кажутся их носителю его личностью, на самом деле пусты. То есть личность - бессмертную сущность, душу и проч., как ни назови) мы только воображаем, а надо перестать фантазировать и страдать по этому поводу (жизнь вообще есть боль), но понять, что тебя НЕТ, а значит и страдать некому. Перестав же видеть себя "кем-то", ты просто растворишься, всё угаснет - нирвана это буквально "угасание", - и ты... Да нет никакого "тебя" и не было, невелика потеря избавиться от иллюзии существования...

Вот примерно это и предлагает по сути имперсонализм, разумеется, не видя подобных следствий своего понимания догматики и их отнюдь не желая. Но следствия эти неизбежны.

Далее. Если ипостась это лишь некая сумма природных качеств, то она будет конечно уникальной, потому что качеств много и вариативность их велика. Например, разумность человека. У одного 40%, у другого 41,5 и т.п. Волосы от полной лысины до миллиарда штук, с бесчисленными оттенками, форма носа, цвет глаз, отпечатки пальцев и прочая, и прочая, и прочая. Если человеческая личность вот это вот всё и больше ничего, то ЛИЦО есть не более, чем маска, словесный портрет, отмечающий характерные признаки, но... Как и в случае с обычной маской под ней буквально никого нет, а есть безличная природа, НЕЧТО.

В пределе и в отношении к Богу этот подход есть обыкновенная ересь савеллианства или модализм.

В отношении же к человеку...

Это делает человека фикцией. Иными словами, все слова про ценность человека, про величие и важность его личности отказываются пусты как те буддистские скандхи. Человеческая личность есть просто набор отличительных черт. По идее, можно изготовить совершенно такой же набор и даже начать его изготовлять в промышленном масштабе. Что будет торжеством большевицкого тезиса "незаменимых нет". Все заменимы.

Вы любите жену (женщины, пожалуйста, сами поменяйте в рассуждениях пол соответственно). В ЧТО вы любите?
Набор качеств? 90-60-90?
Согласно имперсонализму, да. Потому что больше ничего и нет.
Даже на бытовом уровне, в таком житейском, романтическом понимании любви это как-то неправильно.

Потому что это будет означать, что вы любите именно ЧТО. Некоторые "данные", да, конечно, включая душевные качества, не только физиологию, но это все равно лишь то,что так "сложилось". И если создать точно такой же набор, вы его будете также любить. А уж набор лучший по качеству...

Вы понимаете, что если любимого человека у вас отнять и заменить на копию, то степень сходства копии с оригиналом только увеличит ваши страдания от разлуки с ТЕМ человеком? Если вы его любите, конечно. И это так не только для миннезингеров и романтических поэтов.

В общем, у них - авторов романтической литературы, - тематика появилась только благодаря Христианству, в первый и последний раз в истории человечества ТАК объяснившему человеку человека. Богословски и философски показавшему, что человек это КТО и любим мы не "что", а КОГО. А если "что", то это и не любовь, во всяком случае не христианская.

Христианская агапэ это любовь к КОМУ, к тому, что имеет, как принято говорить, личностное измерение. К Богу, к человеку. Да, к ангелу тоже.
Но не к отечеству, не к государству и иным абстрактным сущностям, НЕ являющихся личностями, то есть не имеющими ипостасного бытия именно в том личностном значении, о котором я писал ранее, личность есть ипостась разумной природы.

Причём это личностное КТО остаётся само собой даже если буквально все качества её будто бы составляющие исчезнут. В этом, к слову, основа христианского брака, когда женился ты на красавице, пышущей здоровьем и обаянием,а теперь она вся в струпьях, калека, ещё и потерявшая разум. И если ты любил по-импесроналистически, то тебе здесь в этом наборе костей, мяса, кожи и безумия просто нечего любить. Личности уже нет, согласно ИП-богословию. Имеешь полное право избавиться. Догматически безупречно.
И канонически тогда тоже.

{}

https://alyulka.livejournal.com/1197697.html


Метки:  

Поиск сообщений в lj_alyulka
Страницы: [27] 26 25 ..
.. 1 Календарь