-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_alexspade

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.04.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 5


Попытка обзора байопиков о Битлз. Часть первая

Среда, 28 Декабря 2016 г. 15:05 + в цитатник

На прошлой неделе на меня нахлынуло ретивОе (это было в Фейсбуке), и я отправилась ностальгировать по битлам. Ностальгия эта вылилась в пересмотр пары документалок и "Вечера трудного дня", после чего в голову мне пришла странная мысль: написать пост о фильмах про Битлз, которые мне в разное время довелось смотреть и даже пересматривать. Я в данном случае о художественных кинолентах, которые представляют собой попытки байопиков, а порой и абсолютные выдумки (да, было и такое), где роли Битлов и прилагающихся к ним граждан играют актеры разной степени известности. Возможно, кому-то мое скромное эссе пригодится, потому как внезапно подумалось, что мне есть о чем рассказать. А поскольку в мордокнижице об этом рассказывать неудобно, я впервые за подотчетный период решила воспользоваться по такому случаю жежешечкой.


Начну, пожалуй, с самого смешного и самого первого в этом ряду кина с громким названием "Рождение Битлз" (Birth of the Beatles). Первого – потому что датировано произведение 1979 годом. А смешного – потому что дело было давно, и в те времена всякоразные детали, которые могли не понравиться почтеннейшей публике или показаться ей слишком грубыми и выпадающими из лелеемого образа, в картину решили не пущать. Зато в начале ленты благодарному зрителю сообщили, что сценарий написан по воспоминаниям Пита Беста, который попутно является "научным консультантом".


Не знаю, чего там в деталях навспоминал мистер Бест, бывший барабанщиком Битлз на заре их карьеры и прошедший вместе с Битлами горнило Гамбурга (об этом позже), но кино вышло милым до полного неправдоподобия по части пресловутого мимими, а его герои предстали перед аудиторией этакими симпатичными щенками, которые, конечно, могут позволить себе понегодничать, но исключительно в рамках приличий. В остальном же ребятишек хоть к ране прикладывай и в пионеры принимай – такие они положительные. И это, попрошу заметить, в Гамбурге.

Тут я позволю себе лирически-биографическое отступление. С точки зрения временных рамок фильм охватывает период с момента прослушивания группы, которая тогда еще с названием толком не определилась, на конкурсе художественной самодеятельности в Ливерпуле с целью получить хоть какую-то работенку и до момента ее же триумфального выступления на шоу Эда Салливана в США в 1964 году, когда массовая истерия, она же битломания, цвела и пахла на всех континентах кроме Антарктиды (разве что пингвины тоже интересовались).


Соответственно, этот временной промежуток включает в себя историческую поездку Битлз в уже упоминавшийся Гамбург, где они оттачивали мастерство в сомнительного рода заведениях, порой по 8 часов в день, плавно переходящий в ночь, на улице Репербан с известной на весь мир репутацией (гамбургский квартал красных фонарей). Это сейчас мы в курсе, что в жизни юных пионеров тогда случались отнюдь не пионерские моменты вроде веселого траха с проститутками, потребления стимулирующих препаратов, обильных возлияний, драк и прочих рок-н-ролльных штучек. Но только в "Рождении Битлз" об этом ни-ни! Разве что тонкими намеками, чтобы никто, не дай боже, ничего не подумал!

С точки зрения сугубо биографических фактов в гамбургские времена Битлз были квинтетом в составе Джона Леннона, Пола МакКартни (который тогда был лид-гитаристом), Джорджа Харрисона, а также лучшего друга Джона Стюарта Сатклиффа и уже упоминавшегося барабанщика Пита Беста.


О Сатклиффе будет чуть позже, когда речь пойдет о другом фильме. Что до Пита, то его заменили Ринго Старром незадолго до взлета группы сперва в Великобритании, а потом и по всем остальным городам и весям. Несмотря на это, Ринго в фильме появляется едва ли не на старте, поскольку в те далекие времена он играл в составе ливерпульского ВИА под названием "Рори Шторм и Ураганы", которому начинающие Битлы, как гласит история, в подметки не годились.

"Рождение Битлз", несмотря на массу недостатков, я нежно любила, узрев его в начале 90-х на затертой видеокассете. Без перевода, естественно. Но этот факт меня мало волновал: я тогда была юницей в разгаре битломании, и мне очень не хватало историй о раннебитловском периоде, который по понятным причинам документалисты не зафиксировали. Это теперь я разумею, что фильмец, по большому счету, является тем еще суррогатом, но поймите меня правильно: тогда он стал для меня отдушиной, и я пересмотрела его бессчётное количество раз. Даже при том, что перманентно хихикала над староватым для роли взбалмошного траблмейкера актером, играющим Леннона, а также над усердно задираемыми бровями местного варианта МакКартни (брови, по всей вероятности, задирались для пущего соответствия оригиналу). А вот Джордж в целом удался.


Смотреть кино можно, в основном ради того, чтобы поумиляться и похихикать. Рекомендуется битломанам разных возрастов, свято верящим в чистоту и непорочность кумиров.

Музыку для фильма записывала некая группа Rain. В качестве примера привожу ролик, который венчает это кинематографическое великолепие, изображая победоносное выступление героев в шоу Эда Салливана. Для сравнения антуражу по ссылке- то же событие, только в исполнении оригинала (а куздюмчики-то потемнее были, да и хвасон не тот!).


Следующий фильм, о котором я собираюсь поведать, тоже посвящен по большей части гамбургскому периоду и называется "Backbeat" (в русскоязычной адаптации – "Битлз: Четыре плюс один (Пятый в квартете)").

Рассказывать буду долго и с любовью.

Поклонники Гарри Поттера во сто крат лучше меня знают персонажа по имени профессор Квиринус Квиррелл и актера Иена Харта, который его играл. Но для меня, мальчики и девочки, Иен Харт – это в первую очередь дважды краснознаменный Джон Леннон Соединённого Королевства. Дважды – потому что Джона он играл два раза в двух разных фильмах (о втором я обязательнро замолвлю словечко позже, потому что он сильно выпадает из общей череды битловских кин). Собственно, с двух Леннонов подряд карьера Харта в кино и началась. Я вам больше скажу: в этом обзоре будет упомянут еще и дважды краснознаменный Пит Бест: актер, сыгравший Пита в "Бэкбите", играл его же в другом фильме о битлах, который я тоже не забуду.

Датируется "Бэкбит" 1994 годом, и играющие в нем актеры абсолютно прекрасны. Это, естественно, мое скромное имхо, не претендующее на истину в последней инстанции, но я считаю, что именно в "Бэкбите" удалось собрать каст, который не только сумел передать характеры, но еще и отличался своеобразным сходством с оригиналом. Двойниками битлов ребят можно назвать с большой натяжкой, но они, тем не менее, дивным образом похожи на исполняемых персонажей не только внешне, но и в каких-то сугубо индивидуальных деталях. Пол в этом смысле вообще шикарен, хоть он, как сие не парадоксально, и не является главным героем произведения.

Потому что фильм посвящен Джону Леннону и Стюарту Сатклиффу.

Здесь я снова позволю себе лирически-биографическое отступление, считая необходимым уточнить, что Стю, как уже говорилось, был лучшим другом Джона, его сокурсником в школе искусств и талантливым художником. Играть в Битлз ему хотелось приблизительно как с горы на жопе катиться – тем более что и играть-то он ни на чем не умел. Но обстоятельство неразлучности с Ленноном, а также тот немаловажный факт, что одну из его картин внезапно купили за целых 60 гиней, сыграли в этой эпопее свою историческую роль.


Стю уломали потратить выручку на столь необходимую группе бас-гитару и на ней же впопыхах выучили играть. Басист из Стюарта был приблизительно как из собачьего хвоста ермолка, поэтому для пущей загадочности на сцене он носил темные очки и поворачивался к публике "полупрофилем", чтобы никто не разглядел его скудных навыков. Пол по этому поводу сильно нервничал и периодически устраивал Джону семейные сцены на тему выгнать дружка из Битлз, но тот и слышать об этом не хотел.

Основная коллизия в отношениях случилась в тот момент, когда Стюарт познакомился с богемной немецкой девушкой-фотографом Астрид Кирхгерр, влюбился, решил остаться в Гамбурге, бросить группу, жениться и продолжить обучение в местном арт-колледже. Увы, после расставания с Битлз Стю прожил недолго: в возрасте 22 лет он умер от кровоизлияния в мозг.


Астрид Кирхгерр, как известно всякому уважающему себя битломану, оказала немалое влияние на имидж Битлз: именно ей принадлежит идея изобразить у них на головах то, что именовалось тогда "французским начесом". Первой жертвой, ясен пень, пал Стюарт, за ним подтянулись остальные, и только Пит Бест отказался менять прическу - он вообще духу группы не очень соответствовал, за что среди прочего и был в итоге изгнан. Кроме того, "перу" Астрид принадлежит первая полноценная фотосессия Битлз, которая очень точно воспроизведена в фильме.

Реальные Астрид и Стю

Что в "Бэкбите" еще хорошего – так это психологические подробности непростого броманса Леннона и Сатклиффа. Джон любил Стю до состояния "не разлей вода", ревновал его к Астрид и до последнего надеялся, что "на самую верхотурку верхушки" доберется в его компании (эта леноновкая фраза про верхотурку верхушки обязательно звучит в КАЖДОМ битловском фильме).

К сожалению, наличие обоюдной любви не подразумевало обоюдных интересов: как уже говорилось, Джон бредил музыкой и упорно шел к славе рок-звезды, в то время как Стюарта интересовала только живопись (после его ухода из группы Пол таки добрался до вожделенного баса).

Слева - фото Джорджа, Стю и Джона, сделанное Астрид в Гамбурге, справа - соответствующий кадр из "Бэкбита"

Роль Астрид в фильме играет Лора Палмер из "Твин Пикса". В смысле, актриса Шерил Ли. А на роль Стюарта пригласили американца Стивена Дорфа. Любопытный факт: настоящему Полу МакКартни фильм по разным причинам не шибко понравился, но Дорфа он невероятно хвалил, утверждая, что ему удалось как никому другому.


Еще одна немаловажная деталь: музыку к "Бэкбиту" записала специально созданая по такому случаю супегруппа, состоящая на минуточку из Дэйва Гроула (экс-Nirvana, FooFighters), Дэйва Пирнера (Soul Asylum), Майка Миллса (R.E.M.), Грэга Дулли (The Afghan Whigs), Терстона Мура (Sonic Youth) и прочих хорошо известных отнюдь не в узких кругах товарищей. В записи одной песни даже Генри Роллинз поучаствовал.

Настоятельно рекеомендую посмотреть представленое видео (по хронологии фильма - первое выступление группы в Гамбурге). У нефанатов дубляжа заранее прошу прощения: сама я смотрю фильмы только с сабами, отключая русскую дорожку, но в программах нарезки отделить ее от видео не получается. А оставить в ролике обращение Джона к почтеннейшей публике очень хотелось. С одной стороны, переводчик нашел прекрасный русский аналог обращению "Good evening ladies and genetals" ("Добрый вечер, дамы и говнода"). С другой - тут же сделал ошибку, обозвав Уинстона Черчилля Джоном (Леннона действительно назвали Уинстоном в честь Черчилля, но это было его второе имя, которое он не то чтобы сильно любил).


Теперь еще о двух лентах, которые во многом идентичны по смыслу и сюжету, и первую часть повествования мы на этом завершим.

Одна из них называется In His Life - The John Lennon Story, 2000 год, вторая – Nowhere Boy (в русскоязычной адаптации – "Стать Джоном Ленноном"), 2009 год.

Фильмы любопытны тем, что охватывают один и тот же временной промежуток, поэтому их можно смотреть встык и сравнивать, как одни и те же биографические эпизоды, персонажи и сюжетные линии представлены там и сям. Правда, Nowhere Boy заканчивается в тот момент, когда Джон с группой собирается валить в Гамбург (о котром мы уже в курсе), в то время как In His Life продолжается вплоть до первого визита Битлз в Америку.

Леннон и его первая группа Тhe Quarrymen, хрен знает какой год (Джону 16)

В центре обоих кин, как несложно догадаться, отрочество и юность Леннона. Начиная старшей школой, где он организовал свою первую группу Тhe Quarrymen (в честь, собственно, школы, носившей гордое имя Quarry Bank High School). Увлечение рок-н-роллом, попытка выцыганить гитару у воспитывавшей его тетушки Мими и непростые отношения с матерью Джулией.

Джулия по множеству причин еще ребенком отдала Джона на воспитание старшей сестре, а сама через некоторое время вышла замуж повторно, родила двух дочерей и жила со своей новой семьей чуть ли не за углом. Папаша Джона, Альфред, слинял в неизвестном направлении, когда тому было лет шесть, а мать считалась отвязной и даже гулящей бабенкой – в отличие от Мими, которая была строга и высокоморальна.


И в том, и в другом фильме Джон (что соответствует биографическим данным) налаживает контакт с матерью уже будучи подростком. Именно она со своей отвязностью подсаживает его на рок, учит аккордам для банджо и всячески поощряет активно неодобряемые тетушкой Мими безумства.

Кадр из фильма Nowhere Boy для сравнения с фото повыше

Теперь конкретнее о каждой из картин.

Пусть мне покажут человека, который подбирал актеров для In His Life. Мало того, что никто из них не может похвастаться портретным сходством с оригиналом, так ребята еще и… Как по мне – слегка страшноваты. Хотя нет, дело даже не в этом. Если в "Бэкбите", как я уже говорила, касту удалось передать ту самую битловскую изюминку, благодаря которой в совокупности с издаваемыми звуками их и полюбили без меры, то здесь все это отсутствует напрочь.

Когда товарищ, играющий Леннона, нахлобучивает характерную битловскю стрижку (то самый "французский начес"), он почему-то становится похож на, прости Господи, Плющенко. Только толстомордого. Пола из этого фильма я вообще испугалась, Джорджем, скажем так, озадачилась, а актера на роль Ринго, который на определенном этапе повествования на сцене тоже возникает, явно выбрали по принципу "у кого шнобель длиньше - того и возьмем".

Битловские прически в этом кине – отдельная песТня. Для придания пущей убедительности на актеров напялили парики, и это очень заметно. Причем, парики эти по объему явно превосходят оригинальные стрижки квартера раза этак в два, поэтому Битлз в оборзеваемой ленте больше смахивают не на себя, а на каких-нибудь The Monkees. И шарма ситуации это совсем не добавляет.

Красавчики в фильме только Стюарт Сатклифф (сюжетная линия с Астрид присутствует, но в качестве фонового оформления) и Пит Бест. Которого – па-дам! – играет все тот же актер, Скот Уильямс, который играл Беста в "Бэкбите". Ну и подумаешь, что со времен "Бэкбита" он стал на шесть лет старше!

Если говорить о Nowhere Boy, то этот фильм как наиболее современный из всех описываемых представляет нам главного героя отнюдь не пай-мальчиком с легкими, но простительными закидонами, а отягощенным кучей проблем молодым человеком. Который и мордобитиями на регулярной основе занимается, и приступами ярости страдает, да такими, что "не влезай – убьет". В общем, по персонажу явно плачет детская комната милиции. И хотя я вполне себе верю, что Леннон был, мягко говоря, не подарок, с моей точки зрения палку в этом отношении слегка перегнули: персонаж получился уж больно "дарк". Хоть я и понимаю, откуда ноги росли: очень хотелось показать не только его невъебическую многогранную сложность, но и тот психологический раздрай, который творился у юноши в душе в связи с непростой семейной обстановкой.


Что в фильме неплохо – так это очень выпуклые, как принято говорить в таких случаях, образы Джулии и Мими, которые являются главными героинями наравне с Джоном. Опять же, сложно судить, насколько эти образы соответствовали реальности – об этом мы уже никогда не узнаем, особенно с учетом того, что Джулия погибла под колесами машины пьяного водителя, когда Джону было лет, если я не ошибаюсь, 17. Но тетки получились интересные.


Что до актеров, то у здешнего Леннона, Аарона Тейлора-Джонсона, голубые глаза. И он зашибись красавчик, каковым Леннон никогда не являлся. Но в целом он хорош, если не считать "сгущения красок", о котором написано выше.

В ленте, оф корс, присутствуют Пол МакКартни и Джордж Харрисон. Ни один из них на оригинал не похож от слова "совсем", но в данном случае это почему-то не раздражает.


В качестве иллюстрации к моему более раннему заявлению о том, что эти фильмы можно смотреть подряд и сравнивать, привожу одну и ту же сцену – первое выступление The Quarrymen и знакомство Джона с Полом из обоих кин. Благо, биографы старательно задокументировали тот факт, что при знакомстве Пол сыграл Джону "Тwenty Flight Rock" Эдди Кокрейна, что и отражено в обеих картинах (But she live on the twentieth floor in town, the elevator's broken down).

Знакомство Джона с Полом: In His Life - The John Lennon Story


Знакомство Джона с Полом: Nowhere Boy


Примечание: Режиссером фильма Nowhere Boy является Сэм Тэйлор-Джонсон, которая сняла (бгг!) "Пятьдесят оттенков серого". Как не сложно догадаться по фамилиям, на съемках между режиссером и исполнителем главной роли случилась любовь, закончившаяся свадьбой и двумя дочерьми. Разница в возрасте между супругами составляет 23 года в пользу жены, так что Джон и Йоко по сравнению с ними - дети.


ПРОДОЛЖЕНИЕ, надеюсь, СЛЕДУЕТ

https://alexspade.livejournal.com/285498.html

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку