С юбилеем, дорогой БГ! |
Источник: http://news.mail.ru/society/15825880/
Сегодня большая дата — Борис Борисович Гребенщиков празднует 60-летний юбилей. Вклад его в отечественную музыкальную культуру велик, и его масштабы примерно себе представляет если не каждый, то почти каждый.
Но не меньшей его заслугой является просветительская миссия, которую он на себя добровольно взвалил, взявшись рассказывать отечественным слушателям о том, что происходит в мире музыки. С ним можно и нужно не соглашаться (особенно по части его необъяснимой любви к англоязычной инди-жвачке, которую массово производят по обе стороны Атлантики), но его заслуги, кругозор, эрудиция и музыкальный вкус позволяют ему иметь об этом свое особенное мнение.
Сайт «РГ» решил перечислить любимых и нелюбимых его исполнителей из числа звезд мировой величины, основываясь на его творчестве, передачах и высказываниях. Понятно, что при таком масштабе личности этот список выглядит лишь поверхностным срезом, но мы надеемся, что БГ — широкой души человек — с присущей ему легкостью отнесется к этому нестрогому праздничному списку, который в правках совсем не нуждается. С юбилеем, Борис Борисович!
Конечно, здесь следовало бы указать весь коллектив The Beatles, которых БГ, не мудрствуя лукаво, считает величайшей группой XX века, коей она, безусловно, и является. Но его особенно теплое отношение к Джорджу Харрисону, обычно упоминаемом лишь после дежурных дифирамб «главным» «битлам» — Леннону и Маккартни, — трудно не заметить. И, разумеется, обусловлено оно не одним только фактом личного знакомства бессменного лидера «Аквариума» с Харрисоном, а, скорее, их духовной близостью. Не вполне адекватно оцененное современниками творчество Джорджа действительно достойно куда большего внимания, и Гребенщиков делает все возможное для того, чтобы окружающие это наконец поняли. И за это, как говорится, спасибо.
Для того чтобы понять, сколь высоко Борис Борисович ценит творчество одного из ярчайших балагуров прошлого века, достаточно обратить внимание, с каким уважением он каждый раз упоминает его имя — а делает он это в своих передачах очень часто. «Его песни порождают такие чувства, о которых, пожалуй не каждый и знает», — небезосновательно отмечает Гребенщиков. Как и в случае с близким другом Боуи Игги Попом, чтобы это понять, нужно обладать острейшим чувством прекрасного.
Культовый в шестидесятых годах и подзабытый сегодня шотландец Донован, стоявший у истоков фолк-революции, достоин всеобщего любви и уважения. А Борис Гребенщиков рассказывает об это весьма убедительно. Сам Донован когда-то советовал начинающим музыкантам выбрать двух-трех своих любимых артистов — и выучить все, что они делали. Наверняка этим способом руководствовались не все, но БГ как-то признался, что и сам однажды к этому пришел. Доновану, вероятно, выпала честь попасть в число этих ориентиров.
Про Роя Орбинсона БГ говорит просто: «человек, давший рок-н-роллу сердце». Американец, не утонувший в агрессивной волне «британского вторжения» действительно является одним из самых выдающихся среди великих музыкантов своей страны, которых в то время там каждый год появлялось столько, что сегодня хватило бы на несколько десятилетий. Так что лучше дать слово юбиляру: «Его песни — законченное в себе совершенство».
Об отечественной музыке Борис Борисович говорит редко и мало, но если уж о ком-то говорит, то (как правило) — с необычайной любовью. Хотя, по мнению БГ, в СССР со свежей и интересной музыкой дело обстояло туго (что, конечно, совсем не так), к некоторым музыкантам, певшим на русском языке, он относится с ностальгической любовью. Особенно это касается трех бардов — Окуджавы, Высоцкого и Клячкина. Из которых Окуджава явно занимает первую строчку. Гребенщиков его называет — ни много ни мало — «духовным отцом послевоенного поколения».
Про творчество великих Pink Floyd Борис Борисович долгое время предпочитал вообще ничего не говорить, чтобы не провоцировать то, что сегодня на интернет-сленге называется «холиваром». Однако слушатели все-таки заставили его посвятить группе целую передачу. В ней БГ рассказал, что «пафосная скорбь» Уотерса, который, как известно, не один альбом посвятил проблемам современного ему общества, его мало задевает (интересно, что при этом Борис Борисович с большим уважением отзывается о стихах Ильи Кормильцева, который тоже писал о проблемах общества — но общества не западного, а советского), как, впрочем, и психоделические эксперименты Сид Барретта.
Похоже, Борис Борисович никак не может — вопреки своей знаменитой формуле «я не знаю никого, кто неправ» — простить группе Queen выступления в Южной Африке во время культурного бойкота этой страны передовым человечеством. Иные объяснения для очевидной нелюбви БГ к творчеству Меркьюри и компании подыскать трудно — ведь то, что Queen, как и The Beatles, не обделены вниманием радиостанций таковым быть просто не может.
«Я очень люблю Марка Нопфлера, только много слушать не могу», — с присущей ему иронией как-то сообщил БГ, намекнув на то, что музыка Dire Straits кажется ему неоправданно меланхоличной. Впрочем, это, по его собственному признанию, не мешает ему с удовольствием слушать кое-какие песни.
Вообще исполнители, обращающиеся к темам страдания и душевного сумрака, всегда вызывают у Бориса Борисовича явную настороженность (в связи с чем хочется выразить ему особенную благодарность за «Русский альбом» — едва ли не лучшую пластинку «Аквариума»). Очень красноречиво об этом говорит, например, отеческая благосклонность БГ к творчеству Ника Дрейка. И хотя он не отказывает музыке Joy Division в праве на обладание «холодной красотой», лишний раз ее все-таки старается не касаться.
Закончим второй список, как и первый, отечественным музыкантом. Заочные отношения БГ и Игоря Федоровича Летова — двух крупнейших величин советской рок-культуры — тема для целого исследования. Слишком по-разному они воспринимали реальность и творчество, слишком по-разному понимали «Свет» и шли к нему, что было слишком им очевидно. Своеобразным постскриптумом ко всей этой истории вышел сингл «Гражданской Обороны» с кавер-версией «Электрического пса» БГ, которую Летов, в молодости не скрывавший своего ироничного отношения к «Аквариуму» (чего только стоит песня «КБГ-рок») давно любил и ценил. А Борис Борисович, интеллигентно и едко парируя уже не совсем актуальные удары, поднятые из архивов журналистами, все же, похоже, испытывал к Игорю Федоровичу своеобразное — но — уважение.
Рубрики: | Музыка |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |