-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Liubik2000

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.06.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 568


ГРЕЧЕСКАЯ СВАДЬБА.

Суббота, 03 Июля 2010 г. 19:30 + в цитатник
Цитата сообщения Привалова Греческая свадьба


Греки – один из старейших этносов Кубани. Впервые античные греческие города-государства появились на территории Северного Причерноморья и бассейна Приазовья в VI веке до нашей эры. В дальнейшем они образовали древнегреческое Боспорское царство.






В России греки компактно проживают в Ставропольском и Краснодарском краях, в Северной Осетии, Адыгее, а также в местах бывших принудительных поселений: в Коми, Марий Эл, Мордовии, Удмуртии, Туве, Хакасии, Якутии, Ханты-Мансийском округе. По последней переписи, сельских жителей среди греков – свыше 30 тысяч, горожан – около 61 тысячи. Примерно 35 тысяч греков живут в Москве. Понтийские (черноморские) греки называли себя ромеос, ромеи. Предки понтийских греков – выходцы с юго-восточного побережья Черного моря – Понта (прибрежная полоса от Синопа до Батуми, вглубь материка по хребту Понтийских гор и гор Джаник).






Потомки гордых боспорцев
С IV века до нашей эры Причерноморье активно обживают греческие колонисты, купцы и мореплаватели, основавшие города-государства, жившие торговлей с местными скифскими и меотскими племенами. Небольшие колонии со временем превратились в процветающие города: Баты (Новороссийск), Горгиппия (Анапа), Торик (Геленджик) входили в состав огромного Боспорского царства, просуществовавшего более тысячи лет.
На рубеже тысячелетий Боспорское царство, часть Римской империи, было разрушено кочевыми гуннскими племенами. Длительное пребывание в составе Хазарского каганата, охватывавшего территорию от Азовского моря до Каспия и от Дона до Терека, сменилось периодом византийского правления, затем – генуэзского и, наконец, турецкого владычества.
Современные греки-понтийцы переселились на Кубань в XIX веке в основном из турецкой Анатолии. На Северном Кавказе понтийские греки поселились в сельской местности, образовав ряд этнографических групп.
Представители сочинской группы проживают вместе с русскими в селах Высокое, Вишневка, Голицыно, Лесное, Липники, поселке Красная Поляна. Близ Туапсе, в селах Гунайское, Макопсе, Калиновка, на хуторах Греческий и Гойтх, в поселке Месаджай совместно с русскими и амшенскими армянами некогда жили туапсинские греки – потомки турецкоязычных групп понтийцев бафроли. Геленджикские греки живут в селах Адербиевка и Прасковеевка, поселке Кабардинка. Греки анапской группы составляют большинство населения поселка Витязево, среди их соседей – также русские и немцы.
Представители крымской группы смешанно с русскими населяют хутора Новокрымск (Греческий) и Новоукраинский, станицу Мерчанскую. Мирно уживаются с русскими соседями и греки абинско-северской группы в городе Абинске, станицах Северской, Азовской, Ново-Дмитриевской, Калужской, Крепостной, Смоленской, Григорьевской, поселках Холмском и Ильском. О том, что здесь когда-то жили греки (горячеключевская группа), говорит само название села Фанагорийское. Представители апшеронских греков и сейчас населяют станицу Куринскую. Когда-то греков было много и в хуторах Папазов, Кру-Цеце, Акритасов, под Майкопом (майкопско-белореченская группа). Значительная ставропольско-пятигорская группа греческого населения проживает в селах Хасаут-Греческое, Нагут, Бекешевка, Суворовка, поселке Греческий в Ставрополье.
Греческий язык признают родным около половины российских греков. Диалекты языка российских греков весьма различаются, поэтому соплеменники могут понять друг друга далеко не всегда.
Около трети всех российских греков проживает сегодня на Кубани. Это третий по численности после русских и армян этнос Краснодарского края. Около двадцати тысяч греков – горожане, примерно, девять тысяч живет в сельской местности. Наиболее компактно греки живут в Новороссийске и Геленджике, поселке Адлер, селе Витязево, станице Мерчанской и селе Гавердовском в Адыгее, поселке Кабардинка, селах Прасковеевка, Адербиевка и Пшада.


Блюдо из сорока трав и культ огня
Традиционная культура греков-понтийцев значительно отличается от культуры жителей Греции – эллинов. Она испытала на себе мощное влияние народов, среди которых в течение последних веков жили греки, – турок и славян. Вместе с тем в ней сохранились древнейшие языческие элементы, уходящие корнями в культуру жителей Древней Эллады.
Яркий пример языческого наследия – праздник «Сирандос», который греки отмечают в марте. В этот день обязательно готовят «хотар рике» – травяную еду – или блюдо из сорока трав. С древним культом огня, как светоносного животворящего начала, связан свадебный обрядовый танец «Винеман». В нем семь пар молодоженов с горящими свечами в руках приветствуют и принимают в свой круг новобрачных по завершении свадебного пира. Этот обряд, кстати, в последнее время получает все большее распространение в современной славянской свадьбе на Кубани. Интересен и своеобразен греческий обряд вызывания дождя: во время засухи дети наряжали в невесту метлу, называли ее «Кушкудорей» и с ней ходили по дворам, а из каждого двора участников шествия окатывали ведром воды. По поверью, сразу же по окончании ритуала, с небес должна была пролиться животворящая влага.

Отголоски языческих верований и представлений прослеживаются также в ряде элементов свадебного и родильного обрядов кубанских греков-понтийцев. Особенно много их сохранилось в погребальном ритуале, который этнографы считают наиболее архаичным из всех обрядов жизненного цикла.
Когда приходят за словом
Один из самых красивых обрядов в культуре понтийских греков – свадьба, празднество яркое, пышное и довольно длительное.
Сватовство имеет строгую и четкую двухступенчатую структуру: «логон» (сговор) и «сумадя» (помолвка). Изначально при решении молодых создать семью сваты – родственники молодого человека (от трех до пяти человек) приходят к девушке «за словом», по-гречески это звучит «со-логон». Разговор ведется иносказательно, родители девушки делают вид, что не догадываются о цели визита, хотя о том, чтобы породниться, семьи обычно договариваются заранее.
Большое значение имеет согласие и благословение родителей молодых на этот брак. Но вот, согласие родителей невесты и самой невесты получено, назначены дата и время помолвки и обручения. Этот важный этап стороны отмечают совместным застольем.
Брак – дело серьезное. От момента сговора до помолвки (от «со-логон» до «сумадя») обычно проходит от месяца до года. На «сумадя» невесте преподносят подарки, молодые обмениваются кольцами. Родители оговаривают дату венчания по церковному календарю. И лишь после этого юноша и девушка считаются женихом и невестой. Гостей торжественно угощают, вынося яства и вино на подносах. Помолвку и в наши дни празднуют очень широко.
Важнейший момент – приглашение гостей на торжество. В первую очередь приглашения вручают крестным родителям обоих молодых. Крестные назначают своих детей свидетелями жениха и невесты. Таким образом из поколения в поколение передается кумовство – духовная связь между семьями. Впоследствии свидетели после обряда становятся кумовьями молодоженов и крестными родителями их будущих детей.
Свадьбу греки празднуют два дня, обычно это суббота и воскресенье. В назначенный день жених и его свидетель собирают нарядных родственников и друзей и с благословения родителей направляются в дом невесты с музыкой, песнями и танцами.



Кумабара и кумбарос
Неотъемлемый элемент свадьбы, как и любого праздника на Кубани, – танцы, живая музыка и песни. Понтийские танцы в основном круговые: мужчины и женщины танцуют, взявшись за руки или за плечи. Греки любят и умеют танцевать, недаром в народе хорошо известны около сорока пяти разновидностей танцев. Среди них дипат, коц, о мал, тик хорон, тригона, лазикон, монон-хорон, патула, эфта зевгаря (трапезундский), архоломан, сарикуз, кочари (карский). Во время медленных танцев исполняют песни, самые популярные – «Влаха» и «Самотиса». В качестве музыкального сопровождения в старину использовали кемендже (кяманч), теф (бубен), в настоящее время нередко танцуют под баян и кларнет, заменивший зурну.
Главный распорядитель на греческой свадьбе – кумбарос, кум, крестный отец жениха, главная распорядительница – кумбара, родственница невесты. Жених, кумбарос и кумбара отличаются от гостей цветами, приколотыми к одежде, а невеста - венком или фатой. Интересно то, что в начале свадебной церемонии невеста одета в обычное платье, а вот ее свадебному наряду еще предстоит сыграть свою роль.



Кумбарос

Кумбара
Во главе свадебного шествия идет жених, за ним следуют кумбарос и музыканты. Дружки жениха несут над головами большие украшенные корзины. В одной из них находится подвенечный наряд и украшения невесты, в другой – вино, фрукты, конфеты, орехи, сладости.
Родственники невесты встречают гостей: по традиции принято шутить над стороной жениха, чинить им различные препятствия и требовать выкуп за невесту. Считается, что это должно закалить будущего мужа, и он достойно проведет свою семью через все жизненные перипетии.
Наряд невесты трижды освящают крестом, взяв в руки свежевыпеченный каравай. Затем так же трижды осеняют крестным знамением невесту. Одевают невесту незамужние подружки, а ее младшие сестры и братья неспешно ведут ее к будущему супругу, чтобы взять выкуп, а затем пожелать счастья, богатства и благополучия.
С иконой родители невесты благословляют молодых, соединив их руки и выводя из дома. Молодые отправляются в нарядно убранный цветами, готовый к таинству храм с десятками зажженных свечей. Батюшка начинает обряд. Молодые стоят на платке, над ними держат венцы. При выходе из церкви молодоженов осыпают пшеницей, медными и серебряными монетами, конфетами, цветами, чтобы их жизнь была благополучной и счастливой.
Бубунеры и сиртаки
Гости получают от молодых «бубунеры» – небольшие сувениры или конфеты в оформленных тканью корзиночках или мешочках. Это своеобразное приглашение к застолью.



Новобрачные возвращаются в дом жениха. Перед тем как войти в дом, невеста должна разбить каблуком тарелку, лежащую вверх дном.
Молодой супруг переносит на руках свою суженую через порог дома. Родители одаривают сына и невестку дорогими подарками и вручают сито с конфетами, орехами, монетами, чтобы жизнь их была сладкой и богатой, чтобы семья не знала нужды, а детей рождалось много.
И вот молодые отправляются к собравшимся гостям. Перед ними метут дорогу веником, символически убирая все преграды с их пути в семейной жизни. Семьи у греков большие, многодетные, каждый может похвастать большим количеством родни, а ведь на свадьбу принято звать всех, даже дальних родственников. Поэтому обычно рядом с домом сооружают шатры или навесы, под которыми располагаются длинные столы, уставленные различными блюдами.
В селах свадьбу празднуют всей улицей: в эти дни она заполняется смехом, весельем, музыкой, песнями. Все радуются, танцуют, поют песни, одаривают молодых, провожают их во взрослую семейную жизнь.

В едином большом хороводе гости танцуют национальные танцы – тригона, кочари, сиртаки – очень ритмичные и зажигательные. Но есть одно правило: до полуночи ни молодые, ни свидетели не танцуют.


После дарения молодым подарков, ближе к полуночи, наступает кульминация праздника: музыканты играют нежную мелодию «шалахо», танец жениха и невесты. И вот теперь танцевать молодые будут до тех пор, пока есть желающие потанцевать вместе с ними. Танцующих молодоженов одаривают деньгами. Родители преподносят им большую украшенную свечу – огонь свечи – символ семейного очага.
Перед тем как покинуть гостей, молодожены исполняют танец влюбленных «Винеман». Гаснет свет, зажигаются свечи, семь венчанных супружеских пар становятся в круг, в центре которого находится кеменжист (человек с бубенчиками). Пары двигаются вправо, делают семь кругов и останавливаются, а молодожены должны остановиться перед иконой. Гости, проводив молодых, продолжают праздновать до рассвета за веселым столом, и песнями они встретят зарю нового дня.

Что же касается свадебного стола, то у кубанских греков есть особые национальные блюда, которые готовятся только в торжественных случаях.
На столе – незаменимый греческий салат и другие традиционные блюда, а также море вина в настоящих глиняных кувшинах. Среди популярных блюд – «кешкек» (дробленая крупа с разварившейся курицей) и «кофтадес» (мясные голубцы с рисом в капустных или виноградных листьях).
В греческой кухне на Кубани распространены практически все те блюда, которые употребляют в Элладе. Это шашлык в лаваше – соувлаки, запеченный баклажан с фаршем и соусом бешамель, а также фаршированные помидоры. Ну а главное, чтобы было побольше сладостей, в том числе курабье с миндалем и прославленные смирнские крендельки.
На второй день свадьбы гости собираются на хаш. На приготовление хаша идут говяжьи ноги и рубцы. Их опаливают, скоблят, сутки вымачивают в воде. Затем варят не менее двадцати минут, бульон сливают, вновь моют рубцы в горячей и холодной воде, скоблят, нарезают маленькими кусочками и снова ставят на огонь. Варят хаш без соли не меньше шести часов на медленном огне, снимая пену до тех пор, пока мясо не начнет отделяться от костей, а рубцы станут совершенно мягкими. Готовое блюдо солят и посыпают чесноком (можно толченый чеснок развести в бульоне и подать отдельно).
На весь мир известны знаменитые греческие соусы-дипы к рыбе и овощам: тцатцики (или тзадзики) – соус из йогурта с огурцами и чесноком – и тармосалата на основе рыбной икры. Во многих блюдах используется соленый греческий сыр «Фета», похожий на брынзу.
Грек без кофе – не грек. Даже на свадьбе всегда пьют этот ароматный и вкусный напиток. На десерт обычно подают фрукты (арбузы, дыни, персики, абрикосы, виноград), ореховые рулетики из тонкого теста (баклава) или йогурт с медом.


Греки – большие ценители и любители овощных блюд. Особо ценятся баклажаны, или манзаны, совсем маленькие артишоки, которые едят прямо с листьями, помидоры, бобы, тыква, лук, сладкий перец, зеленая фасоль, приготовленная с оливковым маслом, салаты из вареных овощей. Популярны виноградные листья с фаршем. Их, как свежие, так и маринованные, фаршируют мясом или рисом и поливают соусом из взбитых яиц и лимонного сока.
Особо надо сказать о манзанах (фаршированных баклажанах). Если вы хотите приготовить эту традиционную греческую закуску, вам понадобятся среднего размера баклажаны, морковь, болгарский перец, острый перец, чеснок и петрушка. Баклажаны нужно разрезать с одного бока, посолить и положить на несколько часов под сильный гнет, чтобы ушла горечь. Морковь режем соломкой, болгарский и острый перец – длинными полосками, мелко толчем чеснок и перемешиваем с перцем и морковкой, посыпаем мелко нарезанной петрушкой. Начиняем смесью баклажаны и складываем в большую кастрюлю, закрываем марлей. Сверху кладем гнет и ставим на холод. Через несколько дней закуска готова.


Известный всем «греческий» салат сами греки называют «хорьятики» – «деревенский». Ортодоксальный рецепт звучит так. Крупно режем три помидора, два зеленых болгарских перца, огурец, луковицу, не размешивая, сверху кладем цельный кусок сыра «Фета», горсть черных и зеленых оливок, посыпаем рубленым реганом (базиликом), петрушкой и обильно поливаем оливковым маслом. При сервировке на край салатницы кладем дольки лимона или ставим виноградный уксус. Соль – в солонке.


Кали орэкси! – Приятного аппетита!

Пост представляет собой мою статью "Моя большая греческая свадьба", опубликованную в журнале "Этносфера", №4, 2009 год.

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку