Без заголовка |
Этот фильм я могу смотреть бесконечное число раз. Я в принципе люблю красивые истории, а если это еще в костюмах, да по реальным событиям - это так же вкусно, как изысканное пирожное.
Фильм "Ватель" был снят в 2000 году и режиссер Ролан Жофре ("Поля смерти", "Алая буква", "Миссия") собрал на съемочной площадке маститых актеров для воплощения своего замысла: Жерара Депардье, Уму Турман, Тима Рота, двух "поттеровцев": Тимоти Сполла и Ричарда Гриффитса. В картине было задействовано огромное число актеров массовки, по старинным эскизам были созданы потрясающие декорации, воссоздали большое количество блюд, подававшихся на королевский стол, было пошито несколько сотен комплектов одежды времен Людовика ХIV.
Этот фильм - редкий пример режиссерской импровизации, которая, будучи наложенной на исторические события, не только не испортила историю, но сделала ее более глубокой, придала иной смысл и красоту. И при всем этом картина не съехала до уровня слащавой сказки. Что меня в нем привлекает - это довольно правдивая иллюстрация придворной жизни, где царила не столько роскошь и беззаботное увеселение, сколько атмосфера разврата, продажности, подхалимства и извлечения выгоды из чужих ошибок и симпатий.
Актеры - даже не знаю, с кого начать. Все безумно хороши, все на своих местах, каждый отыгрывает на всю мощь. Депардье шикарен. Обратила внимание, что он так ловко орудует ложкой, что можно подумать, что он настоящий кондитер. Натали Сарда, сыгравшая королеву - в ее роли ни слова, но мимика - ее мимика красноречивей любого монолога. От выражения обиды до злорадного торжества - все это игра глаз, улыбки, взгляда. Тим Рот - скользкий и крайне неприятный маркиз де Лозен, интриган, торгаш, "уши и глаза" Людовика, циничный мерзавец, готовый на любую подлость и любой шантаж ради достижения своей цели. Ума Турман, прекрасная в своей холодной сдержанности, точно передала свой образ - "изысканного блюда, которое, как говорят, отведали многие". Она из породы тех женщин, которые читают, что "если уж быть вещью, то дорогой вещью".
В реальности никакой любовной истории между Вателем и Анной де Монтезье не было, и самой Анны де Монтезье не существовало, хотя дворянская фамилия Монтезье имела место быть. Франсуа Ватель не был дворянином, и, хотя о его происхождении практически ничего не известно, предполагается, что его отец был кровельщиком, а его крестным стал кондитер Жан Эверар, который и был его первым наставником в поварском деле. Ватель это человек, поднявшийся с самых низов исключительно своим незаурядным талантам.
Ему было всего лишь 22 года, когда он стал служить у суперинтенданта Фуке, совмещая обязанности шеф-повара с должностью управляющего поместьем. По некоторым свидетельствам, Ватель предложил какой-то новый необычный порядок смены блюд - именно это стало причиной того, что простолюдин оказался доверенным лицом одного из богатейших людей Франции. Говорят, что Версаль обязан своим появлением именно Вателю - Людовик ХIV, неприятно пораженный роскошью двора Фуке, превосходящей роскошь королевского двора, желал первенства в этом вопросе - король-солнце не мог жить скромнее, чем его поданный. Дело закончилось арестом Фуке в 1661 году. Чтобы не попасть вместе с хозяином в застенок, Ватель бежал в Англию, затем вернулся и сразу поступил на службу к принцу Конде, который с радостью его принял. И в апреле 1671 года ему было поручено организовать прием в честь прибытия в замок Шантийи Людовика ХIV.
Праздник, длившийся несколько дней, был организован на высшем уровне, но утром 24 апреля выяснилось, что к столу не доставили рыбу. Это произошло в пятницу - в постный день, а значит, почти три тысячи гостей, в том числе и король, остались бы крайне недовольны. Ватель, чтобы избежать позора, который он навлек на Конде, покончил с жизнью, бросившись на шпагу. Ему было 39 лет. Но по иронии судьбы, буквально через несколько минут после этого в имение прибыли обозы с рыбой - смерть Вателя оказалась напрасной. Мало того, принц Конде, узнав о кончине великого повара, приказал тайно вывезти его тело из замка и похоронить где-нибудь подальше, чтобы упаси Боже не испортить настроению королю видом свежей могилы. Место упокоения гениального кулинара, изобретателя крема из взбитых сливок, на сегодняшний день неизвестно.
В 1854 году некий Луи Люрин, писавший под псевдонимом Луи Бюрго, выпустил книгу под названием «Подлинная история смерти Вателя», в которой он описал тот последний прием, устроенный Вателем, во время которого у кулинара якобы вспыхнул бурный роман с одной из дам из числа свиты короля - мадам де Вентадур, скрывшей от Вателя то, что является фрейлиной королевы. Когда Ватель узнал правду, то понял, что ему не быть вместе с объектом своей страсти и это послужило поводом для самоубийства. Но вся эта история всего лишь плод воображения Луи Люрина.
Авторы фильма, видимо, воспользовались этой псевдодокументалистикой и создали изящную историю в стиле барокко: о любви и чести, подлости и порядочности. Главные герои фильма - Ватель и мадам де Монтозье - жертвы системы и обстоятельств, которые они были не в силах преодолеть. Королю не отказывают в постели, простолюдин не ровня знатной даме. Кулинар и фрейлина как белые вороны посреди разноперой толпы напомаженных господ, а белые вороны не выживают. источник
Рубрики: | кино |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |