Тихонов
Вячеслав Васильевич
(1928-2009 гг)
Советский и российский актёр.
Герой Социалистического Труда,
народный артист СССР,
лауреат Ленинской и
Государственной премии СССР
Человек, который не требует представления - замечательный советский актер.
Вячеслав Тихонов - это сага о человеке думающем, мыслящем, страдающем, ищущем себя, свое место в жизни, это баллада о любви к жизни, стране, женщине, это ярость, боль и счастье, это маяк в ночи, это - Человек, русский, советский, европейский. Землянин.
11 лет назад, 4 декабря 2009 г. ушел из жизни знаменитый актер и мы до сих пор вспоминаем его с теплом и любовью.
Для большинства зрителей его имя неотделимо от образа Штирлица, для других он ассоциируется с Матвеем из фильма
«Дело было в Пенькове», для 3-их он - учитель из фильма
«Доживем до понедельника», а кто-то считает его лучшей ролью Андрея Болконского в фильме «Война и мир».
Но при этом никто не догадывался, каким он был за кадром,
вдали от камер и любопытных глаз.
Главное, что роднило его с киногероем-разведчиком, - сдержанность, молчаливость и скрытность.
Вячеслав Тихонов в фильме *Дело было в Пенькове*, 1957
Родители будущего артиста не имели никакого отношения к миру искусства: отец работал механиком на ткацкой фабрике,
мать - воспитательницей в детском саду.
Они хотели, чтобы их сын поступил в сельхозакадемию,
а он с юности мечтал об актерской профессии.
Маленький Слава с родителями.
Когда ему было 13 лет, началась война, его школу переоборудовали под военный госпиталь, а сам он окончил ремесленное училище и устроился на завод токарем, выполняя военные заказы.
В 1944 г. Тихонов поступил на подготовительный курс Автомеханического института, но от своей мечты не отказался.
Через год он подал документы во ВГИК и провалился на экзамене по актерскому мастерству.
Его судьбу решил педагог Борис Бибиков - он увидел большой потенциал в Тихонове и все же принял его в свою группу.
Вячеслав Тихонов в фильме *В мирные дни*, 1950
Кадр из фильма *Звезды на крыльях*, 1955
Тихонов признавался, что его главным воспитателем была улица, «мальчишеское братство», и еще в юности он начал курить и сделал татуировку на кисти руки - свое имя, «Слава».
Тогда это было модно, и наколки делали многие его ровесники.
Поначалу это не очень мешало ему в актерской профессии, ведь в начале творческого пути он играл только матросов, курсантов, мотористов, механиков, трактористов.
А вот позже, когда режиссеры разглядели в нем настоящего аристократа, которым он и был, не по происхождению, а по внутренней сути, татуировку на съемках приходилось тщательно прятать - например, с помощью перчаток.
Актер смеялся:
«Пришлось двух князей с наколкой играть».
Сначала ему предложили сыграть роль князя Нащекина в фильме
«Две жизни», а спустя 4 года - князя Болконского в «Войне и мире».
Правда, в этом образе его изначально режиссер не видел.
Вячеслав Тихонов в роли Андрея Болконского
Тихонов мечтал о роли Болконского и даже намекнул режиссеру Сергею Бондарчуку о том, что хотел бы пройти пробы на роль самого загадочного героя романа Льва Толстого.
Но когда актер задал вопрос о том, каким видит режиссер этого персонажа, услышал ответ:
«Совершенно не похожим на тебя!»
На эту роль утвердили Иннокентия Смоктуновского, но он отказался от нее в пользу роли в «Гамлете».
Олег Стриженов тоже по каким-то причинам не стал сниматься.
Вячеслав Тихонов в роли Андрея Болконского
Сложно предположить, кого бы мы в итоге увидели на экранах в образе князя Болконского, если бы в дело не вмешалась сама Фурцева, министр культуры СССР.
За год до этого она обратила внимание на Тихонова в фильме «Оптимистическая трагедия» и однажды, встретив в министерстве Сергея Бондарчука, задала ему вопрос:
«А почему бы вам не обратить внимание на
молодого артиста Тихонова?»
После этого его срочно вызвали на кинопробы.
И хотя он получил желаемое, позже признавался, что испытывал «комплекс навязанного артиста».
Кадр из фильма *Доживем до понедельника*, 1968
Удивительно, но даже после своих звездных ролей Тихонов не был уверен в себе и в своих актерских способностях.
В школе он никогда не участвовал в самодеятельности, потому что стеснялся выходить на сцену.
Позже, когда режиссеры начали засыпать его предложениями, он часто отказывался - не из тщеславия и не из кокетства, а из-за сомнений в том, что сможет сыграть того или иного героя.
Сам актер называл это трусостью - ему было проще увильнуть от предложения, чем прийти на площадку и не найти в себе нужных для образа качеств и эмоций.
Тихонов даже подумывал о том, чтобы уйти из профессии из-за того, что у него ничего не получается так, как хотелось бы.
Вячеслав Тихонов в роли Штирлица, 1973
Роль Штирлица, которая принесла ему всесоюзную славу и всенародную любовь, а также звание Народного артиста СССР, сам Тихонов не считал чем-то выдающимся и не любил о ней говорить.
Он охотно рассказывал только о разных курьезах, с ней связанных.
Однажды на даче у него разболелось сердце, и его отвезли в ближайшую больницу - военный госпиталь.
Позже он вспоминал:
«Доктор в приемном отделении заполняет карту:
«Фамилия, имя, отчество?»
Я говорю: «Тихонов Вячеслав Васильевич».
Он спрашивает дальше: «Воинское звание?»
«Штандартенфюрер», - отвечаю.
Доктор поднял глаза, вгляделся:
«Ох, извините, не узнал…»
Вячеслав Тихонов в фильме *Они сражались за Родину*, 1975
Однажды в интервью актер признался:
«Я не то чтобы очень люблю молчать, но мне всегда интереснее не то, что человек сказал, а то, о чем он промолчал.
Слова сами по себе не всегда важны».
Именно поэтому ему были особенно дороги сцены, в которых его герой не произносил ни слова, как в эпизоде встречи Штирлица с женой, где они общались только взглядами.
Этого принципа Тихонов придерживался и в жизни за кадром.
Публичность и слава были для него обременительны, актер не любил откровенничать с журналистами и редко появлялся на публике. Когда ему приходилось посещать светские мероприятия, Тихонов или сидел молча в стороне, или старался побыстрее уйти.
В последние годы он вел уединенный образ жизни, что называл «осознанной необходимостью».
Кадр из фильма *…И другие официальные лица*, 1976
Владимир Тихонов с матерью, Нонной Мордюковой
Никогда не рассказывал актер и о той боли, которая жила внутри долгие годы.
В 1990 г. их с Нонной Мордюковой сын Владимир в возрасте 40 лет ушел из жизни вследствие употребления запрещенных веществ.
Вячеслав Тихонов очень тяжело переживал эту утрату и ни с кем не делился своими переживаниями - к себе в душу он никого
и никогда не пускал.
Кадр из фильма *Белый Бим Черное ухо*, 1976
Вячеслав Тихонов в фильме *Утомленные солнцем*, 1994
В середине 1990-х гг. Вячеслав Тихонов практически перестал сниматься - он не нашел своего места в новом изменившемся мире и не хотел играть роли шулеров, пьяниц-генералов и депутатов, которые ему предлагали в новом столетии.
Исключения он делал только для тех проектов, за которые наверняка не было бы стыдно.
Его последней киноработой стал эпизод в фильме
«Андерсен. Жизнь без любви» в 2006 г.
Спустя 3 года Вячеслав Тихонов ушел из жизни в возрасте 81 года.
Вячеслав Тихонов в фильме *Андерсен. Жизнь без любви*, 2006
Вячеслав Тихонов не любил излишнего внимания к своей личной жизни и всегда старался держать эту сторону биографии в тени, подальше от посторонних глаз.
Тем не менее, коллеги и биографы поведали журналистам о нескольких женщинах, сыгравших в жизни Вячеслава Тихонова ключевую роль.
Его романы стали достоянием гласности, ведь звезде невозможно скрыть их от миллионов поклонников.
По некоторым сведениям, первой любовью великого артиста была Юлия Российская, с которой Тихонов познакомился в школьные годы. Поговаривают, что их близкие отношения длились три года, а дружеские - всю жизнь.
Но женился Вячеслав Тихонов не на Юлии, а на Нонне Мордюковой, с которой познакомился во ВГИКе, а потом и снялся
в «Молодой гвардии».
Брак был зарегистрирован еще в студенческие годы.
Нонна Мордюкова была женой артиста 13 лет и родила ему первенца Володю.
Владимир Тихонов скончался в возрасте 40 лет:
виной этому оказалось пагубное пристрастие к наркотикам и алкоголю.
Расставание с Нонной Мордюковой было целиком в духе Вячеслава Тихонова - интеллигентным и без лишних скандалов.
Пара рассталась, по одним сведениям, из-за измены Мордюковой, по другим - влюбился сам Тихонов.
Объектом его любви оказалась красавица-актриса из
Риги Дзидра Ритенбергс.
Их роман, поговаривают, длился четыре года, но Дзидра предпочла Вячеславу его коллегу Евгения Урбанского,
за которого и вышла замуж.
2-ой женой артиста стала переводчица Тамара Ивановна,
которую он повстречал на озвучивании французского фильма
«Мужчина и женщина», а во время работы над картиной
«Доживем до понедельника» состоялось их бракосочетание.
В этих отношениях Вячеслав Тихонов прожил 42 года своей жизни.
У супружеской пары родилась дочь Аня, которая после получения диплома ВГИКа стала актрисой и продюсером.
Анна Тихонова подарила отцу двоих внуков - двойняшек
Вячеслава и Георгия.
Вячеслав Тихонов с дочерью Анной и внуками
Ближайшими друзьями Тихонова были режиссёры Станислав Ростоцкий и его сын Андрей, с которыми Тихонов любил ездить на рыбалку, семья директора киностудии им. Горького Григория Рималиса, шахматный гроссмейстер Лев Полугаевский.
В начале 1990-х годов Тихонов приобрёл дачу на Николиной Горе на берегу Москвы-реки, которая до конца жизни оставалась его любимым местом отдыха.
С лёгкой руки журналистов, актёра в этот период жизни прозвали Великим Отшельником.
Он подолгу любил там жить в одиночестве.
В конце ноября 2009 года Вячеслав Васильевич был доставлен в Центральную клиническую больницу, где ему провели операцию на сердечных сосудах.
Операция была сделана успешно, врачи отмечали тенденцию к улучшению состояния, но у актера неожиданно отказали почки, затем к искусственной вентиляции пришлось подключить легкие.
4 декабря 2009 года Вячеслав Васильевич Тихонов скончался.
По мнению лечащего врача артиста, «свою роль сыграли и одиночество актера, и отсутствие должного ухода».
Тихонова отпевали в храме Христа Спасителя.
По некоторым сведениям, Вячеслав Васильевич завещал похоронить его в одной могиле с сыном Владимиром на Кунцевском кладбище, но тело предали земле на Новодевичьем кладбище,
рядом с Олегом Янковским.
В самом конце мая 2013 года на могиле артиста установили величественный монумент работы скульптора
Алексея Благовестнова.
После смерти отца Анна Тихонова нашла в его загородном доме большую коробку с письмами, дневниками и непроявленными пленками.
Находка легла в основу документального фильма
«Разговор по душам», вышедшего на экраны в 2014 году.
Продюсером ленты стала дочь артиста.
Источник
|
|