-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Lissa-Alissa

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.09.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 6735


Как крестьяне на Руси детей воспитывали

Воскресенье, 10 Апреля 2016 г. 17:21 + в цитатник
Цитата сообщения lyubava63 Как крестьяне на Руси детей воспитывали

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

На протяжении веков крестьянская семья являлась хранительницей русских народных традиций.
Верной себе оставалась она и в вопросах воспитания.
Как крестьяне на Руси детей воспитывали
Русская крестьянская семья - уникальный «организм», где детей воспитывали без посторонней помощи, опираясь на неписаный свод законов - простых и удивительно мудрых.
Так и шел этот процесс из века в век и из села в село, разве что с небольшими расхождениями.


Детство
В типичной крестьянской семье детей рождалось много, но, к сожалению, многие из них умирали от болезней в первые годы жизни.
И хотя для бедных семей очередной ребенок означал появление «лишнего рта», а для зажиточных - потенциального помощника в трудах, родители с одинаковым смирением воспринимали и рождение, и смерть младенцев.
Это не значит, что детей не любили - матери, безусловно, испытывали к своим чадам самые нежные чувства, но жестокие жизненные реалии заставляли людей обрастать психологической броней.

Новорожденного клали в зыбку - плетеную люльку, подвешенную к потолку, где он и спал, пока не вставал на ножки.
Уход за ним был минимальным: во-первых, потому что мать практически всегда была занята работой, а во-вторых, потому что ее представления об уходе за младенцем были своеобразными.
Как крестьяне на Руси детей воспитывали
Доктор медицины Г. Попов в книге «Русская народно-бытовая медицина» описывал их так: «Крестьянки считают, что ребенка достаточно перевернуть в сутки раза два-три, чтобы он не промок.
С этой целью под младенца подкладывают кучу тряпок».

Научившись ходить, карапуз передвигался по избе, преимущественно в одной короткой рубашонке, занимая себя разными подручными предметами.
Присматривать за ним могли бабушка с дедушкой или кто-то из старших детей.
В холодное время года малыш обычно находился в помещении, так как с зимней одеждой для малышей в то время было туговато, а в теплое - выходил на улицу, где бегал по земле босиком опять-таки под присмотром юных нянек, которым могло быть около 4-5 лет.
Как крестьяне на Руси детей воспитывали
Основу детского питания составляло материнское молоко.
Если же молока у матери не было, малышу находили кормилицу или поили его козьим, в качестве бутылочки используя рог с надетым на него соском коровьего вымени.
Вместо соски у крестьянского ребенка была «жевка» - тряпица с завернутым в нее жеваным мякишем хлеба.
Примерно в полгода кроха получал прикорм в виде молочной гречневой каши, а в год пробовал похлебку.

В 3 года малыш уже ел то же, что и старшие члены его семьи, спал вместе с другими детьми на полатях и вел вполне самостоятельную жизнь.
С раннего утра до поздней ночи он мог играть на улице, будучи предоставленным самому себе.
Подрастая, девочки играли в тряпичные или соломенные куклы, которые сами себе и изготовляли, а мальчики - в мяч или в «лошадку», в роли которой выступала обычная палка.
По мере взросления у разнополых детей становилось все меньше общих занятий, игры четко подразделялись на «мальчишечьи» и «девчоночьи».

Отрочество
В свой 7-ой год рождения ребенок становился отроком или отроковицей.
В честь этого события ему выдавались 1-ые в жизни порты (штаны) или длинная девичья рубаха.
Детей активно привлекали к труду - разумеется, с учетом возрастных особенностей: работу давали по силам, постепенно увеличивая нагрузку, а в свободное время позволяли гулять.
Как крестьяне на Руси детей воспитывали
Поручения раздавали без лишних церемоний - в приказном тоне, но перечить в ответ никому из отроков в голову не приходило.
Авторитет отца был непререкаем и подчеркнуто поддерживался матерью.

С 10 лет мальчики под наблюдением взрослых уже боронили поле, с 12 - пахали, а в 14 - наравне с отцами участвовали в любых полевых работах.
В том, чтобы запрячь лошадь или выпасти скот, они также не видели ничего сверхъестественного.
Девочек лет с 11 сажали за прялку, с тринадцати - обучали шитью и вышиванию, в 14 поручали вымачивать холсты.
Одновременно с этим юные хозяйки учились доить коров, печь хлеб и делать все, что было необходимо в крестьянском быту.

Кроме трудового воспитания, отроки и отроковицы впитывали в себя и понятия о крестьянской морали.
Детей учили почтению к родителям и старшим, милосердию к нищим и убогим, благоговению перед трудом добытым хлебом, преподавали им основы веры, внушали понятие греха.
Правда, в большинстве семей религиозное воспитание детей ограничивалось знакомством с обрядовой стороной православия с вкраплениями языческих поверий.

Юность
В юношах и девушках поощрялись целомудрие и стыд, которые наряду с честью и совестью признавались важнейшими категориями нравственности.
По этой причине половым воспитанием подростков не занимались, вести с ними разговоры на подобные темы было не принято.
Кстати, дети, выросшие рядом с домашними животными, о физиологии отношений между полами имели весьма четкие представления.
Как крестьяне на Руси детей воспитывали
Между стыдливостью и ее отсутствием существовала очень тонкая и заметная лишь самим крестьянам грань.
Так, многие родители не препятствовали посещению молодыми людьми так называемых вечерних «посиделок», где юноши и девушки не только присматривались друг к другу, но и образовывали пары, для которых поцелуи, объятия и сидение на коленях друг у друга были обычным делом.

Более близкие отношения до брака осуждались строжайшим образом, но благоразумные девицы и парни и сами в них не были заинтересованы, так как боялись Божьего гнева и общественного мнения.
Если девица меняла кавалеров чаще, чем раз в сезон, или сама проявляла инициативу в отношениях, это также подвергалось осуждению.

Девушки, имеющие безупречную репутацию, пользовались в селе большим уважением - они занимали почетные места на посиделках, их первыми выбирали в хоровод и в невесты присматривали в первую очередь.
Конечно, если они обладали и другими необходимыми для замужества качествами: послушанием, трудолюбием, уважительным отношением к людям, а также физической выносливостью.

Браки в крестьянской среде были ранними.
В XVIII веке вполне подходящим для семейной жизни считался возраст 14-15 лет.
С середины XIX века в законный брак могли вступать юноши с 18 лет, а девушки - с 16 лет.
Крестьянских девиц зачастую отдавали замуж без их согласия, да и мнением юных женихов тоже не всегда интересовались.
Зато дети придавали родительскому благословению огромное значение.

Образование
Вплоть до XVIII века у крестьян практически не было шансов на образование.
Даже в период правления Петра I, когда повсюду открывались новые школы, крестьянским детям вход в них был закрыт.
Лишь некоторым из ребятишек удавалось попасть в так называемые архиерейские школы, которые устраивались под надзором архиереев при их домах.
Как крестьяне на Руси детей воспитывали
Ситуация стала меняться после издания в 1804 году указа «Об учебных заведениях», согласно которому все школы объявлялись бессословными, доступными и бесплатными (хотя детей крепостных в них, по-прежнему, не принимали).
Широкое распространение получили церковно-приходские школы.
По инициативе самих селян стали появляться и «школы грамотности», которые могли быть организованы прямо в какой-нибудь крестьянской избе при помощи учителя из «захожих грамотеев».

Свою лепту в повышение народной грамотности вносили и многие помещики.
Например, граф Л.Н. Толстой способствовал открытию больше 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, а в одной из них преподавал лично.
«Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу... худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей...
Я хочу образования для народа для того, чтобы спасти там Пушкиных, Остроградских, Ломоносовых...
И они кишат в каждой школе!» - писал он в одном из писем.
После Октябрьской революции всевозможные школы, училища и гимназии были преобразованы в единую трудовую школу.
Тогда же образ жизни крестьян стал утрачивать свою самобытность.


Источник

Спасибо за ваши комментарии!


Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку