Однако нельзя не признать, что в их варианте этот эксперимент носил еще достаточно эклектичный и эпизодический характер — служил эдакой экзотической виньеткой.
Первое же серьезное слияние симфонической аранжировки с электро-рок-ритмами произошло всего лишь через несколько месяцев после «Пеппера» — на альбоме группы THE MOODY BLUES «Days of Future Passed».
Надо сказать, что с 1964 г. и до этого момента «унылые блюзмены» в полном соответствии с названием играли в основном ритм-н-блюз. Но постепенно успех их покинул, и они задолжали изрядную сумму звукозаписывающей компании DECCA. И тогда компания предложила им рассчитаться с долгами весьма оригинальным способом. Как раз в это время DECCA разработала новый аудиоформат «Dream Stereo Sound» и дала MOODY BLUES задание записать в этом формате (для его рекламы, так сказать) 9-ую Симфонию польского композитора Дворжака «Из Нового Света». Для этого группе даже выделили целый Лондонский Фестивальный симфонический оркестр под управлением Питера Найта.
Однако постепенно работа над Дворжаком была заброшена, и группа (поначалу втихаря) стала готовить свой собственный материал, при этом по полной используя весь предоставленный арсенал средств.
Как раз к этому времени в группе произошли замены. Приход новичков — Джастина Хейворда (гитара, вокал) и Джона Лоджа (бас) совпал с радикальным изменением подхода к музыке. В духе новых тенденций MOODY BLUES замахнулись на целую концептуальную работу. Изыски и сложность тогда были в цене — об этом свидетельствует уже только одно название альбома «Дни прошедшего будущего». Аннотация была не хуже: «Здесь, где смешаны эмоции и креативность — где поэзия, бит-группа и симфонический оркестр подпитывают друг друга вдохновением — The Moodys решили написать картину дня обычного человека, которая ничего не берет от ностальгии о прошлом и ничего не добавляет к возможностям будущего».
Проще говоря, концепция заключалась в том, что песни должны были изобразить один день человека — с утра до ночи. Песни так и назывались: «Начало дня», «Заря», «Утро», «Обеденный перерыв», «После обеда», «Вечер», «Ночь». Последней из них, которая полностью называлась «Nights in White Satin» («Ночи в белом атласе») было суждено стать большим хитом и самой известной песней MOODY BLUES.
Написал и спел ее один из «новобранцев» — Джастин Хейворд. Автор сочинил песню, когда ночевал у своего друга на постели с атласными простынями.
Д. Хейворд:
«Я написал нашу самую известную песню еще в 19 лет. Текст возник сам собой и был автобиографичен. Я как раз находился в конце одного любовного романа и в начале следующего».
Ночи в белом атласе
Ночи в белом атласе никогда не закончатся, Потому что я люблю тебя, да, я люблю тебя, о, как я люблю тебя…
Глазею на людей, некоторые держаться за руки,
Ночи в белом атласе никогда не закончатся,
И я люблю тебя, да, я люблю тебя, |
Большинство слушателей слышало эту песню на сборниках и по радио, поэтому далеко не каждый знает, что на альбоме «Nights in White Satin» была значительно длинней. На синглах урезали оркестровые проигрыши во вступлении и финале, а также стихотворение «Поздняя жалоба», которое написал клавишник Майк Пиндер и продекламировал барабанщик Граэм Эдж.
«Глубокий вдох,
Страстные любовники
Шар с ледяным сердцем |
Надо сказать, что пластинка была по-настоящему коллективной работой. Авторами всех песен на ней значились «Redwave/Knight»: Redwave — это общее название участников группы, а под «Knight» подразумевался дирижер оркестра Питер Найт, который собственно и упаковывал песни в симфообертку (а также написал интерлюдию).
Забавно, что в «урезанной» версии «Nights in White Satin» работу Найта мы не слышим — всё оркестровое звучание внутри песни имитировалось синтезатором-меллатроном Майка Пиндера — инструментом на тот момент новым, модным и перспективным. Прекрасное соло на флейте также исполнил участник группы — Рэй Томас.
Новый альбом взамен обещанного Дворжака, безусловно, вызывал у DECCA опасения. Но риск оправдался. Вышедший в ноябре 1967 года «Days of Future Passed» сразу занял 27-е место в британском хит-параде. Достоинства нового стиля и системы звукозаписи были налицо. Симфорок доказал свою состоятельность.
Синглу «Nights in White Satin» повезло меньше. Даже в урезанном виде он казался для слишком длинным для ротации по радио. И лишь после успеха таких длинных синглов как «Hey Jude» THE BEATLES и «Layla» Эрика Клэптона, группа решила переиздать песню. И в 1972 году она наконец получила заслуженную славу (№ 2 — в США, № 9 — в Британии).
В 1979 году «Nights in White Satin» даже была претендентом на участие в звуковой дорожке к фильму Ф. Копполы «Апокалипсис сегодня», но затем режиссер отдал предпочтение другой знаменитой песне 1960-х «The End» группы DOORS. Впоследствии «Nights in White Satin» в свой фильм «Казино» (1995) включит другой именитый режиссер — Мартин Скорцезе.
Обложка диска певицы Sandra «Fading Shades» (1995), куда вошла версия «Nights in White Satin».
Из каверов тут же вспоминается версия поп-певицы Сандры 1995 г. с запоминающимся клипом в стиле восточных сказок. Можно также отметить — с одной стороны — сладкоголосую италоязычную версию группы IL DIVO «Notte di luce» и — с другой стороны — жесткую «металлическую» версию польской группы CEMENTERY OF SCREAM.
Но самая забавная история произошла с группой BARCLAY JAMES HARVEST. Однажды какой-то желчный критик обозвал их музыку «МУДИ БЛЮЗОМ для бедных». На что лидер группы Джон Лиз ответил блестящим ироничным ходом, а именно — написал песню, которую так и назвал «Poor Man’s Moody Blues». Песня была сознательно стилизована под «Nights in White Satin», а припев полностью повторял текст из нее. Однако мелодия была совершенно оригинальной, и песня, назло критику, оказалась весьма успешной.
Что до самих MOODY BLUES, то с 1967 по 1972-й они пахали как «стахановцы» —
Несмотря на паузы и перетасовки состава, MOODY BLUES — до сих пор коллектив действующий, и вполне может бороться наравне с ROLLING STONES за звание самого живучего «рок-динозавра».
Ещё песни THE MOODY BLUES: