-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в LISA-SNEZHOK

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.04.2018
Записей: 16142
Комментариев: 458
Написано: 16817


18 апреля 1942 года — первый воздушный налёт американской авиации на Токио во главе с Дж. Дулиттлом.

Четверг, 14 Апреля 2022 г. 15:09 + в цитатник

Первый авианалет на Токио

18 апреля 1942 под командованием подполковника Джеймса Дулиттла, взлетев с американского авианосца «Хорнет», впервые атаковали территорию Японии. Налёт имел малое военное, но большое политическое значение. По сути, это был первый серьёзный укол не знавшей до этого поражений Японской империи. Впервые в мире бомбардировщики наземного базирования взлетали с короткой палубы авианосца.

В этот день: Первый авианалет на Токио. 18 апреля 1942 года вторая мировая, вторая мировая война, история
 
 
В этот день: Первый авианалет на Токио. 18 апреля 1942 года вторая мировая, вторая мировая война, история
 
 

30 января 1942 года, в день рождения президента Рузвельта японская подводная лодка приподнесла ему подарок - всплыв у побережья Калифорнии обстреляла из пушечки пасшихся на берегу коров. В отместку было решено поздравить с днем рождения императора Хирохито, для чего атаковать Токио. Но как его достигнуть? Противник имел береговую авиацию, способную совершать полеты в пределах 300 миль от берега, и сторожевые суда, курсировавшие в радиусе 500 миль от Токийского залива. Каким образом перебросить туда авиацию, не подвергнув авианосцы судьбе «Принс оф Уэлса»? Американские бомбардировщики с авианосцев не смогли бы оперировать на таком расстоянии. Средние бомбардировщики военно-воздушных сил В-25 обладали достаточным радиусом действия и нужной мощью. Могли ли они подняться с палубы авианосца?

Возможно. Смогут ли они сесть на палубу авианосцев? Едва ли. Тогда почему им не подняться в воздух вне радиуса действия сторожевых кораблей, сбросить бомбы на Токио и уйти на дружественные аэродромы в Китае?

 

 
В этот день: Первый авианалет на Токио. 18 апреля 1942 года вторая мировая, вторая мировая война, история
 
 

Адмирал Кинг приказал своему офицеру авиации капитану Дональду Б. Дункану изучить вопрос и представить его на рассмотрение командующему сухопутной авиацией Арнольду. Последний сразу же согласился организовать и вооружить воздушные подразделения.
Таким образом, пока капитан Дункан разрабатывал план подготовки и передвижения кораблей оперативного соединения, были подготовлены самолеты, и под руководством подполковника США Дж. X. Дулитла закончена тренировка летного состава.
В последних числах марта 1942 г., когда планы были утверждены Кингом и Арнольдом и подготовка личного состава была закончена, капитан Дункан представил план адмиралу Нимицу в Перл-Харборе и окончательно согласовал его с адмиралом Хэлси, чье оперативное соединение было удостоено чести выполнить это задание. Связь между двумя родами войск была налажена, операция сохранялась в полном секрете.
На фото: Адмирал Кинг

В этот день: Первый авианалет на Токио. 18 апреля 1942 года вторая мировая, вторая мировая война, история
 
 

Еще за несколько дней до выхода в море об операции знало лишь 6 офицеров. Даже кэптэн Митшер с «Хорнета» не знал о предполагаемой операции до тех пор, пока на борт корабля не были погружены самолеты. Для участия в налете было отобрано шестнадцать самолетов типа В-25, которые он смог принять на борт; 70 офицеров и 130 рядовых военно-воздушных сил выразили желание летать на этих самолетах и обслуживать их. Самолеты были снабжены специальным оборудованием для их подъема с палубы авианосца, и личный состав обучался лишь в течение месяца под руководством полковника Дулитла. На аэродроме Иглин во Флориде была воспроизведена полетная палуба авианосца «Хорнет». Под руководством лейтенанта флота США Генри Миллера летчики тренировались в подъеме с этой ограниченной площадки.
На фото: B-25 Митчел, на борту авианосца «Хорнет», 18 апреля 1942 года.

В этот день: Первый авианалет на Токио. 18 апреля 1942 года вторая мировая, вторая мировая война, история
 
 

Самолеты перелетали в Сакраменто, затем на авиастанцию Аламеда в заливе Сан-Франциско, где и были погружены на «Хорнет» 1 апреля 1942 г. На следующий день авианосец, эскортируемый крейсерами «Винсеннес» и «Нэшвилл», четырьмя эсминцами и нефтеналивным судном «Симаррон», вышел в море. Только на следующий день, когда корабли уже были далеко от берега, командир корабля познакомил летный состав с целью похода и заданием.

В этот день: Первый авианалет на Токио. 18 апреля 1942 года вторая мировая, вторая мировая война, история
 
 

Это сообщение было встречено восторженными криками всего личного состава и послужило делу укрепления морального состояния участников операции, которое не покидало их до тех пор, пока самолеты не поднялись в воздух и корабль не вышел из района боевых действий.
Когда была объявлена цель плавания, появилась возможность разрешить ряд вопросов. Подробные указания были даны по основному плану тактики и на случай вынужденной посадки. «Как приобрести друзей и повлиять на японцев» так назывались лекции лейтенанта Стэфена Джурика, бывшего заместителя морского атташе в Токио. Команда «Хорнета» с радостью помогала летчикам в подготовке самолетов к полетам.
Находившиеся на палубе В-25 требовали постоянного наблюдения и проверки, так как они могли быть повреждены во время качки, которой подвергнется «Хорнет» в открытом море.

В этот день: Первый авианалет на Токио. 18 апреля 1942 года вторая мировая, вторая мировая война, история
 
 

Чтобы освободить место для сухопутных бомбардировщиков, все самолеты «Хорнет» были погружены в находившиеся под палубой ангары. Самолеты типа «Уайлдкэт» и «Девастейтор» со сложенными крыльями и разобранные самолеты SBD были расположены во всех свободных местах. Поэтому, если не считать нескольких орудий, авианосец был, фактически, лишен защиты, пока утром 13 апреля не встретился с 16-м оперативным соединением. «Энтерпрайз» под флагом адмирала Хэлси встретил группу кораблей «Хорнета» в пункте между островом Мидуэй и западной частью Алеутских островов. Он обеспечил оба авианосца воздушным прикрытием.
После заправки 17 апреля в пункте приблизительно в 1000 милях от Токио, авианосцы и крейсера покинули эсминцы и нефтеналивные суда и пошли вперед на предельной скорости.

В этот день: Первый авианалет на Токио. 18 апреля 1942 года вторая мировая, вторая мировая война, история
 
 

Переговоры с китайцами о предоставлении аэродромов пришлось вести весьма дипломатично, скрывая истинную цель полета, так как китайское правительство не умело хранить тайны. Чан Кай-ши было просто сказано, что в порядке оказания помощи Китаю туда прибудут самолеты, и что нужно подготовить аэродромы для их приема — но только 14 апреля он удосужился выделить соответствующий аэродром.
Уже во время пути подполковник Дулитл узнал о том, что местом посадки его машин будет аэродром Чучжоу — ближайший из находившихся в руках китайцев. Но из-за плохой погоды в течение недели аэродром не мог быть подготовлен к приему самолетов.
В США об этом узнали слишком поздно, когда уже нельзя было связаться с оперативным соединением, так как для сохранения тайны связь была прекращена.

В этот день: Первый авианалет на Токио. 18 апреля 1942 года вторая мировая, вторая мировая война, история
 
 

Было рассчитано: для того чтобы добраться до китайского аэродрома, находившегося на расстоянии 1093 (2024 км) морских миль от Токио, самолетам «Митчелл», несущим по четыре 500-фунтовые (250кг) бомбы и имеющим максимальное количество 1141 галлон бензина (4320 литров), нужно будет подняться в воздух на расстоянии 500 миль (926 км)от берегов Японии. План Хэлси предусматривал взлет в этом пункте после полудня 18 апреля для проведения ночного полета.
Тринадцать самолетов должно было сконцентрироваться в районе Токио, в то время как три самолета должны были пролететь над столицей и сбросить бомбы, каждый самостоятельно, на города Нагоя, Осака и Кобэ. Полковник Дулитл должен был вылететь на 3 часа раньше остальной части эскадрильи и сбросить зажигательные бомбы на Токио, чтобы огонь послужил ориентиром для остальных самолетов.

В этот день: Первый авианалет на Токио. 18 апреля 1942 года вторая мировая, вторая мировая война, история
 
 

Самолеты были размещены для проведения налета еще 16 апреля, хвостовая часть последнего В-25 свисала над краем взлетной палубы «Хорнета». До утра 18 апреля все шло благополучно. В 2 ч. 10 мин., когда соединение все еще находилось в 700 милях от берега, радар зафиксировал два корабля, находившихся по курсу соединения. Никто не ожидал, что японские сторожевые корабли курсировали так далеко в море.
Во избежание опасности 16-е оперативное соединение изменило курс, и на рассвете «Энтерпрайз» поднял разведывательные самолеты. В 5 ч. они донесли об обнаружении другого судна, шедшего в 42 милях впереди, и были уверены, что их тоже обнаружили. Это было именно так: сторожевой корабль послал первое предупреждение. Когда в 6 ч. 44 мин. (на этот раз наблюдателями «Хорнета») был замечен третий корабль (он в итоге был потоплен «Нэшвиллом»), адмирал Хэлси понял, что налет не будет неожиданностью для японцев. Он все еще находился в 650 милях(1204 км) от Японии — на 150 миль(278 км) дальше намеченного места взлета. Было сомнительно, что отсюда самолеты достигнут Китая. «Хорнет» должен был немедленно выпустить самолеты и уйти — или уйти, не сделав этого, так как Хэлси не мог допустить, чтобы авианосцы были атакованы береговой авиацией. Но он не собирался прекращать атаку, пока имел надежду нанести удар по Японии.

В этот день: Первый авианалет на Токио. 18 апреля 1942 года вторая мировая, вторая мировая война, история
 
 

Посоветовавшись с Дулитлом, он пришел к твердому решению поднять самолеты и провести дневной налет. Дулитл предложил ориентироваться на его взлет. Если он будет удачным, то взлетают и остальные самолеты. Если же его самолет упадет в воду, то операция прекращается и эскадра возвращается назад. Взлет дулитла произошел нормально. Таким образом, В-25 поднялись в воздух в пункте, расположенном в 633 милях (1172 км) от ближайшего берега и 668 милях (1237 км) от центра Токио.
«В это утро дул сильный ветер, и море было неспокойное, — вспоминает адмирал Хэлси, — зеленоватая вода переливалась через борта авианосца. Джимми вылетел со своей эскадрильей. Когда его самолет с шумом оторвался от палубы «Хорнета» в 7 ч. 25 мин. в оперативном соединении не нашлось бы человека, который не желал бы ему помочь подняться в воздух.

В этот день: Первый авианалет на Токио. 18 апреля 1942 года вторая мировая, вторая мировая война, история
 
 

В 8 ч. 24 мин. последний из 16 самолетов уже был в воздухе, и спустя минуту офицер штаба записал в журнал флагманского корабля следующее: «Изменил курс на 90°, уходя из боевой зоны со скоростью 25 узлов».
Случилось так, что в тот момент, когда в воздух поднялся последний В-25, над Токио происходили воздушные учения и сразу же после того, как окончился учебный налет, над городом появились американские самолеты и начался действительный налет. Поэтому большая часть населения, включая даже интернированных американцев, думали, что самолеты В-25 и частые зенитные орудийные залпы были как бы вторым этапом учений, и не узнали истины, пока не кончился налет на Токио. Это обстоятельство уменьшило психологический эффект налета на местное население, но одновременно дало возможность самолетам В-25 спокойно уйти.

В этот день: Первый авианалет на Токио. 18 апреля 1942 года вторая мировая, вторая мировая война, история
 
 

Бомбардировщики появились над городом в полдень 18 апреля. Несмотря на сведения, полученные со сторожевых кораблей, власти были застигнуты врасплох. Не зная о том, что в налете принимали участие бомбардировщики сухопутной авиации, они решили, что авианосцы должны продолжать свой поход еще несколько часов, и атака начнется только на следующее утро — если авианосцы не откажутся от нее после обнаружения. Поэтому самолеты В-25 почти не встретили сопротивления.
Они подошли к Токио с различных сторон, спустились до уровня крыш и снова поднялись, прежде чем сбросить бомбы, чтобы самим не пострадать от их взрывов.
На фото: Учения по противовоздушной обороне в Токио. На первом плане буддистские монахи.

В этот день: Первый авианалет на Токио. 18 апреля 1942 года вторая мировая, вторая мировая война, история
 
 

Хотя первые бомбы и были сброшены в 12 ч. 15 мин., в течение 15–20 минут воздушной тревоги объявлено не было.
В 12 ч. 35 мин. все тринадцать В-25 уже были над городом. Они были встречены немногочисленными японскими истребителями и довольно интенсивным, но малоэффективным зенитным огнем. Японские самолеты держались на почтительном расстоянии от В-25, опасаясь хвостовых пулеметов американских машин. Все намеченные цели представляли собой чисто военные объекты — заводы военного снаряжения, сталепрокатные, газовые и химические заводы, силовые станции, автомобильные и танковые заводы. Было дано специальное указание не сбрасывать бомб на гражданские сооружения. Но два или три самолета сбросили бомбы ошибочно (что неизбежно во время боя) и разрушили здания, не подлежащие бомбардировке — за что потом дорого поплатились трое захваченных в плен летчиков.
На фото: Плененный японцами американский летчик.

В этот день: Первый авианалет на Токио. 18 апреля 1942 года вторая мировая, вторая мировая война, история
 
 

Три самолета, направленные в Нагоя, Осака и Кобэ, имели на борту только зажигательные бомбы. Самолету, производившему налет на Нагоя, удалось пробиться сквозь заградительный огонь зенитных батарей, и экипаж самолета был уверен, что все цели были накрыты. Самолет, направленный в Осаку, вероятно, ошибочно атаковал Нагоя. Кобэ оказался самым легким объектом для третьего самолета; никто его не преследовал, не было огня зенитных орудий, и объявлена была лишь частичная тревога.
Действительные разрушения, нанесенные японским городам, не были велики с точки зрения обычной бомбардировки, а так как все районы, подвергавшиеся налету, были оцеплены, налет не произвел большого впечатления на гражданское население. Японские официальные круги не смогли объяснить, каким образом мог быть осуществлен подобный налет.

В этот день: Первый авианалет на Токио. 18 апреля 1942 года вторая мировая, вторая мировая война, история
 
 

О нем было сообщено так мало, что многие морские офицеры, отрицая возможность взлета бомбардировщиков В-25 с авианосцев, были уверены, что самолеты В-25 прилетели с острова Мидуэй. Тем не менее, опьяненные победами японцы поняли, что их родина больше не является неприступной с воздуха.
Ни один из участвовавших в нападении бомбардировщиков не был потерян над Японией. Самолет В-25 лейтенанта Эдварда Д. Йорка из-за недостатка горючего вынужден был опуститься на ближайший аэродром возле Владивостока. Пятнадцать других направились в Китай и пробыли в воздухе, пока не кончилось горючее. Некоторые действительно направились в Чучжоу, но этот аэродром не был приспособлен для посадки самолетов, и китайцы, приняв их за противника, объявили воздушную тревогу и погасили огни.

В этот день: Первый авианалет на Токио. 18 апреля 1942 года вторая мировая, вторая мировая война, история
 
 

Четыре самолета разбились при посадке; экипажи других одиннадцати выбросились на парашютах темной ночью; они опустились на сырые, скользкие скалы или озера. Один человек погиб во время приземления с парашютом, и четверо утонули.
Другие были ранены и получили увечья при падении на скалы. Те, кто удачно приземлился, провели ночь на скалах, а наутро спустились в ближайшую деревню, откуда большая часть из них, наконец, попала в Чунцин. Один из самолетов, оставшихся без горючего ранее других, опустился на воду близ китайского побережья недалеко от Нинбо. Пилот и два члена экипажа, доплывшие до берега, были взяты в плен японцами, так же как и команда другого самолета, выбросившаяся близ Наньчана. Все 8 человек были отданы под суд и приговорены к смертной казни. Пятерым из них казнь была заменена пожизненным заключением, но трое все же были казнены, а четвертый умер в японской тюрьме. Таким образом, 71 из 80 летчиков и членов экипажей, включая полковника Дулитла, остались в живых после налета на Японию.

В этот день: Первый авианалет на Токио. 18 апреля 1942 года вторая мировая, вторая мировая война, история
 
 

Соединение Хэлси ушло беспрепятственно, хотя японцы и послали ему вдогонку корабли и самолеты. В течение трех часов боевые патрульные самолеты «Энтерпрайза» атаковали 16 сторожевых кораблей и несколько из них потопили; один сдался крейсеру «Нэшвилл», и его команда была взята в плен. Один из японцев рассказал, что он разбудил своего командира, чтобы показать «два наших красивых авианосца». Командир вышел на палубу, посмотрел в бинокль на «Энтерпрайз» и «Хорнет» и заметил: «Они действительно красивы, но они не наши». Он спустился в свою каюту и застрелился.
Через пять часов после того, как в воздух поднялся последний В-25, осуществление воздушного прикрытия было поручено «Хорнету», а уже через 36 часов самолеты SBD были собраны. Оба авианосца вошли в Перл-Харбор 25 апреля, команды надеялись немного отдохнуть, но они срочно потребовались для участия в операциях в Коралловом море.

В этот день: Первый авианалет на Токио. 18 апреля 1942 года вторая мировая, вторая мировая война, история
 
 

Этот рейд произвел огромное впечатление на американцев, которые в этот момент очень нуждались в поддержке.
Ни одно военное событие, предшествовавшее бою за Мидуэй, не было воспринято американцами с таким удовлетворением, с каким было воспринято сообщение о том, что на Токио были сброшены бомбы и, хотя народу и хотелось узнать, какие машины участвовали в налете и как они туда попали, шутливое заявление президента Рузвельта о том, что самолеты поднялись с аэродрома фантастического города в Тибете Шангри-Ла, описанного Хилтоном в его книге «Потерянный горизонт», лишь увеличило всеобщее ликование.
Практические результаты налета также имели большое значение. Четыре группы японской сухопутной истребительной авиации, нужные на других театрах войны, оказались прикованными к Японии.
Приведенное в замешательство японское верховное командование ускорило осуществление плана удлинения линии фронта, что и привело к бою за Мидуэй.

Источник: timemislead.com

 
Рубрики:  ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ И ПАМЯТНЫЕ СОБЫТИЯ
ИСТОРИЯ

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку