-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в LISA-SNEZHOK

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.04.2018
Записей: 16158
Комментариев: 459
Написано: 16834


Валентина Степановна Гризодубова — советская лётчица,первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза

Суббота, 29 Января 2022 г. 17:46 + в цитатник
(27 апреля 1909 г., Харьков, Харьковская губерния, Российская империя—
28 апреля 1993 г. (84 года), Москва, Россия)
 
Валентина Степановна Гризодубова — советская лётчица, полковник (1943), участница одного из рекордных перелётов, участница Великой Отечественной войны, первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза (1938), Герой Социалистического Труда (1986). Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва.
Opera РЎРЅРёРјРѕРє_2022-01-29_173157_watermarkly.com (700x557, 341Kb)

Валентина Гризодубова — дочь изобретателя и лётчика Степана Васильевича Гризодубова. Родилась в Харькове 27 апреля (по старому стилю 14 апреля) 1909 года (эта подлинная дата рождения установлена сотрудниками музея Гризодубовых в Харькове; официальной же датой рождения считается 31 января (18 января по старому стилю) 1910 года).

Уже в два с половиной года Валентина поднялась в небо на отцовском аэроплане с харьковского аэродрома, привязанная к отцу ремнями. В 14 лет она совершила первый полёт на планере в Коктебеле на слёте планеристов.

После окончания средней школы поступила в Харьковский технологический институт. Параллельно окончила музыкальное училище по классу рояля и была зачислена в консерваторию.

4 ноября 1928 года, будучи студенткой Харьковского технологического института, зачисляется в первый набор Харьковского Центрального аэроклуба. Окончила аэроклуб за три месяца. Для продолжения обучения лётному мастерству в Харькове не было возможностей, и Гризодубова, оставив институт, поступила в 1-ю Тульскую лётно-спортивную школу ОСОАВИАХИМа. В 1929 году поступила в Пензенскую школу лётчиков-инструкторов.

Занималась планёрным спортом. С 1930 по 1933 год работала лётчиком-инструктором в Тульском аэроклубе «Добролёт», затем — инструктором лётной школы около подмосковной деревни Тушино. В 1934—1935 годах была лётчиком агитэскадрильи имени М. Горького, базирующейся на Центральном аэродроме в Москве. Работая в эскадрилье, она облетела почти всю страну на различных типах самолётов того времени. Летала над ПамиромКабардино-БалкариейФерганской долиной. Вышла замуж за лётчика-испытателя В. А. Соколова. Осенью 1936 года у них родился сын Валерий, а 25 декабря того же года в числе других жён командного и начальствующего состава РККА «за активное участие в культурно-просветительской работе» в воинских частях она была удостоена первой своей государственной награды — ордена Трудового Красного Знамени.

В октябре 1937 года установила пять мировых авиационных рекордов для женщин на легкомоторных самолётах. 24—25 сентября 1938 года в качестве командира экипажа вместе с П. Д. Осипенко и М. М. Расковой на самолёте «Родина» (АНТ-37 «Родина») совершила беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток, установив международный женский рекорд дальности полёта (за 26 часов 29 минут покрыто расстояние в 6450 км). После Урала прервалась радиосвязь с землёй, поэтому экипаж пролетел мимо Комсомольска-на-Амуре, где планировалась посадка и торжества. Когда бензина осталось на полчаса, Гризодубова решила садиться в тайге с убранными шасси и приказала Расковой прыгать с парашютом. Самолёт приземлился на болота в верховьях таёжной реки Амгуни. Поиски самолёта велись активно, и экипаж всё-таки обнаружили с воздуха. Из села Керби вышел катер «Дальневосточный», и в верховьях реки Амгуни и был обнаружен экипаж. За этот перелёт 2 ноября 1938 года ей было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия 4 ноября 1939 года ей была вручена медаль «Золотая Звезда» № 104. В 1939 году была назначена начальником Управления международных воздушных линий СССР. Училась в Ленинградском институте инженеров Гражданского воздушного флота.

В. С. Гризодубова, используя свою известность и знакомства в высших кругах, неоднократно ходатайствовала в защиту людей, пострадавших от репрессий. В частности, вместе с прославленным лётчиком М. М. Громовым она вступилась за С. П. Королёва, будущего создателя советской космической программы; во многом благодаря их усилиям его перевели из лагеря на Колыме в ЦКБ-29.

В 1941 году вступила в ВКП(б). Возглавляла Антифашистский комитет советских женщин. Член комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков (1942).

Во время Великой Отечественной войны, с марта 1942 года по октябрь 1943 года, командовала 101-м авиаполком Авиации дальнего действия. На май 1943 года лично совершила около 200 боевых вылетов (в том числе 132 — ночных) на самолёте Ли-2 на бомбардировку вражеских объектов, для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержания связи с партизанскими отрядами. В 1943 году присвоено звание полковника.

При этом, по данным командующего Авиации дальнего действия А. Е. Голованова, полк Гризодубовой имел низкую дисциплину среди личного состава и большое количество не связанных с ведением боевых действий лётных происшествий, а сама Гризодубова не раз самовольно оставляла свою часть во время ведения боевых действий. В 1944 году, согласно А. Е. Голованову, с целью получения генеральского звания и преобразования её полка в гвардейский, подала в ЦК ВКП(б) жалобу на командующего Авиацией дальнего действия А. Е. Голованова. В результате проведённого расследования жалоба была признана заведомо ложной, после чего Гризодубова была выведена из состава Авиации дальнего действия, а её дело было решено передать в военный трибунал (исходя из текста в указанном источнике, дело в трибунал передано не было, поскольку Голованов не хотел продолжать разбирательство с клеветницей, посчитав это ниже своего достоинства). Полк же Гризодубовой, под командованием её бывшего заместителя, уже через несколько месяцев был преобразован в 31-й гвардейский бомбардировочный полк.

С 1946 года полковник В. С. Гризодубова — в запасе. После демобилизации из Советской армии работала в гражданской авиации заместителем начальника НИИ-17 (позднее Институт приборостроения, в настоящее время Концерн радиостроения «Вега») по лётной части. Её подразделение проводило испытания радиоэлектронной аппаратуры для Военно-воздушных сил и гражданской авиации. Она лично принимала участие в испытательных полётах по испытанию и доводке разрабатываемого в НИИ-17 радиолокационного оборудования.

В 1963 году по личной инициативе Гризодубовой был создан уникальный Научно-исследовательский лётно-испытательный центр (НИЛИЦ) на аэродроме Солнцево, который она и возглавила. В 1972 году Гризодубова вернулась в Институт приборостроения на должность заместителя начальника, где проработала до 1993 года. Умерла 28 апреля 1993 года, похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награды

Рубрики:  ГЕРОИЗМ
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку