-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в LISA-SNEZHOK

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.04.2018
Записей: 16158
Комментариев: 459
Написано: 16834


«Не говори с тоской: их нет, но с благодарностию: были»...

Понедельник, 10 Июня 2019 г. 07:34 + в цитатник
Памяти Майи Пепеляевой, жены лучшего аса реактивной авиации
Николай Бодрихин
 
  
«Не говори с тоской: их нет, но с благодарностию: были»...

17 декабря 2018 года умерла Майя Константиновна Пепеляева – вдова результативнейшего в истории аса реактивной авиации, Героя Советского Союза, участника Корейской войны Евгения Георгиевича Пепеляева (1918-2013).

Всю свою жизнь она посвятила мужу.

– С женой мне повезло! – не раз говорил Евгений Георгиевич. Вместе они прожили 65 лет, вырастили двоих детей.

О Пепеляеве сегодня редко вспоминают, а был он человеком выдающимся.

За время боевой работы с Аньдунского аэродрома в Корейской войне – с 1 апреля 1951 по январь 1952 года, в качестве командира 196-го истребительного авиационного полка подполковник, затем полковник Е.Г. Пепеляев провёл 109 боевых вылетов на МиГ-15 и МиГ-15бис, в 38 воздушных боях лично сбил 19 американских истребителей.

Он провел свой лучший бой в сентябре 1951 г., когда в численно равном бою с 8-ю «Старфайрами» летчики ведомой им группы сбили 4 самолета, из них 2 уничтожил он сам. 6 октября командир подбил «Сейбр», совершивший вынужденную посадку на территории, контролируемой северокорейскими войсками. В считанные часы машина была вывезена с места вынужденной посадки и вскоре эвакуирована в Союз. Это был первый захваченный «Сейбр». Цена трофея была столь высока, что, став предметом интриг, он в итоге не был засчитан Пепеляеву.

 

Полк под его командованием сбил в Корее 109 самолётов противника, потеряв 11 самолётов и 4 лётчиков. Соотношение побед к потерям – 10:1 – это лучший результат боевой работы в Корее!

 

Главным для летчика-истребителя Евгений Георгиевич считал специфический талант, обретаемый от Бога, а из благоприобретенных качеств — «умение пользоваться глазами». Очень скромный и исключительно дисциплинированный человек, профессионал высочайшего класса, Пепеляев овладел искусством летчика-истребителя как очень немногие. Талантливый командир, он всегда был человеком чести — Офицером с большой буквы, хотя честь нередко становится антиподом карьеры. 

IMG_20181220_155956.jpg

То, что Евгений Георгиевич так и не получил генеральского звания, хотя несколько лет командовал авиационной дивизией, остаётся на совести некоторых авиационных военачальников, так и не сумевших вырваться из цепких лап зависти…

…Они познакомились, когда Евгений Георгиевич был курсантом Одесской военной авиационной школы лётчиков, а Майя – семилетней девочкой. Родилась она в Липецке 23 марта 1929 года.

Миновали годы учёбы, а за ними и Великая Отечественная война. Победу Майя встретила в Липецке – на родине матери, а Евгений Пепеляев – на Дальнем Востоке, где в качестве лётчика-истребителя всю войну, за исключением двухмесячной командировки на фронт, на запад, стоял на защите восточных рубежей Родины.

 

В 1947 году он вновь встретил её в Липецке, где находился на Высших лётно-тактических курсах командиров авиационных частей. «Это была стройная девушка с прекрасными, как ясное небо глазами и роскошными косами цвета спелой пшеницы», – вспоминал Евгений Георгиевич.

 

Надо ли повторять, что человек он был решительный и «встретив ту, которую искал», он уехал из Липецка не только к новому месту службы, но и в новом качестве женатого мужчины.

С тех пор для неё началась новая жизнь: до 1962 года Майя Константиновна кочевала с Евгением Георгиевичем и детьми по авиационным гарнизонам, порой сменяя их дважды в год.

Заметим, для реактивной авиации вторая половина 40-х годов были временем нелегкого перехода на новую реактивную технику, когда лётчики осваивали теснившие друг друга новые, порой полусырые типы. Несколько типов реактивных самолётов освоил в 1948-1949 годах и Е.Г. Пепеляев: Як-15, Як-17, Ла-15, МиГ-15. Жёны нередко бывали в курсе и ресурса двигателей, и необходимых нагрузок на рукоятки и педали управления и даже замусоренности кабины, столь резко проявляющейся при перевёрнутом пилотировании.

Их подругами на долгие годы, а порой и на всю жизнь становились жены друзей их мужей, ушедших в авиационных катастрофах. Так, Майя Константиновна на долгие годы сохранила теплые отношения с женой и детьми командира 196-го истребительного авиаполка Героя Советского Союза полковника А.П. Шишкина, погибшего 21 июля 1949 года при неудачном катапультировании из Ла-15.

Майя Константиновна выросла в авиационной семье. Её отец был инженером авиационного полка и в 1937 году погиб на Одесском аэродроме, когда нештатно приземлившийся И-16 врезался в людей, стоявших на краю лётного поля.

В раннем детстве она жила в одном доме со знаменитым на всю страну лётчиком, первым дважды Героем Советского Союза С.И. Грицевцом, играла с его старшей дочерью. На всю жизнь в её семье сохранился подарок Сергея Ивановича – привезённое из Испании сувенирное яичко.

Её двоюродным братом был известный лётчик-разведчик Герой Советского Союза А.А. Баршт, совершивший в годы войны более 360 боевых вылетов на разведку, корректировку артиллерийского огня и сопровождение фоторазведчиков, сбившего в дальних рейдах 6 самолётов противника.

Майя Константиновна была в курсе командировки Евгения Георгиевича в Китай-Корею. Письма они писали друг другу часто – где-то два раза в неделю. Однажды она похолодела, когда в Кубинке, где они тогда жили, она получила письмо «оттуда» не со знакомым почерком Евгения на конверте, а с машинописным адресом и фамилией. Зная, что похожими бывают похоронки, она попросила прочитать письмо подругу:

«Уважаемая Майя Константиновна!

Поздравляю вас с присвоением вашему мужу – Е.Г. Пепеляеву воинского звания полковника.

                          Командир дивизии И.Н. Кожедуб».

 

Майя Константиновна была открытым приветливым человеком. Добрые отношения связывали её с Марией Кузьминичной Покрышкиной, Вероникой Николаевной Кожедуб и с другими вдовами известных лётчиков. Каждая из них была кладезем мудрости, любви, верности…

 

 

Вспоминаются классические строки из стихотворения «Воспоминание» В.А. Жуковского:


О милых спутниках, которые наш свет 
Своим сопутствием для нас животворили, 
Не говори с тоской: их нет, 
Но с благодарностию: были. 

 
Рубрики:  ИСТОРИЯ ЛЮБВИ
ПАМЯТЬ


Процитировано 1 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку