-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в LinYun

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 1) Тоска_по_Интеллекту

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.08.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 108





Проходит жизнь /Б. Полоскин, С. Никитин/

Понедельник, 22 Ноября 2010 г. 01:16 + в цитатник



Метки:  

Понравилось: 11 пользователям

Сон об уходящем поезде /Ю. Левитанский, С. Никитин/

Понедельник, 22 Ноября 2010 г. 00:25 + в цитатник


Метки:  

Переведи меня через майдан /В. Коротич, С. Никитин/

Понедельник, 22 Ноября 2010 г. 00:14 + в цитатник


Метки:  

О, не лети так жизнь /Л.Филатов, В. Качан/

Понедельник, 22 Ноября 2010 г. 00:03 + в цитатник


Метки:  

john williams theme from schindler`s list

Четверг, 04 Ноября 2010 г. 23:05 + в цитатник


Метки:  

И.С.Бах. Хоральная прелюдия фа минор

Воскресенье, 21 Февраля 2010 г. 18:45 + в цитатник


Метки:  

И.С.Бах Прелюдия фа-минор - Солярис

Воскресенье, 21 Февраля 2010 г. 18:39 + в цитатник


Метки:  

Marianne Faithfull - Who Will Take My Dreams Away ?

Суббота, 30 Января 2010 г. 23:17 + в цитатник


Евгений Агранович. Вечный огонь.

Пятница, 29 Января 2010 г. 22:47 + в цитатник


Метки:  

Евгений Агранович. Я в весеннем лесу...

Пятница, 29 Января 2010 г. 22:45 + в цитатник

 


Ученые обнаружили естественную природу человеческого благородства

Четверг, 07 Января 2010 г. 11:10 + в цитатник
РИА Новости
Торжества в честь еврейского праздника Ханука
Ученые обнаружили естественную природу человеческого благородства

11:51 22/12/2009 Благородство и великодушие, определяемое как стремление к честности, в поступках людей проявляется автоматически и возникает в результате активации области мозга, связанной с интуицией и эмоциями.>>


Метки:  

Adam Aston - Sex Appeal, 1937

Воскресенье, 06 Декабря 2009 г. 14:56 + в цитатник


Метки:  

Mieczysław Fogg - Ostatnia niedziela, 1936

Воскресенье, 06 Декабря 2009 г. 14:14 + в цитатник


Метки:  

Mohsen Namjoo ((ey Sareban))

Понедельник, 14 Сентября 2009 г. 21:14 + в цитатник


Метки:  

Игорь Яковенко: «У белого человека большие проблемы»

Вторник, 08 Сентября 2009 г. 16:35 + в цитатник
четверг, 27 августа 2009 года, 16.48

Игорь Яковенко: «У белого человека большие проблемы»

Куда движется мир? Почему православие обречено, а ислам нет?

Поскольку тема кризиса — социального, экономического, ценностного — не перестаёт быть актуальной, нам по-прежнему интересны взгляды на происходящее представителей разных специальностей и позиций. Одну из нетривиальных точек зрения представил нашему корреспонденту культуролог, профессор Российского государственного гуманитарного университета, доктор философских наук Игорь Яковенко. Подробнее



Метки:  

Оруэллова недостаточность. Дм. Быков

Суббота, 20 Июня 2009 г. 16:39 + в цитатник

Оруэллова недостаточность

Шестидесятилетие первого издания главной антиутопии прошлого века "1984", имевшее быть 8 июня, прошло замеченным. Обсуждение выявило главную проблему романа и его читателей: интерпретаторы полярных взглядов, как полководцы, продолжают готовиться к прошлой войне. Сам же роман выявляет собственную неполноценность - тысячу раз простите, на юбилеях не принято ругаться, но ведь "хорошо или ничего" - это про мертвых. А роман Оруэлла - к счастью для него и несчастью для человечества - жив.

Во времена, когда Оруэлл воспринимался в одном наборе с Замятиным, Хаксли и Набоковым, отзыв того же Набокова, объявившего "1984" посредственным романом, считался эстетским. Типа автор все понимает, но недостаточно хорошо пишет. Журнализм, все дела. Впоследствии оказалось, что с художественностью у Оруэлла все нормально, придуманные либо обобщенные им приметы тоталитарного социума ушли в язык. "Большой Брат", телескрин, минправды, ангсоц, новояз, двоемыслие, внутренняя партия, пытка крысами, "цель репрессии - репрессия", "незнание - сила" - это ярко, точно, афористично, не хуже Свифта. Любовная линия - литература высокой пробы. "Я тебя предала - я тоже". "Под развесистым каштаном"... Кто из прочитавших этого не запомнил - поднимите руки. Короче, бытовало мнение, что Оруэлл силен как социальный мыслитель и относительно бледен, трафаретен как художник. Оказалось наоборот.

Оказалось, что тоталитаризм не сводится ни к одной из описанных им примет: ни к регулярному искажению правды, ни к наличию (а если нет - то выращиванию) внешнего врага, ни к двоемыслию, ни к тотальному контролю. Считалось, что главные репрессии в тоталитарном социуме осуществляются по линии языка и пола, об этой теме была написана куча квазифилософских работ - но тоталитаризм запросто строится без всякого контроля за личной жизнью подданных (больше того - идея "сексуального комфорта" может быть поставлена ему на службу, в СССР в двадцатые годы предпринималась такая попытка), а современная политическая мысль в тоталитарных системах запросто обходится без новояза. Новояз нужен для имитации компетенции, для нового и заковыристого обозначения давно известных сущностей, а этого полно в современной философии, в том числе и постмодернистской, развенчивающей тоталитарный дискурс и доходящей в этом развенчании до полной отмены смысла - не просто здравого, а любого.

Чего там говорить, братие и дружине: у нас тоталитаризм. Просто раньше в этом очевидном признавались с покаянием или хоть с неудовольствием, а теперь с гордостью: да, у нас тоталитаризм. Нам так лучше. И что? Вот и давайте это зафиксируем - без истерического биения себя пяткой в грудь, без разговоров о том, что Россия не может быть другой, без ссылок на внешние угрозы, которые тут ни при чем, - и прологарифмируем это, так сказать, по оруэлловским основаниям: Большой Брат есть? Ничего подобного, два. Всеобщая слежка и прозрачность? Не похоже: в ангсоце много чего было ужасного, но коррупции в таких масштабах не наблюдалось. Тотальный контроль над прессой? Нету: я же это пишу, а вы читаете. Новояз? Попытки вырастить его были явно смешны даже тем, кто этим за деньги занимался. Репрессии? Носились в воздухе, но пока остались минимальными: то ли кризис еще не взял за органы, то ли держать общество в состоянии желе прекрасно можно и без них. Министерство правды? Врет, конечно, но подмигивает и само себе не верит: явно уже сочиняет черновик мемуаров "Как нас заставляли", с множеством смешных случаев... Внешний враг? К внешнему врагу не ездят на отдых, не отсылают на учебу детей, а наиболее опасные и обскурантистские силы в сегодняшнем мире - будь то радикальный ислам или последыши чучхе - нам скорее внешний друг. Есть даже какой-то рынок, частная собственность, какие-то где-то выборы - а тем не менее тоталитаризм; Оруэлл, блестяще живописав его плоть, до кости так и не добрался.

Можно, конечно, завести унылую песнь насчет того, что на скотном дворе бывает только скотство, что вот в Англии не вышло же тоталитаризма, а у нас пожалуйста, под любой маской, - но ангсоц одинаково похож на сталинизм, гитлеризм, маоизм и полпотовщину, да и в послевоенной Восточной Европе все очень хорошо получалось, так что басни про заколдованную Россию оставим эмигрантам, избывающим травму отъезда. Ограничимся признанием очевидного, хоть и печального факта: тоталитаризм определяется не количеством политических свобод и не интенсивностью пропаганды (которую в условиях интернета можно просто игнорировать). Главные приметы тоталитаризма суть две, и про них у Оруэлла либо мало, либо ничего. Первая: с любым можно сделать что угодно, и никто не вякнет. (Это касается не только власти, но и уголовной преступности, и расправ работодателя с подчиненным, и полного отсутствия независимых судов.) У людей существует множество механизмов социальной солидарности - на низовом уровне; эти механизмы по преимуществу горизонтальны, вроде социальных сетей, всяких "одноклассников" и землячеств, но защитить человека от власти эти хрупкие, паутинные сети не могут - могут, правда, посильно смягчить художества власти; употребляя лобовую метафору - не могут разрушить тюрьму, но могут наладить в этой тюрьме неистребимую систему переписки. Однако контакт народа и государства стремится к минимуму - эти шестеренки попросту не зацепляются; отсюда вторая особенность тоталитаризма - отсутствие вертикальной мобильности. Вопрос близости к власти - вопрос все тех же социальных сетей, одноклассничеств и землячеств: родиться в правильном месте, дружить с правильным другом. Власть обладает инструментами для разрешения кризисов (их, как всегда, два - кнут и пряник, в нашем случае пряничный кнут), но не имеет механизмов для той же цели, а разница между инструментами и механизмами после Пикалёва очевидна всякому. Это и есть тоталитаризм - когда народ не участвует во власти, а власть не может предложить ему ни духовных, ни материальных стимулов; тоталитаризм есть апофеоз их взаимной безответственности. Русская модель социума - семья Кабанихи, где и еды вдоволь, и джина "Победа" не пьют, но старшие презирают младших, а младшие ненавидят старших, где все друг другу врут и не исповедуют никакой общей морали, где за униженного не вступятся, но тайком сунут ему конфету. Это нельзя назвать недостатком - или отсутствием - цивилизации; это просто такая цивилизация, главным принципом которой является полная имморальность. Преимущество у нее ровно одно: западная имеет начало и конец, а потому мыслит эсхатологически. А такая - тоталитарная без оруэлловщины по определению - может существовать вечно, и кризис для нее - не конец, рубеж или вызов, а нормальная среда.

Могут спросить: что же нужно сделать с социумом, чтобы тоталитаризм в нем воспроизводился при любом социальном строе? Ответ прост и опять-таки сводится к двум пунктам: во-первых, этот социум устроен так, что по достижении определенного культурного уровня (вроде бы исключающего тотальное вранье и рабство) этот самый уровень приходит в неизбежное столкновение с неизменной политической системой, культура рушится и страна откатывается назад, где с ней опять можно делать что угодно. А во-вторых, в этом социуме религия утверждается такими способами и отождествляется с такими персонажами, что почти никаких убеждений у большинства нет. Нет ни консенсусных ценностей, ни долга перед ближним, ни представления о богоравенстве, божественном достоинстве человека. То есть исключена главная форма милосердия - защита ближнего перед лицом произвола. Сунуть ему конфету - другое дело.

И для этого студенистого, ползучего тоталитаризма новый Оруэлл еще не родился. А если и родился - то Набоков, с его "Bend Sinister", оказавшимися вроде как в оруэлловской тени. Между тем у него-то все точней - потому что он, в отличие от Оруэлла, описал не социальную, а физиологическую природу тоталитаризма: то, как людям физически, плотски приятно быть плохими. Потому что мораль у них вышеописанными способами отнята, и ничем не стесненное тело празднует свой праздник, наслаждаясь по очереди сексом, пытками и жизнерадостной жратвой.

Источник: http://www.izvestia.ru/bykov/article3129703/


Метки:  

Mikhail Baryshnikov. White Nights Vladimir Visotskiy Koni Priviredlivije

Воскресенье, 26 Апреля 2009 г. 02:50 + в цитатник


Метки:  


Процитировано 1 раз

Mikhail Baryshnikov. White Nights - The dance

Воскресенье, 26 Апреля 2009 г. 02:12 + в цитатник


Метки:  

Поиск сообщений в LinYun
Страницы: [3] 2 1 Календарь