-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Linnen

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.09.2004
Записей:
Комментариев:
Написано: 44918


статья про кантеле

Понедельник, 25 Июля 2011 г. 12:13 + в цитатник

 


Кантеле

 

Кантеле — карельский и финский струнный щипковый музыкальный инструмент, родственный гуслям. Старинные кантеле имели пять жильных струн, современные снабжаются металлическими струнами и число их доходит до тридцати четырех. Во время игры кантеле держат на коленях в горизонтальном или слегка наклонном положении и пальцами обеих рук защипывают струны. На кантеле играют соло, аккомпанируют рунам народного эпоса «Калевала».

Удивительный инструмент – кантеле. Древний. Загадочный. В нем словно скрыта какая-то тайна, а звучание его завораживает волшебной лиричностью, раскрывая законы мирозданья… С незапамятных времен кантеле играло такую большую роль в жизни людей, что его значение выходит далеко за рамки понятия музыкального инструмента.

Кантеле – это скорее символ, объединяющий в себе и культуру, и трудовую деятельность, и историческое развитие многих поколений людей северного народа. Наиболее явно это запечатлено в знаменитом карело-финском эпосе «Калевала» – собрании рун, которые обработал и издал в 1835 году финский ученый-фольклорист Элиас Лённрот.

Кантеле – один из наиболее архаичных инструментов карелов, вепсов, финнов и жителей Ингерманландии. Это самобытный инструмент с многовековой историей, притягивающий и чарующий своей волшебной лиричностью и неповторимым нежным тембром. В его звонко-серебристом звучании генетически заложена глубоко содержательная образная сфера. Кантеле – это не только уникальный музыкальный инструмент, это, прежде всего, особая эстетика национальной культуры, связанная с исконными духовными традициями коренных народов нашего края.

По классификации Э. Хорнбостеля и К. Закса кантеле относится к классу хордофонов, группе дощечных цитр со струнами, расположенными параллельно корпусу, с резонаторным ящиком.

Родственниками кантеле в большой семье национальных струнных щипковых инструментов являются литовский канклес, латышский кокле, эстонский каннель, русскиегусли, удмуртский крезь, китайский цинь, японское кото

 

У многих народов мира есть инструменты, родственные кантеле, но, пожалуй, только карелы и финны так поэтизируют и одушевляют его. По давней традиции, само происхождение музыкального инструмента кантеле связывается с именем старца-волшебника Вяйнямёйнена, легендарного прародителя карельского и финского народов, одного из главных героев знаменитого эпоса «Калевала». В национальной эпической поэме в необычайно поэтичной форме рассказана история изготовления кантеле и рождения приемов игры.

Главная особенность кантеле, отмечаемая многими исследователями фольклора, – его древнее ритуальное назначение. Пользоваться инструментом мог только наделенный в роду статусом ведуна старейшина, хранитель высшей духовной мудрости. Потому и служил такой музыкальный инструмент для передачи в песенной форме накопленной поколениями предков философии бытия. Игра на кантеле была своего рода священнодействием. Всякий раз, как отмечается в «Калевале», собиравшиеся слушать мудреца Вяйнямёйнена люди, звери, птицы и рыбы очаровывались волшебными звуками музыки.

Долгое время кантеле оставался инструментом с диатоническим строем, способным воспроизводить лишь определенный круг наигрышей. Для того чтобы «короб многострунный» зазвучал во всей своей силе и красоте и стал полноправным концертным инструментом, нужен был человек с богатым личностно-творческим потенциалом, художник-творец прогрессивного мышления.

Таким человеком стал Виктор Пантелеймонович Гудков (1899-1942) – поэт, композитор, этнограф, ученый-фольклорист, проявлявший глубокий интерес к искусству и традициям народов северного края.

С его именем связана целая веха в развитии и реконструкции инструмента кантеле. Подхватив идею В.В.Андреева – возродить древнерусские народные инструменты (балалайкадомрагусли), Гудков переосмысляет подход к традиционному народному инструментарию. Он восстанавливает карельские народные инструменты (кантеле, вирсиканнель, йоухикко, пастушьи рожки и др.) и разрабатывает проект усовершенствования инструмента кантеле и организации кантеле-оркестра.

Благодаря активной творческой деятельности В.П.Гудкова, а также благоприятным условиям в области развития культуры в Карелии появился уникальный по своей значимости коллектив, который в 1936 г. был преобразован в Государственный национальный ансамбль песни и пляски «Кантеле». В.П.Гудков изучил кантеле в совершенстве; с любовью и терпением он обучал исполнительскому искусству деревенских девушек и парней, прививая им любовь к народным традициям.

Благодаря В.Гудкову в наши дни этот инструмент уже является не только народным – он становится в полной мере профессионально-академическим.

К инструменту кантеле как объекту исследования ученые обращались с начала XIX века. Это Э.Леннрот, А.Вяйсянен, Т.Лейсиё, А.Черепахина, И.Семакова. По предположению Д.Бубриха, само слово «кантеле» заимствовано из древнебалтийских языков. Название инструмента, по версии карельских ученых-фольклористов, происходит от слов «канси» – крышка, «канта» – носить или «канто» – пень. В южных районах Карелии инструмент имел такие названия – «kanteleh», «kantelevo», «kandalla». Этимология названия инструмента на сегодня окончательно не выяснена.

Как предполагает А.О.Вяйсянен, один из дошедших до нас инструмент – карельское 5-струнное кантеле – был изготовлен в 1699 году; его длина 73 см, самая большая ширина 12 см, ширина от стержня 7 см, толщина 5,5 см. Вяйсянен так описывает инструмент: «Кантеле – инструмент с повсеместно распространенным прямосторонним резонатором, вытянутым в направлении расположенных на его верхней деке струн, которые и определяют размеры инструмента».

Согласно А.Вяйсянену, народные кантеле в деревнях южной и северной Карелии имели, как наиболее распространенное, число струн от 5 до 24. Первые инструменты были цельнодолблеными. Строй пятиструнного кантеле – диатонический пентахорд со звукорядом g1 – a1 – h1 (b) – c2 – d2. В зависимости от третьей струны настройка мажорная либо минорная. У старинных кантеле корпус выдалбливался снизу и не закрывался, у позднейших выдалбливался сверху и закрывался декой с вырезанными в ней резонаторными отверстиями в виде кружков, треугольников, крестиков. По сведениям Т.Лейсиё, деку к корпусу привязывали либо лентой из бересты, либо прикрепляли деревянными или железными гвоздями.

Позже кантеле стали изготавливать путем склеивания корпуса из досок ольхи, ели, сосны, березы. Корпус обычно выделывался из березы, дека – из ели. В узкой стороне корпуса имеются «щечки», между которыми вставляется деревянный или металлический струнодержатель. На широкой стороне располагаются деревянные вращающиеся колки, позже они были заменены на металлические. Аутентичные кантеле имели пять жильных струн, кантеле позднейших типов – металлические. Способы игры – щипок, бряцание, или же смешанный прием игры. На кантеле импровизировали и аккомпанировали пению.

В 1785 году великий русский поэт Гаврила Романович Державин, бывший в то время олонецким губернатором, писал, что «…лоптяне забавляются игрой на гуслях пятиструнных, сделанных из сосны. Можно сказать, что сосна их греет, сосна питает, сосна и веселит».

Источник http://eomi.ws/plucked/kantele/ 

 
Рубрики:  Музыка

Понравилось: 1 пользователю

Eldaneuro   обратиться по имени Вторник, 26 Июля 2011 г. 01:17 (ссылка)
Linnen, большое спасибо за эту замечательную статью...
Ответить С цитатой В цитатник
Linnen   обратиться по имени Вторник, 26 Июля 2011 г. 01:20 (ссылка)
Eldaneuro, не за что)
Ответить С цитатой В цитатник
Eldaneuro   обратиться по имени Вторник, 26 Июля 2011 г. 01:22 (ссылка)

Ответ на комментарий Linnen

Linnen, мне просто очень нравится всё, так или иначе связанное с северными и кельтскими традициями...
Равно как и с эльфами тоже...
Ответить С цитатой В цитатник
Linnen   обратиться по имени Вторник, 26 Июля 2011 г. 01:24 (ссылка)
Eldaneuro, я рада, мне тоже нравятся
Ответить С цитатой В цитатник
Eldaneuro   обратиться по имени Вторник, 26 Июля 2011 г. 01:26 (ссылка)

Ответ на комментарий Linnen

Linnen, а мне кажется, что этот инструмент ещё нужно руками потрогать и на концертах послушать.
И только тогда можно будет его до конца оценить и понять...
Ответить С цитатой В цитатник
Linnen   обратиться по имени Вторник, 26 Июля 2011 г. 01:27 (ссылка)
Eldaneuro, да, было бы здорово! Я бы хотела на таком играть, но, к сожалению, у меня нет музыкальных талантов)
Ответить С цитатой В цитатник
Eldaneuro   обратиться по имени Вторник, 26 Июля 2011 г. 01:34 (ссылка)

Ответ на комментарий Linnen

Linnen, а у меня их тоже почти что нет...
Но зато я вот в хорошем настроении могу песни прокручивать в голове бардовские и многие иные в их авторском исполнении...

Найти же такие записи наверняка где-нибудь можно.
Нужно просто искать уметь очень хорошо...
Ответить С цитатой В цитатник
Linnen   обратиться по имени Вторник, 26 Июля 2011 г. 01:39 (ссылка)
Eldaneuro, да, на том же ю-тьюбе довольно много есть еще роликов
Ответить С цитатой В цитатник
Eldaneuro   обратиться по имени Вторник, 26 Июля 2011 г. 01:41 (ссылка)
Linnen, а я здесь про реальные записи подумал....
Которые очень много где в Москве поискать можно...
Ответить С цитатой В цитатник
Linnen   обратиться по имени Вторник, 26 Июля 2011 г. 01:44 (ссылка)
Eldaneuro, в смысле, реальные? А эти чем не реальные?
Ответить С цитатой В цитатник
Eldaneuro   обратиться по имени Вторник, 26 Июля 2011 г. 01:51 (ссылка)

Ответ на комментарий Linnen

Linnen, ну так зато если найти аудио-запись, то там качество всегда будет самое наилучшее из возможных...
А уж на концерте побывать тоже будет, наверное, лучше всего остального...
Ответить С цитатой В цитатник
Linnen   обратиться по имени Вторник, 26 Июля 2011 г. 01:53 (ссылка)
Eldaneuro, ну, может и на торрентах где-то есть. Да, концерт - это всегда что-то особенное.
Ответить С цитатой В цитатник
Eldaneuro   обратиться по имени Вторник, 26 Июля 2011 г. 01:59 (ссылка)

Ответ на комментарий Linnen

Linnen, да, разумеется...
Я вот поэтому всё на концерт "Мельницы" (либо на сольный концерт "Хелависы") собираюсь... А ещё мне "Финрод-Зонг" очень нравится, и многие песни Тэленис и Анариона (последняя из числа нистано)...

А ещё в прошлом году в клубе "Легенда" Eldaneuro (пока как гость) Самайн отмечал.
Что мне тогда очень и очень понравилось, в том числе и в по части менестрельника тоже...
Ответить С цитатой В цитатник
Linnen   обратиться по имени Вторник, 26 Июля 2011 г. 02:08 (ссылка)
Eldaneuro, я была на выступлении "Мельницы" на каком-то общем фолк-концерте, на сольник я бы не пошла. Остальных я не знаю. Я ходила в Дом Музыки на Lunasa в этом году. Это ирландская фолк группа. Наши так еще лет через сто играть, может, будут. На Саунь ходила на фестиваль в ЦДХ, туда тоже двоих ирландцев потрясающих привозили. А пару лет назад в Доме Музыки Capercaillie выступали. Это моя любимая шотландская фолк группа. Я в первом ряду весь концерт прорыдала))) Что такое менестрельник я весьма смутно представляю...
Ответить С цитатой В цитатник
Eldaneuro   обратиться по имени Вторник, 26 Июля 2011 г. 02:15 (ссылка)

Ответ на комментарий Linnen

Linnen, у них просто культура другая совсем. Когда намного больше ценят человеческое достоинство, и когда человек там свободнее, чем когда он здесь связан массой психологических табу или иных блокировок...

А менестрельник - это так на слэнге соревнование менестрелей называется в рамках фэндома. Или ,например, в клубе каком-нибудь ролевом, или на хишках, или где-нибудь ещё...
Ответить С цитатой В цитатник
Linnen   обратиться по имени Вторник, 26 Июля 2011 г. 02:18 (ссылка)
Eldaneuro, дело не только в этом, у них вековая традиция обучению своей народной музыке и высочайший класс игры.

так... менестель - это то, кто поет под гитару что-то про фентези? Что такое фэндом и хишки?
Ответить С цитатой В цитатник
Eldaneuro   обратиться по имени Вторник, 26 Июля 2011 г. 02:22 (ссылка)

Ответ на комментарий Linnen

Linnen, и это у них тоже имеется, конечно же.
Хотя и у нас барды воплощаются иногда, просто их найти ещё суметь нужно...

А менестрель - это тоже, что и раньше, но её и на фэнтезийную (равно как и на куртуазную) тему тоже...
А что такое фэндом и хишки лучше уж самой в интернете поискать (а то я всё равно уже сейчас в сонном виде это объяснить не смогу толком)...
Ответить С цитатой В цитатник
Linnen   обратиться по имени Вторник, 26 Июля 2011 г. 02:24 (ссылка)
Eldaneuro, ок)
Ответить С цитатой В цитатник
Eldaneuro   обратиться по имени Вторник, 26 Июля 2011 г. 02:26 (ссылка)

Ответ на комментарий Linnen

Linnen, тогда пока что спокойной ночи...
Кстати говоря, вчера был майанский новый год.
А в конце недели ещё и Лугнасад будет...
В общем, всегда есть, где спеть менестрелям не только что в рамках фэндома...
Ответить С цитатой В цитатник
Linnen   обратиться по имени Вторник, 26 Июля 2011 г. 11:08 (ссылка)
Eldaneuro, я посмотрела в яндексе, теперь знаю, что это обозначает)))
Ответить С цитатой В цитатник
Eldaneuro   обратиться по имени Вторник, 26 Июля 2011 г. 21:55 (ссылка)

Ответ на комментарий Linnen

Linnen, ну и как, теперь понятно, что такое фэндом?
Ответить С цитатой В цитатник
Linnen   обратиться по имени Вторник, 26 Июля 2011 г. 22:51 (ссылка)
Eldaneuro, более менее)
Ответить С цитатой В цитатник
Eldaneuro   обратиться по имени Вторник, 26 Июля 2011 г. 22:53 (ссылка)

Ответ на комментарий Linnen

Linnen, а я вот сам уже немного отошёл от живого участия во всём этом.
Возможно, что я просто так всё больше и больше от детства отдаляюсь и от детских игр тоже...
Ответить С цитатой В цитатник
Linnen   обратиться по имени Вторник, 26 Июля 2011 г. 22:55 (ссылка)
Eldaneuro, а меня это как-то все не затронуло, да и знакомых, кто бы активно участвовал не было
Ответить С цитатой В цитатник
Eldaneuro   обратиться по имени Вторник, 26 Июля 2011 г. 22:58 (ссылка)
Linnen, а у меня друзья имеются до сих пор из мира фэндома. Ну и я сам от немного эскапистского отношения к жизни к ним в гости иногда попадаю (особенно же на праздники кельтские)...
Ответить С цитатой В цитатник
Linnen   обратиться по имени Вторник, 26 Июля 2011 г. 23:13 (ссылка)
И как там, интересно, празднуют кельтские праздники?
Ответить С цитатой В цитатник
Eldaneuro   обратиться по имени Среда, 27 Июля 2011 г. 00:25 (ссылка)

Ответ на комментарий Linnen

Linnen, всякие и разные...
Но в любом случае восемь кельтских празников туда входят (Йоль, Самайн, Имболк, ,Лугнасад, Альбан Артан, Бельтайн и т.д.)
Ответить С цитатой В цитатник
Linnen   обратиться по имени Среда, 27 Июля 2011 г. 00:30 (ссылка)
Eldaneuro, да нет, мне интересно, как само празднование проходит
Ответить С цитатой В цитатник
Eldaneuro   обратиться по имени Среда, 27 Июля 2011 г. 00:32 (ссылка)

Ответ на комментарий Linnen

Linnen, я там был реально лишь на некоторой части этих праздников. Так что судить обо всём до конца ещё не могу...
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] 2 3 [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку