"Важно, чтобы визуальный аспект придавал песне законченность. На момент написания у меня не было ни идеи отдавать дань уважения Стенли Кубрику (фильм Stanley Kubrik "The Shinning"нашёл своё отражение в видео к "The Kill"- прим. ред.), ни устраивать поединка со своим двойником." Джаред
Вот я и решил посмотреть что это за фильм.Оказалось что он снят по Кингу.
Сияние
(The Shining) (1980)
Сияние
The Shining (1980)
Режиссер Stanley Kubrick
В ролях: Jack Nicholson, Shelley Duvall, Danny Lloyd
Джэк Торранс (которого играет его же тезка Джек Николсон/ Jack Nicholson) писатель-неудачник, который мечтает написать классный роман. Но ему не хватает времени, хотя в последнее время он был безработным и благосостояние его семьи стремительно падает, угрожая свалиться в пропасть. И вот ему удается наняться на довольно странную и не очень обременительную работу - присматривать за горным отелем зимой. Естественно, вместе с ним на зиму туда едут его жена Венди (Ширли Дюваль/ Shelley Duvall) и маленький сынишка Дэнни (Дэнни Ллойд/ Danny Lloyd). Зловещая репутация отеля не очень трогает Джека, а то, что лет десять назад такой же смотритель отеля сошел с ума и зарубил топором жену и двух маленьких дочек кажется ему лишь неприятным курьезом.
А у Дэнни гораздо больше плохих предчувствий, вернее даже не у него, а его невидимого друга Тома, который разговаривает с маленьким Дэнни. Именно он очень не хочет ехать на новое место и даже показывает ему весьма неприятные картинки из его будущего дома. Но выбора у малыша нет, раз туда едут его родители, то придется поехать и ему. Семья Торрансов прибывает в отель "Оверлук" в день закрытия, когда все торопятся завершить дела и поскорее отбыть подальше. Никто не хочет случайно быть запертым налетевшей пургой и задержаться на несколько дней в пустынном огромном доме. Отель может жить как совершенно автономная единица, отрезанный от остального мира - котельная в подвале прогревает все здание (и присматривать за ней - основная работа Джека), а еда в кладовках позволяет небольшой семье питаться очень долго.
В отеле Дэнни встречает престарелого негра Дика Холлорана (Scatman Crothers), который тоже наделен сверхъестественными способностями. Он называет эти способности "сиянием" и пытается немного поговорить с Дэнни на эту тему. Также он знает, что отель является довольно плохим местом, а многие неприятные события оставили на нем свой отпечаток, и могут иногда проявляться. И вот наконец семья остается одна, все постоянные работники разъехались и отель теперь в их полном распоряжении.
Маленький Дэнни может спокойно рассекать коридоры отеля на своем трехколесном велосипеде (движущаяся за ним камера на тот момент была новшеством, а звук сменяющих друг друга ковер и деревянный пол под колесиками велосипеда создает довольно странное ощущение. Почти сразу Дэнни встречается с сестричками, которых зарубил безумный папаша, а вскоре его начинает притягивать и дверь зловещей комнаты, о которой его предупредил Дик Холлоран.
Но Дэнни - не самая большая проблема семьи. Ею оказывается сам Джек. Работа у него совсем не продвигается и он начинает наведываться в бар, где вскоре начинает беседовать с призрачными посетителями и принимать несуществующую выпивку от бармена-морока. И главное - при этом напиваться! Думаю, многие были бы не против опрокидывать пустой стакан, который действует не хуже наполненного. Только Джеку эта необычайная способность не на пользу - ведь он все больше и больше съезжает с катушек. А его печатающийся роман представляет из себя одно и то же слово, повторенное безумное количество раз.
Проявления потустороннего в отеле становятся все заметнее и сильнее. И в итоге глава семьи все же решается разделаться со своей семьей, и начинает гоняться за ними по всему отелю, а затем и за его пределами. На мой взгляд погоня по заснеженному лабиринту из кустов - это кульминация фильма. По крайней мере мне этот момент нравится больше всего.
Думаю, что ни для кого не секрет, что фильм является экранизацией одноименного романа Стивена Кинга. В сценарий этого фильма ее превратили сам Кубрик и Диан Джонсон (Diane Johnson). Понятно, что роман был слишком велик, чтобы его нормально экранизировать, поэтому они выбрали основную сюжетную линию и сделали акцент на постепенном помешательстве Джека Торранса. Именно медленно подкрадывающееся безумие стало центральной темой фильма, а демоничность самого отеля "Оверлук" отошла на второй план, стала во многом вторичной, фоновой и не внятной. Это очень не понравилось самому Кингу и он всегда заявлял, что очень не доволен это экранизацией, иногда даже называет его самым не любимым фильмом по своим произведениям. Хотя на мой взгляд рядового зрителя, это самая блестящая экранизация Кинга.
Кубрик провел мудрую политику - неизвестное пугает. Поэтому и самое безумие Джека, и мистические видения в отеле он не препарирует совершенно ненужными объяснениями, а оставляет их как данность - это, мол, отпечатки зла, и т.п. А отрезанный снегом отель, его огромные пустые пространства, и наложенные на них явления зла, не могут не вызвать у зрителя втягивания и чувства опасности даже применительно к себе. Признанный мастер режиссуры Кубрик не посчитал жанр ужасов зазорным и создал шедевр, ставший класскиой уже вскоре после своего появления. Самое его огромное достижение - это умение заставить зрителя реально сопереживать своим героям, сделать их весьма реальными.
Хотя за реалистичность героев конечно ответственны актеры. И тут на первый план конечно выходит Николсон. Сыгранное им безумие также признается эталоном. Он вообще хороший актер, и тут он сыграл на высоком уровне. Хотя мне самому местами казалось, что он переигрывает, меня просто поразил контраст между Джеком на собеседовании и Джеком в конце фильма. Когда ты смотришь сам фильм, то это совершенно не бросается в глаза, трансформация идет постепенно. Но буквально на следующий день я решил кому-то этот фильм показать. И тогда этот контраст довольно сильно меня впечатлил. Вы будете смеяться, но именно после этого фильма я начал уважать Николсона как актера. Также очень органично смотрится и Дэнни Ллойд (кстати, интересно что оба исполнителя тезки своих героев). А Шелли Дюваль мне понравилась меньше, хотя тоже особого раздражения не вызывала. Хотя в общем-то типаж подобран правильно - у нее комплекс жертвы просматривается во всем.
Ну и конечно музыка, куда же без нее. Во многом атмосфера напряженности получилась именно благодаря ей. Также очень прилично выглядят и специальные эффекты, они и сегодня не выглядят беспомощно и банально, но втягивают в действие фильма. Да и сам фильм не назовешь малобюджетным - на его создание ушло 19 миллионов долларов, для 1980 года деньги весьма солидные. Также отдельно стоит сказать и о монтаже, который редко оказывается в поле зрения обычного зрителя. Но на этот раз волей режиссера местами рваный монтаж оказывается заметен и нам. Также к особенностям монтажа можно отнести и "перепутанные местами" сцены, нарушающие единство фильма, попросту говоря нарушена непрерывность фильма. Но это было частью задумки, точно так же, как и перестановка вещей в кадрах. Все это должно было служить одной цели - созданию ощущения беспокойства, нереальности и "плывучести". И это Кубрику удалось.
"Сияние" - это бессмертная классика ужасов, которую знают и помнят и многие из тех, кто к самому жанру относится неприязненно. Поэтому часто говорят, что он перешагнул жанр и что-то в этом же духе. На самом деле фильм ничего не перешагивал, и остался в рамках ужаса, но поднял эти рамки еще немного. Возможно старые поклонники и найдут, к чему в нем придраться, но совершенно точно, что это один из тех фильмов, благодаря которым ряды поклонников ужасов массово пополняются. Рекомендую показать его тем, кто презрительно отзывается о фильмах ужасов, и если после этого они не переменят своего мнения - это уже случай тяжелый!
Читать далее...