-Музыка

 -Рубрики

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Advayta

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.10.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 12973


Пема Чодрон. "Там, где страшно"

Вторник, 06 Апреля 2010 г. 01:57 + в цитатник
Пема Чодрон.  "Там, где страшно"

Из наставлений АТИШИ для воспитания ума  (выборочно)




Пема Чодрон — первая женщина Запада, принявшая монашество в буддизме, выдающаяся ученица великого тибетского мастера Чогьяма Трунгпа. «Там, где страшно» — это беседы Чодрон с её учениками и послушниками монастыря Гампо (Нова Скотия, Канада). Цикл встреч «Там, где страшно» посвящён тому, что такое человеческие страхи и как они влияют на нашу жизнь, как находить точку опоры среди ежедневно возникающих проблем и неурядиц, как извлекать силы и мудрость из сложных, дискомфортных, даже критических жизненных ситуаций. Книга адресована широкому кругу читателей и, несмотря на насыщенность цитатами восточных мудрецов и ссылками на буддийские учения, вполне доступна и применима к жизни любого, даже далёкого от буддийских практик человека.





Это учение до сих пор представляет для нас интерес, поскольку показывает, как можно сложные жизненные обстоятельства превратить в путь просветления.

Обычно мы следуем своим импульсам, даже не пытаясь изменить привычные модели поведения.

Разве мы думаем о практике, когда нас предали или обидели? Как правило, нет.

Но именно в такие моменты наставления Атиши действуют наиболее эффективно.

Прочитать и запомнить наставления не сложно, гораздо сложнее не забывать применять их в жизни.

Так, испытывая раздражение, мы можем вспомнить заповедь: «Всегда медитируй на то, что вызвало в тебе обиду», и это удержит нас от привычной реакции — желания сказать человеку что-то неприятное.

Если мы хорошо усвоим эту заповедь, она будет спонтанно возникать у нас в голове в нужный момент, удерживая от реакций и напоминая, что нужно просто присутствовать в своей эмоциональной энергии.

Практика воспитания ума ставит перед нами вызов; можем ли мы вовремя вспомнить нужное наставление, которое вернуло бы нас к настоящему моменту и удержало от привычных реакций?

Можем ли не «сбрасывать» возбуждённую эмоциональную энергию, а позволить ей трансформировать нас?

Суть практики наставлений заключается в том, чтобы направить внимание на непосредственное переживание дискомфорта.

Она побуждает постоянно задавать себе вопрос: «Как можно практиковать прямо сейчас, в этот неприятный для меня момент, и как трансформировать его в путь пробуждения?»

Каждый день у нас есть масса возможностей задавать себе такой вопрос.

Заповедь «Практикуй три преодоления» даёт конкретные рекомендации, как практиковать, как прерывать свои привычные реакции.

Три усилия заключаются в следующем:

(1) признать свой невроз как невроз,

(2) делать что-то другое, и

(3) стремиться постоянно практиковать подобным образом.

Осознание своего собственного безумия — первый и самый сложный шаг.

Без сострадательного признания того, что мы ходим по замкнутому кругу, что мы попали в ловушку, нам не освободиться от этого безумия.

Рекомендация «делай что-то другое» помогает разрушить старую привычку потворствовать своим эмоциям.

Следует делать всё что угодно, кроме привычного способа реагирования.

Например, отбросить все словесные рассуждения и соединиться с чистой энергией или начать практиковать любую технику, описанную в этой книге.

Подойдёт всё, что непривычно для нас: можно даже петь, или танцевать, или бегать вокруг дома — любое действие, которое не поддерживало бы нашу деструктивную привычку.

Третье преодоление — помнить, что для разрушения привычек и пробуждения сердца необходимо практиковать постоянно, а не время от времени.

Собственно, сущность практики всегда заключается в одном и том же: вместо слепого следования привычным реакциям мести или самобичевания, мы пытаемся останавливать их, отбрасывая все словесные рассуждения.

Тогда мы вступаем в непосредственный контакт с эмоциональной энергией и начинаем переживать её в своём теле.
Один из способов делать это — «вдыхать» энергию в своё сердце.

Признавая эмоцию, отбрасывая слова и непосредственно переживая энергию, мы развиваем сострадание по отношению к себе.

После этого мы можем сделать следующий шаг: осознать, что миллионы других людей во всём мире чувствуют то же самое, и начать «вдыхать» эмоцию одновременно за себя и за них, желая, чтобы все мы освободились от безумия и ограничивающих привычных реакций.

Признав своё безумие с состраданием, мы можем распространить это сострадание на всех, кто находится в подобном положении.

Именно в таком расширении круга сострадания и заключается весь секрет и магическое действие практики.

Проблема состоит в том, что для пробуждения наиболее ценно то, чего мы больше всего стремимся избежать.

Именно в эмоционально заряженные моменты человек обретает мудрость и сострадание.

Конечно, нам хотелось бы уклониться от подобных моментов, а не присутствовать в них, вот почему так важны мужество и сострадание к себе.

Без любящей доброты встреча с болью неизбежно приведёт к борьбе.

Когда нас что-то выводит из равновесия, полезно вспоминать следующую заповедь: «Тот, кто может практиковать даже в состоянии смятения, преуспел в практике».

Если мы способны практиковать и в тот момент, когда испытываем ревность, обиду, страх или ненависть к себе, это служит лучшим показателем успеха.

Ещё раз напомню, что суть практики состоит в том, чтобы не поддерживать старых моделей реагирования, делать что-то такое, что отвлекло бы нас от привычных реакций самооправдания или самообвинения.

Когда мы просто присутствуем в своей энергии, не реагируя и не подавляя, наши привычки постепенно начинают слабеть.

Привычные модели поведения, как правило, очень устойчивы и соблазнительны, поскольку приносят нам успокоение.

Одного желания разрушить их бывает недостаточно — любой, кто пытался бороться с ними, знает это.

Поэтому ключевую роль здесь играет осознанность.

Осознаём ли мы свои словесные объяснения, и насколько сами верим в них? Помним ли о практике, когда нами овладевают сильные эмоции? Способны ли осознавать эмоцию и вдыхать её в сердце за себя и за других людей? Если нам хотя бы иногда удаётся вспоминать об этом, значит, мы практикуем.

И даже когда мы не можем практиковать в состоянии аффекта, но осознаём это, мы всё равно практикуем.

Сострадательное принятие всего, что происходит, обладает большой силой, и её не следует недооценивать.

В процессе практики мы начинаем видеть то, чего раньше не осознавали.

Во-первых, нам становится очевидно, насколько редко мы можем спокойно присутствовать в настоящем моменте.

Мы изыскиваем всевозможные способы, лишь бы избежать текущей ситуации, особенно, если она кажется нам угрожающей.

И мы также видим свою твердую убеждённость в том, что если бы мы могли всё делать правильно, мы жили бы в безопасности и комфорте до конца своих дней.

Я выросла в пятидесятые годы, и какое-то время всерьёз думала, что в телешоу нам показывают пример типичной, нормальной семьи.

Там все ладили между собой, никто не напивался, никто не впадал в ярость, не было никакого безобразия.

Каждый, кто смотрел в то время телевизор, наверное, думал, что только его семья является исключением.

Так многие годы истина оставалась скрытой за этой американской мечтой.

Практикуя, мы начинаем различать, где реальность, а где наши фантазии.

Чем с большим вниманием относимся мы к своему опыту, тем яснее начинаем видеть, когда мы ожесточаемся, когда закрываемся.

Замечаем ли мы, что принижаем самих себя? Понимаем, почему иногда нам хочется наброситься на другого человека?

Стараемся ли не вступать постоянно на один и тот же путь саморазрушения?

Осознаём ли, что не мы одни испытываем такие страдания?

Хотим ли, чтобы все существа, и мы в том числе, перестали сеять семена боли и страданий?

Нельзя ожидать, что каждый раз нам удастся останавливать свои привычные реакции.

Но если это будет происходить всё чаще и чаще, значит, практика проникает в нас всё глубже... .»


Приложение. Наставления Атиши для воспитания ума

первая ступень: Предварительные условия, являющиеся основой практики дхармы (Учение Будды – прим. ред.)
1. Сначала практикуй предварительные условия.
вторая ступень: Основная практика — практика бодхичитты

Главные наставления в практике бодхичитты:
2. Относись ко всем дхармам (воспринимаемым явлениям – прим.ред.) как к иллюзиям.
3. Исследуй природу нерождённого сознания.
4. Освободись даже от средства освобождения.
5. Погрузись в алайю, сущность.
6. Выйдя из медитации, будь порождением иллюзии.
Вспомогательные наставления в практике бодхичитты:
7. Отдавай и принимай поочерёдно, согласовывая с дыханием.
8. Три вида объектов, три яда и три семени добродетели.
9. Во всех делах практикуй наставления.
10. Практику принятия и отдачи всегда начинай с себя.
третья ступень: Преобразование неприятных обстоятельств в путь просветления
11. Когда мир полон зла, трансформируй все несчастья в путь бодхи (пробуждения – прим.ред.).
12. Все обвинения сведи в одно.
13. Будь благодарен каждому.
14. Понимая смятение как четыре кайи(тела - прим. ред.), обретаешь непревзойдённую защиту шуньяты (пустоты – прим. ред.).
15. Четыре практики — лучший из методов.
16. Что бы ни происходило, практикуй медитацию.
четвёртая ступень: Включение практики в свою жизнь
17. Практикуй пять усилий — основных предписаний сердца.
18. Главное предписание махаяны для отделения сознания после смерти — практика пяти усилий; важно, как ты ведёшь себя в этой жизни,
пятая ступень: Оценка прогресса в практике воспитания ума
19. Вся дхарма сводится к одному.
20. Из двух свидетелей слушай главного.
21. Всегда сохраняй радостный настрой ума.
22. Если ты способен практиковать, даже когда находишься в смятении, ты преуспел в практике.
шестая ступень: Запреты практики воспитания ума
23. Всегда следуй трём главным принципам.
24. Измени своё отношение, но сохраняй естественность.
25. Не говори о недостатках.
26. Не суди других.
27. В первую очередь искорени главное загрязнение.
28. Не думай о результате.
29. Избегай вредной пищи.
30. Не будь слишком предсказуемым (будь спонтанным).
31. Не злословь.
32. Не строй коварных планов.
33. Никому не причиняй боли (не доводи ситуации до крайности).
34. Не перекладывай тяжёлый груз на слабые плечи.
35. Не старайся быть первым.
36. Не прибегай к уловкам.
37. Не превращай богов в демонов.
38. Не строй своё счастье на горе других.
седьмая ступень: Руководящие принципы практики воспитания ума
39. Все дела совершай с одним намерением.
40. Все ошибки исправляй с одним намерением.
41. Два типа активности: один в начале, другой в конце.
42. Что бы из двух ни происходило, будь терпелив.
43. Наблюдай оба, пусть даже с риском для жизни.
44. Практикуй три преодоления.
45. Прими три главных источника.
46. Следи, чтобы они не иссякали.
47. Три соединяй вместе.
48. Практикуй без предубеждений во всех областях. Очень важно, чтобы практика была всеобъемлющей и искренней.
49. Всегда медитируй на то, что вызывает в тебе негодование.
50. Не поддавайся влиянию внешних обстоятельств.
51. Каждый момент практикуй главное.
52. Не интерпретируй.
53. Не будь нерешительным.
54. Будь искренним в практике.
55. Освобождай себя через исследование и анализ.
56. Не потворствуй чувству жалости к себе.
57. Не завидуй.
58. Не будь лёгкомысленным.
59. Не жди похвалы и одобрения.

Читать унигу





Серия сообщений "УКАЗАТЕЛИ ОТ ЖЕНЩИН":
Часть 1 - Гангаджи - Свобода от тирании ума
Часть 2 - Без заголовка
Часть 3 - Амма о Пути и переживании контроля
Часть 4 - Амма о Самоотдаче
Часть 5 - Пема Чодрон. "Там, где страшно"
Часть 6 - Техника "атма-вичары" Раманы Махарши в изложении Lakshmi
Часть 7 - Остановись....Вся эта жизнь будет потеряна...
...
Часть 13 - "Как ничто может осозновать?". Из форума Багаева Евгения.
Часть 14 - "Методы исследования Я". Из форума Багаева Евгения.
Часть 15 - "Есть говорение, но нет никого говорящего. *". Из форума Багаева Евгения.

Рубрики:  ФРАГМЕНТЫ ТЕКСТОВ, ЦИТАТЫ, ИЗБРАННОЕ
ИЗБА-ЧИТАЛЬНЯ
Метки:  

Процитировано 6 раз
Понравилось: 2 пользователям

BELLA_DIDO   обратиться по имени Вторник, 06 Апреля 2010 г. 02:12 (ссылка)
)))
Ответить С цитатой В цитатник
Flow_Way   обратиться по имени Пятница, 17 Января 2014 г. 15:52 (ссылка)
Advayta, Проблема состоит в том, что для пробуждения наиболее ценно то, чего мы больше всего стремимся избежать.

Именно в эмоционально заряженные моменты человек обретает мудрость и сострадание.

Конечно, нам хотелось бы уклониться от подобных моментов, а не присутствовать в них, вот почему так важны мужество и сострадание к себе.

Без любящей доброты встреча с болью неизбежно приведёт к борьбе. - очень здорово сказано, в точку! Спасибо
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 18 Января 2014 г. 16:37ссылка
Flow_Way, Оля, не за что!
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку