Поиск сообщений в lina_kr

Создан: 18.06.2007

Рассказал мой собеседник

Понедельник, 13 Августа 2007 г. 12:32 + в цитатник
Я играю в автоквесты. Для непосвященных - это такая забава, в которой решение логических задач сопряжено с разъездами по городу. 12 мая, накануне юбилейного "Ночного дозора", носившего название "Тунгусский синдром", мне неожиданно позвонил участник одной из самых уважаемых команд "Суперсемейки" Виктор и предложил выступить совместно. Моя команда "Ачинск" еще колебалась по поводу участия в игре, и мы решили объединить составы. Ту игру, в которой выступило 62 команды, мы выиграли под названием "Моя любимая команда". Когда после церемонии награждения мы решили отпраздновать свой успех пивом и суши, и возникло первое Витино предложение в конце июля пойти в Ергаки - скальный массив и природный заповедник на юге Красноярского края. Я не придал тогда этому особого значения, но, по мере приближения срока, Витя становился настойчивее. Вы можете понять мой скепсис - последний выход в горы датировался далеким 89-м годом, когда институтской группой выходили на "Столбы", а туристический опыт, помимо ежегодного фестиваля "Сухая Мана" и пары сплавов, не включал ничего более. Приплюсовать сюда еще панический страх высоты... Однако, свесив все организационные вопросы на Витю и его подругу Веру, мы плавно подошли к 27 июля - дате отъезда. В последний момент четвертый участник Юра разболелся, и мы поехали втроем.
В ночь перед выездом ночевали на даче в поселке Манском, где разложили свою провизию, экипировку и носимые вещи по рюкзакам, завесив свою ношу. В итоге, Витин рюкзак потянул на 23 кг, мой – на 20, а Верин – на16 кг, что вписывалось в походные стандарты – не более четверти собственной массы тела. Поднявшись по будильнику в 4 часа утра, в 5 уже неслись по М-54 в сторону Абакана и далее - в Ергаки. По прошествии 4-х часов мы въехали в столицу Хакасии, где наскоро позавтракали и рванули на Шушенское и Ермаковское. В багажнике "Мазды Фэмили" уместилось только 2 рюкзака, третий примостился на заднем сидении. Ровно в 12 часов 28 июля мы были на 614-м километре трассы М-54 - Тормозаковском мосту - конечной точке нашего автомобильного пути.
Отдав предприимчивым местным жителям 250 рублей за 5 дней стоянки и взвалив свою поклажу на спины, мы двинулись на северо-восток в сторону озера Радужное (Малое Буйбинское), до которого, судя по карте, напрямую было 6-7 километров. «Малое Попсовое» назвал его Витя - в связи с близким расположением и относительно простой дорогой, там наиболее обитаемые туристами места. Дорога далась неожиданно легко, учитывая, что для Вити это были четвертые Ергаки, для Веры – вторые, я шел в первый раз, но с физической готовностью было все в порядке. Покрытие тропы было разнообразное: от подболоченной из-за 2 дней проливных дождей низинки с частыми переправами через ручьи, до небольших курумников – каменных нагромождений размерами от обувной коробки до грузовика. Однако, основная часть пути до Радужного проходила по твердой лесной тропе. Ноги шагали легко и совсем не мокли, сказалось, что у всех троих были обуты ботинки с технологией GoreTex, которые помимо сухости давали еще жесткое крепление пятки, что при прыжках по курумникам очень пригодилось. На показавшемся из-за деревьев озере насчитывалось с десяток палаток. Сами горы окружающие озеро были в тумане, несмотря на 15 часов и солнце в зените. В редкие минуты, когда туман растягивало, показывалась величественная голова Спящего Саяна.
- Нам туда, – Витя указал в ее сторону.
Без длительной передышки мы начали очередной подъем по курумнику на северной стороне озера. Маршрут пролегал от турика к турику, маленьким рукотворным пирамидкам из камней, которые указывали верное направление. На самом верху влажность была максимальная, мы физически находились в облаке, скрывавшем вершину. Плюс пошел мелкий моросящий дождь, отчего поверхность камней стала мокрой и очень скользкой. Стало прохладно, и мы надели куртки. Темп пришлось сбавить, тем не менее, спустя ровно 3 часа от начала нашего пешего путешествия, мы поднялись до перевала, на картах обозначенного под № 46. Справа угадывалась Голова Саяна, но видно ее не было – все укутывало облако. Тропа пролегла вправо почти без потери высоты относительно перевала. Был еще нахоженный спуск вниз, но опытный Виктор пресек мою попытку начать спуск. И правда, пройдя метров сто по верной тропе, мы услышали, как снизу кто-то высоким девичьим голосом зовет на помощь. Людей видно не было – туман (или то же облако), и также в пелену Витя прокричал, что тропа сверху и им надо подняться. Местами видимость улучшалась, становились видны волосы Саяна – идущие в вертикальном направлении многочисленные и узкие каменные плиты. Было красиво и немножко боязно – тропа порою терялась, а видимость что вверх, что вниз была ограниченной. Внезапно тропа совсем закончилась. Судя по карте, спуск должен был идти влево, но совсем неожиданно верный путь обнаружился в другом направлении – вправо, продолжая огибать скалу. Мы устроили небольшой привал, чтобы сфотографировать скалы в зоне видимости, и в этом самом месте к нам из тумана вышли четыре девушки. Как оказалось, это они 20 минутами ранее кричали снизу. Девушки оказались из города Новокузнецка, и уже не в первый раз в горах вообще и в Ергаках в частности. Спуск всемером, причем местами девушкам приходилось снимать свои рюкзаки и я убедился, что их вещи тяжелее наших.
Спустя 40 минут самого спуска и прыжков по очередным камням курумника, наша компания вышла к озеру Лазурное. Оно расположилось в распадке, с трех сторон высокие скалы, а четвертая выходит со снижением высоты в тайгу. Справа виднелись палатки, но мы решили обойти озеро слева и нашли чудесное место с грубо срубленным столом и лавками. Первую площадку для палаток забраковали из-за близости воды, и, в итоге, поставили их очень близко друг к другу на каменистом пятачке. Первый свой ужин на огне – запомню навсегда в деталях: от сбора дров, до последней ложки супа в котелке. Готовили на всю компанию – никто даже и не подумал о том, чтобы это делать раздельно. И чай…. После дневного перехода, который занял 5 часов и протянулся километров на 10-11 (опять же по карте), за чаем мы разговорились с нечаянными сопоходницами. Они нас удивляли и удивляли. Невысокие – где-то 160 см в среднем, не тяжелее 50 кг, они несли 25-килограммовые рюкзаки, причем без видимых усилий.
– Мы не сильные, мы – упрямые,- сказала одна из девочек – Оля. Они пришли в Саяны в этот раз со своими парнями, которые должны сразу встать лагерем на Цветных озерах, чтобы взойти скалолазным маршрутом на Зуб Дракона, а у девчонок было пять дней на-погулять по Саянам. Забегая вперед, скажу, что эти пять дней мы провели вместе. После еды мы с Витей решили открыть свой купальный сезон и с дрожью по коже искупались в озере. Труден был только первый заход, выходить, учитывая всего 14 градусов на улице, не хотелось. Вода была явно теплее. К вечеру растянуло туман, и открылась дивная панорама окружающих скал. Мне, как новичку, это было и внове и потрясающе. Красота неимоверная! Трудно было представить, что могут быть виды лучше. Могут.
На Лазурном мы простояли три дня. Не то, чтобы по своему желанию, просто регулярные дожди и сильные туманы не позволили нам пойти по запланированному маршруту. Жизнь тянулась однообразная: утренняя борьба за огонь, в которой девушки преуспевали без сухого горючего, а только сухими еловыми веточками; трехразовое обильное питание, короткие вылазки на близлежащие скалы и маленькие водопады и постоянное времяпровождение в палатках. Потому что серо, туманно и дождь нонстоп. Из ярких событий запомнился только предприимчивый бурундук, который, учуяв сгущенку в прикрытой банке, не обращая внимания на нас, открыл ее, выпустил туда из защечных мешков мух и просто нырнул в белую гущу. Весь вымазался, объелся и долго кайфовал на каменной плите, служившей нам столом. Мы также купались, общались, но легкое уныние из-за непогоды довлело над всеми. И, когда на четвертый день проснувшись утром, увидели яркое солнце и мощные вершины по периметру - мы решили – пора. Позавтракав и споро собравшись, двинулись в сторону перевала Тайгиш-2 (1А). Следующей точкой нашего измененного непогодой маршрута должно было стать озеро Художников. Подъем оказался неожиданно нетрудным, хотя останавливаться для передышки приходилось часто. Вид, открывшийся с перевала, в очередной раз вызвал восхищение и громкий восторг. Слева направо открылись неведомые для меня ранее вершины: Зуб Дракона, Толстый и Тонкий братья, с бесподобной Параболой, пик Звездный, пик Птица, пик Молодежный и пик Учитель. Блестящие на солнце, явно влажные после дождей, с нереальной игрой черного и белого – они просто поражали и завораживали. Внизу виднелись дымки костров с Мечты, ближайшей к нам стоянки, слева и справа шумели, набирая силу, безымянные водопады.
Место для лагеря мы нашли на северной оконечности озера, сменив там земляков из Красноярска, которые, заготовив дрова, ушли в сторону озера Горных духов, где растительность ограничена мхами и карликовой березой. Этот переход стал самым коротким и простым. Около 4 километров и всего 3 часа в переходе. Опять же покушав горячим, мы разошлись. Девушки налегке решили взойти на Толстого брата, а мы отправились на Параболу – перевал между Толстым и Тонким братьями. 200 метров вдоль озера и метров 300 вверх по зеленоватому курумнику, и вот она – красавица Парабола. На северной стороне Тонкого брата лежал толстый – до 1 метра, большой – метров 15 на 20 слой слежавшегося снега. Сколько было сделано фотографий!!!... Взобраться по крутой – больше 45 градусов, поверхности Параболы оказалось несложно. Но только на 2\3. Несмотря на высокоабразивную поверхность камня, подниматься выше было страшновато, и осознание, что спускаться придется через оз. Горных духов, не особо радовало – далековато. Снизу мы видели, как наши новокузнецкие подруги появились на полке, ведущей к вершине Толстого брата. Какие молодцы! С Параболы мы отправились в сторону водопада Горных духов, где тоже вдоволь пофотографировались. Девчонки же, спустившись с вершины, притащили целое ведро сыроежек. Причем, не чахлых и рахитичных, растущих вблизи города, а мясистых, с блюдцеобразными шляпками, без единой червоточины. Грибы отварили и пожарили, причем подсолнечное масло использовали из чьей-то очень кстати оставленной провизии. Наш тогдашний ужин можно назвать пиршеством, настолько все приготовленное оказалось вкусным и обильным. В тот вечер мы допоздна пили чай, смотрели на звезды и играли в ассоциации. Причем меня ассоциировали с «красной лайкой», Витю – с «хомяком», Лену – с «мартышкой», Лизу – с «бурундуком». Были и другие игры, очень смешные и забавные, так что спать не хотелось.
Предстоящее утро должно было стать последним совместным. Мы планировали радиалку на Зуб дракона, а маршрут девушек пролегал на Цветные озера – к своим. Мы ушли первыми, оставив свои вещи, и, на всякий случай, попрощавшись с нашими друзьями, с которыми за 4 дня просто сроднились. Если б наше восхождение на Зуб было более скорым, думаю, мы бы попрощались еще раз. Зуб дракона. Судя по карте, напрямую до него было километров пять, но учитывая сложный рельеф и перепад высот, - все десять. Не найдя тропы, мы решили срезать и пошли через нехоженую тайгу. Никому не рекомендую: бурелом, обилие маленьких и не очень болот только удлинили и замедлили наше передвижение. Мы миновали озеро Теплое и двинулись наверх по курумнику. С другой стороны речки Тайгишонок с новых ракурсов открывались пик Коня и скала Тугодум. И синее – синее небо. Преодолев несколько зеркал (многометровых гладких каменных стенок) и, пройдя по высохшему ступеньками руслу ручья, я подошел к последнему подъему. Оставалось только пройти по гребню скалы метров 200 до Зуба дракона. Витя с Верой несколько отстали. Не рискнув забираться по зеркалам, они пошли в обход через водопад. Я спустился к ним, чтобы показать подобие тропы, которой поднимался сам. И тут… О, переменчивая горная погода, сильный ветер нагнал грозовые тучи и сильнейший дождь в одну минуту промочил нас до нитки. Скалы и трава стали скользкими, и, чтобы не отрезать обратный путь, решено было спускаться. Конечно, неприятно было не подняться на самую притягательную точку маршрута, это как прерванное за миг удовольствие. Однако все амбиции были подчинены соображениям безопасности. Обратный путь прошел в медленной гнетущей тишине. Все были разочарованы, и, только на подходе к озеру Теплому, где мы вышли на одинокую палатку со знакомыми людьми, немножко отпустило. Может было разумнее найти укрытие, переждать дождь и все-таки забраться на Зуб? Повстречавшиеся нам люди за день до нас сходили в радиалку на Зуб дракона. Их восхождение прошло другим путем – со стороны Цветных озер, и вся дорога заняла 8 часов. Мы же находились в движении не более четырех.
Дождь понемногу отпустил, и мы веселее запрыгали по камням по пути в свой лагерь. Набрав сушняка – на озере сухие дрова отсутствуют – мы снова срезали путь через тайгу. Но, когда показалась наша тропа, неверно расценили высоту и пошли вдоль водопада Художников вниз, приняв его за водопад Горных духов. Минут через 10 внизу показалась роскошная картинка: с трех сторон в одну точку впадало 3 горных речки. Окружающие камни и дно водоема были светло – зеленого цвета, очень насыщенного, видимо из-за меди. – Это, наверное, «малахитовая ванна» - сказал Витя. Что и подтвердили неожиданно вышедшие из тайги люди. Хочу заметить, что все кого мы встречали на своем пути, выгодно отличались от среднегородского народа. Когда ты идешь по труднодоступному маршруту, все встречающие, понимая, что случайных людей здесь не бывает, а не проникнуться природой, ее естественностью и чистотой отношений – невозможно, все встречающиеся улыбаются тебе и здороваются, искренне и без подтекстов. В малахитовой ванне, как и в остальных местах, мы искупались. Как обычно голышом – чтоб не сушить одежду. Мокрые от дождя вещи на теле мигом высохли. А усталость после купания сошла на нет мгновенно. Мы вернулись в лагерь. Палатки наших девчонок уже не было, зато рядом с костром стоял котелок с теплым киселем, другой – с супом. А рядом был разложен приличный дровяник, которого нам хватило и на вечер, и на следующее утро. В кармане палатки обнаружился блокнотный листочек с милым рисунком и надписью: «На память». Мы провели вместе 5 дней, по-хорошему сдружились и сроднились с девчонками. И их сразу как-то стало не хватать. Где-то через пару часов к нам присоединилась следующая компания: весьма смешанная по местам жительства. Томск, Анжеро-Судженск, Мыски Кемеровской области плюс Лера – Валера из Санкт – Петербурга. Всего девять человек. Мы напоили их чаем и предложили разбить лагерь рядом с нашей палаткой – уж больно хорошее место. И опять – ночные разговоры, песни… После насыщенного дня я ушел в палатку раньше и уснул под их пение.
Наутро мы уходили. Легкий завтрак без горячего. Бутерброды с паштетом на мягкие ломтики хлеба «Харрис» и чай. Сфотографировавшись с оставшимися ребятами, мы накинули рюкзаки и по тропе начали подъем в сторону озера Горных духов. Очередная порция восторгов по поводу панорамы на скалы, окружающие озеро Художников сменилась мрачной картинкой холодного, черного озера. Растительность была скудной, на берегу местами лежал снег, солнца не было, в отличие от ветра. Промозгло и сыро. Мы обошли озеро справа по курумнику и направились на самый высокий и от этого тяжелый и длинный перевал – Птицу.
Когда кто-то расскажет вам, что был на Птице – обязательно уточните – с какой стороны он поднимался. Пологая дорожка со стороны озера Светлое не идет ни в какое сравнение с изматывающим и отвесным подъемом от озера Горных духов. Справа открывались новые виды на Параболу и Братьев, впереди маячил пик Звездный, ну и сама Птица, расщеперившаяся многочисленными скалами. Снова красота через заливающий глаза пот. Снова удовольствие через затекшие мышцы. Вид с верхней точки перевала (2070 метров) компенсировал все килоджоули затраченной на подъем энергии. Дальше наш путь лежал через перевал Мраморный на одноименное озеро.
– 1А – сказал Витя – мы такие уже брали. На самом деле, спускаться по перевалу много сложнее, чем идти вверх. При подъеме опора идет на носок ноги и можно спружинить вверх всей ступней. При спуске – на пятку, и шажки приходится делать короткие, чтобы вес тела, уравновешенный рюкзаком не потянул вперед. Местами приходилось спускаться на пятой точке, потому, что поверхность камня была плоской, без мест для страховки руками. Всего переход с озера Художников до Мраморного занял 5 часов. Но темп был очень интенсивным. Поэтому, когда мы скинули с себя рюкзаки и поставили палатку, усталость погнала нас с Витей в воду. И волшебная сила горных озер вкупе с холодом смыли все тяготы перехода. На Мраморном кроме нас стояла лишь одна палатка, но и эти соседи наутро снялись, так что последнюю ночь нашего похода мы стояли одни. А заканчивая день предыдущий, мы с Виктором поднялись на перевалы Курсантов в поисках сахан-дали – растения рода рододендрона – мощного энергетика. К слову, несмотря на тщательные поиски, раскусывание и обнюхивание любого мало – мальски похожего листочка, нас ждала неудача. Зато с западного перевала Курсантов на грани видимости показался краешек озера Художников. – Видимо, в следующий раз можно на Мраморное дойти через Мечту по перевалу Курсантов, – заключил Витя. Сделав массу обзорных снимков, мы спустились. Чтобы уже полностью закончить тот день, мы сбегали на водопад Тушканчик, где тоже вдоволь пофотографировались. Утром тело просило нагрузки. Чтобы как-то разогнать кровь, решено было взобраться на перевал Молодежный. Путь наверх занял 1 час. Там, вблизи верхней точки обильно рос дикий лук, колокольчики и бежали многочисленные ручейки. На сам перевал с другой стороны выходил пологий луг, по которому мы дошли до места, где открывался вид на озеро Каровое (Большое Буйбинское). Очередная фотосессия и обратный путь, закончившийся купанием в полюбившемся Мраморном. В тот же день, уже полностью насытившиеся красотой природы, мы решили выдвигаться в сторону Тормозаковского моста – начальной и конечной точки маршрута. До него оказалось явно больше заявленных картой 8 километров. Так что, когда рюкзаки последний раз покинули натруженные плечи, мы вздохнули с облегчением, которое по мере удаления от Ергаков сменилось уже легкой тоской по ним.  (700x525, 103Kb)