в период дошкольного детства у ребенка формируется основа мировоззрения и система ценностей. Начинается процесс в период установки границ - "что такое хорошо, и что такое плохо", а в дошкольный период мозг учится дифференцировать и категоризировать (то есть, видя незнакомый объект относить его по совокупности характеристик к некоей группе). все то же самое происходит и в плане нравственного воспритания - видя спорную ситуацию, ребенок разрешает ее с помощью сформированных ранее правил и принципов. Сейчас все разрозненные отдельные детали собираются как паззл в одну картину, у ребенка строится целостная картина мира. Он мыслит системно, есть стержень, на который нанизываются все новые детали.
Что это значит с практической точки зрения?
Поскольку возможности - временнЫе и физические - не безграничны, мы не можем впихивать-впихивать-впихивать информацию в ребенка, не давая времени на ее обработку и переосмысление, то необходимо определиться с приоритетами. Если сейчас упустить время, которое необходимо посвятить эмоциональному развитию и формированию нравственной картины мира - потом будет очень сложно его наверстывать, восприятие будет другое, эмоциональная сфера более закрыта, взгляды уже оформлены и т.п. Как раз в дошкольный период совершается "первый цикл" формирования морально-нравственных ценностей личности. И не нужно это время искусственно посвящать изучению абстрактных символов или научных терминов, оставляющих эмоциональную сферу "не у дел".
Если обратить внимание на сюжетно-ролевую игру детей (я имею в виду нормально развитую игру, а не примитивное повторение "бац-бац!" из мультиков и "стрелялок), то можно увидеть, что дети постоянно вводят какие-то ситуации, которые нужно разрешать, исходя из нравственных ориентиров (кто-то кого-то обидел, и т.п.).
Игра позволяет ребенку переживать все, а не просто осмысливать. Это было одно из громадных заблуждений советской педагогики: если ребенок будет ЗНАТЬ, как поступать, то он так будет поступать. Ничего подобного! Вы думаете, те люди, которые проходят мимо человека, которому плохо в метро, или не уступают место старушке - не знают ничего о этике поведения? Как раз знают все прекрасно. Но это совершенно не те знания, которые должны сухо усваиваться разумом. Здесь должно обязательно участвовать сердце. Ребенку необходимо научиться СОПЕРЕЖИВАТЬ, почувствовать на себе то, как может быть плохо "обиженному". Понятное дело, незачем ему все негативные стороны проживать в реальности - для того, чтобы он по-настоящему прочувствовал, событие может быть и вымышленным. Это очень легко дается в сказке, когда ребенок представляет себя то одним персонажем, то другим, и эмоционально проживает различные ситуации. Это также легко делается в игре, когда ребенок живет по-настоящему в вымышленных ситуациях. Поэтому, недостаточно почитать ребенку "что такое хорошо, и что такое плохо" и снабдить его десятком нотаций о том, что "хорошие детки так не делают". Необходимо работать с его эмоциональной сферой, чтобы пробудить в нем добрые чувства, которые как раз и будут вдохновлять на добрые поступки, а не сухие знания этического кодекса (добрые поступки бывают как раз неразумными с точки зрения логики и собственной выгоды).
Очень хорошо, если ребенок может по-настоящему пережить какие-то ситуации, а не только в мире фантазий. Это уже вопрос к родителям, могут ли они в реальной жизни и быть примером, и поучаствовать в чем-то вместе с ребенком (навестите больного, приготовьте неожиданный подарок без всякого повода кому-то, покормите бездомных животных и т.п., чтобы для ребенка заботливое поведение не осталось теоретическим "уступайте места пассажирам с детьми и инвалидам"). Многие современные родители так боятся не успеть научить ребенка читать-писать-считать (хотя после трех лет у него никто не отнимет эту возможность), и любым другим "развивалкам", что забывают о том, что даже пусть ребенок академиком станет, и внутри будет черствый и злой человек - ему это не принесет счастья. Опять вернемся к тому, о чем постоянно напоминаем - очень многое зависит от нашей системы ценностей, что мы стараемся заложить в ребенка, что мы считаем наиважнейшим в начале его жизненного пути.
источник:
http://deti-v-semje.livejournal.com/1858521.html
Серия сообщений "дети в семье":
Часть 1 - Как развивать ребенка? Дошкольники. Часть 1.
Часть 2 - как развивать ребенка? дошкольники. часть 2
Часть 3 - Как мы создаем избалованность, упрямство и беспомощность своих детей
Часть 4 - Как мы создаем избалованность, упрямство и беспомощность своих детей. Продолжение
Часть 5 - Десять заповедей Януша Корчака для родителей
Часть 6 - Шесть бестселлеров по воспитанию детей
Часть 7 - Детская лотерея. Отличный элемент любого праздника.