Возвращаясь к теме человечности в человеке, невольно пришел к совершенно неоднозначным заключениям. Похоже, что кроме разума и т.п., человечность в человеке парадоксально определят… страсти и смертность. Хотя, конечно, эти «параметры» связаны с выявленными ранее.
Homo Immortalis, прихожу я к выводу, был бы существом кошмарным и аморальным. Прежде всего, это был бы уже психологически и биологически НЕ человек. Как очень тонко описала Н. Райс, человек бессмертный отделяется от общества, вырывается из контекстов морали. Бессмертие ставит между ним и существами смертными непреодолимый барьер, низводя ценность человеческой жизни до ценности коровы. Бессмертная сущность теряет страх, боль, она очень быстро (за какие-нибудь 70 лет!) полностью теряет свои страсти, удовлетворив их с избытком. И становится холодной ко всему. Любые социальные потребности уходят за полной незначительностью пред лицом смертных коров. Остается только полная пустота и скука. И ощущение того, что ты заключен в тюрьме, из которой нет выхода. Личность начинает испытывать психологическую клаустрофобию и, лишенная желаний, как стимулов к развитию, начинает неуклонно деградировать. Все это в совокупности приведет ее к безумию. Однако, в тот период, пока безумие не достигнуто, а желания телесные уже пропали, изжиты, бессмертный человек становится особенно опасным. Личность, стоящая на высокой ступени развития, и лишенная моральных принципов! Вот противник предельно опасный, предельно умный, хитрый и изворотливый. Абсолютное зло во плоти. Ибо телесные страсти, как известно всем духовным практикам, мешают человеку достичь величия. Но величия можно достичь не только в добре, но и во зле. Посостязаться с дьяволом, попробовать встать на его место.
Как же так? Разгадка находится очень легко, если принять на веру суждение, что страсти есть искаженная способность любить, болезнь духовная. И христианская, и другие духовные системы совершенствования постулируют, что телесные страсти есть препятствие на пути к совершенству. Они есть тяжкий недуг, калечащий нас духовно. Как мы этим недугом заразились? Христианский ответ мне известен – это история о первородном грехе, о падении Люцифера. В общем, христиане знают, как зло пришло в мир и в НАС. Доброе, хорошее, та наша способность любить, заложенная изначально, подверглась трансформации. Нас, призванных любить Бога и друг друга, т.е. субъектов, научили любить объекты. Как материальные, так и духовные, но ОБЪЕКТЫ. Все, страсть готова. Можно сказать, что в винную бутылку подлили некой дряни, от чего благородный напиток стал уксусом. Духовные учения вроде буддизма предлагают этот уксус вылить. Замечательная мысль – избавиться от той части человеческой природы, что в нас заложили изначально. Отрезать ненужное, как аппендикс. Отпилить ногу, больную гангреной. Но ведь это МОЯ нога. Да, больная, но ведь я с ней родился! Я ее вылечить хочу, а не удалять. Действительно, просто вылив содержимое из бутылки, мы рискуем посягнуть на свою природу, вычеркнуть часть человеческого из себя. Перестать быть человеком, стать эдаким холодным разумным компьютеров, принимающим мудрые решения, не замутненные ничем. Т.е., такую вот пустую бутылку надо взять и выкинуть, как нечто неэстетичное и опасное. Христианство же понимает, что достигнуть святости самоампутацией нельзя. Святость не изнутри берется, она с наружи приходит и заполняет нас. Перестав быть человеком, субъект вовсе не обязательно становится святым. Святой, в христианском понимании вовсе не пуст, совсем наоборот. В нем есть любовь и благодать. Так как же избавить бутылку от уксуса, чтобы она не меняла своей сущности и природы, не становилась ПУСТОЙ? Есть довольно таки трудоемкий метод. Надо просто в бутылку постоянно доливать вина и отбирать излишек. Тогда концентрация уксуса будет все время падать, пока не придет в норму относительно содержания уксуса в вине. Наполнять бутылку следует тем, чем она была наполнена изначально. Говоря о человеке, его следует наполнить любовью к субъектам. У святого человека его натура, которую можно назвать страстной, будет не искривлена, не больна.
Возвращаясь к теме смертности, можно сказать, что это болезнь, но попытка ее лечения ведет к моральному летальному исходу, а все из-за наличия в нашем мире зла. Под злом я в данном случае имею ввиду вовсе не природные катаклизмы, а совершенно конкретные персонифицированные силы. Вообще же, если уж я заговорил о зле, то поделюсь одной своей мыслишкой, отдающей изрядной плесенью и крамолой. Звучит она следующим образом: «Справедливость – закон сатаны». Почему я так думаю? Тут все очень просто. Справедливость предполагает, что то зло, которое причинил я, должно вернуться ко мне. Если я сжег чей-то дом, мой дом должны сжечь. И т.д. Классическая система сохранения и приумножения зла и страданий. Привет учению о карме. Более того, если справедливость ДОЛЖНА быть, то данная система становится и вовсе детерминистской. Я НЕИЗБЕЖНО причиню зло из мести. Я ОБЯЗАТЕЛЬНО отплачу добром за добро. Бесконечная цепь повторяющихся событий. Вечный спектакль. Вечная схватка Добра и Зла, заканчивающаяся НИЧЕМ.