Как изменить прошлое? – Методика Мэри и Роберта Гулдингов «Расширение перспектив» |
Говорят, что прошлое не изменить. Создатели школы Перерешения Мэри и Роберт Гулдинги так не думают. Прошлое может измениться, если Вы этого захотите. Секрет в Вашем восприятии. А раскрыть его поможет методика «Расширение перспектив», ставшая классикойТранзактного Анализа (ТА). Она также с успехом применяется в Символдраме, Гештальте и Психодраме.
Эта методика позволяет вернуться в конфликтную ситуацию прошлого, в которой Вас, например, несправедливо обвинили, обидели, наказали, оговорили либо вы сами взяли чью-то вещь, зло подшутили над кем-то, причинив страдания другому человеку. Основной признак, объединяющий эти «незначительные» ситуации из детства – появляющиеся раздражение и дискомфорт, а также гнев, печаль, страх, вина – когда бы Вы о них ни вспоминали.
Помощь психотерапевта здесь не потребуется. Это упражнение вполне можно выполнять самостоятельно. Главное, отнеситесь к нему серьезно, проработайте каждую деталь из своего прошлого и отпустите. Пусть на освободившееся место придет новое радостное, счастливое, ресурсное воспоминание. Готовы? Тогда начнем.
Инструкция
Уединитесь. Подготовьте ручку или карандаш и листок бумаги.
Часть1. Фиаско
Вспомните ситуацию, когда Вам довелось пережить такое, что Гулдинги называют «пустячно-ужасная травма». На Ваш дом не упала бомба, Ваша мать не угрожала покончить с собой, Вас никто не избил. Но чувствовали Вы себя тогда просто ужасно, и воспоминание об этом «кошмаре» живет в Вас до сих пор.
Вот примеры:
— На концерте Вы забыли конец исполняемой вами фортепьянной пьесы;
— Вы намочили штаны в детском саду;
— Вас поймали за игрой «в больницу»;
— Соседский мальчик соорудил шалаш на дереве и позвал туда играть всех, кроме Вас;
— Читая на уроке вслух, Вы сбились, и все стали смеяться над вами;
— Ваша учительница назвала Вас олухом.
Вспомните подобную ситуацию, которая произошла с Вами. Можно закрыть глаза или оставить их открытыми. Представьте себя в ней и снова проживите ее, как тогда. Не торопитесь. Вспомните все детали. Побудьте в этом.
Что Вы чувствуете, вновь переживая эту ситуацию?
Какими словами Вы думаете о себе и других?
Если хотите, напишите такие фразы:
1. Я чувствую _______________ (Вставьте сюда только одно слово. Например, гнев, печаль, страх, стыд, зависть).
2. Одним-двумя предложениями опишите, что Вы в той ситуации по секрету думаете о себе, и о других людях, и о жизни вообще:
Он/она/они — ____________________.
Я —______________________.
Жизнь — это ________________________.
Те, кто решаются на этот опыт, замечают, что им пришлось пережить то же смятение чувств, неясную угрозу, которые часто доводилось испытывать в далеком детстве. То, что Вы говорите о себе, других и о жизни, может быть тем самым решением, которое Вы приняли в то давнее время. И Вы все еще продолжаете жить им. Может, пришла пора пересмотреть решения принятые в шестилетнем или восьмилетнем возрасте?
Часть 2. Победа
Теперь, если хотите, Вы можете вновь пережить эту ситуацию, но уже по-новому. Выйти из нее победителем. В ней не надо изменять других. Если учительница была тогда жестокой, пусть она такой и остается. Если тогда Ваша мать вела себя глупо, такой ее себе и представляйте.
Мы часто не можем выйти из болезненной ситуации, только потому, что ждем, когда изменятся другие. Мы хотим, чтобы люди в той ужасной для нас ситуации вели себя по-другому. Именно из-за нее мы не можем отпустить прошлое. И если тогда Вы намочили штанишки, то Вы намочили их. Если вы украли кусочек мела — Вы украли его.
Что же тут можно изменить? Сейчас Вы можете изменить то, что чувствуете и думаете об этой ситуации, пересмотреть Ваши установки и восприятие прошлого. Вы также можете изменить свои слова и поступки после этой «пустячно-ужасной» ситуации, когда-то нанесшей Вам травму.
И на этот раз Вы победите! Готовы?
Мысленно выберите себе идеального союзника, друга, на которого Вы сможете полностью положиться. В этом качестве Вы можете представить себе кого захотите — Папу Римского, Президента, известного актера, образ супермена или совершенной женщины. Выберите того, кто сможет помочь Вам выйти победителем из Вашей ситуации. Выбрав такого партнера, возьмите его с собой в тот момент Вашей жизни. Пусть он поможет Вам победить!
Можно попробовать найти что-то смешное в Вашей ситуации. Смех — прекрасный способ все изменить!
Вы победили? Довольны ли Вы тем, что Вам удалось сделать? Если да — замечательно! Если же нет, то, может быть, Вы все еще ждете перемен в других? Или Вы неправильно выбрали себе союзника? Выберите другого помощника, начните заново. И побеждайте!
Часть 3. Помощник — это Вы
Проанализируйте, какими качествами Вы наделили своего помощника, и попытайтесь придать эти свойства себе. Вернитесь в свою ситуацию уже без помощника, но с его качествами. Станьте сами себе другом и опорой! Возвращайтесь в прошлое, и пусть теперь именно Вы окажетесь Победителем. Это и будет Вашим новым решением!
***
Приветствую Победителей! Как Вам новый опыт?
Сейчас, когда Вы посмотрели на ситуацию глазами взрослого человека, вы сможете принять тот факт, что упражнения, методики, техники и реальный опыт — это разные вещи.
В каких-то случаях, Вы можете сами стать для себя терапевтом, обратиться к своему воображению, вернувшись с его помощью в прошлое и принять в нем новое решение. Однако ситуации из прошлого могут быть как незначительными, так и на самом деле травмирующими. И в этом случае, возвращаться в прошлое лучше вместе с квалифицированным психотерапевтом.
Рубрики: | Психология, психотерапия |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |