-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Lida_T

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.05.2013
Записей: 222
Комментариев: 100
Написано: 388


Русский след.

Четверг, 02 Мая 2024 г. 03:43 + в цитатник

      Опубликовано в "Письмах о Ташкенте". https://mytashkent.uz/2024/04/29/russkij-sled/#comment-271400

  5289008_fliginvvvv29_290424034903 (700x379, 39Kb)

 

Юрий Флыгин, историк, публицист

В предыдущее столетие за пределами Отечества сформировалась многочисленная русская диаспора. Её образование как мирового явления началось на рубеже XIX-XX веков и происходило волнами, связанными с переломными событиями российской истории. Многократное увеличение числа зарубежных соотечественников произошло после одного из величайших геополитических катаклизмов прошлого века – распада Советского Союза в 1991 году.

Ныне русские входят в первую пятёрку народов, имеющих наиболее многочисленные диаспоры в рассеянии. Русская диаспора в мире в совокупности насчитывает более 30 млн человек. Замечательный российский учёный и публицист Игорь Шафаревич писал в 2005 году в предисловии к своему сборнику статей «Русофобия»: «После распада Советского Союза русский народ оказался разделённым между несколькими государствами, подобно немецкому после конца Великой Отечественной войны».

 

В действительности же положение русского народа было гораздо более драматичным, нежели положение немцев. Ведь немцы были разделены лишь на два государства, и в обоих они являлись основным по численности народом. Русские же в результате дезинтеграции Союза оказались, кроме России, ещё в 14 государствах, и во всех они оказались меньшинством, а в некоторых постсоветских странах даже преследуемым.

Конечно, говоря о русской диаспоре в мировом масштабе, надо иметь в виду, что в её состав входят не только этнические русские, но и представители других народов Советского Союза, объединяющим фактором для которых является русский язык. Но применительно к Узбекистану, так же как и к остальным странам бывшего Союза, мы можем говорить именно о русской диаспоре, поскольку другие некоренные народы этих стран идентифицируют себя, как правило, отдельно.

Русская диаспора Узбекистана является одной из старейших диаспор соотечественников за пределами нынешней России. Русское население живёт на территории Узбекистана уже порядка 150 лет. Упоминавшийся распад бывшего Союза в одночасье определил ему статус зарубежной диаспоры.

Народы России и Узбекистана, равно как и остальных стран Средней Азии, в течение многих веков находились в относительном соседстве, а в последние полтора века около 130 лет жили в общем политическом и экономическом пространстве.

Первые контакты русских людей с народами Средней Азии уходят во времена средневекового Русского государства. Конечно, они носили лишь эпизодический характер. Участники таких контактов были очень немногочисленны и все подобные эпизоды не оказывали сколь-либо заметного влияния на быт, общественно-политическую и хозяйственную жизнь своих стран.

Со второй половины XVI века контакты России со Средней Азией приобретают относительно регулярный характер. В это время устанавливается контроль Русского государства над всем течением Волги, русские пределы приблизились к среднеазиатским землям. Астрахань в низовьях Волги в течение двух веков была для русских своего рода «воротами в Азию».

С ХVIII века российско-среднеазиатские связи становятся более широкими и разнообразными. Основой для них в первую очередь был торговый интерес. Россия постепенно становится ведущим торговым партнёром для стран Средней Азии. И Россия также ценила торговую привлекательность среднеазиатских стран. За последнюю четверть ХVIII – первую половину XIX в., то есть за 75 лет, торговый оборот России со Средней Азией вырос в 13 раз. Характеризуя важность для Средней Азии торговли с Россией, один из исследователей середины XIX века писал: «Мы шлём в Среднюю Азию такого рода товары, которые в целом Туране составляют предметы самых необходимых потребностей всего народонаселения».

В XVIII веке Средняя Азия входит в сферу внешнеполитических интересов России. Но ещё гораздо раньше, в середине ХVII века, тогдашний руководитель русской дипломатической службы А.Л. Ордин-Нащокин, по утверждению выдающегося русского историка В.О. Ключевского, вполне осознавал значение для России отношений со странами Востока и старался наладить торговые связи с Персией, Хивой и Бухарой.

Среднюю Азию в ХVIII и первой половине ХIХ века посещали в первую очередь купцы и дипломаты. Именно русские дипломаты были первыми из европейцев, составившими обстоятельные описания государственного управления, хозяйственной жизни, обычаев, образа жизни и быта среднеазиатских народов. Список имён русских дипломатов, внёсших вклад в изучение Средней Азии, велик. Среди них – И.Д. Хохлов, И.В. Виткевич, Е.К. Мейендорф, Н.В. Ханыков, Г.И. Данилевский, Н.П. Игнатьев.

В 1796-1797 гг. российское посольство во главе с С. Телятниковым и А. Безносиковым впервые посетило Ташкент, который тогда был центром самостоятельного владения во главе с Юнусом Ходжой. Тот обратился к российскому правительству с просьбой о военной помощи. Такую же просьбу повторили побывавшие в конце 1797 года в Петербурге послы Юнуса Ходжи. Они сообщили о желании ташкентского правителя быть под покровительством России.

Среди русских дипломатов отметим имя Е.П. Ковалевского, который одновременно является и выдающимся востоковедом. Хотя он сам никогда не был в Ташкенте, но именно ему Ташкент в известной мере обязан своим столичным статусом. В марте 1862 года на правительственном заседании он предложил образовать особую административную единицу для управления казахскими землями, население которых вошло в состав Российского государства, «назначив местопребыванием [администрации], по удобству местности, Ташкент».

В XVIII – первой половине XIX в. в среднеазиатских ханствах появляются первые группы постоянно проживающих россиян. Это были люди, захваченные в приграничной полосе в ходе грабительских набегов и потом проданные в рабство в среднеазиатские пределы. К середине XIX века таких пленников находилось довольно много. Российский посланник петровских времён Ф. Беневени утверждал, что пленных русских людей в Бухарии содержится до двух тысяч человек. В первой половине XIX в. численность «русских пленников в среднеазиатских государствах по различным данным колебалась от нескольких сотен до нескольких тысяч человек».

Именно освобождение этих пленников явилось одной из целей российского движения в Среднюю Азию. Положение пленников было ужасным. Хотя многие русские люди «дослуживались до довольно высоких дипломатических и военных постов, благодаря своим умениям и навыкам, образованности и талантам».

На новый уровень отношений народы Средней Азии и России выходят во второй половине XIX века, когда Средняя Азия стала частью Российской империи. Если до этого контакты затрагивали лишь представителей власти, посольские миссии, торговлю, то теперь они охватывали более значительные сферы местной жизни – экономику, социальные отношения и быт.

С середины ХIХ века русские люди начинают поселяться в Туркестане, в том числе на территории нынешнего Узбекистана. Сначала это были в основном чиновники и военные. Появляются русские кварталы в местных городах, формируются небольшие русские общины. На территории Узбекистана русское население в сельской местности было крайне незначительным. Постепенно состав русских общин становится более разнообразным, появились рабочие, крестьяне, рядовые служащие, представители интеллигенции.

Появление в Туркестане европейского, преимущественно русского населения, повлияло на конфессиональную структуру региона, он становился более поликонфессиональным. Формируются христианские общины. Однако это, как правило, не приводило к конфликтам на религиозной почве. Наоборот, в регионе укреплялся и расширялся опыт межконфессионального общения и добрососедства.

Конфессиональному согласию содействовала разумная политика государственной власти и Русской Церкви, совершенно не поощрявших в регионе прозелитизм и миссионерство.

Согласию и добрососедству способствовали и искони свойственные русским людям веротерпимость и доброжелательное отношение к людям иной веры. Во многом благодаря этому в регионе созидалась атмосфера взаимоуважительности и межнационального добрососедства – этих замечательных качеств, которые до сих пор ярко характеризуют отношения между народами в среднеазиатском регионе. Заслуга русского народа в их утверждении исключительно велика.

Очень большое влияние на формирование характера русского народа, его поразительного умения находить взаимопонимание с другими народами, имело то обстоятельство, что, начиная с ХVI века, Русское государство развивалось как полиэтническая и поликонфессиональная евразийская держава. «Этнокультурный облик русского народа [складывался] на богатом основании, сочетающем в себе как европейские, так и восточные элементы, унаследованные в результате длительного и богатого событиями исторического развития».

Административным центром новообразованного в 1867 году Туркестанского генерал-губернаторства стал Ташкент. Он был очагом формирования крупнейшей в Средней Азии русской общины. Ташкент в Средней Азии середины XIX века был очень многонаселённым городом по меркам того времени. В 1865 году его население составляло, по экспертным оценкам, около 106 тысяч человек. Это было исключительно местное, мусульманское население. Появившееся в 1865 году в Ташкенте малочисленное европейское население росло крайне медленно.

В 1871 году количество жителей новой, «русской», части составляло всего 2073 человека. Причем это были не только русские. Так называемый «русский город» таковым был лишь по названию, в действительности же он с самого начала формировался как многонациональный. В этом же 1871 году из 2073 человек русских насчитывалось лишь 1289 человек, около 450 было узбеков и казахов. Местные жители, особенно зажиточные, охотно селились в европейской части. Относительно крупными общинами были представлены немцы, евреи и татары.

Русское население Туркестана отличалось, как правило, хорошей образованностью, а это определяло его разносторонние интересы. Среди русских администраторов, офицеров, педагогов, служащих, представителей духовенства было практически повсеместной практикой членство в различных просветительских, научных, благотворительных, литературных, музыкальных обществах.

В Ташкенте в 1883 году проживало около 5000 человек русского населения. При этом выписывалось из столиц Империи 1353 экземпляра периодических изданий, в том числе такие как «Вестник Европы», «Отечественные записки», «Московские ведомости», «Новое время», «Восточное обозрение», «Нива» и другие. Получается, что каждая семья выписывала 1-2 периодических издания.

Русские люди стали в Туркестане зачинателями таких явлений современной цивилизации, как музеи, театры и кинотеатры, общедоступные библиотеки и парки, газеты и журналы, выставки, больницы, благотворительные общества, организации кредита и страхования. Исключительно огромным было русское влияние в производственной сфере. С русскими именами связана борьба за искоренение в регионе многих опаснейших болезней. Именно русские краеведы и учёные привлекли внимание к истории местных народов, познакомили с ней другие страны, положили начало реставрации и охране местных архитектурных памятников.

По данным Всероссийской переписи населения, в 1897 году общая численность населения в Ташкенте составляла 156 тысяч 414 человек. Из них 26,3 тысячи (17 процентов) относились к некоренному населению. На 1 января 1912 года в Ташкенте проживало «в русской части… 71192 жителя, не считая войск [с войсками на 8-10 тысяч больше – Прим. автора], и в туземной части свыше 226000». Однако, источник делает оговорку, «что данные по туземной части далеко не полны… вернее же население Ташкента надо считать до 300000».

Уникальные качества русского народа, его умение устанавливать добрые взаимоотношения со всеми народами неоднократно отмечались отечественными и зарубежными авторами. Врач и публицист И.Л. Яворский, в конце XIX века лично имевший возможность наблюдать взаимоотношения русских и среднеазиатских людей, писал: «Куда бы ни являлся русский человек, он несёт с собой и основные черты своего счастливого характера: прямоту и стремление к правде, добродушие, желание сблизиться со своими соседями, кто бы они ни были по происхождению, а в случае нужды и оказать посильную помощь».

Зарубежные авторы особенно отмечали, что русская позиция по отношению к коренным народам Средней Азии разительно контрастировала с аналогичной практикой западноевропейцев в странах с мусульманским населением, например, Англии в Индии, Франции в Алжире и Тунисе, Германии в Восточной Африке. Даже русофоб лорд Керзон писал: «Дружелюбие и откровенность русских манер… терпимость к религиозной практике… мусульманского населения… снискали русским уважение и расположение азиатских народов».

Уникальные качества русского народа, его умение устанавливать добрые взаимоотношения со всеми народами неоднократно отмечались отечественными и зарубежными авторами. Врач и публицист И.Л. Яворский, в конце XIX века лично имевший возможность наблюдать взаимоотношения русских и среднеазиатских людей, писал: «Куда бы ни являлся русский человек, он несёт с собой и основные черты своего счастливого характера: прямоту и стремление к правде, добродушие, желание сблизиться со своими соседями, кто бы они ни были по происхождению, а в случае нужды и оказать посильную помощь».

Зарубежные авторы особенно отмечали, что русская позиция по отношению к коренным народам Средней Азии разительно контрастировала с аналогичной практикой западноевропейцев в странах с мусульманским населением, например, Англии в Индии, Франции в Алжире и Тунисе, Германии в Восточной Африке. Даже русофоб лорд Керзон писал: «Дружелюбие и откровенность русских манер… терпимость к религиозной практике… мусульманского населения… снискали русским уважение и расположение азиатских народов». со стороны коренных жителей. Совместный труд, тесное общение способствовали тому, что черты нового быта проникали в веками сложившийся уклад жизни населения региона.

Ведь, скажем, жители Индии не видели у себя простых людей из Англии. Дж. Неру в своей книги «Открытие Индии» писал по этому поводу: «Даже английский рабочий и фермер… несмотря на подчинённое положение у себя на родине, испытывали гордость владельцев и властелинов. Тот же рабочий или фермер, приехав в Индию, неизбежно был бы причислен к правящему классу».

Французский путешественник барон Бенуа-Мешэн, посетивший в 1883 году Самарканд и Бухару, отмечал близкие отношения, сложившиеся в Средней Азии между русскими и местным населением: «Русский не такой иностранец, каким является англичанин по отношению к индусу. Русский солдат живёт вместе с сартом, между тем как ничто не может изменить мнение британского солдата о своём превосходстве над всеми народностями, населяющими Индостан».

ХХ век, который в жизни и русского и узбекского народов характеризуется в первую очередь многолетним совместным процессом построения общества на новых политических и экономических принципах, который, несмотря на разные издержки на этом пути, вместе с тем благоприятствовал дальнейшему укреплению уз дружбы и добрососедства между двумя народами.

Совместная работа по совершенствованию и развитию хозяйства, культуры ещё более их сближала. Тяжелейшие испытания Второй мировой войны, совместная героическая борьба против фашизма выковывали настоящее братство по оружию русских и узбеков, других народов страны.

Исключительно ярким примером беззаветного служения русских учёных, педагогов делу развития науки и образования в Узбекистане явилось открытие по инициативе русской интеллигенции университета в Ташкенте, нынешнего Национального университета Узбекистана. Содействие русских учёных и союзных государственных властей в деле развития науки в Узбекистане ярко проявилось в учреждении в республике в 1943 году, во время Второй мировой войны, Академии наук. Подобного прецедента не знает мировая история.

Исключительно велика была роль русского народа в совместном трудовом подвиге всех народов бывшего Союза по восстановлению Ташкента после катастрофического землетрясения 1966 года.

Роль русских людей очень значительна практически во всех крупных событиях и процессах хозяйственной и культурной жизни Узбекистана ХХ века – в освоении новых земель и разработке месторождений полезных ископаемых, строительстве ирригационных сооружений, заводов, электростанций, железных дорог, городов.

Известный государственный деятель Узбекистана второй половины XX века Ш.Р. Рашидов утверждал, что «вступление в общение с русским народом является основным, определяющим при оценке последствий интеграции Средней Азии в состав Российского государства».

Какой была динамика численности русской диаспоры в Узбекистане? Здесь придётся столкнуться с некоторыми трудностями при определении территории подсчёта в период до формирования Узбекистана в нынешних границах.

Впервые относительно полные сведения о численности населения в Российской империи, и в том числе в Туркестане, дала первая Всеобщая перепись населения в 1897 году. Тогда территория нынешнего Узбекистана была разделена между Туркестанским генерал-губернаторством, Бухарским эмиратом и Хивинским ханством.

В Хивинском ханстве русских практически не было, в Бухарском эмирате численность их была незначительной. Появление здесь русского, вообще европейского населения связано было со строительством Закаспийской железной дороги, Самарканд-Термезского тракта, основанием и деятельностью Амударьинской флотилии, учреждением таможенных постов, в частности, в Термезе. В конце XIX века в эмирате проживало немногим более 12 тысяч российских подданных (понятное дело, что не все они были русскими). К 1917 году численность российских подданных в Бухарском эмирате выросла до 50 тысяч человек. В обоих протекторатах перепись населения не проводилась.

По Туркестанскому краю русские в конце XIX века составляли всего 3,75% от всей численности населения, а на обследованной территории Узбекистана и того меньше – 1,9% (44,6 тысячи человек), 85% из них проживали в городах.

В первое десятилетие XX века численность русского населения на территории нынешнего Узбекистана продолжала увеличиваться очень медленными темпами. В основном рост этот достигался за счёт внешней миграции. Естественный внутренний рост за счёт рождаемости был крайне незначителен из-за высокой смертности – на это влияли непривычный климат, плохая вода, многочисленные болезни.

Существенно повлияли на национальный состав населения в Туркестане события Первой мировой войны и Российской революции 1917 года. В крае появилось значительное число беженцев и военнопленных. Но и в первом, а тем более во втором случае это было не русское население. Наоборот, в связи с мобилизацией в армию значительной частью европейского населения (коренное население на фронт не привлекалось), численность русских уменьшилась.

С начала Первой мировой войны по 1916 год по Туркестанскому краю «было мобилизовано 286,4 тысячи человек, из них большинство представителей восточнославянской диаспоры». В середине 1917 года русское население в Туркестане составляло 7,9% против 10,5% в 1915 году.

Революционные события 1917 года, гражданская война, процессы общественно-политической трансформации в первые послереволюционные десятилетия вызвали в Средней Азии довольно значительное движение в первую очередь именно европейского населения. В 1920 году в Туркестанской АССР (а это была территория всего бывшего Туркестанского генерал-губернаторства, так что приводимые данные не могут точно отражать ситуацию конкретно по Узбекистану – Прим. автора) русских проживало 536,7 тысячи человек, что составляло 10,3% от всего населения. Перепись 1926 года даёт нам численность русского населения уже конкретно по Узбекистану. Русских тогда в республике проживало 246,5 тысячи человек, это было 4,7% от общего населения.

Новое значительное движение населения и довольно быстрое увеличение числа русских людей в Узбекистане было связано с огромными народно-хозяйственными преобразованиями второй половины 20-30-х годов. Приток русских в Узбекистане в 20-30-е годы «был связан с промышленным развитием республики в годы первых пятилеток. С 1926 по 1939 годы число их увеличилось втрое (с 241 до 727 тысяч).

В ходе процесса индустриализации в Узбекистане сюда приходилось направлять из других республик Союза, в основном из России, не только квалифицированных специалистов, но и рабочих. У местного населения отсутствовали навыки индустриального труда. Всего только за 1933-1938 годы в Узбекистан из других республик прибыло 650 тысяч человек на многочисленные промышленные новостройки. Коренное население крайне неохотно шло работать на заводы, фабрики, стройки (за исключением, пожалуй, предприятий пищевой промышленности). Такое положение сохранялось вплоть до распада Союза.

Нынешняя узбекская историография пытается утверждать, что якобы «формирование рабочего класса республики шло в значительной степени на базе привозной рабочей силы, что являлось следствием имперской политики Центра». Такие утверждения совершенно не соответствуют действительному положению. Их вздорность и надуманность опровергается хотя бы тем фактом, что до 1991 года все города Узбекистана были буквально обклеены объявлениями о приглашении на рабочие места на различные промышленные предприятия, в которых никогда не содержалось и малейшего намёка на какую-либо дискриминацию по национальному и языковому принципу.

По данным Всесоюзной переписи населения 1939 года, в Узбекистане проживало 723,3 тысячи русских. Относительно всего населения республики это было 11,5%. После 1926 года численность русских выросла на 480,8 тысячи человек.

Значительное влияние на демографию Узбекистана оказала Вторая мировая война. В Узбекистан было эвакуировано значительное число людей из западных районов Союза, подвергнувшихся оккупации. Это в первую очередь были евреи, украинцы, белорусы, поляки. Русских среди эвакуированных было не так уж и много. Например, по данным израильского историка В. Дубсона, изучавшего соответствующие материалы белорусских архивов, из Белоруссии в Узбекистан было эвакуировано 20,6 тысячи человек, из них евреи составляли примерно 50%. Остальные – белорусы, поляки и другие. (Вообще цифры по эвакуации в Узбекистан в годы Второй мировой войны, постоянно приводящиеся в узбекских научных и пропагандистских источниках, не представляются достаточно объективными, не имеют источниковых обоснований и нуждаются в серьёзном изучении, без пропагандистской эмоциональности – Прим. автора).

После окончания Второй мировой войны основная масса эвакуированных вернулась в свои регионы. Но некоторая часть осталась в Узбекистане по разным обстоятельствам – семейным, в связи с работой.

В 50-е годы прошлого века в Узбекистане активно продолжалось развитие промышленности, и опять-таки это было сопряжено с привлечением работников из других республик. Согласно переписи 1959 года, в Узбекистане проживало около 1 млн 100 тысяч русских, что составляло 13,5% от всего населения. Это был самый высокий показатель относительной доли русского населения в Узбекистане за все годы. По сравнению с предыдущей переписью численность русских выросла на 324,4 тысячи человек.

Русские по-прежнему были преимущественно «городским» народом, хотя его доля в городском населении Узбекистана и понизилась – с 35,5 до 33,4%. Русская диаспора играла исключительно большую роль во всех сферах жизнедеятельности. Ее представители составляли основную массу инженерно-технических работников, педагогов, врачей, учёных, строителей, рабочих заводов, фабрик, транспорта. Вместе с тем русские специалисты с неизменной щедростью и готовностью к помощи содействовали формированию национальных кадров во всех отраслях производства, образования, науки, культуры.

К следующей переписи 1970 года численность русских в Узбекистане выросла на 382,8 тысячи человек, достигнув 1473,5 тысячи. Однако их удельный вес несколько понизился и составил 12,5%. Это объяснялось гораздо более высокой рождаемостью у коренного населения. Такая тенденция ещё более значительной станет в последующие годы.

В 60-70-е годы прошлого века крупные русские общины сформировались в Ташкенте и Ташкентской области, а также в Ферганской, Самаркандской и Бухарской (Навоийской после разделения) областях. В 80-е годы стал заметным выезд русского населения из республики. Впервые «отрицательное сальдо миграции… было зафиксировано ещё в 1976 году, когда из [Узбекистана] уехало людей больше, чем приехало сюда жить». Сначала отрицательное сальдо миграции было небольшим. Но с каждым годом оно увеличивалось.

Причин этому было несколько. В республике гораздо более высокими темпами по сравнению с европейцами росла численность коренного (титульного) населения. Несмотря на огромные вложения в социальную сферу республики из союзного бюджета, её развитие не успевало за ростом населения. Это определяло более низкий уровень жизни в сравнении, скажем, с Россией, Украиной, Белоруссией, Прибалтикой. Обострялась конкуренция на рынке рабочей силы в условиях характерной для Узбекистана клановости и кумовства. В этих условиях у европейцев сужались перспективы служебного роста.

Всесоюзная перепись 1979 года показала, что численность русского населения после 1970 года несколько увеличилась – на 192,2 тысячи человек и достигла 1 млн 666 тысяч. Однако доля русских в национальной структуре всего населения вновь уменьшилась до 10,8%.

Результаты следующей Всесоюзной переписи в 1989 году ещё более закрепили сформировавшуюся тенденцию. Перепись показала сокращение и численности русских в Узбекистане, хотя незначительно, и ещё более заметное уменьшение их доли в общей массе населения. Русских в 1989 году в республике проживало 1653,6 тысячи (на 12 тысяч меньше, чем было в 1979 году). Это было 8,3% от всего населения, то есть на 2,5% меньше предыдущего показателя. Но всё равно русские продолжали оставаться второй по численности национальной общиной Узбекистана после узбеков.

Быстрые и значительные изменения в русской диаспоре Узбекистана стали происходить после 1991 года, после дезинтеграции Советского Союза и провозглашения независимости Узбекистана. Численность русских стремительно сокращалась в связи с их выездом из республики. Такой же процесс наблюдался и среди остальных европейцев, так называемых русскоязычных.

В Узбекистане после 1991 года практически не публикуется статистика о миграции населения, обстоятельных переписей не проводилось. Приходится в основном оперировать оценочными экспертными данными.

К 2000 году русское население в республике сократилось до 1,2 млн человек (4,9% от всего населения). 1991-2000 годы были периодом наиболее стремительного сокращения численности русского населения в Узбекистане (как и в остальных странах постсоветской Центральной Азии). Хотя в последующие годы темпы оттока русских людей сократились (все, кто мог это быстро сделать, уже уехали), но этот процесс не останавливался и происходит буквально ежедневно до настоящего момента.

Каковы причины выезда русских из Узбекистана? Включая тех, кто жил здесь уже в третьем-четвёртом поколении. К отъезду вынуждал людей клубок сложных причин и обстоятельств, в том числе неизбежных в сложное переломное время.

Власти республики в 90-е годы взяли курс на формирование преимущественно мононационального государства. Высшее руководство Узбекистана никогда не пыталось обратиться к русским людям с публичной оценкой их важной роли в разных сферах жизнедеятельности страны, с призывом продолжать выполнять эту роль и хотя бы обещанием моральной поддержки.

Распад Союза, нарушение интеграционных связей, ошибочная экономическая политика, до 2016 года ориентированная преимущественно на сокращение совместной с Российской Федерацией хозяйственной деятельности, привели к закрытию многих промышленных предприятий. А ведь русские в Узбекистане были всегда преимущественно городским народом. Они выполняли исключительно большую роль в качестве рабочих и инженерно-технических работников в индустриальной сфере. Оставшись без работы, они соответственно остались и без средств к существованию.

Сокращение функционирования русского языка отрезало русских от административной и ряда других сфер. Обозначившаяся довольно значительная безработица, высокая конкуренция за рабочие места вкупе с уже упоминавшейся клановостью среди коренного населения практически не оставляла русским шансов на рабочие места за пределами наименее привлекательных. Эта практика никак не может опровергаться единичными фактами, когда благодаря исключительно высокой квалификации отдельным русским удавалось сохранить свои относительно высокие должности.

Также надо отметить всплеск в 90-е годы узбекского национализма, который, конечно, не благоприятствовал добрососедским отношением русских и коренных жителей. Надо со всей определённостью сказать, что, несмотря на часто встречаемые заклинания типа «в Узбекистане национализма нет», это явление всегда имело место и в предыдущие годы, хотя и в незначительных масштабах. Национализм, к сожалению, имеет место во всех странах и у всех народов, и Узбекистан здесь не является исключением. Вместе с тем в Узбекистане он не доходил до таких оголтелых и массовых проявлений, как в ряде других постсоветских стран.

С благодарностью отмечая присущую многим узбекистанцам традицию добрососедства и доброжелательности по отношению к другим народам, нельзя не заметить, что в последнее время имели место факты проявления национализма со стороны отдельных государственных чиновников. Продолжается также в отдельных эпизодах некорректное и необъективное освещение некоторых фактов совместной истории в школьных и вузовских учебниках. Несомненным отражением этого являются нередкие случаи оскорбительных русофобских выпадов в социальных сетях. Всё это не может не отражаться на планах русских людей относительно своей будущности в Узбекистане.

Выезд русских из Узбекистана стимулировало также отставание Узбекистана от России и некоторых других постсоветских стран в социальной сфере, в уровне жизни.

В 2013 году официальная оценка численности русских в Узбекистане составила 809,5 тысячи человек (2,7% от всего населения). А к 2015 году, по оценке Госкомитета РУз по статистике (не публиковавшейся), русских оставалось 650 тысяч (1,8%).

В 2021 году впервые были опубликованы данные Госкомитета Узбекистана по статистике об этническом составе населения по состоянию на 1 января 2020 года. Численность русских в Узбекистане там была определена в 720,3 тысячи человек. Достаточно определенно можно утверждать, что эти данные не соответствуют действительности.

Одной из причин неточной оценки является тот факт, что многие русские (как и лица других национальностей) давно уже выехали из Узбекистана, стали гражданами других государств, но не завершили ещё официальное оформление выхода из узбекистанского гражданства. Процесс этот в силу бюрократических причин нередко длится годами. Какая-то часть и не оформляет этот выход, сохраняет таким образом два гражданства (это вовсе не означает двойного гражданства) в силу родственных обстоятельств. Но все эти люди уже не являются жителями Узбекистана и не собираются возвращаться. Отдельные редкие случаи «возвращенцев» всё-таки имеют место, но это никак не влияет на общую картину.

Большинство экспертов сходится во мнении, что по состоянию на 2022 год в Узбекистане проживало порядка 450-500 тысяч русских. Русская диаспора ныне является пятой по своей численности. Впереди неё, кроме узбеков, таджики, казахи и каракалпаки. Русские, таким образом, составляют 1,3-1,4% от всего населения Узбекистана, которое определяется по состоянию на начало 2022 года в 35,27 млн человек.

В Узбекистане проживает ныне также примерно 350-400 тысяч людей, которые традиционно относятся к русскоязычным (украинцы, белорусы, татары, корейцы, евреи, армяне и другие). Вместе с русскими это составляет 800-900 тысяч человек.
Около 80% всего русского населения Узбекистана живёт в Ташкенте, составляя около 20% всего населения столицы (в 1989 году русские составляли в Ташкенте 37% – 850 тысяч человек). Остальные 20% проживают в ташкентском оазисе (в основном в Чирчике), в Навои, Заравшане, Самарканде. В большинстве других мест, включая даже некоторые областные центры, русских осталось совсем мало.

Какова будущность русской диаспоры в Узбекистане? Отъезд продолжается. Причём, мы можем отметить, что в 2019-2021 годах он даже усилился (некоторое торможение произошло в период эпидемиологических ограничений).

Какова будущность русской диаспоры в Узбекистане? Отъезд продолжается. Причём, мы можем отметить, что в 2019-2021 годах он даже усилился (некоторое торможение произошло в период эпидемиологических ограничений).

Поскольку действие вышеперечисленных факторов, стимулирующих миграцию, по-прежнему сохраняется, то и отъезд людей не останавливается. Диаспора будет продолжать сокращаться и ещё более сжиматься локально, концентрируясь в основном в Ташкенте и его округе. Практически совсем не останется русских людей в сельской местности (их и сейчас там крайне мало). Сокращение будет обусловлено как отъездом за пределы республики, так и естественной убылью. Ведь сейчас среди русских узбекистанцев, не планирующих выезд, преобладают лица преклонного возраста, для которых смена места жительства сложна по физическим и медицинским обстоятельствам.

Но нет сомнений, что хотя бы небольшая численно русская община ещё долго сохранит своё присутствие в Узбекистане. Возможно она временами сможет даже пополняться за счёт россиян, которые будут на определённое время приезжать для работы на совместных производствах в процессе реализации разнообразных планов по экономическому российско-узбекскому сотрудничеству, которому после 2016 года высшее руководство Узбекистана уделяет большое внимание.

Несколько неожиданно в 2022 году число русских в Узбекистане значительно увеличилось. В Узбекистан, как и в ряд других соседних с Россией стран, прибыла довольно большая группа так называемых российских релокантов.

Согласно информации сайта Gazeta.uz от 28.10.22, за 9 месяцев 2022 года в страну прибыло «318156 россиян… прошедших регистрацию в Узбекистане». То есть, надо полагать, эти люди планировали находиться на территории Узбекистана относительно продолжительное время (граждане России могут находиться в Узбекистане до 15 дней без регистрации). Однако на судьбу русской диаспоры российские релоканты едва ли повлияют, во всяком случае в долгосрочной перспективе.

Значительная часть новых эмигрантов — это на самом деле бывшие коренные жители Узбекистана (узбеки, таджики, казахи и другие), которые получили гражданство России ради более высоких стандартов жизни. Однако, когда потребовалось разделить с новым отечеством трудности и испытания, они предпочли выехать в ранее покинутые ими отчие земли. Также многие релоканты уже вернулись в Российскую Федерацию. Некоторое их число уехало из Узбекистана в другие страны, в поисках более благоприятных условий. Из числа оставшихся большинство по разным причинам не рассматривает Узбекистан как страну проживания «на всю оставшуюся жизнь», так что российская релокация 2022 года не остановит сокращение русского населения в Узбекистане.

Даже и значительно сократившаяся русская диаспора по-прежнему благодаря профессионализму и трудолюбию русских людей играет весьма важную роль во всех сферах жизнедеятельности страны, активно участвует в созидании демократического и прогрессивного государства. Нельзя не видеть, что влияние, роль русского населения в Узбекистане гораздо значительнее его количественных показателей.

Сейчас трудно предвидеть роль русской диаспоры в Узбекистане в далёкой перспективе, однако, вне всякого сомнения, сейчас она благодаря своей неизменной приверженности традициям  добрососедства и уважения других народов остаётся важным фактором укрепления межнационального согласия в республике. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку