-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Lida_T

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.05.2013
Записей: 222
Комментариев: 100
Написано: 388


Марьям Несравненная. Рассказывает Тамара Якубова.

Суббота, 24 Августа 2019 г. 15:03 + в цитатник

Страницы из воспоминаний замечательной актрисы,  Народной артистки Узбекской ССР  Марьям Якубовой.  https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=2290217287744088&id=100002675163090 

М. Якубова «Как я стала актрисой»..

1.
Screenshot_2019-08-24 (31) Тамара Якубова - Лидия Козлова, в дополнение к вашей афише 20-х  (444x700, 196Kb)
 

2.
  
узбеккино2 (457x700, 397Kb)

http://electro.nekrasovka.ru/book/1871



3.
узбеккино31 (461x700, 609Kb)

http://electro.nekrasovka.ru/book/1871

Лидия Козлова, в дополнение к вашей афише 20-х годов с рекламой узбекских фильмов, публикую отрывок из маминых мемуаров, в котором рассказывается о съёмках фильма "Крытый фургон".

"Летом 1927 года во время каникул меня направили на Ташкентскую кинофабрику уже как настоящую актрису. Кинофабрика находилась на улице Абдуллы Тукая и почему-то называлась «Белый дом». Директор Мукимов включил меня в группу фильма «Крытый фургон», снимавшегося по сценарию Л.Сейфуллиной. Ставил фильм Олег Фрелих. В картине снималось несколько московских актеров и среди них – знаменитый Файт, он играл царского офицера. Остальные роли исполняли узбекские артисты, среди них Наби Ганиев и Юлдаш Агзамов, впоследствии ставшие выдающимися кинорежиссерами, героя играл артист Тураходжаев. Но для меня роли не нашлось. Я именовалась «актриса-практикантка». Героями фильма были киргизы, потому на главную роль нашли девушку, скорее девочку-киргизку Айшу Туменбаеву, пионерку, ей было не более тринадцати лет.
Началась моя первая киноэкспедиция! Приехали на берег Иссык-Куля, в селение Койсары, где не было ни одного дома, только несколько юрт, разбросанных вдалеке друг от друга. Мы тоже поселились в юртах. Рядом с юртой, где жила я с Айшой, стояла юрта Рисолятхон Саидалиевой – необычайно умной, доброй, интересной женщины, я с ней подружилась на всю жизнь. На берегах Иссыккуля отдыхал в ту пору поэт Эль-Регистан (впоследствии он вместе с С. Михалковым написал текст Гимна Советского Союза). Он часто навещал Рисолят-апу. У озера Эль-Регистан набирался сил после тяжелого ранения. Был он еще очень слаб, бледен, почти прозрачен, но обладал удивительным жизнелюбием и редким чувством юмора. А сколько знаний вмещалось в этом маленьком, тщедушном человеке! Я могла часами слушать беседы у вечернего костра, когда собиралась вся киногруппа.
Естественно, там не было ни машин, ни арб. Ежедневно нам давали сорок пять лошадей. Мы переезжали через каждые два-три дня, и для каждого переезда давали новых лошадей. Отличная наездница Айша вставала пораньше и выбирала лошадей мне и себе. Она стала моим педагогом в верховой езде, особенно были сложны подъемы на крутые горы и спуски. Занятия гимнастикой мне помогли, и уже через несколько дней я стала ловкой наездницей. Айша совсем не знала русского, а я, зная узбекский, с ней легко объяснялась.
Прошла неделя успешных съемок. Однажды утром в лагере появился подросток – приехал, чтобы увезти Айшу домой. Не сказав никому ни слова, она стала поспешно собираться. Я поняла ситуацию. Зная, что впереди еще много съемочных дней, сказала парнишке, назвавшемуся братом Айши:
– Не спешите. Айша должна получить деньги за работу, я сейчас сбегаю, принесу.
Кинулась к Фрелиху, тот сразу смекнул, в чем дело, бежит со мною и приговаривает: «Ни в коем случае, ни в коем случае».
Пока мы бежали, молодые уже уселись на коней. Я ухватилась за уздечку и спокойно сказала:
– Подожди, Айша, с тобой должен поговорить начальник.
Олег Николаевич волновался, возмущался:
– Скажите, что у нее впереди еще вся работа, что это безобразие...
Я перевела смысл сказанного. Тогда вскипел юноша:
– Говорили, берете только на неделю, неделя прошла!
Олег Николаевич рассердился:
– Слезай с коня, а то я тебя стащу!
Айша смутилась, а парнишка вдруг сказал:
– Это моя законная жена, вы не имеете права! Она должна мне подчиняться!
Тут уж не выдержала я и удивленно воскликнула:
– Муж?!
Олег Николаевич от неожиданности замолчал, потом начал гневаться всерьез:
– Ах ты, сопляк! Какой ты муж, ты, мальчишка.
Он решительно снял Айшу с коня, а «мужу» объявил:
– Ну-ка, быстро исчезни с наших глаз, иначе посадят тебя и будешь сидеть, пока не подрастешь. Вот тогда и женишься на Айше!
Мальчишка тоже злился:
– Вы не имеете права, она моя законная жена.
Но уже подошли все члены нашей группы, он хлестнул коня и умчался. Больше этот юный муж не появлялся.
... Доехали мы до Кукджая. Для многих переезды были мучительны, особенно для Сейфуллиной, Пирмухамедова и гримера Денежкина, они облачались в стеганые ватные штаны, усаживались в седла, как на табуреты, и, напрягая все мускулы, пытались удержаться, но их все равно заносило то в одну, то в другую сторону.
Поднялись мы как-то на вершину. Стоит могучее дерево, а вниз ведет узенькая тропочка по отвесному спуску. Айша мне говорит: «Здесь медленно ехать нельзя, надо скакать». Я посмотрела в бездонный обрыв, и, видимо, на лице моем было не только сомнение, но и страх. Айша подбадривает:
– Главное, не бояться, зажмурь глаза, не управляй конем, он сам знает, что нужно делать, натяни уздечку и откинься назад. Если будешь смотреть вниз, закружится голова – свалишься!
Пока мы переговаривались, нас догнали Агзамов и Пирмухамедов, который держал в руках корзину с провизией для всей группы.
Айша хлестнула коня и помчалась стрелой вниз, я за ней. За спиной был слышен топот, значит, мчались и наши мужчины. Доскакали мы до ущелья, и кони наши остановились как вкопанные. Тут же в ущелье влетели и Юлдаш Агзамов без туфли и Рахим-ака с пустой корзиной.
– Что вы так мчались, за вами шакалы гнались, что ли? – возмущенно спросил Рахим-ака.
– Ну, а вы зачем гнались за нами? – ответила я вопросом на вопрос.
– А я не гнался, лошадь сама за вами пустилась, я никак не мог остановить ее.
Все рассмеялись, а я подумала: «Слава богу, что остались живы, страшная была дорога...»
Съемки закончились. И только когда я вернулась в Москву, поняла, сколько полезного для актрисы узнала".

PS. Эта история имела интересное продолжение в комментариях.  https://mytashkent.uz/2019/10/28/maryam-nesravnennaya-rasskazyvaet-tamara-yakubova/.

Асель Даниярова:

Здравствуйте! Какая интересная публикация! Вы добавили сведения об истории кино Кыргызстана. Айша Түмөнбаева, исполнившая главную роль в этом фильме, позже получила хорошее образование, сначала она училась в Киргизском институте просвещения (Киринпрос, Пишпек) в котором заведующим учебной частью, а позже и директором был Базаркул Данияров, брат моего деда, потом она продолжила учебу, получив высшее образование. Вышла замуж за выдающегося филолога Кусейина Карасаева, который закончил Киринпрос в Ташкенте примерно в 1925-26 году. Оба они прожили до глубокой старости, в Караколе существует посвященный ему Мемориальный комплекс. Айша Түмөнбаева прожила до 100 лет. Были уважаемыми людьми в Кыргызстане.
Неудивительно, что она хорошо справлялась с верховой ездой, ведь кыргызы будучи кочевниками, сажали своих детей на лошадь сызмальства. Это было естественным в старшем поколении.... Я ошиблась, Айша Түмөнбаева дожила не до 100, а до 103 лет.

5289008_Screenshot_20210331_255870_jpg_Izobrajenie_JPEG_696__768_pikselov__Masshtabirovannoe_98 (633x700, 394Kb)

 
 
Асель Даниярова:

Это фото Айши Түмөнбаевой с мужем Кусейином Карасаевым.

 

5289008_Screenshot_20210331_255872_jpg_Izobrajenie_JPEG_1770__1180_pikselov__Masshtabirovannoe_64 (700x466, 593Kb)

Асель Даниярова:

А это Айша Түмөнбаева в 100-летнем возрасте

 

Асель Даниярова, огромное спасибо за продолжение судьбы героини фильма! Как хорошо, что жизнь её сложилась счастливо! Я сейчас перенесу всю статью в ФБ. Надеюсь, что Тамаре Якубовой будет интересно узнать продолжение истории, рассказанной её матушкой много-много лет назад!


О фильме и его героине. http://savay59.blogspot.com/2013/08/1927.html

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

суббота, 31 августа 2013 г.

Айша Карасаева (Тюменбаева) — первая кыргызская женщина, снявшаяся в кино в главной роли (фильм “Крытый фургон”, “Узбекгоскино”, 1927 год)

 




Айша Тюменбаева в роли Айжамал х/ф «Крытый фургон» Фото: 1927 год

Аннотация: Айша Карасаева (Тюменбаева) — первая киргизская женщина, снявшаяся в кино в главной роли (фильм “Крытый фургон”, “Узбекгоскино”, 1927 год)

Историческая справка: В Киргизию периодически приезжали на съёмки кинематографисты различных кинофабрик страны, но особенно оживилась их деятельность на территории республики в конце 20-х - начале 30-х годов. Причиной тому было создание в 1928 году акционерного общества "Востоккино", куда вошла наряду с другими автономными республиками и Киргизия.
Первый полнометражный игровой фильм “Крытый фургон”, в котором впервые снялась и поныне живущая в Киргизии актриса Айша Тюменбаева, стал краеугольным камнем киргизского кино. Тогда больше 80 лет назад никто не думал, что творческий заряд начинающих кинодеятелей привлечет внимание мировой общественности и в обиходе появится термин “киргизское киночудо”.
Родилась Айша Султаналы кызы 8 марта 1912 года в селе Талды–Суу нынешнего Тюпского района Иссык–Кульской области в многодетной семье учителя. В один из июльских дней в аил неожиданно приехали гости из Ташкента и Москвы. Это была киносъемочная группа, которая искала героиню для кинофильма “Крытый фургон”. Режиссер заметил красивую, бойкую девушку и пригласил ее на съемки. Первое время на съемках Айша терялась, стеснялась, но вскоре освоилась. Ей объяснили, что она будет играть девушку Айжамал, насильно выданную замуж.
Сюжет сценария Лолы Сайфуллиной был взят из действительной жизни киргизского народа. Съемки начались на берегу Иссык–Куля в районе курорта Кой–Сары, затем в Джети–Огузе и продолжались на джайлоо Каркыра. Режиссер Олег Фрелих с большой теплотой отзывался о “маленькой героине” картины, “веселом ребeнке” и “умном и одаренном человеке”. В 1928–м появились статьи в журнале “Советский экран” и в газете “Правда”, в которых отмечалось, что действующие лица перестают казаться актерами и фильм приобретает интерес достоверности.

Информационная справка:
Крытый фургон
Режиссер: Олег (Осип) Фрелих
Сценарист: Лолахан Сайфуллина
Оператор: Владимир Добржанский
Художник: Б. Челли
Страна: СССР
Производство: Узбекгоскино
Год: 1927
Актеры: Айша Тюменбаева, Рахим Пирмухамедов, Андрей Файт, Наби Ганиев, Рустам Тура-Ходжаев, М. Гулямов, Елена Чайка, Евгений Грязнов, В. Любушкин, Ольга Спирова
Жанр: драма
Действие происходит в Киргизии во время гражданской войны (1920-е годы). Драма девушки Айджамал, выданной за нелюбимого и ее возлюбленного пастуха Калымбета.

(Материалы из сайта www.foto.kg)

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку