-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Lida_T

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.05.2013
Записей: 224
Комментариев: 100
Написано: 390


Ушли и не вернулись

Среда, 05 Июня 2013 г. 19:32 + в цитатник
О Сергее Герасимовиче Микаэляне в 2008 году, 5-го ноября, на канале «Культура» была показана хорошая передача. Полностью её найти не смогла. А фильм о его непростой судьбе здесь http://video.yandex.ru/users/4611686020018255057/view/97832998/ Посмотрите, не пожалеете. http://www.youtube.com/watch?v=3DkjPQjPipI Это ещё одна ссылка на передачу "Острова"

В 50-е годы солидные театры возглавляли маститые режиссёры, матёрые зубры, одни на всю театральную империю. Эти «губернаторы от искусства» передвигались с севера на юг, с востока на запад, из города в город. Одни и те же имена можно встретить и в Прибалтике, и на Волге, и в Туркестане. А.Ридаль, Н. Бондарев, В. Головчинер из их числа. Надо сказать, это были творческие, умелые люди. Сделали много хорошего на периферии ( именно так говорили тогда, не провинция, а периферия). Но в Ташкенте смотрели вперёд и мечтали о молодом, современно мыслящем главреже, который поведёт театр в день завтрашний. И представьте себе, нашли!
Сергей Микаэлян, недавний выпускник ГИТИСа , и талантливый, и дерзкий, и прямо с колыбели способный быть главным режиссёром, то есть, рулить труппой! А это уж совсем редкое качество. Ташкентские актёры той поры – всё яркие индивидуальности, со своим взглядом на жизнь в искусстве, с неукротимой готовностью этот взгляд отстаивать. Ничего, справился, как будто даже не заметил острых углов. Казалось, вот оно свершилось!!!
Приехали они вдвоём, Сергей и Маргарита. Такие столичные штучки по стилю одежды, по манере держаться. Никого близко не подпускали, никаких «амикошонств»! Она преподавала в институте, а в театре поставила переводную французскую мелодраму (или лирическую комедию) «Шестой этаж» А. Жери. Ни слова о классовой борьбе! Удивительно, как эта пьеса прорвалась на наши сцены в то время. Юрий Сагьянц в роли жителя парижских чердаков пел: « Мы живём под крышами Парижа, //Над нами светят солнце и луна.// Без зависти глядим на тех, кто ниже…» Вероломный герой( Мансуров) соблазнял наивную хромую девушку (Мягкову) и убегал к таинственной злодейке (Аванесянц и Ермакова). Благородный пролетарий (Хлибко) предлагал ей руку и сердце. Злодейка негодовала: «Эта маленькая Хромоножка ждёт ребёнка!» Успех был полный!

О первом спектакле, поставленном Сергеем Микаэляном в качестве главного режиссёра ташкентского театра, недавно вспоминали. Это «Настоящий человек» Т. Лондона, по известной повести Б. Полевого. Его многие помнят, я тоже, потому что спектакль был хороший, искренний. Даже мы, дошкольники, прониклись. Для Микаэляна, дважды раненого, фронтовика, эта история была жизнью, а не литературой. Не нашла точную информацию о всех созданных им спектаклях в театре им. Горького (1954 -1956 гг.). Абсолютно точно – спектакль «Ты вернёшься» П. Чепрунова поставлен С. Микаэляном. Павел Чепрунов был актёром и драматургом в одном лице. Театры тогда в обязательном порядке должны были ставить пьесы местных авторов и пьесы на производственную тему. Та пьеса позволяла решить обе проблемы разом. А по сути была мелодрамой из советской жизни с примесью производственных мотивов. Это последняя постановка С. Микаэляна в Ташкенте. Очень возможно, что «Искатели» Д. Гранина тоже поставлены им.
При Микаэляне в театр пришли Валентина Ермакова и Юрий Сагьянц. Она сыграла Любу в «Ты вернёшься», он множество характерных ролей. Актёры очень интересные. Но с кем пришли, с тем и ушли. Её дальнейшая судьба связана с Саратовом, где со временем она заняла самую верхнюю ступеньку творческой лестницы. Он служил в Москве, в театре им. Ермоловой, тоже успешно.
Микаэляны в 1956 году решили вернуться в Москву. Сослались на какие-то личные обстоятельства. Для театра потеря была ощутимой. В кулуарах во всём винили Маргариту. Задним числом да взрослым умом полагаю, что они и не собирались задерживаться в Ташкенте, мечтали о столичной карьере, но Сергею Герасимовичу из-за репрессированного отца хода в Москве не было. Но наступила хрущёвская оттепель, двери перед ним открылись. Представьте себе, в столицах театр он оставил и ушёл в кинематограф. Дальнейшая судьба его связана с Ленфильмом. Маргарита Исааковна тоже не пропала. Ставила в Сатире, в Современнике. Много у неё интересных работ на телевидении.

Только один человек от души радовался их уходу! Это была… я!!! Больше всего на свете я любила бывать на репетициях. Сидела тихо, где-нибудь сзади, никому не мешала. Но у Микаэлянов был свой взгляд на творческий процесс, поэтому маленькую зрительницу выпроваживали безо всяких разговоров. Да ещё дома меня отругали и пригрозили вовсе не брать с собой в театр. Пришлось смириться и ждать своего часа. И вот, когда днём в фойе и в комнатке капельдинеров никого не было, я на четвереньках , под плюшевой занавеской вползла в амфитеатр и затаилась в проходе между рядами чёрных стульев. Дождалась паузы и тихо мяукнула. Потом переползла и снова помяукала. И снова… и снова… А когда разгневанный режиссер заорал: «Свет! Свет в зал!» я благополучно выползла тем же путём и была такова! Преступление осталось безнаказанным. Родители и не догадались в чём дело. У меня были мощные союзники –КОШКИ. Тогдашний театр только с улицы Маркса смотрелся Театром Театровичем. С правого фланга он оставался частью ташкентского дворика. А уж «центровые» киски считал его своей территорией: мамаши играли с котятами в проходах, коты располагались на авансцене, спектакль посмотреть. А какие концерты они устраивали под пантусом амфитеатра! Я водила дружбу с кошачьей бандой и скоро научилась отлично мяукать на разные голоса. В час Х союзники меня не подвели, во время облавы под креслами мелькнул чей-то хвост!

Появился в «Письмах …» юбилейный буклет Русского Драматического Театра им. М.Горького (1955г.)http://fotki.yandex.ru/users/l-art-master/view/467039/?page=0#preview, и просто мистика какая-то, то один, то другой персонажи дают о себе знать. Вот по «Культуре» прошёл 22-го декабря хороший фильм о режиссёре документального кино Елене Смелой. Посмотреть это можно здесь
http://video.sibnet.ru/video760231-Elena_Smelaya__Rejisser_epohi_televideniya__Dokumentalnaya_kamera/ Жаль, что о "докинематографической" жизни Елены Павловны, о театре, в фильме ни слова.
А в старом буклете - вот она, на стр. 43! Во вступительной статье упоминают её, как недавнее молодое пополнение из числа выпускников «разных студий». Нет, не просто «разных», она закончила школу-студию МХАТ, тогда, да и сейчас, театральное учебное заведение № РАЗ! И это подливало масла в огонь… В труппе строили догадки, как она туда попала, при таком-то конкурсе, не по блату ли? Молодая Леночка Смелая не вписывалась в формат: неброская внешность, невыразительный голос, сутулая спина , вся серенькая какая-то – она по всем пунктам проигрывала молодым актрисам ташкентской труппы, ярким, кокетливым, с горящими глазами , звучными голосами и звонким, заразительным смехом. Общалась как-то странно, разговор не поддерживала, глядела изподлобья , будто хотела поскорей юркнуть в свою норку. Играла разные эпизоды, что, в общем, нормально для молодой актрисы. Ждали, когда же она «раскроется», но тщетно… Она не только не раскрывалась, а даже как-будто «закрывалась», уходила в себя. Я торчала за кулисами, когда режиссёр Николай Маршак репетировал эпизод из «Интервенции», где Нина Мягкова и Елена Смелая играли весёлую цветочницу – революционерку. Девушка должна была выпорхнуть по первому плану с задорной песенкой: «Родилася я тут, где акации цветут. Кому цветы? Кому цветы?», ну и так далее. Естественно, Нина Ивановна сделала это на раз, а Елена –нет. Она не пела, а мурлыкала себе под нос, всё как-то оглядывалась испуганно. С режиссёрским вИдением не совпадала… Да ещё бесконечные опоздания на репетиции и спектакли. Это в театре – большой грех! «Профнепригодность!» - вздыхали коллеги. Проработала она сезона три и ушла в какой-то театр на Украине. Поиграла на тамошней сцене и поехала Москву заниматься своим делом , кинодокументалистикой. В фильме о режиссёре Смелой один из коллег заметит, что герои её-«неправильные» и сама она была человеком «неправильным». Да и Слава Богу! Документальные фильмы в Советское время – стезя трудная и неблагодарная, но она и там осталась адекватной самой себе, не врала . Так появилось в нашем кинематографе имя негромкое, но очень весомое для тех, кто понимает- ЕЛЕНА СМЕЛАЯ Надеюсь, что недолгое актёрское поприще помогло ей поднакопить силёнок и выйти на свою тропу. Вот ведь как бывает в жизни.
PS. Даю ссылку. Здесь почитательница таланта режиссёра Елены Смелой собрала разные сведения о ней. http://www.diary.ru/~manera-negra/p169280189.htm?oam

1.
Изображение (700x496, 154Kb)

2.
Изображение 001 (700x496, 155Kb)

3.
Изображение 002 (496x700, 168Kb)

4.
Изображение 003 (496x700, 163Kb)

5.
Изображение 004 (700x496, 162Kb)

6.
Изображение 005 (700x496, 140Kb)

7.
Изображение 006 (700x496, 206Kb)

8.
Изображение 007 (496x700, 181Kb)

9.
Изображение 008 (496x700, 181Kb)

10.
Изображение 009 (496x700, 179Kb)

Lida_T   обратиться по имени подписи к фотографиям. Ушли и не вернулись. Среда, 05 Июня 2013 г. 20:04 (ссылка)
1-5) буклетик театра. (июнь 1956г.) 6-первомайская демонстрация в Ташкенте 1955г. возле САГУ. На втором плане -мой папенька. Профиль слева принадлежит Сергею Микаэляну.7-10 страницы юбилейного буклета 1955года с программкой спектакля "Настоящий человек" http://fotki.yandex.ru/users/l-art-master/view/467039/?page=0#preview
Ответить С цитатой В цитатник
Lida_T   обратиться по имени Ушли и не вернулись Среда, 05 Июня 2013 г. 20:18 (ссылка)
http://www.youtube.com/watch?v=3DkjPQjPipI ссылка на видео о Сергее Микаэляне.
http://video.sibnet.ru/video760231Elena_Smelaya__R...deniya__Dokumentalnaya_kamera/ ссылка на статью о Елене Смелой.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку