О Сергее Герасимовиче Микаэляне в 2008 году, 5-го ноября, на канале «Культура» была показана хорошая передача. Полностью её найти не смогла. А фильм о его непростой судьбе здесь http://video.yandex.ru/users/4611686020018255057/view/97832998/ Посмотрите, не пожалеете. http://www.youtube.com/watch?v=3DkjPQjPipI Это ещё одна ссылка на передачу "Острова"
В 50-е годы солидные театры возглавляли маститые режиссёры, матёрые зубры, одни на всю театральную империю. Эти «губернаторы от искусства» передвигались с севера на юг, с востока на запад, из города в город. Одни и те же имена можно встретить и в Прибалтике, и на Волге, и в Туркестане. А.Ридаль, Н. Бондарев, В. Головчинер из их числа. Надо сказать, это были творческие, умелые люди. Сделали много хорошего на периферии ( именно так говорили тогда, не провинция, а периферия). Но в Ташкенте смотрели вперёд и мечтали о молодом, современно мыслящем главреже, который поведёт театр в день завтрашний. И представьте себе, нашли!
Сергей Микаэлян, недавний выпускник ГИТИСа , и талантливый, и дерзкий, и прямо с колыбели способный быть главным режиссёром, то есть, рулить труппой! А это уж совсем редкое качество. Ташкентские актёры той поры – всё яркие индивидуальности, со своим взглядом на жизнь в искусстве, с неукротимой готовностью этот взгляд отстаивать. Ничего, справился, как будто даже не заметил острых углов. Казалось, вот оно свершилось!!!
Приехали они вдвоём, Сергей и Маргарита. Такие столичные штучки по стилю одежды, по манере держаться. Никого близко не подпускали, никаких «амикошонств»! Она преподавала в институте, а в театре поставила переводную французскую мелодраму (или лирическую комедию) «Шестой этаж» А. Жери. Ни слова о классовой борьбе! Удивительно, как эта пьеса прорвалась на наши сцены в то время. Юрий Сагьянц в роли жителя парижских чердаков пел: « Мы живём под крышами Парижа, //Над нами светят солнце и луна.// Без зависти глядим на тех, кто ниже…» Вероломный герой( Мансуров) соблазнял наивную хромую девушку (Мягкову) и убегал к таинственной злодейке (Аванесянц и Ермакова). Благородный пролетарий (Хлибко) предлагал ей руку и сердце. Злодейка негодовала: «Эта маленькая Хромоножка ждёт ребёнка!» Успех был полный!
О первом спектакле, поставленном Сергеем Микаэляном в качестве главного режиссёра ташкентского театра, недавно вспоминали. Это «Настоящий человек» Т. Лондона, по известной повести Б. Полевого. Его многие помнят, я тоже, потому что спектакль был хороший, искренний. Даже мы, дошкольники, прониклись. Для Микаэляна, дважды раненого, фронтовика, эта история была жизнью, а не литературой. Не нашла точную информацию о всех созданных им спектаклях в театре им. Горького (1954 -1956 гг.). Абсолютно точно – спектакль «Ты вернёшься» П. Чепрунова поставлен С. Микаэляном. Павел Чепрунов был актёром и драматургом в одном лице. Театры тогда в обязательном порядке должны были ставить пьесы местных авторов и пьесы на производственную тему. Та пьеса позволяла решить обе проблемы разом. А по сути была мелодрамой из советской жизни с примесью производственных мотивов. Это последняя постановка С. Микаэляна в Ташкенте. Очень возможно, что «Искатели» Д. Гранина тоже поставлены им.
При Микаэляне в театр пришли Валентина Ермакова и Юрий Сагьянц. Она сыграла Любу в «Ты вернёшься», он множество характерных ролей. Актёры очень интересные. Но с кем пришли, с тем и ушли. Её дальнейшая судьба связана с Саратовом, где со временем она заняла самую верхнюю ступеньку творческой лестницы. Он служил в Москве, в театре им. Ермоловой, тоже успешно.
Микаэляны в 1956 году решили вернуться в Москву. Сослались на какие-то личные обстоятельства. Для театра потеря была ощутимой. В кулуарах во всём винили Маргариту. Задним числом да взрослым умом полагаю, что они и не собирались задерживаться в Ташкенте, мечтали о столичной карьере, но Сергею Герасимовичу из-за репрессированного отца хода в Москве не было. Но наступила хрущёвская оттепель, двери перед ним открылись. Представьте себе, в столицах театр он оставил и ушёл в кинематограф. Дальнейшая судьба его связана с Ленфильмом. Маргарита Исааковна тоже не пропала. Ставила в Сатире, в Современнике. Много у неё интересных работ на телевидении.
Только один человек от души радовался их уходу! Это была… я!!! Больше всего на свете я любила бывать на репетициях. Сидела тихо, где-нибудь сзади, никому не мешала. Но у Микаэлянов был свой взгляд на творческий процесс, поэтому маленькую зрительницу выпроваживали безо всяких разговоров. Да ещё дома меня отругали и пригрозили вовсе не брать с собой в театр. Пришлось смириться и ждать своего часа. И вот, когда днём в фойе и в комнатке капельдинеров никого не было, я на четвереньках , под плюшевой занавеской вползла в амфитеатр и затаилась в проходе между рядами чёрных стульев. Дождалась паузы и тихо мяукнула. Потом переползла и снова помяукала. И снова… и снова… А когда разгневанный режиссер заорал: «Свет! Свет в зал!» я благополучно выползла тем же путём и была такова! Преступление осталось безнаказанным. Родители и не догадались в чём дело. У меня были мощные союзники –КОШКИ. Тогдашний театр только с улицы Маркса смотрелся Театром Театровичем. С правого фланга он оставался частью ташкентского дворика. А уж «центровые» киски считал его своей территорией: мамаши играли с котятами в проходах, коты располагались на авансцене, спектакль посмотреть. А какие концерты они устраивали под пантусом амфитеатра! Я водила дружбу с кошачьей бандой и скоро научилась отлично мяукать на разные голоса. В час Х союзники меня не подвели, во время облавы под креслами мелькнул чей-то хвост!
Появился в «Письмах …» юбилейный буклет Русского Драматического Театра им. М.Горького (1955г.)http://fotki.yandex.ru/users/l-art-master/view/467039/?page=0#preview, и просто мистика какая-то, то один, то другой персонажи дают о себе знать. Вот по «Культуре» прошёл 22-го декабря хороший фильм о режиссёре документального кино Елене Смелой. Посмотреть это можно здесь
http://video.sibnet.ru/video760231-Elena_Smelaya__Rejisser_epohi_televideniya__Dokumentalnaya_kamera/ Жаль, что о "докинематографической" жизни Елены Павловны, о театре, в фильме ни слова.
А в старом буклете - вот она, на стр. 43! Во вступительной статье упоминают её, как недавнее молодое пополнение из числа выпускников «разных студий». Нет, не просто «разных», она закончила школу-студию МХАТ, тогда, да и сейчас, театральное учебное заведение № РАЗ! И это подливало масла в огонь… В труппе строили догадки, как она туда попала, при таком-то конкурсе, не по блату ли? Молодая Леночка Смелая не вписывалась в формат: неброская внешность, невыразительный голос, сутулая спина , вся серенькая какая-то – она по всем пунктам проигрывала молодым актрисам ташкентской труппы, ярким, кокетливым, с горящими глазами , звучными голосами и звонким, заразительным смехом. Общалась как-то странно, разговор не поддерживала, глядела изподлобья , будто хотела поскорей юркнуть в свою норку. Играла разные эпизоды, что, в общем, нормально для молодой актрисы. Ждали, когда же она «раскроется», но тщетно… Она не только не раскрывалась, а даже как-будто «закрывалась», уходила в себя. Я торчала за кулисами, когда режиссёр Николай Маршак репетировал эпизод из «Интервенции», где Нина Мягкова и Елена Смелая играли весёлую цветочницу – революционерку. Девушка должна была выпорхнуть по первому плану с задорной песенкой: «Родилася я тут, где акации цветут. Кому цветы? Кому цветы?», ну и так далее. Естественно, Нина Ивановна сделала это на раз, а Елена –нет. Она не пела, а мурлыкала себе под нос, всё как-то оглядывалась испуганно. С режиссёрским вИдением не совпадала… Да ещё бесконечные опоздания на репетиции и спектакли. Это в театре – большой грех! «Профнепригодность!» - вздыхали коллеги. Проработала она сезона три и ушла в какой-то театр на Украине. Поиграла на тамошней сцене и поехала Москву заниматься своим делом , кинодокументалистикой. В фильме о режиссёре Смелой один из коллег заметит, что герои её-«неправильные» и сама она была человеком «неправильным». Да и Слава Богу! Документальные фильмы в Советское время – стезя трудная и неблагодарная, но она и там осталась адекватной самой себе, не врала . Так появилось в нашем кинематографе имя негромкое, но очень весомое для тех, кто понимает- ЕЛЕНА СМЕЛАЯ Надеюсь, что недолгое актёрское поприще помогло ей поднакопить силёнок и выйти на свою тропу. Вот ведь как бывает в жизни.
PS. Даю ссылку. Здесь почитательница таланта режиссёра Елены Смелой собрала разные сведения о ней. http://www.diary.ru/~manera-negra/p169280189.htm?oam
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.