-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Lida_Avvakymova

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.10.2013
Записей: 3784
Комментариев: 160
Написано: 4025


Сокровища московского Кремля:Алмазный фонд

Среда, 20 Апреля 2016 г. 08:48 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Сокровища московского Кремля:Алмазный фонд

 

Оружейная палата - музей-сокровищница - является частью комплекса Большого Кремлевского дворца. Она размещается в здании, построенном в 1851 году архитектором Константином Тоном. Основу музейного собрания составили веками хранившиеся в царской казне и патриаршей ризнице драгоценные предметы, выполненные в кремлевских мастерских, а также полученные в дар от посольств иностранных государств. Своим названием музей обязан одному из древнейших кремлевских казнохранилищ.

Алмазный фонд распологается в здании Оружейной палаты

       

Знаменитое фото основной части российских коронных драгоценностей и драгоценностей императриц, сделанное советской комиссией в 1922 г. На столе представлены 13 диадем, бандо с пчелками, 4 короны, скипетр, держава и другие ценности, привезенные в Московский Кремль 1914 г. из Петрограда.     

             

Алмазный фонд Российской Федерации — составная часть Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, представляющая собой собрание уникальных самородков драгоценных металлов и уникальных драгоценных камней, имеющих историческое и художественное значение, а также собрание уникальных ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней

Известнейшая во всем мире коллекция состоит: Из государственных императорских регалий. Из произведений ювелирного искусства 18-19 вв. Из исторических камней. Из орденских знаков России. Из изделий ювелиров 20 века. Из алмазов российских месторождений. Также в ее составе представлены редкие самоцветы и драгоценные минералы, самородное золото и платина.







Коллекция начала формироваться ещё в XVIII веке, когда Пётр I издал специальный указ о сохранении вещей, «подлежащих государству», тем самым признав, что наиболее значительные из них должны быть собственностью не одной лишь царской фамилии, но и всего Российского государства. Драгоценные предметы государственных регалий, орденские знаки и светские украшения многих поколений российских самодержцев до 1914 года хранились в специальном Бриллиантовом кабинете Зимнего дворца (Императорская Рентерия).

По Указу царя все коронационные регалии должны были храниться в казне в сундуке с тремя замками и являться собственностью государства(Все ценности находились в Санкт-Петербурге). Открыть его можно было только в случае необходимости. Причем все три хранителя ключей, а у каждого был, только один ключ, должны были собраться вместе. Только тогда можно было достать государственные реликвии.

        


Позже для хранения ценностей была построена палата, которую назвали Алмазным фондом, потом ее переименовали в Алмазную комнату. Бояре, ее охранявшие, отвечали за сохранность головой.

В 1914 году, с началом Первой Мировой войны, исторические ценности Бриллиантовой комнаты были в срочном порядке эвакуированы из Петрограда в Москву, в Оружейную Палату Кремля. Их разбор и учет был произведен уже после Октябрьской революции. В 1922 году драгоценности были переданы в Государственное хранилище ценностей (Гохран), который в 1924 году был переименован в Алмазный фонд СССР, а с 1991 года, в Алмазный фонд России. Постоянная выставка Алмазного фонда открыта в Московском Кремле с 1967 года.

             

Портрет Александра III

                         

Москва, декабрь 1925 года. Чтобы замять скандал и оповестить мир о своей платежеспособности, советское правительство открывает 18 декабря в Колонном зале Дома Союзов выставку Алмазного Фонда, куда были собраны, оставшиеся в Советском Союзе и спешно возвращенные из за рубежа, непроданные сокровище династии Романовых. Как писали тогда в газетах, выставка открыта в связи с проходящим 2% крестьянским займом.

Граждане, предъявившие при входе облигации крестьянского займа, проходят на выставку бесплатно. На выставку старались пригласить как можно больше иностранных гостей, а некоторым знатным особам разрешалось даже примерить царские регалии.

                                      

Распродажи антиквариата и драгоценностей так и не были остановлены. Если в 1925 году коллекция Алмазного Фонда насчитывала 773 изделия, то сегодня его историческая часть составляет лишь 114 произведений ювелирного искусства. За период между 1925 и 1936 годами, советским правительством было продано несколько малых и венчальных корон Российских императриц, диадемы, колье, ривьеры, эгреты, браслеты.

Все без исключения изделия были украшены уникальными драгоценными камнями, как самоцветами, так и бриллиантами. Эти драгоценности уже никогда не вернутся в Россию и останутся лишь на фотографиях. Несмотря на многолетние распродажи собрание коронных драгоценностей России и сегодня одно из богатейших в мире.

                                         

В настоящее время выставка располагается в двух огромных залах. В первом зале находятся две витрины. Одна из них представляет уникальные ювелирные украшения, ордена, драгоценные и полудрагоценные самоцветы со всей страны. Во второй витрине расположена карта бывшего СССР, изготовленная их драгоценных камней. Здесь же представлены алмазы гиганты, золотые и платиновые самородки. Также в экспозицию включены ювелирные украшения современных мастеров.

Второй зал полностью посвящен исторически ценностям. Следует отметить, то он боле популярен у посетителей. Здесь находятся императорские символы власти. Особенно ценные среди них - корона, скипетр и держава
Алмазный фонд считается самым богатым музеем России. В музее несколько экспозиций и посещение его начинается с осмотра витрины с природными алмазами

 

Бриллиантовая роза

Мастер В. Николаев; ювелиры В. Николаев, Г. Алексахин.
Платина, золото, 1466 бриллиантов.

Русское поле
Москва, 1980.
Мастер В. Николаев; ювелиры В. Николаев, Г. Алексахин.
Платина, золото, серебро, бриллианты.

Диадемой «Русское поле» мастера экспериментальной лаборатории Гохрана СССР начали серию работ, целью которых было воссоздание утраченных творений ювелирного искусства России XIX века. Работа выполнена по мотивам тиары из шести колосков с крупным белым сапфиром в центре. Новая диадема в большей степени самостоятельное произведение. Пышный асимметричный орнамент состоит из платиновых стилизованных коробочек льна, закрепленных подвижно на золотых пружинках, узких длинных листочков и объемных колосьев спелой ржи. Золотая оправа колосьев окрашивает их в теплый желтый цвет и особенно подчеркивает красоту центрального бриллианта золотистого цвета массой 35, 52 карата, символизирующего солнце.

Русская красавица
Москва, 1980.
Мастер В. Николаев; ювелиры В. Николаев, Г. Алексахин.
Платина, золото, серебро, бриллианты, 25 культивированных жемчужин.
Особое место в коллекции Алмазного фонда занимают реставрационные работы современных художников-ювелиров и работы по возрождению утраченных шедевров. Многие произведения ювелирного искусства дошли до нас в виде фотографий, эскизов и живописных портретов. Мастера Гохрана СССР постарались дать вторую жизнь нескольким интереснейшим изделиям прошлых лет. Одним из восстановленных произведений стала диадема с 25 каплевидными жемчужинами, изготовленная фирмой К. Болина в 1841 году. Новую тиару назвали «Русская красавица», она является почти точной копией оригинала. Ее каркас выполнен не из мягкого серебра, как в оригинале, а из благородной платины. Отполированная до зеркального блеска платина лучше серебра выявляет светоносную силу бриллиантов.

.В Алмазный фонд поступают все алмазы, весящие более 50 карат. Далее в экспозиции представлены 7 исторических камней Алмазного фонда:

 

АЛМАЗ «50 ЛЕТ СССР» (71,50 карата. Трубка «Мир») Есть в сокровищнице алмазы «Мария» (105,98 кар), «Чекист» (95,0 кар), «Олимпиада – 80» (чёрный кристалл массой 101,11 кар), «XXVI съезд КПСС» (крупнейший в коллекции – 342,57 кар), «Звезда Якутии» (232 карата). С его именем, кстати, связана одна забавная история. «Крёстным отцом» уникального алмаза тогда мог стать только глава правительства – так было заведено, что крупные кристаллы в обязательном порядке доставлялись на смотрины в кабинет предсовмина Алексея Косыгина. Но в те дни Алексей Николаевич был в отпуске, и камень скоропалительно назвали «50 лет Аэрофлота».

АЛМАЗ «ВЕЛИКИЙ ПОЧИН» (135,12 карата. Трубка «Мир»)
С этим названием камень немедленно попал в иллюстрированный каталог алмазной империи «Де Бирс» в Лондоне. Вернувшийся из отпуска Косыгин забраковал имечко и предложил назвать алмаз более звучно – «Звезда Якутии». А «Де Бирс», дескать, если захочет, то перепишет свои реестры под новое имя... В наши дни принципы называния уникальных камней мало изменились. Одному большому якутскому алмазу присвоено имя «Академик Жорес Алфёров». Руководство крупнейшей российской алмазодобывающей компании «АЛРОСА» решило таким образом «отметить вклад русского учёного, лауреата Нобелевской премии в развитие отечественной и мировой науки».

 

АЛМАЗ «БОЛЬШАЯ МЕДВЕДИЦА» (114,37 карата) АЛМАЗ «ПРОГРЕСС» (80,66 карата. Трубка «Мир»
) алмаз "Орлова" (по имени графа Орлова) - 189,62 карата
алмаз "Шах" - 88,7 карата

Плоский портретный алмаз - 25 карат
гигантская шпинель (разновидность рубина) - 398,72 карата
гигантский изумруд - 136,25 карата
гигантский цейлонский сапфир - 258 карат
гигантский оливково-зелёный хризолит - 192,6 карата - самый большой в мире

Экспозиция:

Брошь-бандо "Цветочная фантазия"
Москва, 1991 год.
Мастера В. Ситников, В. Жилин; ювелиры В. Жилин, Г. Алексахин
Платина, золото, бриллианты, рубины, жемчуг.
Брошь представляет собой гирлянду бриллиантовых и рубиновых цветов, состоящую из трех частей, соединенных подвижными креплениеми. Такая форма броши позволяет крепить изделие на платье полукругом или прямой лентой. Украшение легко разбирается на отдельные части, которые можно использовать как броши или подвески.

Колье «Юбилейное»
Москва, 1981.
Мастер В. Ситников; ювелиры В. Жилин, Г. Алексахин
Платина, золото, бриллианты, рубины.
Колье «Юбилейное» посвящено 35-й годовщине Победы над гитлеровской Германией. Бриллианты и рубины составляют пять пятиугольных розеток, соединенных подвижными звеньями и заканчивающихся каплевидными бриллиантовыми подвесками. Золотые вставки, добавленные к платиновой оправе, подчеркивают насыщенный красный цвет рубинов.

«Пластрон»
Москва, 1985.
Мастер В. Николаев; ювелиры В. Николаев, Г. Алексахин
Платина, золото, бриллианты, изумруды.
Оригинальное нагрудное украшение – пластрон работы ювелиров фирмы К. Фаберже безукоризненно точно повторили по сохранившимся архивным документам современные ювелиры. Пластрон состоит из пяти подвижно закрепленных бантов, центром каждого из которых является кабошон уральского изумруда глубокого сочного оттенка.

Гарнитур «Весна»
Москва, 1974.
Мастер В. Николаев; ювелиры Г. Алексахин, В. Николаев.
Платина, золото, бриллианты, изумруды.
Обращением к русским национальным традициям является колье «Весна». Главный смысловой акцент – уральские изумруды чистого глубокого тона. Самый крупный изумруд массой 12,83 карата помещен в центр колье. Форма оплечья, украшенного 209 изумрудами, восходит к мотивам древнерусского костюма и широко используется современными художниками-ювелирами. Цветочный орнамент, выложенный бриллиантами, подчеркивает насыщенный колорит изумрудов.

Шляпка

Миниатюрная ажурная, кукольная шляпка изготовлена в 1770-х годах. Перья шляпки выложены бриллиантами и изумрудами. Лавровая ветка выполнена из бриллиантов и золота, местами покрытыго зеленой эмалью. Цветовая роскошь подчеркивается великолепным алмазом-бриолетом на фоне ветви. Пышный бант оправлен изумрудом. Размер изделия 8 х 6,5 х 4 см.

Бант-склаваж

"Склаваж" в переводе - небольшое ожерелье. Такие украшения носились на широкой кружевной ленте или бархотке. Данный склаваж представляет собой пышный бант, каркас которого выполненный из золота и серебра, который практически не виден, так как он полностью выложен бриллиантами и шпинелью. Шпинели, это группа минералов, к которой относятся александрит и хризоберилл. Уникальность данного изделия состоит в том, что благодаря волнистой линии и округлой огранки бриллиантов довольно массивный склаваж выглядит ажурным и легким, а не каменным. Камни составляющие бант, имеют от природы светлые оттенки, но положенные мастером на фольгу, приобрели ярко-красный, сочный и насыщенный цвет. Изделие подписано "Пфистерер.10 Апр.1764", к сожалению более подробных сведений о ювелире нет, известно лищь то, что он работал в Санкт-Перербурге. Им также изготовлены серьги в виде банта, которые вместе со склаважем составляют гарнитур. Изделие имеет размер 11,5 х 11 см
.

Большая императорская корона

 

Большая императорская корона Российской империи — главный символ власти российских монархов. Имперская регалия с 1762 до 1917 г.

 

 

Большой императорской короной короновались в России все императоры, начиная с Екатерины II Великой.
Корона — шедевр мирового ювелирного искусства.

 

Императорская корона изготовлена придворным ювелиром Георгом-Фридрихом Экартом и бриллиантовых дел мастером Иеремией Позье для коронации императрицы Екатерины Второй в 1762 году. Корона создана в рекордно короткий срок — всего за два месяца.
Руководил работой по созданию короны ювелир Г.-Ф. Экарт. Он создал эскиз и каркас. Подбором бриллиантов занимался И. Позье.
Уникальный памятник ювелирного искусства был отреставрирован в 1984 году. Главный художник В. Г. Ситников, ювелиры — В. В. Николаев, Г. Ф. Алексахин. Время реставрационных работ - 454 часа.
Была изготовлена для коронации Екатерины II и использовалась впоследствии при всех последующих коронациях. Вес короны 1907 гр, в ней 4936 бриллиантов общей массой в 2858 каратов, под бриллиантовым крестом - темно-красная шпинель, приобретенная по указу царя Алексея Михайловича в Китае

                          

                                                         

Большой букет

Размер изделия та так уж велик - 16 Х 21 см. Выполнен из золота и серебра, бразильских бриллиантов общим весом в 140 карат и колумбийских изумрудов - весом в 50 карат. В ажурную оправу бутона вставлен 15-каратный нежно-фиолетовый бриллиант чистой воды. Букет поражает разнообразием цветовых нюансов и естественностью композиции, говорящем о высочайшем искусстве неизвестного ювелира

Бриллиантовая диадема императрицы Елизаветы Алексеевны жены императора Александра I

Изготовление диадемы датируется приблизительно 1810 годом. Автор убора не известен, но как сообщают источники тех времен, она изготовлена из "175 бриллиантов и 1200 роз чистой воды". "Роза" в данном случае - старинная форма огранки, при которой нижняя часть минерала становится плоской; камни, ограненные розой, называются алмазами, а не бриллиантами

                 

Брошь

                                               

Подвеска

Императорский скипетр

Императорский скипетр - одна из главных регалий монархов Российской империи.
\ Скипетр был изготовлен в начале 1770-х годов для императрицы Екатерины II Великой. Использованные материалы — золото, бриллиант «Орлов», другие бриллианты, серебро, эмаль
. Длина скипетра - 59,5 см.

Гладко отшлифованная золотая поверхность скипетра перехвачена восемью бриллиантовыми ободками, ручка прочеканена каннелюрами (вертикальными желобками), усиливающими игру светотени.

                                                     


Скипетр завершает литой золотой двуглавый орёл - герб Российской империи, украшенный чёрной эмалью и бриллиантами.
Парадность этой эмблемы монархической власти усилил роскошный алмаз «Орлов», украсивший скипетр в 1774 г.

                                                                                                                                                                                                                                                     Екатерина II с коронационными регалиями. Императрица в правой руке держит Скипетр. Портрет Алексея Антропова 1765 г.

Скипетр, с которым короновалась императрица Екатерина II, не сохранился. Это более позднее изделие, изготовленное в начале 1770-х годов, состоящее из трех гладких золотых частей, разделенных бриллиантовыми поясками. В 1774 году убранство скипетра дополнили, украсив его верхнюю часть гигантским алмазом зеленовато-синеватого оттенка


. Его вес 189,62 карата, камень имеет 180 граней. Камень известен под именем "Орлов". С появлением этого камня в России связано множество легенд, но как бы там ни было, Екатерина II, назвала камень в честь своего фаворита Григория Орлова и повелела украсить им скипетр
.

Малая императорская корона

Корона Елизаветы Алексеевны. Соткана из бриллиантовых кружев в серебряной оправе, в ней 48 крупных и 200 мелких бриллиантов, весит она 378 гр.

Браслет с портретом императора Александра I

Портрет монарха находится не под стеклом, а под алмазом, что придает изделию особую ценность. Это портретный алмаз, очень редкий камень, чтобы не искажать подложенное под него изображение, он должен быть очень ровным и ничем не замутненным. В данном изделии, это рекордсмен среди подобных, осколок очень большого кристала: толщина-2,5 мм., площадь- 7,5см2, вес около 25 каратов. Прекрасно обработанный камень подчеркивает своей несколько неправильной треугольной формой готическую стилизованность браслета. Автор и владельцы изделия неизвестны. Портретная миниатюра Александра I - копия с известного портрета кисти английского художника Чарльза Доу, приехавшего в Россию только в начале 1819 года.

Императорская держава

Держава императорская (также «Царское яблоко») — одна из главных регалий монархов Российской империи. Символ императорской власти.
Держава изготовлена в 1762 году для коронации императрицы Екатерины II Великой придворным ювелиром Георгом-Фридрихом Экартом.

Свой современный вид императорская держава приобрела только при императоре Павле I. Под крестом появился огромный сапфир, а в центре бриллиантовых поясов — крупный бриллиант.
Использованные материалы — золото, бриллианты, сапфир, алмаз, серебро.

Между ажурным бриллиантовым крестом и полуобручем помещён в окружении бриллиантов огромный сапфир величиной в 200 карат. На месте соединения полуобруча с пояском — крупный алмаз величиной 46,92 карата, совершенно чистый камень с синеватым отливом

. Высота державы с крестом — 24 см. Длина окружности шара — 48 см.

Алмаз "Шах"

Камень практически сохранил свою природную форму, лишь слегка отшлифован по некоторым граням. Ближе к вершине на камне есть бороздка, это значит, что когда-то его носили на цепочке. На алмазе сохранились три надписи, первая гласит: "Бурхан-Низам шах второй.1000г.", следовательно она была сделана в 1595 году нашего летоисчесления, когда камень принадлежал правителю индийской провинции Ахмаднагар. В 1595 году по европейскому календарю провинцию захватили войска Великих Моголов и камень перешел к новым владельцам, и на нем появляется вторая наппись: "Сын Джехангир-шаха Джекан-шах". Позже камень попадает в Персию, в качестве одного из трофеев, и 1824 году обретает других хозяев, надпись гласит: "Владыка Каджар Фетх Али-шах султан".

 

После того как камень, в результате трагических событий, попал в Россию, он стал всемирно известным. События произошли в Тегеране 30 января 1829 года, когда толпа фанатиков зверски убила российского посла, дипломата и писателя А.С.Грибоедова. Чтобы замять скандал, в Санкт-Петербург отправилась посольство во главе с принцем Хозров-Мирзой, и вместе с извенениями шаха, алмаз был передан императору Николаю I, как одно из ценнейших сокровищ
.

Орден Золотого Руна

 

Один из древнейших и почетнейших орденов мира. Кавалерами ордена могли становиться только представители древнейших дворянских родов. Орден изготовлен в середине XIX века из светлого золота и бриллиантов, он подвешен к массивной застежке из очень редких бразильских обожженных топазов

Турмалин

Этот камень своеобразный символ дружбы между Россией и Швецией, принятый в подарок императрицей Екатериной II от Густава III - монарха Швеции, во время его визита в Петербург в 1777 году, незадолго, перед началом русско-шведской войны. Камень на протяжении долгих лет считался не турмалином, а рубином. Это розовато-малиновый камень размером с куриное яйцо и весом в 255,75 карат.

Шпилька в виде рога изобилия

Автор изделия Людовик Дюваль, француз, известный Петербургский ювелир, изготовил украшение примерно в 1780 году. Его рог изобилия покрыт алмазными розами, а над ним словно висят в воздухе цветы из сопитеров голубой воды, общей массой в 7 карат с лепестками, составленными из более мелких бриллиантов. Размер изделия 7,5 х 7,5 см
.

Нагрудный знак с изображением Петра I

 

Вручался по специальному высочайшему соизволению членам императорской фамилии и очень редко - самым высшим и заслуженным сановникам государства за особые заслуги перед Отечеством. Изготовлен из золота, серебра и эмали, увенчан короной с алмазами. Размер изделия 8 х 4,5 см.

Эгрет

Специальное приспособление,выполненное в виде падающей струи фонтана, закреплявшее страусиные перья, украшавшие прически и шляпки дам в 18 веке. Мастер неизвестен, изготовление украшения датируется примерно 1755-1760 годами. Выложенные россыпью бриллианты плавно изгибаясь, ниспадают вниз, заканчиваясь крупными сапфирами, которые имеют особую огранку "бриолет", в переводе с французского - "капля". Размер изделия 7,5 х 7,5 см

 

Знак ордена Св. Андрея Первозванного

 

Самый ранний среди орденов России, учрежден Петром I в 1698 г. Этой наградой удостаивались высшие военачальники. Первый кавалер ордена - генерал-адмирал Федор Головин, один из ближайших сподвижников Петра I. Принадлежность знака Петру подтверждается также необыкновенной роскошью и богатством изделия - золотого, массивного, щедро усыпанного индийскими бриллиантами. На знаке ордена изображено распятие Св. Андрея, покровителя государства Российского, одного из первых учеников Христа, распятого язычниками. Крест имеет форму буквы "Х", который с тех пор называется - Андреевский крест
.

Орден Святого апостола Андрея Первозванного

Звезда и знак ордена Св. Андрея Первозванного с бриллиантами. Из коллекции ГИМа
Императорский орден Святого апостола Андрея Первозванного — первый по времени учреждения российский орден, высшая награда Российской империи до 1917 года. В 1998 году орден был восстановлен как высшая награда Российской Федерации.
Учреждён в 1698 (или 1699) году Петром I и до учреждения в 1714 году ордена Св. Екатерины являлся единственным орденом Российской империи. Первым кавалером ордена стал дипломат Фёдор Головин в 1699 году.

Знак в виде креста к ордену Св. апостола Андрея Первозванного. Лицевая (слева) и оборотная стороны знака
.

Портрет Д. В. Голицына в орденском одеянии, знаком ордена Св. Андрея Первозванного с бриллиантами на орденской цепи и вышитой звездой на плаще


Знаки ордена Андрея Первозванного состояли из: 1) знака-креста, основным изображением которого был Святой Андрей, распятый, по преданию, на кресте Х-образной конфигурации; на четырёх концах креста буквы: S.A.P.R. (Sanctus Andreus Patronus Russiae — святой Андрей покровитель России; 2) серебряной восьмилучевой звезды с помещённым в её центральном медальоне девизом ордена «За веру и верность». Знак ордена носился на широкой голубой ленте через правое плечо, а звезда помещалась на левой стороне груди; 3) В особо торжественных случаях знак ордена носился на груди на покрытой разноцветными эмалями золотой фигурной цепи (см. фото). Единственный из всех российских орденов, который имел цепь.

 

Звезда и знак ордена Св. апостола Андрея Первозванного с бриллиантами
Всего за время существования ордена его кавалерами стало, по разным источникам, от 900 до 1100 человек.
В 1998 году орден был восстановлен в Российской Федерации.

Мефистофель (самородок

)
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 марта 2012; проверки требует 1 правка.

 

Мефисто́фель — название золотого самородка весом 20,25 грамм, проба 901,2. Самородок хранится в Алмазном фонде России, уникален в художественном плане и является самым приметным экспонатом из-за поразительного сходства очертания самородка с профилем Мефистофеля. По результатам проведённой экспертизы было установлено, что самородок не был искусственно обработан. Данный самородок является самым маленьким по массе из всех находящихся в хранилище Алмазного фонда

Стрекоза

Портбукет. Золото, бриллианты, эмаль. Петербург, около 1770

Оливины

 

УКРАШЕНИЯ, Серебро, бриллианты, перламутр.Вторая половина XVIII века

Изумруд 136, 25 карата, бриллианты, золото, серебро 6,5 х 6,3 см Вторая четверть XIX века Броши, вошедшие в моду в начале XIX века, постепенно становятся наиболее распространённым украшением. Не очень сложная по художественному замыслу, эта вещь отличается природной красотой драгоценного камня, величине и качеству которого ювелир XIX столетия придавал исключительное значение.

Огромный квадратный изумруд, найденный в XVI или XVII веке в далёкой Колумбии, – один из семи исторических камней Алмазного фонда России. По мнению академика А. Ферсмана, камень является единственным в своём роде: при больших размерах он абсолютно чист и прозрачен. Его глубокий цвет приятно успокаивает глаз. Бриллиантовая оправа из виноградных листьев и крупных солитеров извилистым контуром смягчает геометричность формы изумрудной таблицы и создаёт нарядную сверкающую рамку для камня.

192,60 карата Оливково-зелёный камень, прозрачный, как капля родниковой воды. Был найден на вулканическом острове Зебергет в Красном море. По величине и чистоте воды этот хризолит не имеет равных. Входит в число семи исторических камней, хранящихся в Алмазном фонде России

 

Бриллианты, серебро 8 х 6,5 см Середина XVIII века. Мастер И. Позье (?) Бриллиантовые шпильки в виде бантов с крупным камнем в центре, выделенным мелкой бриллиантовой обнизью, интересны по замыслу и его художественному воплощению. Главный акцент ювелир делает на камнях, не украшающих, а составляющих сущность предмета, всеми силами стараясь усилить их блеск и игру.

Одна из шпилек – более сложного рисунка, где каждый крупный бриллиант, рельефно выделенный ювелиром, композиционно организует вещь. Причудливые изгибы узких бриллиантовых лент другой шпильки придают изделию особую воздушность и невесомость.

 

Бриллианты, золото, серебро, эмаль 15 х 6 см 1750-е годы Асимметричная композиция в стиле рококо небольшого бриллиантового букета для украшения корсажа дамского платья составлена из листьев и стеблей разнообразных форм. В красочной цветовой гамме слились мерцающая зелень эмалевой листвы, пепельно-розовые бриллиантовые бутоны, отливающие лимонно-жёлтым блеском декоративные цветы, сверкающий красноватыми отблесками бриллиантовый пурпур розы. Тёплые краски камня, поставленного на фольгу, создают впечатление едва уловимого движения букета.

 

Бриллианты, золото, серебро, эмаль 18,8 х 8,5 см Вторая половина XVIII века Букет нарциссов — украшение для корсажа дамского платья, пожалуй, одно из наиболее интересных ювелирных изделий подобного рода. Плавно изогнутые, объединённые общим силуэтом изображения нарциссов композиционно согласованны и уравновешенны.

Лепестки цветов, выложенные мелкими бриллиантами, искрятся светом. Высоко приподнятые жёлтые бриллиантовые сердцевины излучают золотистое сияние, мягкими бликами скользящее по лепесткам. А слегка склонённые эмалевые листочки на золотом стебле своей изумрудной зеленью оттеняют нежную гамму мастерски подобранного камня.

 

Бриллианты, золото, серебро Длина 20,5 см Конец XVIII века Бриллиантовые шпильки, по-видимому, украшали летнюю шляпу. Закреплённые на длинных золотых стержнях, они сверкали над морем кружев, лент и цветов. В самой форме ажурных бобинок, в лёгком винтообразном движении бриллиантовых полосочек, схваченных сверху и снизу округлыми наконечниками, чувствуется безукоризненный вкус ювелира

Бриллианты, золото 20,8 х 7 см Вторая половина XVIII века Золотой бриллиантовый эполет носили на правом плече для поддержки ленты ордена св. Андрея Первозванного. Два ряда крупных бриллиантов неожиданно образуют лёгкую перевязь в виде мягко изогнутого банта, имитирующего складки ткани.

Бант, стянутый в центре крупным бриллиантом, как бы стекает естественно лежащими четырьмя узкими бриллиантовыми лентами в подвижно закреплённые бриллиантовые подвески.Сочетание эполета, отливающего радужным блеском бриллиантового потока в золотой оправе, с парадным, расшитым золотом мундиром создавало исключительный эффект.Бриллианты, рубины, золото, серебро 8,5 х 8,5 см Конец XVIII века Полукружье с крестом являлось одним из знаков ордена св. Екатерины. Выполненное искусными ювелирами, оно использовалось для украшения парадной одежды, в которой придворные дамы, награждённые орденом, должны были являться во дворец в дни орденских праздников. Полукружье прикреплялось к полям орденской шляпы

.

Учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1940 года, как знак особого отличия для лиц, имеющих звание маршал Советского Союза. Маршальская Звезда маршала Советского Союза представляет собой пятиконечную золотую звезду с гладкими двухгранными лучами на лицевой стороне. Сверху на золотую звезду наложена пятиконечная звезда из платины меньшего размера. В центре платиновой звезды – бриллиант весом 2,62 карата.

В лучах платиновой звезды – 25 бриллиантов общим весом 1,25 карата. Между гранями лучей золотой звезды расположены 5 бриллиантов общим весом 3,06 карата. Диаметр описанной окружности золотой звезды 44,5 мм, платиновой звезды 23 мм. Высота профиля маршальской звезды 8 мм. Оборотная сторона знака плоская, с ажурами бриллиантов платиновой звезды и бриллиантов, расположенных между гранями лучей. Общий вес составляет 36,8 г. Маршальская звезда при помощи треугольного ушка в верхнем луче соединена с полуовальным креплением размером 14 мм, через которое продета муаровая лента красного цвета шириной 35 мм
Роза.

Бриллианты, платина 10 х 15 см; 222, 11 г 1974 год Художник В. Николаев Ювелиры В. Николаев, Г. Алексахин В 70-е годы прошлого века в Гохране появилась ювелирная лаборатория. Известно, что мастеров в те годы было пять: Виктор Николаев, Борис Иванов, Владимир Жилин, Геннадий Алексахин.

Руководил ими потомственный ювелир Владимир Ситников. Эти мастера – авторы почти всех современных драгоценностей, которые есть в Гохране. В скучные 70-е, когда наши женщины носили штампованные «печатки», кольца с огромными искусственными булыжниками и такие же убогие серьги в виде ромбиков, квадратиков и «тюльпанов», здесь художники творили чудеса и создавали произведения искусства. 100 работ, выполненных в стиле ХIХ века можно увидеть на выставке в Алмазном фонде, в том числе знаменитую брошь Виктора Николаева «Бриллиантовая роза».

                         

Рассказывают, что сотрудники Гохрана приносили ювелиру охапки цветов, чтобы точнее найти будущий образ, но он подсмотрел его в Филевском парке: на скамейке кто-то оставил розу. Полностью раскрывшийся бутон колышется от малейшего движения, а игра бриллиантовой осыпи создаёт иллюзию живой веточки розы. Несмотря на значительные размеры (10 х 15 см) и вес (222, 11 г), украшение кажется лёгким и изящным.

 

Бриллианты, платина, золото, жемчуг Художник Н. Ростовцева Ювелиры Б. Иванов, Г. Алексахин Лёгкое и изящное украшение в современном стиле в виде гирлянды цветов. Яркий блеск бриллиантов смягчён матовым мерцанием выделяющихся жемчужин. Подвески-цветочки закреплены подвижно. Некоторая асимметричность рисунка придаёт украшению изысканную красоту    

                     

                                                                                        

               

http://www.msk-guide.ru/almazniy_fond.htm

http://www.gokhran.ru/ru/diamond-fund/index.phtml

Серия сообщений "Москва и москвичи":
Рубрики:  мир прекрасного

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку