Цитата сообщения Эльдис
Ещё кое что о теории северного мужества.
Теория северного мужества.
Возвращаюсь снова к этой теме…
Есть такое понятие – теория северного мужества. Оно заключает в себе позицию, когда герой (герои) сражаются до конца, зная заранее о том, что обречены на гибель и поражение. Они ведомы не жаждой наживы, ни стремлением к славе и положению в обществе, не надеждой на воздаяние, ни страхом перед наказанием. Ими руководит лишь личная воля, духом единым они идут своим путём, пусть даже путь их трагичен.
В отличии от «не северного мужества», если можно условно так выразиться, где присутствует порядок вещей: увидел цель, проявил героизм, победил, достиг положительного результата.
У.П.Кер пишет:
«Северные боги сражались с такой причудливой воинственностью, что они скорее походили на титанов, чем на олимпийских богов. Просто они находились на правильной стороне, хотя это и не была сторона побеждающая. Победу одерживали хаос и безумие, а в мифотворческом смысле – чудовища. Но боги, которые терпели поражение, считали, что это поражение вовсе не является опровержением (существующего порядка вещей). В своей войне они избирали союзниками людей, способных, обладая героизмом, разделить с ними стремление к «абсолютному противостоянию, абсолютному, поскольку оно было безнадёжным».».
Цитирую Толкиена:
«…haeleo (последняя буква другая, нет в клаве) under heofenum (герои под небесами или могучие мужи, ходящие по земле), возможно подразумевал ёormengrund – великую землю, окружённую harsecg – безбрежным морем под недосягаемой крышей неба; и там, словно стоя в круге света, озаряющего их жилища, храбрые мужи вступают в битву с враждебным миром и исчадием тьмы, и эта битва кончается для всех, даже для королей и героев, полным поражением и гибелью….
В южных мифах слышатся явные отголоски битвы…Но эта битва воспринимается совсем по-иному. Она остаётся в мире хаотичного прошлого. Правящие боги не находятся в осаде, не подвергаются постоянной угрозе и не ожидают грядущей погибели. Их потомки на земле – это герой или прекрасная женщина, а иногда и иные твари, враждебные по отношению к человеку. Боги не являются союзниками людей в борьбе против этих или каких-либо других чудовищ. Тот или иной человек интересует богов как участник их конкретных деяний, а не как составная часть великого плана, который включает всех добрых людей, пехоту, коей суждено принять участие в решающем сражении. В любом случае, на Севере боги находятся внутри времени, и вместе со своими союзниками, они обречены на гибель. Они сражаются с чудовищами и окружающей тьмой, они собирают героев, чтобы организовать последний круг обороны. Эвгемеризм спас их от забвения. Однако ещё до этого они потеряли своё величие в глазах почитателей прошлого, и превратились в могущественных предков северных королей (англичан и скандинавов), стали огромными тенями великих людей и воинов древности, распластанными по стенам, опоясывавшим этот мир. Убитый Бальдр попадает в Хель и уже не может выбраться оттуда иначе как в образе смертного человека.
В любом случае мифология Юга не должна стоять на месте. Она или разбивается по направлению к философии, или снова впадает в анархию. Собственно говоря, она искусно избегает проблемы, не помещая чудовищ в центре – там, где они, к досаде критиков, оказались в «Беовульфе» (пример северной философии). Но подобные ужасы не могут оставаться без всякого объяснения, притаившись на периферии. Сильная сторона северной мифологии как раз в том, что она готова к рассмотрению этой проблемы, она ставит чудовищ во главу угла, дарует им победу, но не почёт. И находит сколь убедительное, столь и ужасное решение, заключающееся в противопоставлении им беззащитной воли и мужества. «Неуязвимо, как любая работающая теория», она столь убедительна, что древнее южное воображение блекнет, превращаясь в художественное украшение, в то время как северная обладает силой и способностью ожить даже в наше время. Оно функционирует и при полном отсутствии богов, при чём в той же степени, в которой работало по отношению к «безбожным» (go/o/lauss) (третья буква отсутствует в клаве) викингам: жертвенный героизм обречён».
Тема эта, на мой взгляд, совершенно связана с темой «Жертвы Короля», по которой и определяется истинный король. Так отличается истинный герой от не истинного, как отличается истинный король от не истинного.
Богиня триедина: растущая луна, луна-полнолуния и луна ущербная - суть три лика Богини. Если признать одну ипостась Добром а другую Злом – не будет целостности. Поэтому герой стремится за богиней-девственницей, насыщен богиней-женщиной и убит богиней-смертью, он с равной благодарностью принимает все три лика. Так определяется король, который проверен на последнем этапе… В этом заключается мужество. Тему Жертвы короля я пока так и не сформулировала, так как не хватает сил всё это сделать одним постом. Пока…
Толкиена цитирую по изданию СПб «Азбука-классика» 2006. Пер.Н.Горелова.