-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в LETTalisa

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.09.2010
Записей: 2365
Комментариев: 201
Написано: 2789


К 210 летию со дня рождения Александра Дюма (отца)

Вторник, 24 Июля 2012 г. 11:40 + в цитатник
Цитата сообщения Оксана_Лютова
Александр Дюма-отец (фр. Alexandre Dumas, pиre) (24 июля 1802, Виллье-Котре — 5 декабря 1870, Пюи) — известный французский писатель, чьи приключенческие романы сделали его одним из самых читаемых французских авторов в мире. Также был драматургом и журналистом.

Это не человек, а сила природы", - говорил о писателе историк Жюль Мишле, трудами которого Дюма восхищался. Мишле платил ему той же монетой. Гигант, живший не по средствам, широкая натура, тонкий знаток кулинарного искусства, неистощимый автор, которого всегда сопровождал успех, долги и женщины. В этом весь Александр Дюма. Более того, жизнь писателя - сплошной роман, вроде тех, что писал он сам, история о великане-обжоре, торопившемся съесть все и сразу; жизнь, в которой сменяли друг друга работа, приключения, размышления, мечты, любовь ко всем женщинам и в то же время ни к одной.

В 1806 году, когда умер отец писателя генерал Дюма, Александру было всего три с половиной года. Ребенок схватил ружье, сказав заплаканной вдове, что идет на небо, чтобы "убить Боженьку, который убил папу".

Генерал Дюма
--
Образ отца был возведен в семье в культ: внебрачный ребенок, к тому же мулат, и такой свирепый, что немцы в Тироле в 1797 году прозвали генерала "черным дьяволом". Он обладал неимоверной силой: подвешенный к люстре, он мог подтянуть к себе лошадь, ставил в вертикальное положение сразу четыре ружья, вдев в дула пальцы. Сын небогатого маркиза Александра Антуана де Ла Пайетри и рабыни, "ветреной женщины", как говорили в Сан-Доминго (ныне Гаити), отец одарил Александра и гигантским ростом, и силой Геркулеса, и мужественной внешностью (у него было смуглое лицо и курчавая шевелюра): все это приводило женщин в экстаз, бесило соперников и выводило из себя критиков, не скупившихся на оскорбительные расистские выпады по его адресу. Бальзак, например, говорил: "Только не сравнивайте меня с этим негром!" Один из завсегдатаев литературного салона, дерзнувший пошутить на эту тему, получил от Дюма резкий ответ: "Мой отец был мулатом, моя бабушка была негритянкой, а мои прадедушки и прабабушки вообще были обезьянами. Моя родословная начинается там, где ваша заканчивается".

Об обычном детстве, проведенном в местечке Виллер-Котре, где он жил со своей любимой матерью, но где ему уже не хватало простора, об учебе, весьма поверхностной из-за страстного увлечения театром, писатель поэтично рассказал в книге воспоминаний "Мои мемуары". В них сквозит ненасытная жажда жизни, неистовое стремление одержать верх над всем и вся. И вот в 20 лет он оказался в Париже! Этот неуч Александр, говорили о нем кумушки Виллер-Котре, уже служит писателем у герцога Орлеанского, то есть у будущего короля Луи-Филиппа. Александр был уверен: он завоюет Париж, Францию, Весь мир своим пером. Будущее показало его правоту.

Виллер-Котре

После нескольких бесплодных попыток написать произведение для театра наконец пришел успех: на сцене была поставлена первая драма Дюма "Генрих III и его двор". Герцог Орлеанский лично способствовал успеху премьеры. ради привлечения на свою сторону романтической молодежи. Пьеса, правда, вызывала гнев сторонников классицизма, но годом позже Дюма вновь одержал победу во время легендарной битвы вокруг пьесы Виктора Гюго "Эрнани". Дюма активно поддержал своего друга, кричал в партере вместе с другими, участвовал в словесной перепалке, доходившей порой до рукопашной. Театр дал Дюма первый билет к славе. Бедный молодой человек, в 16 лет игравший Гамлета (некоего Дюси, а не Шекспира) на чердаке Виллер-Котре, сочиняя пьесу за пьесой, скоро начал завоевывать парижские салоны, великосветских дам и известных актрис. После драмы "Христина", он написал драмы "Антони", а затем "Ричард Дарлингтон"...

Герцог Орлеанский

22 мая 1832 года в театре "Порт-Сен-Мартен" пьесу "Нельская башня" (не подписанную автором) встретили бурными аплодисментами. К этому времени за неполных 17 месяцев на сцене было поставлено семь пьес Александра Дюма: пять за его подписью и две без. И ему уже стало скучно. С театром у Дюма все происходило, как с женщинами: пылкая страсть вначале и безразличие потом, когда они сдались. Он был подобен охотнику, для которого главное - погоня. И Дюма отошел от театра, чтобы открыть для себя жанр повести и рассказа, а затем исторического романа. Один или с помощью "литературного негра" Огюста Макэ он создал "Трех мушкетеров", "Графа Монте-Кристо", "Королеву Марго", "Двадцать лет спустя", "Кавалеpa де ла Мэзон Руж", "Графиню де Монсоро", "Жозефа Бальзамо" и "Сорок пять" (эти восемь романов написаны меньше чем за четыре года, с 1844 по 1847-й).
Но не следует думать, будто он в то время только писал. В его жизни большое место занимали друзья - Виктор Гюго, Альфред де Виньи и герцог Фердинанд Орлеанский. К тому же еще женщины. Сколько внебрачных детей Дюма оставил повсюду, но признал лишь старшего, Александра, и то с семилетним опозданием. А, кроме того, еще путешествия, охота на косуль, сеансы спиритизма, интерес к недвижимости...
В июле 1830 года Дюма вместе с восставшими стрелял, воздвигал баррикады на улицах Парижа. Когда народ волнуется, писатель не может оставаться в стороне. Дюма был республиканцем, но это не мешало ему дружить с аристократами и восхищаться империей, сочувствовать представителям младшей (Орлеанской) ветви династии Бурбонов, и, как и Виктор Гюго, встать на сторону Луи Наполеона Бонапарта в 1858 году, а затем не отойти от него, предвидя революцию. Он симпатизировал Трем Славным революциям. Правда, в 1848 году писатель выдвигал на парламентских выборах свою кандидатуру от лагеря умеренных, но не прошел.

Жорд Санд назвала Александра Дюма "гением жизни". К этой прекрасной характеристике вполне можно было бы прибавить слова "... и любви".

Дюма мог иметь одновременно сразу нескольких любовниц, правда, он не требовал постоянства и от своих женщин. Однажды с ним произошел курьезный случай, который на следующий день обсуждал весь Париж.
Автор "Трех мушкетеров" жил на улице Риволи с Идой Феррье, актрисой, весьма легкомысленной особой, на которой он только что женился. Она занимала квартиру на втором этаже, а он - три комнаты на пятом этаже.

Улица Риволи

В один из вечеров писатель отправился на бал в Тюильри. Не прошло и часа, как он вернулся весь в грязи, прошел в квартиру своей жены и с ругательствами ворвался в спальню Иды. Оказалось, он поскользнулся и упал в грязь, настроение его было безнадежно испорчено, и он отказался от увеселения. Он взял бумагу, чернила и перо и углубился в работу.
Через полчаса дверь, ведущая в туалетную комнату, с шумом распахнулась, на пороге появился Роже де Бовуар, почти совсем голый, и сказал: "С меня хватит, я совершенно продрог!"
Изумленный Дюма, вскочив, с яростной бранью набросился на любовника своей жены. Как человек, привыкший писать для театра, он обрушил на его голову гневную тираду, которой сам остался очень доволен. Наконец писатель решил сменить гнев на милость: "Я не могу выгнать вас на улицу в такую непогоду. Садитесь поближе к огню. Вы переночуете в этом кресле". И он снова уткнулся в свои бумаги.
В полночь он лег рядом с Идой и задул свечу. Через некоторое время огонь в камине потух, и он услышал, как у Роже де Бовуара стучат зубы от холода. Дюма бросил ему одеяло.
Но это не помогло, неудачливый любовник пытался поворошить угли в камине. Тогда писатель разрешил ему лечь в постель. Бовуар не заставил себя ждать и устроился между Идой и Александром.
Утром Дюма взял руку Роже, опустил ее на интимное место супруги и торжественно провозгласил: "Роже, примиримся, как древние римляне, на публичном месте".

Дюма часто дарил своим любовницам непристойные эпиграммы и стихи собственного сочинения. Если дама обижалась, он успокаивал ее тем, что "все, что вышло из-под пера папаши Дюма, когда-нибудь будет стоить очень дорого".
Когда Дюма-отца навещал подросший Дюма-сын, что бывало не так уж и часто, в доме поднимался переполох, отец метался по комнатам, пытаясь спрятать в чуланах и комнатах для слуг многочисленных полуодетых женщин.
Вскоре между отцом и сыном возникло полное взаимопонимание. Насколько они сблизились, показывает беседа, которую случайно услышал один из общих знакомых. "Послушай-ка, отец, - сказал Дюма-младший, - но это уже просто скучно. Ты всегда даешь мне своих прежних любовниц, с которыми я должен спать, и свои новые туфли, которые я должен разнашивать".
"Так на что же ты жалуешься? - воскликнул удивленный отец. - Это же огромная честь. Это лишний раз доказывает, что у тебя большой фаллос и маленькая нога!"

Дюма-сын

Говоря о Дюма, трудно обойтись без цифр. Дотошные биографы подсчитали, будто у творца "Трех мушкетеров" было 500 любовниц; это впечатляет, но меньше количества созданных им произведений, которых всего 647. В Париже ходили легенды о бурном темпераменте Дюма; "Поговаривают о моих "африканских страстях", - признавался он. Создатель бессмертного гасконца даже бравировал своей любвеобильностью: "Много любовниц я завожу из человеколюбия; если бы у меня была одна любовница, то она умерла бы через неделю".
Славы Александр Дюма - до кончика ногтей человек театра - прежде всего добился как драматург. Если верна старинная метафора, что мир - театр, то для Дюма на его подмостках всегда разыгрывалась увлекательная, вечно новая драма - драма любви. В любви и литературе он не изменял завету Вольтера: "Все жанры хороши, кроме скучного". Среди множества пережитых писателем сердечных авантюр были трагедии и комедии, романтические мелодрамы и легкие веселые водевили. Поэтому большинство героинь его любовных романов - актрисы. В бесконечной пьесе о любви, в которой для него самым важным была захватывающая интрига страсти, Александр Дюма сумел сыграть все роли - от пылкого первого любовника до обманутого мужа.
Знаменитая актриса эпохи романтизма Мари Дорваль, подруга Дюма, удивлялась: "Ну где же ты так хорошо узнал женщин?" Теперь можно ответить на ее вопрос: он постиг их в жизни своим гением. Дюма понимал душу женщин, а самое главное - он их любил и всегда был благодарен им за любовь. Этот страстный донжуан имел доброе сердце, что чувствовали и ценили все его возлюбленные. Одна из них, Мелани Вальдор, после смерти Александра Дюма писала его сыну: "Если существовал мужчина, который был неизменно добр и великодушен, то это, конечно, твой отец".

...Приехав в 1823 году из своего родного городка Виллер-Котре в Париж, молодой Дюма поселился в доме на площади Итальянцев. Его соседкой оказалась добрая, милая и кроткая женщина - портниха Лор Лабе, которая была старше Александра на восемь лет. Мари-Катрин-Лор Лабе родилась в 1749 году в Бельгии, но родители ее были французами. До приезда в Париж она жила в Руане, где вышла замуж, но быстро разошлась с мужем, который был сумасшедшим. По свидетельству одного мемуариста, "Мари не была красавицей, но в ее лице сквозила какая-то прелесть, которая нравилась". Прелесть эта не ускользнула от пылкого провинциала, сумевшего быстро покорить сердце своей соседки. 27 июля 1824 года Лор Лабе подарила Александру Дюма сына Александра, который остался в истории литературы как автор романа "Дама с камелиями". Дюма-отец признал ребенка в 1831 году, но с матерью не поддерживал почти никаких отношений. Правда, в 1832 году он помог Лор Лабе открыть так называемый "кабинет для чтения" (на них в разгар романтизма была мода).

Молодой Дюма-отец

Лор Лабе

26 мая 1864 года Лор Лабе и Александр Дюма встретились в мэрии на бракосочетании их сына с княгиней Надеждой Нарышкиной.

У Дюма-сына возникла мысль поженить престарелых родителей, но успеха он так и не добился. Мари-Катрин-Лор Лабе скончалась в Париже 22 октября 1868 года.

3 июня 1827 года в салоне ученого и литератора Матье Вильнава. Дюма познакомился с его дочерью Мелани Вальдор.

Судьба и личность Мелани романтичны. Она родилась в Нанте 28 июня 1796 года, ее детство прошло в поэтичном поместье отца в Вандее. В феврале 1818 года внезапно умерла лучшая подруга Мелани, в брата которой она была безответно влюблена. От отчаяния она вышла замуж за лейтенанта Франсуа-Жозефа Вальдора, служившего в Нантском гарнизоне, у них родилась дочь. Но супруги не жили вместе; мужа служба бросала из гарнизона в гарнизон, а жена стала хозяйкой парижского литературного салона отца.
Дюма, с бешенной энергией покорившей Париж, заодно покорил, но гораздо быстрее, за сто с небольшим дней, и 30-летнюю поэтессу, замужнюю даму с доселе безупречной репутацией. Известна даже дата, когда свершилось это: 23 сентября 1827 года; десятью днями раньше произошло бурное объяснение в любви - обе эти даты должны были быть высечены, согласно ее завещанию, на белом могильном мраморе.
Мелани - натура страстная, безумно ревнивая, романтичная - мечтала стать музой-вдохновительницей молодого таланта. Она поняла, что Дюма ждет великое будущее, и поощряла его стремление всерьез отдаться театру и поэзии. Мелани была очень талантливой женщиной и сама писала стихи, которые ее возлюбленный печатал в издаваемом им журнале "Психея".
Роман Мелани и Александра был бурным, грозовым и пылким; Мелани терзала ревность, потому что ее кумир не пропускал ни одной хорошенькой актрисы, которые оказались не способны "сопротивляться такой огромной любви".
Мелани мечтала о ребёнке от Дюма. У замужней женщины и вольнолюбивого Александра это стремление обзавестись совместным младенцем носило кодовое название "вырастить герань". Но случилась беда: герань сломалась. В 1830 году у нее случился выкидыш.
Несчастная женщина слегла от потрясения. Дюма успокаивал подругу: "Не терзайся из-за сломанной герани... Наши бурные объяснения привели к этому преступлению - потому что это было преступление".
В начале 1831 года произошел мучительный разрыв. Мелани угрожала покончить жизнь самоубийством (тогда и появилось завещание), писала своему любовнику умоляющие письма ("О, как ты жесток! Какой позор моя любовь к тебе и как я презираю себя!", "И вдали от тебя я думаю только о тебе"), однако Дюма остался непреклонным.
Писатель обессмертил Мелани Вальдор в своей самой прославленной драме "Антони", премьера которой состоялась 3 мая 1831 года. Автор пригласил на премьеру отвергнутую им возлюбленную. Герой драмы "Антони" в финале убивает замужнюю Адель, которую любит. Мужу жертвы он бросает самую знаменитую фразу французского театра XIX века: "Она не уступала мне, я убил ее!"
Дюма признавался, что перенес на сцену свой бурный роман с Мелани. "Антони" - это пятиактная любовная сцена ревности и ярости. Антони - это я, но без убийства. Адель - это она..." - писал он.

Безутешная Мелани Вальдор после разрыва с Дюма вела светскую и литературную жизнь. Она писала стихи и романы, в 1841 году была поставлена ее пьеса "Школа девушек", где в одном из героев легко угадывается Дюма. Она была принята в салоне Виктора Гюго, переписывалась с Готье, Сент-Бевом и Флобером.
Ярая бонапартистка, Мелани Вальдор восторженно приветствовала государственный переворот Наполеона III, который произошел 2 декабря 1851 года. Она много писала в газетах под псевдонимом Синий Чулок; ее панегирики новому режиму обратили на себя внимание императора, который назначил ей пенсию 6000 франков.
Мелани Вальдор ненамного пережила Дюма. Она умерла весной 1871 года. После смерти автора "Антони" она писала Дюма-сыну: "Я никогда не забуду твоего отца".

30 марта 1830 года состоялась премьера пьесы Александра Дюма "Христина, или Стокгольм, Фонтенбло и Рим". На следующий день Дюма шел по площади Одеон. Неожиданно рядом с ним остановился фиакр, дверца распахнулась, и его окликнула незнакомая женщина: "Так это вы и есть месье Дюма?" - "Да, мадам". - "Прекрасно. Садитесь ко мне и поцелуйте меня... Ах, какой же вы талантливый и как хорошо вам удаются женские образы!"
Этой восторженной поклонницей молодого драматурга оказалась прославленная актриса французского театра эпохи романтизма Мари Дорваль (та самая подруга Жорж Санд).

Мари Дорваль (настоящая фамилия Делоне) родилась в 1798 году. Внебрачная дочь бродячих комедиантов, она в пятнадцать лет вышла замуж за актера Дорваля, который вскоре умер. Другой актер, Шарль Потье, привез Мари в Париж и устроил ее в театр "Порт-Сен-Мартен". Именно здесь, в 1823 году, юный Дюма впервые увидел на сцене Мари: она играла в мелодраме Шарля Нодье "Вампир".
Мари Дорваль исполняла роль Адели в шедевре Дюма "Антони". Актриса вознаградила автора за мастерство в изображении женских характеров и стала его любовницей в конце 1833 года. Мари в шутку называла Александра Дюма "мой добрый пес". "Это была дружеская, я бы даже сказал, любовная кличка, которую мне дала Дорваль, - писал он в "Мемуарах". - "И добрый пес" остался ей предан до конца".
Связь их продолжалась недолго.
20 мая 1849 года умирающая, впавшая в бедность Мари Дорваль призвала к себе Дюма и умоляла его не допустить, чтобы ее схоронили в общей могиле. Дюма исполнил последнюю волю актрисы (Дорваль желала быть похороненной рядом со своим внуком Жоржем), для чего продал свои ордена. В 1855 году Александр Дюма написал книжку "Последний год Мари Дорваль" (посвящена Жорж Санд): на вырученные деньги он купил в вечное владение участок на кладбище и воздвиг своей подруге надгробие.

В 1839 году Александру Дюма было тридцать семь лет; он уже десять лет был парижская знаменитость, но до "Трех мушкетеров" оставалось еще пять лет. Семь лет Дюма жил с актрисой Идой Феррье. В том же 1839 году писатель имел неосторожность познакомить на балу свою любовницу с герцогом Орлеанским, сыном короля Луи-Филиппа. "Разумеется, мой дорогой Дюма, представить мне вы могли только вашу жену", - любезно заметил герцог. Дюма понял прозрачный намек и решил... жениться. Подписание брачного контракта состоялось 1 февраля 1840 года; свидетелями со стороны жениха были сам великий Шатобриан и член Французской академии Вальмен. Этот странный брак изумил весь Париж, который знал, что у Дюма есть сын и дочь от разных женщин, а кроме того - бесчисленные любовницы. По другой версии, единственная официальная женитьба Александра была результатом шантажа. Ида Феррье, актриса, попросила сообщника скупить все долговые расписки начинающего писателя и великодушно предоставила ему выбор: жениться на ней или угодить в тюрьму за неуплату долгов.

Маргарита Жозефина Ферран (по сцене - Ида Феррье) родилась в Нанси 31 мая 1811 года. Когда ей было семнадцать лет, отец умер, оставив семью в тяжелом положении. Девушка, получившая хорошее образование и усвоившая азы драматического искусства в маленьком театре при пансионе в Страсбурге, решила "завоевать Париж", куда и переехала к своему брату, который контролировал маленькие театрики в столичных пригородах. Под псевдонимом Ида она дебютировала в театре Бельвиля, получая 50 франков в месяц. Ида быстро нашла себе богатого покровителя Жака Доманжа, который именовал себя ее опекуном; он снял ей квартиру в Париже и устроил в театр "Нувоте".
Впервые Дюма увидел Иду в декабре 1831 года: юная актриса репетировала в его пьесе "Тереза". Тогда Ида была пухленькой блондинкой с ослепительно белой кожей и голубыми глазами. Только к сорока годам она, по словам одной мемуаристки, "стала толстой, как гиппопотам". 6 февраля 1832 года с большим успехом прошла премьера; Ида, бросившись в объятия Дюма, воскликнула: "Я просто не знаю, как вас благодарить!" Прославленный драматург - у него тогда была связь с актрисой Бель Крельсанер, которая родила ему дочь Марию-Александрину, - не отказался вкусить прелестей дебютантки.
Несколько лет Ида потратила на то, чтобы завоевать своего ветреного любовника. В 1836 году она окончательно поселилась у Дюма. Ида очень любила дочь Дюма, но терпеть не могла Дюма-сына.
Мемуаристы рисовали малопривлекательный портрет единственной законной жены Дюма. "На земле Ида любила только себя и больше никого", - писала графиня Даш. Ида - женщина страстная, но расчетливая - была особой капризной и ревнивой. Она беспрестанно устраивала Дюма сцены и ссоры. Занималась она главным образом своими туалетами и посвящала все время заботе о собственной красоте. Актерский ее талант был невелик, и в 1839 году она оставила сцену.
Мадам Дюма недолго была верна своему знаменитому супругу. В 1841 году она встретила знатного сицилийского вельможу, князя Виллафранка, и стала его любовницей. В октябре 1844 года Александр Дюма и Ида Феррье расстались. Умерла Ида Феррье сорока восьми лет от роду в Генуе, унеся с собой в могилу, говоря словами князя, "половину его души". Но Александр Дюма навсегда вычеркнул ее из своего сердца.

Незабываемой для Дюма стала встреча с итальянской актрисой Фанни Гордоза. Первый муж Фанни так устал от ее сексуального аппетита, что заставлял ее носить обвязанное вокруг талии мокрое холодное полотенце, чтобы хоть как-то охладить жар любовный. Дюма же не испугался страстной актрисы, и полотенце ей завязывать больше не приходилось. Дюма, впрочем, вскоре выставил Фанни из дому: она, связавшись с учителем музыки, тем не менее ревновала его к другим женщинам.

Дюма объехал Италию, сопровождаемый Эмилией Кордье, которую он называл "мой адмирал". Днем она одевалась и выдавала себя за мальчика. Впрочем, об этом маскараде все знали. Вскоре "мальчик" оказался беременным. У "адмирала" в положенный срок родилась дочь Микаэлла, которую Дюма нежно любил. К большому огорчению, Эмилия не позволила Дюма официально объявить о своем отцовстве.

Затем Дюма развлекался со знаменитой танцовщицей Лолой Монтес, чьи выступления шокировали женщин и восхищали мужчин. Лола добавила Дюма к длинной череде своих знаменитых любовников, проведя с ним лишь две ночи. Сделала она это, впрочем, с необыкновенным изяществом.

Летом 1866 года весь Лондон сходил с ума от американской актрисы-наездницы Ады Менкен, которая играла в цирковой драме "Мазепа", созданной по мотивам поэмы Байрона. Затянутая в трико телесного цвета, Ада, привязанная к лошади, галопом проносилась по арене: это тогда именовалось "эротико-конными трюками".

Из Лондона она приехала в Париж и покорила французскую столицу, играя те же трюки в пьесе "Пираты саванны". Когда Дюма пришел в артистическую выразить восхищение отважной актрисе. Ада Менкен бросилась на шею к старому писателю. Дюма ввел ее в мир литературной и светской богемы Парижа, обещал написать ей пьесу по роману Вальтера Скотта "Монастырь", возил на ужины в Буживаль. И стареющая знаменитость Александр Дюма согласился сфотографироваться с Адой Менкен в весьма фривольной позе. Эти снимки сделал фотограф Лебьер, которому Дюма был должен. Предприимчивый мастер художественной фотографии, стремясь вернуть свои деньги, пустил в продажу эти открытки, которые были выставлены во всех парижских витринах. Это фото привело в восторг юного Поля Верлена, который написал стихотворение, где есть такие строчки: "Дядя Том с мисс Адой - зрелище, о котором можно лишь мечтать".
Но дочь Дюма, Мария, была другого мнения: она делала все возможное, чтобы изъять открытки из продажи. Александр Дюма судился с Лебьером, и наконец 24 мая 1867 года фотографии из продажи исчезли.

Со своей стороны Дюма-сын заклинал отца не афишировать скандальную связь с эксцентричной американкой, которая уже успела четырежды побывать замужем. Но Дюма не внял благоразумию. В июле 1868 года он снова встречался в Гавре с Адой, которая возвращалась из гастролей в Англии.
Судьба Ады Менкен оказалась трагичной. Она внезапно заболела и 10 августа 1868 года умерла от острого перитонита. На кладбище Пер-Лашез ее провожали горничная, несколько актеров и... любимая лошадь.
В сохранившемся письме Дюма к Аде Менкен автор "Графа де Монте-Кристо" писал: "Если верно, что у меня есть талант - то верно, что у меня есть любовь, и они - принадлежат тебе".

В 1870 году Александр Дюма вновь, в двадцатый раз в жизни, разорился. "Мне делают упреки в том, что я был расточителен, - говорил Дюма перед смертью своему сыну. - Я приехал в Париж с двадцатью франками в кармане. - И, указывая взглядом на свой последний золотой на камине, закончил: - И вот, я сохранил их... Смотри!" Через несколько дней, 6 декабря, его не стало. Писатель прожил бурную жизнь. Наслаждался и работал, жил на широкую ногу и трудился не покладая рук. Натуры заурядные вынуждены выбирать, чем довольствоваться. Он же брал от жизни все.

Благодаря расположенным на площади генерала Катру (La place du general Catroux) памятникам среди парижан и гостей французской столицы площадь получила нарицательное название «Площадь трех Дюма».

Первый Дюма – дед – Том-Александр Дюма, бравый генерал, ничуть не менее знаменитый, чем тот же Катру. В его честь установлен памятник в виде огромных рабских оков – весом в несколько тонн и высотой более 5 метров.

В память прославленного Дюма-отца установлен памятник, созданный по проекту скульптура и художника Гюстава Доре: улыбающийся писатель сидит на самом верху гранитной глыбы, а у ног его с одной стороны устроились с книгами в руках студент, девушка и рабочий, с другой же стороны, присев на цоколь, расположился отважный д'Артаньян, словно охраняющий своего литературного отца от всех мыслимых и немыслимых врагов!



Дюма-сын, живший неподалеку от площади на авеню Вильер, часто приходил к памятнику отцу – до самой своей смерти в 1895 году, а в 1906 году на противоположной стороне площади появился памятник и ему – автору знаменитой «Дамы с камелиями», ставшему членом Французской академии, чего так и не удалось его отцу...

Кулинарные пристрастия Александра Дюма
Про Александра Дюма-отца говорили, что он ест жизнь полной ложкой. Действительно, этот француз любил жить на широкую ногу, принимать гостей и угощать их разными вкусностями. Так случилось, что его последней книгой стал «Большой кулинарный словарь».

У автора «Трех мушкетеров» четверть крови была африканской, он, горячий и курчавый парень, имел целый воз страстей и страстишек, которым одинаково талантливо предавался. Например, страсть к писательству. Всего им написано тысяча двести романов, драм, воспоминаний, путевых очерков, статей, новелл, повестей и комедий. Такой плодовитостью он дал повод своим биографам сказать: «Прочесть все произведения Дюма так же невозможно, как написать». Ходили слухи, что под его именем работала целая бригада сотрудников, выпекая романы как булки.
Или страсть к женщинам. Говорили, что любовниц у него было сотни полторы, что обычно он любил сразу нескольких женщин и не представлял себе точного количества своих незаконнорожденных детей. Как уверял он сам, неутомимый: «Много любовниц я завожу из человеколюбия, если бы у меня была одна любовница, то она умерла бы через неделю».

Или охота, которой он учился, беря на мушку диких кабанов. Еще в юности Дюма так наловчился бегать за ними, что легко распознавал их следы и моментально определял, кто прошел, самец или самка. Гурманом Дюма себя не считал, обжорством не страдал и в молодости был худ, как палка. Однако потом, благодаря отменному аппетиту, отрастил объемистое пузцо и нашел процеживание бульонов и уваривание соусов необыкновенно увлекательным занятием. Своими кулинарными успехами, а также организаторскими способностями по устройству вечеринок, приемов и балов Дюма гордился необычайно. Однажды друзья поручили ему устроить бал. Как всегда, он подошел к поручению со всей страстью. Будучи на короткой ноге с такими мастерами, как Делакруа, проблем с оформлением у него не возникло: стены зала молниеносно затянули холстами и тут же записали шедеврами. Уполномоченный составить оригинальное меню, Дюма решил, что нет ничего лучше ужина, не только собственноручно приготовленного, но и лично добытого. С охоты неугомонный добытчик привез девять косуль, три из которых обменял у кстати подвернувшегося ресторатора на семгу и севрюгу. Еще одну тушу пристроил в обмен на огромный студень, остальные нашпиговал чесноком, травами и насадил на вертел. Всех гостей обязали явиться в маскарадных костюмах и домино, было закуплено море цветов, ангажирован оркестр и доставлено неимоверное количество бутылок бордо, бургундского и шампанского. Шум от приготовлений к балу устрои¬тель поднял такой, что дамы были готовы на все, лишь бы только получить его приглашение. Едва пробило полночь, как к Дюма съехались сливки Парижа, и газеты потом написали: «Будь вы принцем, королем, банкиром, имей вы даже миллиардное состояние - все равно вам не удалось бы устроить такой веселый, такой неповторимый праздник». Казалось, что такими лестными отзывами о своих балах маркиз Александр Дюма Дави де ля Пайетри может быть доволен. Впрочем, один из журналистов, расист и большой любитель проехаться по поводу негритянских предков Дюма, писал, что «в его сути заключен маркиз и негр одновременно». И якобы именно маркиз устраивает балы, ставит на уши постоялые дворы, заставляя хозяев метаться как угорелых, а негр предпочитает посылать всех к чертям, валяться на ковре в чем мать родила, печь в камине картошку и есть ее вместе с кожурой. В самом деле, если не было гостей, Дюма вполне мог обойтись куском ветчины, печеной картошкой и бокалом воды, слегка подкрашенной вином. Если же к дому подъезжала карета, то он бросал свои бумаги и перья, надевал белые колпак и передник и немедленно отправлялся на кухню стряпать. Друзья утверждали, что «когда он соглашается перейти из своего рабочего кабинета на кухню или в буфетную и расстается с пером ради ручки сковороды, во всей Франции не найдешь повара лучше, чем он». Гости налегали на ризотто, на гуся, фаршированного пюре из жареных луковиц, сосисками и каштанами, или на бараньи ребрышки и нахваливали сияющего хозяина. Говорили, что любой его гость, стесненный в средствах, мог поселиться в замке Дюма «Монте-Кристо». Правда, невзлюбивший коллегу Бальзак называл сей дворец «безумной роскошью времен Людовика XV». В замке был постоянно накрытый для гостей стол, и деньги здесь текли рекой. Хозяин зарабатывал много и быстро, но тратил во много раз быстрее и больше. Что, собственно, и явилось одной из причин почти полного его разорения. Говорили, что, расставаясь с «Монте-Кристо», Дюма угостил приятеля парой слив, последним, что осталось у него от роскошного замка. Каждая из них, по мнению писателя, стоила теперь не менее ста тысяч франков. А обе - ровно столько, сколько когда-то он потратил на покупку замка.

Страсть к путешествиям только сыграла на руку Дюма и помогла ему еще больше отточить кулинарное мастерство. Однажды, странствуя по Тунису, ему довелось попробовать барашка, зажаренного в пустыне. Баранье брюхо арабы-проводники набили финиками, инжиром, медом, солью, перцем и зашили его. Потом барана положили на горячие угли, прикрыли хворостом, а когда тот прогорел, закидали землей. Через полтора часа барана достали из золы и почистили кинжалами. Дюма вспоминал, что «его кожа приняла приятный золотистый оттенок приготовленного на сильном огне мяса, которое отлично подрумянилось. Сгоревшая шерсть совершенно исчезла, и под кожей, сохранившей внутри весь жир, угадывалось сочное, очень вкусное мясо». Наевшись тогда до отвала баранины, он помнил о нем всю жизнь и был уверен, что никогда не пробовал более вкусного мяса. В Швейцарии ему довелось отведать бифштекс из медвежьего филе. Эту историю, которую, по слухам, Дюма сочинил сам и запустил в народ, еще долго рассказывали по всем трактирам. Суть ее в том, что как-то раз Дюма предложили отведать увесистый и весьма аппетитно выглядевший бифштекс. Хозяин трактира долго уговаривал колебавшегося Дюма, нахваливал ему медвежатину, а когда тот, наконец, уничтожил больше половины бифштекса, не выдержал и похвастался, что медведь был не лыком шит и успел при жизни сожрать немало храбрых охотников, пока он, смелый трактирщик, не взял людоеда в оборот. Таких откровений не мог выдержать даже крепкий желудок пригорюнившегося гостя, и бифштекс бесславно его покинул.
Ботвинья
Побывал Дюма и в России, где немало женщин пало жертвой обаятельного литератора. Тогда о его визите писали: «Весь Петербург в течение месяца только и занимался господином Дюма». У писателя Ивана Панаева его кормили щами, поросятами с хреном и уткой с яблоками. Особенно по душе французскому гостю пришлась ботвинья. Для нее сварили шпинат и щавель, протерли их через сито, растерли зеленый лук с солью, залили холодным хлебным квасом, накрошили огурцов, укропа, добавили щепотку соли и ложку сахара, а при подаче положили в тарелку кусок балыка, тертый хрен и пару кусочков льда. Уже плотно отобедавший Дюма, узрев ботвинью, налился ею до краев и тут же кинулся узнавать рецепт. После чего хозяйка дома записала в своем дневнике, что «желудок Дюма мог бы переварить и мухоморы».

По русской традиции за французским гостем велось наблюдение. Кто их, лягушатников, разберет, может, он одной рукой романы горазд писать, а другой -секретные донесения. Жандармы докладывали своему начальству, что господин Дюма «имеет страсть приготовлять сам на кухне кушанья и, как говорят, мастер этого дела». Поездка в Россию оказалась результативной. Дюма научился готовить осетрину и бараний шашлык, о котором был очень высокого мнения. Кроме того, французского гостя научили варить варенье из роз, солить огурцы и квасить капусту. Водку и кумыс он не одобрил, а вот пироги пришлись ему по душе.
Рецепты
Разменяв седьмой десяток, Дюма накопил такие обширные знания по кулинарии, что почувствовал острую необходимость поделиться ими с читателями. Для того, чтобы ничто и никто не отвлекал его от работы, он отправился в Бретань, в уединенное курортное местечко Расков. Местечко оказалось богато дарами моря, но абсолютно тупиковым в плане других продуктов - артишоки своей жесткостью могли поспорить с чугунными ядрами, фасоль оказалась на диво водянистой, а масло - прогорклым. Кухарка Дюма, служившая у него несколько лет и сверх меры разбалованная деликатесами, постоянно водившимися в доме хозяина, фыркнула и уволилась. Да и сам Дюма, видя такое «изобилие», взгрустнул: «Вот и весь тот ассортимент продуктов, на основании которого приходится писать книгу о кулинарии». Однако выход вскоре нашелся - Дюма отправился обедать по домам, развлекая местное общество рассказами о будущей книге и уточняя рецептуру на кухнях. Как это ни печально, но к тому времени, когда он решил создать самую «совершеннейшую и ученейшую из поваренных книг», у него уже почти пропал его прославленный аппетит.
Кстати, по поводу аппетита Дюма тоже не мог умолчать: «Существует три вида аппетита, - поделился он своими наблюдениями в книге. - Первый, когда испытываешь голод, непреодолимое чувство, при котором не до капризов в еде, когда даже глоток воды во рту кажется изысканной закуской. Второй вид аппетита - когда садишься за стол, не испытывая при этом чувства голода, но, отведав какое-либо отменное блюдо, понимаешь, сколь верна поговорка «Аппетит приходит во время еды». Третий же вид аппетита пробуждается при виде какого-либо изысканного кушанья, появившегося к концу трапезы, когда желудок уже полон и ваши сотрапезники без угрызений совести покинули стол».
В общем, труд получился фундаментальный. Помимо рецептов в «Большом кулинарном словаре», как Дюма назвал свою книгу, была масса сведений по истории кулинарии, занимательные подробности о продуктах, рекомендации по приготовлению блюд и зарисовки из жизни самого автора. А также тьма полезных советов, из которых можно было узнать, что для приготовления идеального бифштекса угли должны быть без малейшего дымка, что всякое мясо, снятое с вертела, следует поливать лимонным соком, а лягушатина прекрасно переваривается и вообще способствует румянцу, почему и показана дамам. Из кролика, по мнению автора, получается отличный питательный бульон, из зайца - так себе, трудно перевариваемая жижа. А уж из ворона -вообще песня, только птичку придется не ощипать, а «ободрать, как кролика». Дроздов запасливый Дюма советовал заготавливать в конце ноября, когда они до отвала наедятся можжевеловыми ягодами и приобретут тонкий вкус, а сохранять их рекомендовал

годами, для чего надо было всего лишь опустить птиц прямо в перьях в растопленное свиное сало. В своем желании рассказать все, что знал, Дюма порой заходил так далеко, что после некоторых его исторических изысканий кусок в горло не лез. Такой, к примеру, была история о гусях. Вернее, об их мучениях, которым бедняг подвергали ради получения увеличенной раз в десять знаменитой страсбургской гусиной печенки. Начитавшись про напичканных орехами гусей с прибитыми к доске лапами (чтобы не бегали) и выколотыми глазами (чтобы не отвлекались от переваривания орехов), странно было бы наслаждаться тонким вкусом их печенки. В «Словарь» обстоятельный автор вставил и кулинарный календарь, заглянув в который, каждый мог составить меню для званого обеда в любое время года.
Апофеоз
«Большой кулинарный словарь», выпущенный тиражом всего лишь в несколько сот экземпляров, вышел в свет уже после смерти Александра Дюма. Последнее творение было сразу же расхватано его почитателями и удостоено громких похвал и признаний критиков, один из которых написал: «Эту книгу просто необходимо читать, перечитывать, а потом экспериментировать и пробовать. Ведь Дюма завещал своим дорогим читателям одну из самых больших радостей своей жизни».

Источник: журнал STORY, март 2010г., Инна Садовская
http://nuga.mybb.ru/

Серия сообщений "женские истории":
Часть 1 - РЕМАРК О МАРЛЕН ДИТРИХ
Часть 2 - ЮРИЙ ВИЗБОР
...
Часть 4 - Жанна Дюбарри-ей завидовали женщины...
Часть 5 - ПОДЛИННАЯ ИСТОРИЯ "ЗЕЛЕНОГО ФУРГОНА"
Часть 6 - К 210 летию со дня рождения Александра Дюма (отца)
Часть 7 - Любовь и смерть...
Часть 8 - Ирена Сендлер: Такие истории должен знать каждый!
Часть 9 - Фея волшебного ситечка" Александр Грин

Серия сообщений "ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ":
Часть 1 - Откуда произошло слово "абракадабра"?
Часть 2 - Чайный гриб: как его вырастить самому?
...
Часть 13 - Еще раз о любви...нечеловеческой!!!!
Часть 14 - Правила и обязанности котов. Котоприметы.
Часть 15 - К 210 летию со дня рождения Александра Дюма (отца)
Часть 16 - «Очевидное-Невероятное» без Сергея Капицы
Часть 17 - Ирена Сендлер: Такие истории должен знать каждый!
...
Часть 37 - Выставка рисунков Юрия Богатырёва
Часть 38 - Вредное и полезное растительное масло
Часть 39 - Резанов и Кончита - история любви в памяти поколений

Серия сообщений "ЖЗЛ":
Часть 1 - К 210 летию со дня рождения Александра Дюма (отца)
Часть 2 - «Очевидное-Невероятное» без Сергея Капицы
Часть 3 - Муслим Магомаев: жизнь и творчество.
...
Часть 7 - Фея волшебного ситечка" Александр Грин
Часть 8 - АНТУАН ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ и "Маленький сальвадорский вулкан"
Часть 9 - Без заголовка

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку