-Рубрики

 -Цитатник

Продукты питания и другие стимулы для повышения гистамина - (0)

Продукты питания и другие стимулы для повышения гистамина   Продукты питан...

Рамочка "Твой взгляд - уютный уголок для отдыха души" - (0)

Рамочка "Твой взгляд - уютный уголок для отдыха души" Ваш текст... Ваш текст... Код рамоч...

ИГРА СЛОВАМИ - (1)

ИГРА СЛОВАМИ   ...

5 способов приготовить ЛАПШУ по-настоящему ВКУСНО / Кухня наизнанку - (0)

5 способов приготовить ЛАПШУ по-настоящему ВКУСНО / Кухня наизнанку РЕЦЕПТЫ: 00:00 Лапша в о...

ЧАЙНЫЕ ЗАПРЕТЫ - (0)

ЧАЙНЫЕ ЗАПРЕТЫ Чайные запреты. Как нельзя пить чай? Чай это очень распространенный напито...

 -Приложения

  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Photoshop online Photoshop onlineДля того чтоб отредактировать картинку совсем не обязательно иметь фотошоп на комьпьютере. Это можно сделать с помощью приложения online photoshop =)
  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Перейти к приложению Tv программа Tv программаПрограммы Тв

 -Музыкальный плеер



плеер собран приложением V.exeR

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Приветы!
Приветы!
10:27 21.10.2016
Фотографий: 5
Посмотреть все фотографии серии Приветы!
Приветы!
20:03 12.10.2016
Фотографий: 5
Посмотреть все фотографии серии Приветы!
Приветы!
04:06 10.09.2016
Фотографий: 14

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Leovik10

 -Интересы

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 49) Неизвестная_Планета ФОНЫ_для_НАС Красота_дневников Загадочные_Места_Мира Диско_80-х Цитаты_афоризмы_изречения Фото_и_фотошоп Темы_и_схемы Афоризмы_знаменитых_ Разные_схемы_и_темы Рецепты_домохозяек Стильные_аватары_и_дизайны Наши_рецептики Live_Memory ГАЛЕРЕЯ_КАРТИНОК_ДЛЯ_ВСЕХ Клуб_Чайников Лучшие_схемы_на_ЛИ-РУ Энциклопедия_Мудрости БУДЬ_ЗДОРОВ Лучшие_рецепты_интернета Царство_Кулинарии Всё_для_блога История_и_культура Клуб_друзей_с_ярушки стихи_в_рамочках Интересно_об_АВТО ЛиРу Путешествия_и_туризм Camelot_Club Picnic_Time Geo_club СССР_-Советская_Эстрада Сама_овца Моя_кулинарная_книга Украшения_для_дневничка Шедевры_от_Маришки Говорим_пишем_спорим Комфортариум видео-повар Best_of_Callery Coffee_by_S-Irena Только_для_мужчин Только_для_женщин Книга-лучший_друг Клуб_Фотопутешествий Questions_LiveInternet Rainbow_Ps ВСЁ_ОТ_ДИЗАЙНЕРА соо-шпаргалка
Читатель сообществ (Всего в списке: 6) Интересные_Блоги ПОМОЩЬ_НОВИЧКУ WiseAdvice Мир_клипарта О_Самом_Интересном Виртуальное_кафе-Три_подруги

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.06.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 22563


Как Сталин поставил творческую интеллигенцию под идеологическое ружье? Какие доходы были у «инженеров человеческих душ» в 1930-1950е годы?

Понедельник, 19 Июня 2023 г. 04:58 + в цитатник

Как Сталин поставил творческую интеллигенцию под идеологическое ружье? Какие доходы были у «инженеров человеческих душ» в 1930-1950е годы?

Любовь к чтению через боль

Сталин много читал, был невероятно эрудированным и умным человеком. Читал он с раннего детства. Связано это было не только с природной любознательностью, но и с серьезными проблемами со здоровьем. Одни исследователи говорят, что болезни были врожденными, другие, что это следствие невылеченных травм.

В шесть лет Сталин сломал руку, но из-за бедности родителей (отец пил, хотя и был образованным) обратиться к врачу не смогли, сустав загноился, а рука начала сохнуть. Позже, во время выступления с церковным хором на берегу водоема, сорвавшийся дилижанс переехал ему ноги, лишив надолго подвижности. В школьные годы играть в активные игры он не мог, поэтому на переменах сидел и читал. Проблемы с сохнущей рукой и хромота остались с ним на всю жизнь. Позже разыгрался полиартрит, вызывавший сильные боли в суставах, отчего Сталин часто ездил лечиться на теплые воды Кавказа. Официальные документы о болезнях и смерти Сталина засекречены до 2028 года, на сегодняшний день точных данных пока нет. Известно одно: были проблемы со здоровьем, и была невероятная сила воли, помогавшая Сталину преодолевать боль и строить советское государство.

По данным большинства исследователей, вождь прочитывал каждый день около 300 страниц (существует цифра 500, но она спорная).

Из воспоминаний Григория Морозова, первого мужа дочери Сталина Светланы:

«Когда я женился на Светлане, вождь разрешил мне пользоваться его библиотекой в кремлёвской квартире. Там я провёл довольно много времени, поскольку был любознателен и читал запоем. Надо сказать, коллекция книг была уникальной. Энциклопедии, справочники, труды известных ученых, произведения классиков, работы руководителей партии. Сталин всё это внимательнейшим образом читал, о чём свидетельствовали многочисленные, подчас развернутые заметки на полях».

Многие книги Сталин перечитывал по нескольку раз, о чем свидетельствуют пометки, сделанные разными карандашами.

Человек высочайшей культуры, Сталин с уважением относился к писателям, поэтам и представителям творческой интеллигенции, называя их «инженеры человеческих душ». Именно в творческой интеллигенции Сталин видел своего союзника в построении нового общества и формировании советского человека.

Сталин о задачах писателя

Два отрывка из интервью Сталина немецкому писателю Лиону Фейхтвангеру, посетившему Советский Союз в 1937 году:

«Фейхтвангер. «Я просил бы Вас подробнее определить функции писателя. Я знаю, что Вы назвали писателей инженерами душ».

Сталин. «Писатель, если он улавливает основные нужды широких народных масс в данный момент, может сыграть очень крупную роль в деле развития общества. Он обобщает смутные догадки и неосознанные настроения передовых слоев общества и инстинктивные действия масс делает сознательными. Он формирует общественное мнение эпохи. Он помогает передовым силам общества осознать свои задачи и бить вернее по цели. Словом, он может быть хорошим служебным элементом общества и передовых устремлений этого общества.

Но бывает и другая группа писателей, которая, не поняв новых веяний эпохи, атакует все новое в своих произведениях и обслуживает, таким образом, реакционные силы общества. Роль такого рода писателей тоже не мала, но с точки зрения баланса истории она отрицательна.

Есть третья группа писателей, которая под флагом ложно понятого объективизма старается усидеть между двух стульев, не желает примкнуть ни к передовым слоям общества, ни к реакционным. Такую группу писателей обычно обстреливают с двух сторон: передовые и реакционные силы. Она обычно не играет большой роли в истории развития общества, в истории развития народов, и история её забывает так же быстро, как забывается прошлогодний снег».

Итак, самое главное. Важная роль писателя в общества определяется тем, что:

1) именно писатель формирует общественное мнение эпохи;

2) он помогает обществу осознать свои задачи и бить вернее по цели.

Не вождь, не партия, а именно писатель, по мнению Сталина, формирует общественное мнение эпохи. Это в корне отличается от того, какую роль писателям и творческой интеллигенции отводил Хрущев, считавший, что не писатель, а партия формирует общество, а писатели партию и общество обслуживают (об этом я расскажу в следующей статье).

Сталин о критике в советской литературе

Фейхтвангер. «В каких пределах возможна в советской литературе критика?».

Сталин. «Надо различать критику деловую и критику, имеющую целью вести пропаганду против советского строя. Есть у нас, например, группа писателей, которые не согласны с нашей национальной политикой, с национальным равноправием. Они хотели бы покритиковать нашу национальную политику. Можно раз покритиковать. Но их цель не критика, а пропаганда против нашей политики равноправия наций. Мы не можем допустить пропаганду натравливания одной части населения на другую, одной нации на другую. Мы не можем допустить, чтобы постоянно напоминали, что русские были когда-то господствующей нацией.

Есть группа литераторов, которая не хочет, чтобы мы вели борьбу против фашистских элементов, а такие элементы у нас имеются. Дать право пропаганды за фашизм, против социализма – нецелесообразно. Если элиминировать попытки пропаганды против политики советской власти, пропаганды фашизма и шовинизма, то писатель у нас пользуется самой широкой свободой, более широкой, чем где бы то ни было.

Критику деловую, которая вскрывает недостатки в целях их устранения, мы приветствуем. Мы, руководители, сами проводим и предоставляем самую широкую возможность любой такой критики всем писателям. Но критика, которая хочет опрокинуть советский строй, не встречает у нас сочувствия. Есть у нас такой грех»

Нетерпимость к вражеским элементам при достаточной свободе тех писателей, которые словом помогают строить советское государство. Этот подход Сталина в корне отличался от подхода Хрущева, который, будучи малокультурным человеком, сам стремился диктовать творческой интеллигенции что и как писать, какую скульптуру ваять, и как должен выглядеть лимон на картине (об этом - в следующей статье).

Театр как инструмент окультуривания и донесения социалистических идей

Не смотря на огромную любовь Сталина к чтению, на первых порах развития социалистического государства вождь отводил большую роль театру. Он говорил, что рабочему человеку, который в массе своей еще недостаточно грамотный, после рабочего дня проще посмотреть спектакль, чем прочитать книгу.

Еще в 1922 году Сталину в жесткой схватке с Троцким, Молотовым и Каменевым удалось спасти от закрытия Большой театр в Москве. Кампания по ликвидации театров была инициирована Лениным, считавшим, что важнейшим из искусств является кино. При этом, по воспоминаниям наркома культуры Луначарского, театр Ленин люто ненавидел, называя его «куском чисто помещичьей культуры». С приходом к власти Сталина в стране начали массово открываться театры.

Сталин и группа украинских писателей

12 февраля 1929 года состоялась встреча Сталина с группой украинских писателей. Вместо ожидаемого разговора о литературе, смысл встречи свелся к двум требованиям. Первое – отдать Украине Курскую и Воронежскую область. Второе – запретить пьесу М. Булгакова «Дни Турбиных», якобы как антиукраинскую и показывающую в карикатурном виде борьбу украинцев за свою независимость под руководством Симона Петлюры, гетмана Скоропадского и, конечно, большевиков.

Нелюбовь украинских писателей к М. Булгакову была неслучайной и проистекала из тех процессов, которые происходили в 20-е годы в украинском обществе и которые он изображал в своих произведениях. Прежде всего, это насильственная украинизация. Именно эту насильственную украинизацию искрометно высмеивал Булгаков. В романе «Белая гвардия» он писал:

«— Я б вашего гетмана, — кричал старший Турбин, — за устройство этой миленькой Украины повесил бы первым! Хай живе вильна Украина вид Киева до Берлина! Полгода он издевался над русскими офицерами, издевался над всеми нами. Кто запретил формирование русской армии? Гетман. Кто терроризировал русское население этим гнусным языком, которого и на свете не существует? Гетман. Кто развел всю эту мразь с хвостами на головах? Гетман. А теперь, когда ухватило кота поперек живота, так начали формировать русскую армию?»

Травля Булгакова со стороны украинских писателей была очень злобной. В это время на сцене МХАТ с успехом шла пьеса Булгакова «Дни Турбиных». Сталину она очень нравилась - он лично посещал представление 16 раз. Пьеса шла с 1926 по 1929 г., пока под натиском тех самых громкоголосых украинских писателей ее не сняли. Человеческую зависть революция не отменит. Украинским писателям казалось, что их недооценивают, не замечают их вклад в украинизацию Малороссии. Сталину требовалась поддержка Украины.

Стенограмму встречи украинских писателей со Сталиным я привела в статье ранее (ссылка ниже).

Творческая интеллигенция под идеологическим ружьем. Добровольно

Сталин часто проводил встречи с писателями, причем чаще дружеские (на квартире Горького в Москве, которому он особенно благоволил), чем официальные и вел с ними активную переписку. К нему обращались в том числе и по личным, казалось бы, немыслимым вопросам: оказать содействие в ремонте дачи, получении квартиры или каким-то льготам, но чаще обсуждали новые произведения и происходящие в стране и за рубежом события.

Иногда сказанного Сталиным одного слова в качестве характеристики произведения, было достаточно, чтобы окрылить или погубить карьеру. Именно так произошло с Платоновым после прочтения Сталиным его рассказа, на котором вождь написал только одно слово «Сволочь!». Мандельштама, напротив Сталин своей фразой «Изолировать, но сохранить» спас от лагеря, заменив на поселение в Чердыни.

Уважение Сталина к творческой интеллигенции вылилось в то, что она стала привилегированной прослойкой с почетом в обществе и хорошим материальным вознаграждением. В 1934 году состоялся первый Съезд писателей, на котором с подачи М. Горького было утверждено главное направление в культуре – социалистический реализм, призванный продвигать социалистические идеалы и высокую нравственность советского человека. Для стимулирования творческой интеллигенции был утвержден Литфонд.

Агитировать за советскую власть никого не приходилось – все сами стремились туда, где почет, высокий доход, бесплатные квартиры и дачи в Переделкино. Кто был не согласен (троцкисты, анархисты, прозападные либералы и пр.) – либо сами уехали, либо были высланы из страны, либо оказались под прессом следствия.

Для Сталина интересы станы были на первом месте. Именно это он требовал и от каждого советского человека. И писатели как раз и призваны были это чувство в советских людях формировать. Избавив творческую интеллигенцию от необходимости думать о хлебе насущном, Сталин поставил ее под ружье идеологической борьбы.

Надо сказать, что такой подход себя оправдал. Именно в тот период были созданы гениальные произведения, ставшие советской и русской классикой. М. Шолохов «Тихий дон» (1932), «Поднятая целина» (1932), Н. Островский «Как закалялась сталь» (1932), произведения А. Толстого, А. Грина, А. Беляева, М. Булгакова, К. Паустовского, Б. Пастернака, В. Катаева и др.

Здесь важно понимать, что материальное стимулирование – важная составляющая работы писателя, но она не может быть определяющей. Без таланта и глубокой внутренней веры в те идеалы, которые писатель несет, создать гениальное произведение невозможно.

Писатели и военные звания

В годы Великой Отечественной войны советские писатели воевали на ряду с простыми бойцами на фронтах, создавая при этом духоподъемные произведения. По решению Станина писатели получали боевые звания: Л. Леонов был майор, К. Симонов - подполковник, А. Твардовский – подполковник, М. Шолохов – полковник, при том, что профессиональным военным никто из них не являлся. Но Сталин считал важным и нужным наделять писателей не только писательскими полномочиями, но и военными. И они отлично с поставленной задачей справлялись. Уже в июле 1941 Симонов написал «Жди меня», а в 1942 -«Дни и ночи» и стихотворение, от которого мурашки по коже «Убей его!», Шолохов в 1942-1943 написал часть романа «Они сражались за Родину», Леонов в 1942 написал «Взятие Великошумска».

Сталинская премия

В 1939 м была учреждена Сталинская премия - ежегодная высшая форма финансового поощрения граждан СССР за выдающиеся достижения в области науки и литературы – размер премии 100 тысяч рублей - первая степень и 50 000 вторая степень. Это были очень большие деньги – средняя зарплата в стране составляла около 200 руб.

А в 1940 в отношении литературы были учреждены специальные четыре премии по литературе в размере по 100 тысяч – по одной в областях: поэзия, проза, драматургия, литературная критика.

Лауреатами Сталинских премий по всем номинациям открытыми и секретными постановлениями правительства СССР с 1941 по 1955 гг. стали более 11,2 тыс. человек.

В 1955 Сталинская премия была ликвидирована и заменена на Государственную. В справочниках и энциклопедиях возле имен ученых и литераторов слово «Сталинская премия» исчезло или было заменено на «Государственная».

Зависть, злоба и непомерное обогащение

Действующая система стимулирования творческих работников имела и свои перекосы. Особенно это касалось театров. Авторы пьес получали от театров процент от сборов и выплаты за каждый акт, в результате чего автору было выгодно дробить акты на много маленьких. В кратчайшие сроки драматурги превратились в очень состоятельных людей.

Их стремительное обогащение раздражало всех — от актеров и режиссеров до членов Политбюро. Известная своими едкими высказываниями актриса Фаина Раневская говорила: "А драматурги неплохо устроились — получают отчисления от каждого спектакля своих пьес! Больше ведь никто ничего подобного не получает. Возьмите, например, архитектора Рерберга. По его проекту построено в Москве здание Центрального телеграфа на Тверской. Даже доска висит с надписью, что здание это воздвигнуто по проекту Ивана Ивановича Рерберга. Однако же ему не платят отчисления за телеграммы, которые подаются в его доме!"

Даже классик советской литературы Михаил Шолохов в 1950 году, отправляя в газету "Правда" телеграмму с просьбой оплатить заказанную газетой статью, написал: "Гонорар не получен. Скромно напоминаю, что я не драматург. Привет. Шолохов".

В среднем за пьесу автор получал от 4,5 до 7,5 процента с валового сбора.

«Так, драматург Барянов за публичное исполнение написанной им пьесы "На той стороне" получил только в 1949 году около миллиона (920,7 тыс.) рублей процентных отчислений. Драматург Софронов в том же году получил 642,5 тыс. рублей, братья Тур — 759 тыс. рублей. Писатель Симонов получил процентных отчислений за четыре последних года около 2500 тыс. рублей» (1)

Получая из года в год за свои произведения огромные суммы, некоторые авторы переставали работать над своим мастерством и создавать что-то новое. Еще большие перекосы образовались в непомерной оплате труда переводчиков.

«Так, переводчица Мингулина за перевод пьесы "Глубокие корни" в течение трех последних лет получила 810 тыс. руб., Рубинштейн за переводы и переделки венских оперетт — 670 тыс. руб., переводчица Зубова за перевод "Пигмалиона" Б. Шоу получила за последние четыре года 588 тыс. руб., переводчик Желябужский за инсценировку романа "Овод" Войнич за два с половиной года — 650 тыс. руб.; Щепкиной-Куперник за переводы нескольких произведений Шекспира и Шиллера за последние четыре с половиной года выплачено в виде процентных отчислений около 1300 тыс. рублей» (1)

Доходило до абсурда:

«…группа авторов, не обладая талантами и способностями к созданию оригинальных произведений и занимаясь переделками переводов и инсценировками зачастую низкого качества, ведет паразитическое существование за счет государства. Так, например, некий Архипов (Зайцев), не зная ни одного иностранного языка, получил крупные суммы за незначительные и ненужные переделки переводов пьес К. Гольдони "Слуга двух господ", "Трактирщица", пьес Шиллера "Коварство и любовь", "Разбойники" и других...»

Как Хрущев и Суслов породили диссидентство…

Сломавший сталинскую систему поощрения "инженеров человеческих душ" Суслов и не оправдавший ожидания творческой интеллигенции Хрущев в совокупности с тяжелой экономической ситуацией в стране и преследованием неугодных с 1960х, создали благодатную среду для развития диссидентства. Именно представители либерально настроенной творческой интеллигенции оказались в авангарде внутренних процессов по разрушению СССР. Об этом я расскажу в следующей статье.

Дорогие друзья! Мой канал – просветительский. Он существует благодаря вашей поддержке и выдержке автора вопреки всем преобразованиям на Дзен. Если вам понравилась эта статья или другие мои статьи - поддержите канал через банковский платежный сервис по этой ссылке (сумма любая). Это важно для существования канала и придаст оптимизма автору: https://pay.cloudtips.ru/p/dc889a0c
С благодарностью, Жанна Швыдкая.

 

 
 
Жанна Швыдкая, писатель, автор книг "Огранка" и "Метаморфоза" декалогии "Гравитация жизни"
 

При подготовке статьи использованы данные «Коммерсант» от 15.09.2008 г. «Ведет писателей к непомерному обогащению»

Дорогие читатели! Для вашего удобства я сгруппировала статьи по темам и разместила в подборках в самом начале главной страницы моего канала.

Вот ссылки на некоторые статьи:

1. Как выбраться из сумеречной зоны советского прошлого? В чем историческая ответственность интеллигенции? Три личные истории

2. Что требовали украинские писатели от Сталина и чем ответил вождь? Почему Булгакова боится творческая интеллигенция? Стенограмма встречи

3. Как либерализм превратился в злой рок цивилизации? Почему путь России в будущее проходит через искоренение либеральной идеологии?

4. Как Сталин связан с современными событиями? Почему путь в будущее лежит через реабилитацию прошлого?

5. Как уничтожали социализм в СССР? Мемуары Рокфеллера

6. Почему самая жестокая схватка за СССР еще впереди?

7. Почему либерализм перешел в хроническую болезнь? Что говорил Достоевский о либеральных джентльменах без знания Отечества?

8. Почему Ф.М. Достоевский утверждал, что война «приносит лишь одну пользу, а потому совершенно необходима»? 8 парадоксов

Рубрики:  Дневник/Деньги
Дневник/СССР
Дневник/Ссылки
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку