-Метки

Власть анархизм армия афоризмы белковый миф библейская правда библия благо бог бог во всех людях бойня буддизм вакцинация веганство вегетарианство вера веротерпимость ветхий завет власть над собой вода война воспитание вред для здоровья геноцид гнев голод и мясоедение гонения государственное насилие государство григорий сковорода давид найдис деньги духоборы духовность душа дхаммапада евангелия ешуа желания жизнь в селе журнал ясная поляна загрязнение планеты заповедь любви здоровье знание золотое правило нравственности изречения будды иисус истина история иудаизм колонизация лев толстой любовь манипулирование марк аврелий метод кошастого милосердие милосердие и любовь к животным молоко мудрость мульчирование мысли мыслители мясо мясоедение и милосердие насилие ненасилие новый завет нравственность образование общество потребления органическое земледелие педагогика педагогика льва толстого поиск истины природа притчи противоречия в библии саморазвитие самосовершенствование свобода свобода в образовании смерть сми смысл жизни соблазны сократ страдания стяжательство убийство учение будды учение иисуса философия хазарзар христианство цитаты школа экология яснополянская школа

 -Рубрики

 -Приложения

  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Планы на годВаши планы на год в вашем дневнике!

 -Цитатник

Компостные кучи или компостные дорожки? - (0)

Компостные кучи или компостные дорожки? Анализируя свою частную переписку, вопросы, задаваем...

Моя любимая Сара Брайтман))) - (0)

ADAGIO by Sarah Brightman - ANYTIME, ANYWHERE  В 1998 году вариация на тему Адажио впервые п...

ЗАГАДОЧНЫЙ СОКРАТ. Первая часть - (0)

ЗАГАДОЧНЫЙ СОКРАТ (часть 1 - начало) Новиков Л.Б., г. Апатиты, 2013 г. Из всех непосвященных ...

ЗАГАДОЧНЫЙ СОКРАТ. Вторая часть - (2)

ЗАГАДОЧНЫЙ СОКРАТ (часть 2 - окончание) Новиков Л.Б., г. Апатиты, 2013 г. Заботясь о благопол...

16 бесплатных образовательных проектов в сети - (0)

16 бесплатных образовательных проектов в сети Мир не стоит на месте и уже можно получить профильн...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в leopoliss

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

morning glory no-till peta аборты абуль-фарадж авиценна агапий аграфа адин балу (эдин баллу бэллоу) александр кузнецов альтернативная гражданская служба америка анархизм анскулинг антипотребительство антисемитизм апокрифы аристотель армия архитектура

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.10.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 1392


Духоборы. А. А. Родионов. Часть 3

Вторник, 23 Июля 2013 г. 01:47 + в цитатник

В 1893 году он дал наставление духоборцам поделиться имуществом, не держать наемных работников, перестать пить алкогольные напитки, курить табак и есть мясо, другими словами говоря, стать трезвенниками и вегетарианцами. В своем наставлении он сказал: "Пусть духоборцы проникаются совершенством и любовью к достижению царствия Божьего... Трудиться надо, но труд должен быть честным. Христианину иметь у себя работника предосудительно. Если работник вырабатывает только себе жалованье, то хозяину нет пользы держать его. Следовательно, работник должен вырабатывать и себе жалованье и такую же долю или больше хозяину, а это уже несовместимо с христианством... Это мой совет, и кто примет его, тот не будет держать работников. Если есть лишнее имение, можно поделиться с неимущими".
   Касаясь мясоедения, он говорил: "Всякое создание получило начало жизни от той силы, от которой получил и человек, и имеет полное право жить, и истреблять это создание в угоду мамоне предосудительно... А также об употреблении спиртных напитков и курении табака. Ведь это не только несвойственно христианам употреблять, но это даже неприсуще и всякому человеку... Есть сказание: "Не упивайся вином, в нем есть блуд..." А о курении табака и причинении им вреда не нужно и объяснять. Это самая низкая ступень в человеке..."
   В начале 1895 года Петр Васильевич Веригин и бывшие с ним в ссылке духоборцы отказались давать присягу подданства царю Николаю Второму. И в этом же 1895 году он дал им следующий совет -- отказаться от милитаризма: "Христос в своем учении обличал и разрушал военщину. Так я понимаю жизнь и учение Христа. И уместно было бы духоборцам, как христианам, совсем отказаться от военной службы. Я считаю своей обязанностью сказать им это -- чтобы они отказывались идти в солдаты и не участвовали ни в каких военных действиях хотя бы косвенно. Оружие, какое есть у духоборцев -- ружья, револьверы, сабли, кинжалы, которые они приобрели, удаляясь от учения Христа, собрать в одно место и в знак непротивления злу злом и в исполнение заповеди "Не убий", предать сожжению..."
   На основании этого совета служившие в армии духоборцы отказались от службы в день Пасхи, а 29 июня 1895 года духоборцы в трех местах по селам сожгли имевшееся у них оружие.
   Молодые люди, около 160 человек, жестоко за это пострадали. Их наказывали, секли розгами, даже до смерти, и сослали в Сибирь. А тех, которые сожгли оружие, жестоко избивали, отняли у них все имущество и сослали в дикие местности Кавказа, где многие умерли от недоедания и непривычного климата, подвергаясь заболеванию лихорадкой... 
  
В этой борьбе против милитаризма, Петр Васильевич из ссылки в Сибири поддерживал дух духоборцев, вдохновлял добрыми советами...
   В 1902 году Петра Васильевича Веригина освободили из ссылки в Сибири, и он приехал в Канаду, где под его руководством была создана Христианская община Всемирного Братства. В 1908 году им была куплена земля в Кутнейском округе в Британской Колумбии -- Утешенский, Бриллиантский, Луговский, Плодородновский и другие участки, а в следующем году и участки земли в Гранд Форкском округе. От 1908 до 1914 года в Кутнейском округе было построено 65 сел, а в Гранд-Форкском -- 25 сел. В 1913 году закончилось строительство Бриллиантского моста, была построена варенная фабрика, лесопильные заводы, кирпичный завод, мукомольные мельницы, фабрика производства водопроводных труб и другие предприятия, так что община экономически возрастала. Как руководитель, Петр Васильевич проводил большую часть времени среди народа на собраниях и во время работы, и народ его любил за добрые наставления, его лозунгом был "Труд и мирная жизнь".
   Члены общины, подчеркивал он, уважают и любят Бога как начало всему существующему. Уважают достоинство и честь человека как в самом себе, так же равно в себе подобных. Члены общины смотрят на все существующее любовно и с восхищением. В этом направлении стараются воспитывать детей.
   Под словом Бог члены общины разумеют силу любви, силу жизни, которая дала начало всему существующему. Мир состоит из движения, все стремится к совершенству и через этот процесс старается соединиться со своим началом, как бы возвратить созревший плод семени.
   Во всем существующем нашего мира мы видим переходные ступени к совершенству, как, например, начинается с камня, переходит к растениям, потом жизнь животных, из которых самым крайним можно считать человека в смысле жизни, в смысле мыслящего создания.
   Уничтожать, разрушать что бы то ни было члены общины считают предосудительным. В каждом отдельном предмете есть жизнь, а следовательно, и Бог, в особенности же в человеке. Лишать жизни человека ни в каком случае не позволительно.
   Члены общины в своем убеждении допускают полнейшую свободу всему существующему, в том числе и человеку. Всякая организация, установленная насилием, считается незаконной.
   Главной основой существования человека служит энергия мысли -- разум. Пищей вещественной служат воздух, вода, фрукты и овощи.
Допускается общинная жизнь людей, держащаяся ни законе нравственной силы, правилом которой служит: чего себе не хочу, того не должен желать другому. Богу нашему слава!
   Этим правилам и стремились следовать члены Христианской общины...
   29 октября 1924 года Петр Васильевич Веригин ехал на поезде из Бриллианта в Гранд-Форкс, когда, проехав станцию Фаррон, в вагоне, где он находился, произошел взрыв, и он был убит. Имеется предположение, что неизвестное лицо подложило какую-то самодельную бомбу вблизи, где он сидел, которая и взорвалась. Виновник или виновники этого злодеяния до сих пор неизвестны.
   Духоборцы чтят Петра Васильевича Веригина, которого они прозвали Господним за то, что он наставлял их следовать учению Христа и много оставил им доброго. Поэтому он был похоронен на этом месте, откуда открывается прекрасный вид на ближайшие общинные поселки. И. И. Веригин говорил, что, собираясь на могилах, духоборцы выражают честь не только вождям, но также и всем тем духоборцам, которые страдали и умирали за истину, за создание братской, мирной жизни как во время отказа от военщины и насилия, так же и в процессе создания общинной жизни.
   Так в России за отказ от военщины и уничтожение оружия они подвергались избиению, смерти, лишению имущества и ссылке. В Канаде за отказ от принятия присяги, подданства и за отказ подчинения закону, нарушающему общинный образ жизни, они лишились большой части имущества и переживали большие трудности.
   Следовательно, подчеркнул Иван Иванович, собрания на могилочках никоим образом не означают, что духоборцы собираются поклоняться праху вождей, ибо, следуя первой из десяти заповедей, которая говорит, что поклоняться нужно единому Богу, они отказались от поклонения иконам в православной церкви, за что были гонимы.
   К тому же, в заключение молитвенного собрания на могилах или в каком другом месте, после прочтения Отче наш, они делают три поклона до земли.
   Сын Веригина, Петр Петрович, жил в России, но духоборцы Христианской общины признали его своим вождем, и он переселился в Канаду.
   Встреча П. П. Веригина в Бриллианте 11 октября 1927 г. была торжественной. В первой же речи он призвал духоборов сплотиться теснее и продолжать идти по пути, указанному его отцом.
   В 1934 г., по инициативе П. П. Веригина состоялся общедухоборческий съезд, в котором приняли участие и духоборы, жившие единолично. Съезд принял декларацию "Союза духовных общин Христа", в которой в краткой форме были изложены основные принципы духоборческого вероучения.
   Скончался Петр Петрович 11 февраля 1939 г. Духоборы похоронили его рядом с прахом отца. Жена его -- Анна Федоровна умерла 22 ноября 1940 г. Она похоронена рядом с мужем.
   Далее с Иваном Ивановичем Веригиным мы отправились в Крестон, расположенный в нескольких километрах от Бриллианта, в духоборческий ресторан. Это был не единственный центр "общественного питания". В каждом населенном пункте -- и в Гранд-Форксе, и в Каслгаре -- многие духоборцы предпочитали не только питаться, но и посидеть вечером за чашкой чая в ресторане. Они удобны, уютны, доступны почти каждому и пользовались успехом не только у духоборцев.
   Нас приветливо встретил владелец ресторана Алексей Жмаев. По возрасту он был молодым, среднего роста, упитанный, очень улыбчивый, гостеприимный. Одет он был в красную рубашку-косоворотку, в сапогах, подпоясан кушачком.
   Поначалу он ознакомил нас со своим "предприятием". Кроме ресторана, у него были пекарни, которые выпускали широкий ассортимент мучных изделий: разных сортов хлеб, разнообразные булочки, калачи, кексы, торты, мороженое. Своей работой Жмаев был доволен. Его знает весь поселок. Дело прибыльное, посетители к нему относятся с уважением. Широко практикуется обслуживание на дому. На то, что работать приходится почти круглые сутки, он не жалуется. Штат его работников невелик. Основной помощницей является жена. Родился Жмаев в Канаде, но, встретив меня, проявил большой интерес к Советскому Союзу. Его интересовало все, но больше всего организация общественного питания.
   Жмаев провел нас в один из залов. Сели мы за длинный стол, хотя нас было двое. Нас угощали бутербродами по-духоборски: на тонкий ломтик хлеба клались несколькими слоями различные овощи. Мне они понравились, но секрета их приготовления я не запомнил. Затем мы ели борщ по-русски. Однако от нашего борща по вкусу отличался. Видимо, наличием в нем иных, чем у нас, овощей и специй. Очень популярна у духоборцев лапша. Они не признают фабричного ее приготовления. Делают накануне вручную и в тесто, кроме яиц и масла, добавляют еще какие-то компоненты, что делает ее очень вкусной. Затем десерт и разные напитки: квас, компот, соки, чай.
   За обедом разговорились мы с И. И. Веригиным о прошлом его семьи. Иван Иванович Веригин -- почетный председатель "Союза духовных общин Христа" -- прибыл в Канаду в 1927 году, когда ему было шесть лет. Он родился в духоборческой семье. Его отец, Иван Семенович Войкин, умер в 1921 году при крайне тяжелых обстоятельствах во время переселения духоборов из Грузии в Донскую область. Мать Ивана Ивановича, Анна Петровна Маркова, осталась вдовой, когда ей было девятнадцать лет и их сын Ваня еще не появился на свет. Вместе они жили мало, вскоре Анне Петровне пришлось расстаться с сыном, так как его взял с собой в Канаду дедушка, отец матери, Петр Петрович Веригин.
   Значительная часть жизни Анны Петровны прошла в тюрьмах и ссылках по единственной причине, что она была духоборкой и дочерью вождя духоборческого движения.
   Второе замужество не принесло Анне Петровне счастья, так как ее муж Иван Иванович также отбывал срок наказания в ссылке и был казнен за принадлежность к духоборческому движению и был пацифистом. Их сын Петр рос сиротой, в тяжелые годы войны был одиноким, беззащитным. Вырос он пацифистом. Большие влияние на его воспитание оказали книги Льва Николаевича Толстого.
   Семнадцати лет он был призван в армию и погиб на полях сражений в Польше, где и был похоронен.
   Единственный и глубоко любимый брат Анны Марковой, Петр Петрович Веригин-Истребов также был сослан в трудовую колонию, где умер в 1942 году от тяжелых условий и голода.
   Отбывая свой 15-летний срок наказания в Сибири под строгим режимом и в суровых условиях жизни, она умела преодолеть трудности и после продолжительных хлопот в мае 1960 года получила разрешение на приезд в Канаду. Здесь она соединилась со своим сыном Иваном, которого не видела 32 года.
   Анна Петровна прибыла в Гранд-Форкс, когда ей было уже 58 лет. Она никогда никого не винила за свои тяжелые переживания, объясняя это словами: "Это зависело от обстоятельств того времени..." Наоборот, она смотрела в будущее, посвятила себя оказанию помощи другим, стараясь быть полезной во многих делах духоборческой общины.
   О ее смерти сообщалось: "Когда здоровье Анны Петровны подорвалось и достигло необратимого состояния, она спокойно мирилась со своей судьбой. Она рассуждала со своим семейством и близкими братьями и сестрами о ее возможной кончине, и сама усматривала за всеми делами в связи с ее похоронами. Итак, ее тело прекратило свое существование на этом свете, но ее душа отошла в вечную обитель, к Господу Богу. Она умерла спокойно, пронеся свой жизненный крест с над лежащей ответственностью и благородством до самого конца..."
   Переживая невосполнимую утрату, Иван Иванович рассказал мне о похоронном обряде, исполняемом духоборами.
   Одна из важнейших особенностей духоборцев -- это религиозное начало и порядок исполнения религиозных ритуалов, в частности, моление Богу, или, как говорят духоборы, "поклонение".
   Трудно предполагать, что в результате устранения запрета на религиозное убеждение все стали верующими. Это процесс длительный, и вера в Бога никогда не навязывается кем-то. Она должна родиться в самом человеке. Однако сегодняшняя действительность показывает, что православная церковь развернула огромную деятельность по вовлечению людей в лоно церкви.
   Взять похоронный обряд духоборцев. По своему типу он одинаков с восточнославянским обрядом, но вместе с тем имеет существенные отличия, связанные с религиозными особенностями этой секты.
   На рубеже XX века похоронно-поминальный обряд был описан В. Д. Бонч-Бруевичем, о чем подробно изложено в одном из номеров журнала "Искра" "Союза духовных общин Христа" С. А. Иниковой.
   Одевали покойного в заранее приготовленный костюм, который назывался одеждой "про случай", или "смертельной". Его шили из хорошей, яркой ткани, украшали вышивкой. Приготовление себе похоронной одежды являлось общерусской традицией, но обычно делали это люди старшего возраста, а духоборцы шили ее даже для детей с двух-трехлетнего возраста, меняя одежду на новую по мере роста ребенка. Отлучаясь из дома даже на не очень длительный срок, духоборцы обязательно брали с собой похоронную одежду.
   В русских и украинских селах было принято причитать или голосить на похоронах, особенно при прощании с покойным, чтобы все, в том числе и душа самого покойного, знали, как его любили и как без него будет тяжело. Неизвестному автору записки "Некоторые черты об обществе духоборцев" 1805 года бросилось в глаза то, что при погребении никто из духоборцев не плачет, "кроме детей, но это считается слабостью". В. Д. Бонч-Бруевич тоже отметил, что плакать по покойнику считается неприлично и "даже просто греховно", ибо смерть -- это избавление от земных страданий. Об умершем "жалеют" как о сотоварище на жизненном пути, но не отчаиваются, ибо "дух его между нами, а стало быть, и он с нами". Идеологи духоборчества пытались подкрепить такое отношение к смерти внешним оформлением похорон: все присутствовавшие на похоронах надевали яркую, праздничную одежду, комната, в которой лежал усопший, украшалась нарядными полотенцами -- "утирками". Три утирки клали поперек гроба, когда его выносили из дома и несли на кладбище. Однако во время похорон любимой руководительницы духоборцев Лукерьи Калмыковой в 1886 году, по свидетельствам очевидцев, все присутствовавшие на похоронах "обливались слезами". Видимо, восприятие смерти как избавления от земных тягот противоречит самой человеческой сущности и не может укорениться в сознании даже очень верующих людей.
   У духоборцев не было принято ухаживать за могилой. После похорон могильный холмик сверху обкладывали длинными кирпичами из дерна. В изголовье могилы ставили базальтовую доску, которая становилась как бы одной стороной продолговатого холма и не возвышалась над ним. Эта доска с высеченной фамилией, именем и датой смерти повторяла форму стены дома, поэтому вся могила очень походила на маленькую духоборческую хатку с пологой земляной крышей. Такие могилы, не укрепленные камнем, не подправлявшиеся заботливой рукой, зарастали травой и через 20--30 лет совершенно оплывали; доски уходили в землю и старые духоборческие кладбища напоминали просто холмистое поле. Старики объясняли, что это делалось специально для того, чтобы к тому времени, как уйдет из жизни поколение, хорошо знавшее покойного, исчезла и его могила, так как она уже никому не могла напомнить о нем.
   Девятидневных поминок, как у православных, у духоборцев не было.
   Конечно, в заключение надо сказать, что за двести лет похоронно-поминальная обрядность духоборцем претерпела значительные изменения, причем в первую очередь эти изменения происходили в той ее части, которая составляла не национальную, этническую, а религиозную духоборческую специфику.
   Интересуясь жизнью духоборов в Канаде, я познакомился с историком духоборческого движения Кузьмой Тарасовым.
   О себе он рассказывает, что родился в феврале 1932 года. Его отец Джон появился на свет в Канаде, куда его родители приехали в 1899 году вместе с группой эмигрантов, насчитывавшей 7500 духоборцев. Его дед, которого тоже звали Кузьмой, был одним из тех, кто 29 июня 1895 года участвовал в историческом сожжении оружия в царской России. Его мать Анастасия родом из деревни Славянка в Азербайджане приехала в Саскачеван в 1926 году и почти сразу вышла замуж. Семья обосновалась на одинокой ферме в нескольких милях от общины духоборцев Покровки на берегу Северного Саскачевана. "В этой русско-канадской общине, говорит Кузьма, -- я вырос. Первым языком для меня, как и для моего брата Джона (который на четыре года старше Кузьмы), был русский".
   Русское влияние на их жизнь имело весьма существенное значение. "Устроившись на коленях матери, -- говорит Кузьма, -- я читал русскую азбуку с рассказами Льва Толстого, Пушкина, Лермонтова и других писателей". Его бабушка читала русские молитвы перед сном. Вегетарианский борщ, вареники, пироги, лапша и сырники были привычной едой. Мать своими искусными руками шила ему одежду, постельное белье, домашнюю обувь, половики, вышивала разные украшения. Отец трудился на ферме и слыл мастером на все руки. Он был хорошим плотником и потому руководил строительством нескольких домов в 35 милях от фермы, в Саскатуне, куда семья переехала в 1943 году.
   Субботними вечерами ходили в баню, построенную дедом. Затем вся большая семья усаживалась за чаепитие и игру в карты. Общину же сплачивали регулярные собрания, особенно те, что проходили ежегодно в конце июня в честь исторического дня мира. "Мир без войн -- вот главная тема разговоров в общине и, конечно, в семье", -- подчеркивал Кузьма. По воскресеньям русская молодежь играла в футбол, хоккей со своими немецкими, английскими и ирландскими сверстниками и прекрасно ладила с ними как на спортивных площадках, так и за их пределами.
   В школе и университете Кузьма обнаружил, что люди разных национальностей относятся друг к другу с предубеждением. "Мое русское происхождение и духоборческое мировоззрение, -- говорил Тарасов, -- делали меня чужим среди соучеников и студентов. Духоборцев недолюбливали за пацифистские, антимилитаристские взгляды, за их неприятие организованной религии, диктуемое убеждением, что дар любви и добродетели заключен в каждом человеке". Кузьма игнорировал эту недоброжелательность. Он считал себя человеком, которого обогатили его русские и духоборческие корни, который имеет такое же право, как любой другой, жить полезной жизнью в общем доме -- на планете Земля.
   В студенческие годы он издавал журнал "Инкуайрер", посвященный проблемам духоборцев в Канаде. Он известен как автор обширной "Иллюстрированной истории духоборцев", выпущенной в 1969 году. Затем последовал фундаментальный эпический труд о духоборцах "Плакун-трава", которую Кузьма считает очень важной.
    
    
   ОСУЩЕСТВЯТСЯ ЛИ МЕЧТЫ ДУХОБОРОВ?
    
   Веригин не раз приезжал ко мне в посольство со своими планами и предложениями. Мы обсуждали их, и о намерениях руководства духоборческой общины я информировал советское правительство.
   В 1982 году духоборческая делегация во главе с И. А. Поповым посетила Советский Союз, где она была принята Председателем Совета национальностей Верховного Совета СССР Виталием Петровичем Рубеном. Советское руководство высоко оценило деятельность духоборческой общественности в борьбе за мир, расширение и укрепление дружественных связей Канады и СССР, В. П. Рубен подробно информировал делегацию о миролюбивой внешней политике советского правительства.
   И. А. Попов выразил глубокую благодарность советскому руководству за предоставленную возможность обучения студенческой молодежи в СССР, за развитие культурных, туристических, профессиональных связей с СССР.
   На этой встрече Попов информировал советскую сторону о давнишних намерениях духоборцев возвратиться на свою Родину. Было сказано, что духоборы ясно представляют себе все сложности, которые могут возникнуть с осуществлением этого вопроса. Мы не хотели бы, подчеркивал Попов, чтобы предполагаемое переселение духоборцев на свою Родину нанесло ущерб советско-канадским отношениям. Реакционные силы в Канаде при постоянном давлении со стороны США представляют собой большую опасность. И хотя нас это не заставит изменить избранный нами путь борьбы за мир и расширение дружбы с нашей Родиной -- СССР, тем не менее, обострение отношений Восток -- Запад заставляет задумываться над тем, как бы нам, духоборцам, горстке русских людей, изолированных в гуще реакционной капиталистической среды, не пришлось бы серьезно пострадать. Покойный Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич, друг и верный соратник великого вождя советского народа Ленина, говорил нам, что Владимир Ильич высказывался за то, чтобы духоборцы возвращались на свою Родину. И мы серьезно, с сознанием дела готовимся к этому.
   По нашему мнению, можно было бы рассмотреть пашу просьбу о размещении переселяющихся на Родину духоборцев на юге Алтайского края.
   Наши предложения сводились бы к тому, чтобы группе наших представителей была предоставлена возможность поехать туда, предварительно познакомиться с этим краем, а также рассмотреть вопросы об открытии некоторых других районов в Сибири для переселения туда духоборцев.
   С советской стороны И. А. Попову и его делегации было сказано, что их предложения заслуживают большого внимания и будут тщательно рассмотрены.
   И. И. Веригин в беседе со мной добавил о возможной угрозе благополучному осуществлению давнишней мечты духоборов -- недавнем крушении южнокорейского самолета и раздувавшейся антисоветской пропаганде со стороны Соединенных Штатов Америки. В те дни реакционная пропаганда так сильно настроила рядовую канадскую публику против СССР, что нам, русским духоборам, почти нельзя было выходить на улицу... На нас нажимали, чтобы мы отказались от приема в Гранд-Форксе советских артистов, несмотря на то что они уже были в Канаде... Конечно, с осторожностью и своей устремленностью мы сохранили свое достоинство и провели свои намеченные программы. Но случай этот показал нам опасность нашей изолированности.
   С 26 марта по 10 апреля 1989 года состоялся визит в Советский Союз Почетного председателя "Союза духовных общин Христа" Ивана Ивановича Веригина. В своем письме по возвращении он писал мне:
    
   "Искренне желаю выразить Вам свою чистосердечную благодарность и признательность за Ваше такое благосклонное внимание к нам, духоборцам, членам "Союза духовных общин Христа". После свидания с Вами и последовательного приглашения нашей делегации в Москву, мы осуществили таковую двухнедельную поездку. Мы должны откровенно сказать Вам, что, начиная от нашей первой встречи с представителями общества "Родина" и с министром иностранных дел РСФСР В. М. Виноградовым, всюду нас встречали в самом дружеском духе. А самое главное для нас это было то, что на все наши жгучие и сугубо важные для нас вопросы находились положительные ответы. Во всем этом мы остаемся в высшей мере признательны Вам за Ваше содействие в этом, а также благодарны и признательны ответственным представителям, с которыми встречались, и всему советскому народу за столь теплое и положительное отношение ко всем нашим чаяниям.
   Будем надеяться и на дальнейшее развитие наших переговоров по вопросам, тревожащим нас, в таком же мужественном и положительном духе".
    
   Одновременно на мое имя пришло еще одно письмо из Гранд-Форкса следующего содержания:
    
   "На нас напали представители прессы с вопросами в связи с поездкой нашей делегации в Советский Союз, касаясь возможности переселения. Мы составили объяснение на английском и русском языках, которое говорит само за себя. При сем прилагаем копии для Вашего сведения.
   Искренне Ваш И. И. Веригин".
    
   Ниже следует краткое сообщение о поездке делегации в СССР 18 апреля 1989 года:
    
   "Наши предки отказались поклоняться иконам и выполнять военную службу в царской России. Они были преследуемы и изгнаны из своей родины. В Канаде они нашли убежище от этих преследований, и им и их потомкам было дано неограниченное освобождение от военной службы. Этим наследием мы дорожим, и оно стало частью нашей жизни.
   "Союз духовных общин Христа", члены которого являются прямыми потомками первоначальных духоборцев, сейчас озабочены о своей будущности. Несколько лет тому назад мы основали Комиссии старших и молодежи, чтобы дать оценку нашим будущим возможностям. Были проведены широкие исследования. Мы пришли к заключению, особенно за последний десяток лет, что для нас делается все труднее соблюдать свою идентичность, русский язык, нашу культуру, обряды и традиции. Одним словом, наше выживание подвергается опасности. Нам грозит ассимиляция. К тому же мы постоянно, на протяжении многих лет несли убытки от террористических действий, поджогов и взрывов. Наше благополучие было под угрозой. Поэтому мы находим нужным обзавестись всевозможными сведениями, чтобы быть осведомленными о том, что нам предстоит. Чтобы быть такими, какими мы хотим быть, можно ли нам произвести нужные перемены и приспособления здесь или еще где?
   Поэтому-то в добавление к оценке положения в Канаде была послана и делегация в Советский Союз, чтобы получить необходимые сведения о возможности группового переселения обратно в страну нашего происхождения".
    
   Проблема, поставленная перед советским руководством о возвращении духоборов на Родину в Советский Союз, осталась нерешенной. Как же можно, спустя несколько лет, объяснить, что этот важный вопрос остается открытым.
   Я не сомневаюсь, что определенная часть духоборов действительно жила мыслью о возвращении на Родину.
   В то же время постановка этого вопроса, как я полагаю, не отвечала чаяниям ряда самих руководителей "Союза духовных общин Христа". Некоторые были уже не молоды по возрасту. Для них покидать Канаду, где прожита основная часть жизни, было уже не по силам, да и Канада для них стала второй родиной.
   Молодое поколение духоборов, не зная России, позабыв родной язык, получив образование и воспитание в совершенно иных условиях, создав семьи, в которых, весьма возможно, кто-то один -- муж или жена -- вообще не мыслил расставаться с обжитыми местами -- составляли основную массу духоборцев и желания возвращаться на Родину не имели.
   Что касается Советского Союза, по моему мнению, он был занят новыми глобальными вопросами перестройки страны, и вопросы воссоединения со своими соотечественниками не входили в программу первостепенных вопросов.
   К тому же наше руководство с оглядкой смотрело на Канаду -- какая будет ее реакция на массовое переселение ее граждан.
  
  
  
   Алексей Алексеевич Родионов (р. 1922) закончил Высшую дипломатическую школу Министерства иностранных дел СССР. После окончания школы работал на ответственных должностях в центральном аппарате МИД СССР.
   В 1964-1966 гг. -- советник-посланник посольства СССР в Индии;
   в 1966-1968 гг. посол СССР в Бирме;
   в 1968-1971 гг. министр иностранных дел РСФСР;
   член Коллегии МИД СССР;
   в 1971-1974 гг. посол СССР в Пакистане;
   в 1974-1983 гг. посол СССР в Турции;
   с 1983 г. посол СССР в Канаде.
   Участвовал в работе Генеральной Ассамблеи ООН, также ряда международных конференций и совещаний. С 1991 года в отставке.
  

 

Рубрики:  Лучшее в Духоборстве
Духоборы, это особенное течение в истории РПЦ. Они не были обычными протестантами, как лютеране, кальвинисты или прочие, у них было свое, особенное понимание Библии, отношений между людьми, особое понимание Бога, которое мне очень близко.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку