-Цитатник

Новые пополнения моей библиотеки. - (0)

Новые пополнения моей библиотеки. В этом году я очень редко приобретаю книги. Пополнение...

Яркий натюрморт с книгой - (0)

Яркий натюрморт с книгой Яркий натюрморт с книгой Я обожаю натюрморты. Сюжеты, виды и цвета, ...

Петербургский художник - Иван Славинский(Ivan Slavinsky) - (0)

Петербургский художник - Иван Славинский(Ivan Slavinsky) Петербургский художник - Иван Славинс...

Mettmann - (0)

Mettmann 03. 05. 2019 (мои фото) Mettmann 03. 05. 2019 (мои фото) Меттман ( Mettmann)...

Лучшие еврейские анекдоты - (0)

Лучшие еврейские анекдоты Сын еврея-юриста закончил университет, тоже стал юристом и...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Leon_Meusi

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.02.2014
Записей: 13803
Комментариев: 9063
Написано: 37981


Средневековые соборы Франции(2):Экс,Сен-Лазар,Байон

Среда, 21 Февраля 2018 г. 12:51 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Средневековые соборы Франции(2):Экс,Сен-Лазар,Байон

Готическая архитектура распространилась на всю Западную Европу и продолжала развиваться вплоть до 16 века. С приходом эпохи Ренессанса готика стала утрачивать свое значение. Лучше всего готический стиль проявился в архитектуре соборов, храмов и монастырей. Для готики характерны узкие и высокие башни, арки с заостренным верхом, колонны, многоцветные витражные окна и богато украшенный фасад.

Неотъемлемой частью готического искусства является скульптура. Мрачные фигуры горгулий и мифических существ служили особенно частым украшением на стенах. Сочетание переливающихся всеми цветами радуги витражей, великолепные узоры и каменные изваяния фигур создают неподражаемый ансамбль.

Готика охватывает разные произведения искусства: живопись, фреску, витраж, скульптуру, книжную миниатюру и многие другие. Но как уже было упомянуто, именно средневековые соборы в полной мере демонстрируют всю красоту и величие готического стиля.

Собор Экса

Собор Святого Спасителя  — кафедральный собор архиепархии Экс-ан-Прованса, расположен в городе Экс-ан-Прованс на университетской площади. Собор Экса — один из трёх храмов архиепархии, удостоенный почётного статуса «малой базилики».

Построен на месте бывшего римского форума, согласно преданию, на месте бывшего языческого храма, посвящённого Аполлону. В архитектуре соединены черты романского и готического стиля.

Храм возведён в XII веке, впоследствии неоднократно перестраивался. От более древней постройки, располагавшейся на месте современного собора, сохранились только фрагменты баптистерия. Собор составляет единый комплекс со зданиями для каноников и клуатром (все XII—XIII век). Колокольня возведена в XV веке.

Неопалимая купина. Николя Фроман.Баптистерий
Согласно христианскому преданию первую часовню, посвящённую Спасителю, возвёл на месте языческого храма Максимин из Прованса, сопровождавший в Галлию Марию Магдалину.

В VI веке при епископе Базиле на месте этой часовни был построен первый собор. Он был уничтожен во время мусульманского вторжения в Галлию в VIII веке. От него частично сохранился лишь баптистерий VI века, позднее реконструированный и включённый в новый собор.

В начале XII века началось возведение нового собора. Главный неф, посвящённый Деве Марии и неф Святого Максимина, располагавшийся между главным нефом и баптистерием были выполнены в типичном романском стиле и завершены в XII веке. В начале XIII века Экс стал столицей Прованса. Растущее значение города сопровождалось расширением и перестройками собора. В конце XIII — начале XIV века создан готический трансепт. Перестройки этого периода придали собору в целом готический облик. В 1383 году в собор были перенесены мощи святого Митрия.

Работы в соборе были на долгое время прерваны из-за эпидемий чумы и Столетней войны и возобновлены в 1472 году. Сооружение фасада заняло весь конец XV века, а последние статуи водружены на своё место в 1513 году, который и считается датой завершения строительства.

Саркофаг св. Митрия

Клуатр и барельеф св. Петра


Собор имеет 70 метров в длину, 46 в ширину, высота нефа 20 метров.

В интерьере собора выделяется триптих «Неопалимая Купина» XV века, авторства Николя Фромана. Триптих был перенесён в собор из кармелитского монастыря, уничтоженного во время революции.

На центральной части триптиха изображена Богоматерь с младенцем в пламени горящего куста, Моисей и ангел. Боковые створки триптиха изображают герцога Рене, правителя Прованса и донатора работы и его жену Жанну де Лаваль.

Кроме триптиха Фромана, в интерьере собора присутствуют и другие старинные картины XVII—XVIII веков. Ещё одним объектом XV века, также перенесённым в собор из кармелитского монастыря, является алтарь Эгоси (Aygosi). Алтарь содержит надпись о даровании его дворянином Урбеном Эгоси монастырской часовне святой Анны в 1470 году.

Саркофаг с мощами святого Митрия находится в капелле Косьмы и Дамиана, которая представляет собой нартекс перед входом в баптистерий.

Романский фасад XII века перед нефом Девы Марии был разрушен в XV веке. Возведение нового, готического фасада началось в 1472 году и продолжалось около 30 лет. В этот же период построена и колокольня.

Над фасадом установлена скульптура архангела Михаила, побеждающего дракона (1507 год, скульптор Жан Помье). Изначально фасад был украшен статями 12 апостолов и шестью другими статуями в тимпане, но они были уничтожены в период французской революции.

Баптистерий был построен в начале VI века, приблизительно в то же время, что и баптистерии соборов Фрежюса и Рьеза. От первоначального баптистерия сохранился только пол и нижняя часть — остальное более поздняя реконструкция. Колонны баптистерия, вероятно, были взяты из развалин древнеримского храма.


Алтарь Эгоси
Клуатр собора и здания для проживания каноников были построены, в основе в XII веке. Община каноников, составлявших кафедральный капитул, помогала епископу вести дела епархии и в XII века вела жизнь, близкую к монашеской. Клуатр располагается на месте старой площади римского периода. Четыре колонны по углам клуатра украшены резьбой с изображениями символов четырёх евангелистов — ангел, лев, телец и орёл.

Капители колонн на западе и севере клуатра украшены изображениями сцен из Нового и Ветхого Завета, на одной из колонн находится барельеф Святого Петра. Мраморная плита в западной галерее возможно находится над могилой епископа Экса Базиля (500 год), строителя первого собора.


Собор сен-Лазар в Отёне

Основные достопримечательности Франции – это, конечно же, уникальные памятники архитектуры. В Бургундии находятся самые крупные и величественные романские соборы, отличающиеся удивительным скульптурным убранством.

Собор Сен-Лазар в Отене считается одним из лучших образцов романского периода во Франции, несмотря на то, что его внешний облик довольно сильно изменился в XV и XVIII в.

К лучшим монументальным памятникам бургундской школы относится тимпан собора в Отёне (1130-1140)

Тимпан в Отене украшен изображением Страшного суда. Мастер Жизлеберт решительно отказался от объемной передачи формы. Вся композиция больше походит на резьбу, чем на скульптуру. Уродливо вытянутые, лишенные весомости фигуры полны стремительного движения и в своей совокупности образуют полное беспокойной динамики целое. Зритель лишь постепенно начинает различать отдельные сцены. Надо всем господствует угловатый силуэт огромной фигуры Христа.

Трактовка отдельных частных мотивов отличается наивной конкретностью. Такова сцена взвешивания душ. Дьявол плутует, со злобным смехом подтягивая книзу чашу весов с грехами. Охваченные страхом души, подобно малым детям, прячутся в складки плаща ангела, взвешивающего их добрые дела и, в свою очередь, придерживающего руками чашу весов. Однако подобные эпизоды растворяются в общем чувстве смятенности, сумрачной фантастичности, которое с такой силой выражено в общем ритме композиции.

Вместо колокольни был возведен шпиль, перестроена апсида, добавлены боковые капеллы, демонтирована тимпана с горельефом «Искушение Евы» (выставлен в музее Ролена), скрыт знаменитый горельеф другого тимпана – «Страшный суд» (затем был найден и открыт).

Здесь мы переведём дыхание...
И оставим мастера Жильбера, который в первой половине XII в. нарезал все капители этого собора (тут видно, сколько он их нарезал) и тимпан со Страшным Судом впридачу

В "Страшном суде" Жильбера одновременно совмещаются две как будто бы противоречащие друг другу эсхатологические идеи. В соответствии с одной из них за душу каждого умершего незамедлительно вступают в спор ангелы и бесы, определяя соотношение его добрых и злых дел, и, таким образом, воздаяние и разделение происходит сразу после смерти. Согласно другой - разделение всех умерших произойдёт в некотором отдалённом моменте на общем Страшном суде. Гуревич объясняет такое совмещение особенностями средневекового сознания и восприятия:

Более гармоничен и естественно человечен, чем композиция тимпана, образ Евы в одном из рельефов храма в Отёне. Гибкие движения ее пластически моделированного тела, казалось бы, близки к волнистому ритму орнамента. Но своеобразная музыкальность и одухотворенность ритма, женственность, грация глубоко человечны; они воспринимаются как поэтизация красоты человеческого тела. Фигура Евы, композиционно связанная с обрамляющим ее орнаментом, вместе с тем четко выделяется, противостоит ему".

"Воскресшие из мертвых в момент, когда они покидают могилы, уже разделены на оправданных и осужденных. Это явствует из их поз и жестикуляции, из выражения их лиц: преисполненные радости и надежды размещаются справа от ног Христа, пребывающие в отчаяньи - слева. Проклятые как бы колышатся от ужаса, их тела скрючены, голову одного из отвергнутых богом грешников охватывают огромные, напоминающие клешни лапы демона. Этот демон вытягивает грешника чуть ли не прямо из могилы, а рядом женщину обвивают змеи. Границу между добром и злом обозначает стоящий как раз посредине чреды восставших из мертвых ангел, он угрожает мечом одному из выходцев из могил"."Необычность этой сцены столь велика, что отёнские каноники XVIII века, обескураженные ужасом, который внушал этот скульптурный рельеф, приказали скрыть его под гипсом, - восприятие радикально изменилось со времен средневековья. <...> Отбитая при гипсовке тимпана голова Христа была обнаружена в 30-е годы нашего столетия и водворена на место в 1948 году"

"Рельефы на западных порталах соборов изображают Страшный суд. Но когда он происходит? Для церковного заказчика здесь нет вопроса: суд этот свершится по окончании земной истории. Так, естественно, воспринимает подобные картины и современный зритель. Но есть ли уверенность в том, что и носитель средневекового народного христианства видел в этих композициях неопределенное будущее? Все зависит от того, какой комплекс образов и идей содержался в его сознании, определяя восприятие запечатленных в камне эсхатологических обетований. Возникает предположение: зная рассказы о визитах временно умерших на тот свет, где они становились свидетелями адских мук грешников и слышали доносившиеся из рая славословия Творцу, рядовые верующие были склонны объединять эти образы со сценами на западных порталах и воспринимать их как происходящие скорее в настоящем, нежели в будущем. Лучше сказать: будущее и настоящее сливались в их представлении, и это их неразличение само по себе есть несомненное доказательство индифферентности в отношении ко времени"

Кафедральный собор Сен-Лазар расположен в самой высокой точке города, в южной стороне. Его окольцовывает улица Дюфрень (rue Dufraigne). Город Отен находится примерно в 45 км от Бона и в 70 км от Дижона.

До Отена из Бона или Дижона можно доехать на электричке с пересадкой в Шаньи или в Этан. Время в пути – около полутора часов, общая стоимость билетов от 11 до 21 €, в зависимости от поезда, времени отправления и пр.

Мощи Святого Лазаря были перенесены в еще не достроенный собор в 1146 г.

С тех пор поток верующих, желающих преклониться перед мощами Святого Лазаря и увидеть великолепный собор с удивительными рельефами, не прерывался вплоть до Великой французской революции, когда мощи были осквернены.

собор сияет всей своей романской красой...

Верующие сохранили их и затем передали епископу, который, в свою очередь, возвратил их собору в начале XIX в.

Внутри кафедрального собора Сен-Лазар на капителях колонн замечательно сохранились удивительной красоты рельефы на библейские и евангельские сюжеты (особое внимание уделено теме апокалипсиса), истории мученичества некоторых святых, аллегорические фигуры и многое другое.

романский фасад, вернее, верхняя его часть (внизу-то тоже придумлои барочные воротца), как-то теряется среди всех этих завитушек,

На их внимательный осмотр уйдет не менее часа. В этом соборе находится картина Доминика Ингре «Мученичество святого Симфорьена», а ранее находилась и известная работа Яна ван Эйка – «Мадонна канцлера Ролена», которую сейчас можно увидеть в Лувре.

Слева от главного входа в собор находится замечательный фонтан Сен-Ла­зар XVI в. в стиле Ренессанса. Архитектура Франции, несомненно, заслуживает особого внимания, а собор Сен-Лазар – отдельного посещения.

Снаружи его сильно обстроили и причесали под готику, местами даже пламенеющую)))


Кафедральный Собор Святой Марии де Байон

Кафедральный Собор Святой Марии де Байон расположен на юго-западе Франции, в городе Байон. Он стоит на вершине холма, с которого открывается вид на реки Нив и Адур и исторический центр города.

Кафедральный Собор Святой Марии де Байон расположен на знаменитом паломническом пути в Сантьяго-де-Компостела (пути Святого Иакова), по которому верующие шли поклониться одной из главных святынь католического мира - мощам святого Иакова.

Собор начали строить в середине XIII веке вместо стоявшего на этом месте и сгоревшего во время большого пожара собора в романском стиле, служившего резиденцией епископства Байон.

Самой старинной частью храма является апсида и амбулатории с часовнями, датируемые XIII столетием. В XIV - XV веках были построены ризница, трансепт, центральный и боковые нефы.

Завершено строительство было в XVI веке. Построен Собор в "лучистом" готическом стиле, который завоевал популярность во Франции в конце XIII столетия.

Характерной чертой стиля является богатое декорирование как экстерьера, так и интерьеров. Алтарь собора украшен золочёной гравировкой с изображением различных библейских сцен, на амвоне изображён позолоченный символ Страны Басков - дуб.

В оформлении интерьеров использованы изображения французских и английских геральдических гербов, скульптуры, барельефы. Снаружи собор изобилует многочисленными статуями и гаргульями.

Храм имеет форму латинского креста. На западном фасаде расположен главный портал с возвышающимися по бокам двумя башнями - колокольнями, их высота составляет 70 метров.

В восточной части храма находится многоугольная апсида и деамбулаторий. В южной части собора расположен клуатр, один из самых больших во Франции.

Особое внимание заслуживают витражи Собора. Работы по их созданию проводились в XVI - XIX веках, на них изображены библейские сцены Ветхого и Нового заветов.

В часовне святого Иеронима находится витраж 1531 года, иллюстрирующий сюжет из Евангелия от Матфея, в котором описывается исцеление от бесов дочери хананеянки, обратившейся с просьбой к Иисусу Христу.

В XVIII веке была установлена кафедра из красного дерева с барельефами с аллегорическим изображением четырёх главных христианских добродетелей - веры, надежды, милосердия и справедливости.

В XIX веке под руководством архитектора Эмиля Босвильвалда в Соборе были проведены крупные восстановительные и реставрационные работы экстерьера и внутренних помещений. В 2003 году муниципалитет города Байон подарил собору большой колокол работы скульптора Марка Антуана Орелана.

Кафедральный Собор Святой Марии де Байон был классифицирован как национальный памятник в 1862 году, а в 1998 году внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

https://www.cathedraledebayonne.com/

https://www.tury.ru/sight/id/4344

http://www.arrivo.ru/frantsiya/burgundiya/sobor-sen-lazar-v-otene.html

https://a-fixx.livejournal.com/159762.html
(Губер А. А., Доброклонский М. В., Колпинский Ю. Д. Искусство Франции. Романское искусство // Всеобщая история искусств. Том 2, кн. первая / под общ. ред. Веймарна Б. В. и Колпинского Ю. Д. - М., 1960)

Серия сообщений "Средневековье":
Часть 1 - Готическая живопись: витражи и книжная миниатюра
Часть 2 - Готический стиль в искусстве Европы
...
Часть 53 - Костюм средневековья:Нижняя одежда
Часть 54 - «Жуайез», «ногокус» и другие… (Мечи и кинжалы Средневековья – часть первая)
Часть 55 - Средневековые соборы Франции(2):Экс,Сен-Лазар,Байон

Серия сообщений "Соборы и церкви Франции":
Часть 1 - Кафедральный собор Руанской Богоматери
Часть 2 - Остров-крепость Мон-Сен-Мишель
...
Часть 29 - Городок Ле-Пюи-ан-Веле и часовня Сен-Мишель д’Эгиль
Часть 30 - Кафедральный собор в Эврё
Часть 31 - Средневековые соборы Франции(2):Экс,Сен-Лазар,Байон
Рубрики:  АРХИТЕКТУРА/католические и протестантские соборы
ПУТЕШЕСТВИЯ/Франция
Метки:  
Понравилось: 2 пользователям