-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Leoisschewsky

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.04.2020
Записей: 2586
Комментариев: 131
Написано: 3964


Максимов Василий Максимович(1844-1911).

Вторник, 22 Февраля 2022 г. 15:56 + в цитатник
Цитата сообщения Ольга-В Максимов Василий Максимович(1844-1911).

 «Больной муж»
1881г. Холст, масло. Размер: 70,8 х 88,6 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва


В детстве художник стал свидетелем смерти отца. Вероятно, переживания шестилетнего малыша нашли отражение в картине «Больной муж» много лет спустя. Он на всю жизнь запомнил, как по-детски наивно просил Бога не забирать родителя, долго и горестно размышлял о чем-то своем, детском. От печальных дней в памяти на всю жизнь отложились горе и детская боль.
 
Место действия картины – простая деревенская изба. Обстановка крайней бедности: окно занавешено наспех простым куском
 материи, вместо кровати – срубленная хозяином лежанка с соломой вместо матраца, возле нее небольшая лавка с нехитрой едой для больного. Зритель понимает, что семья живет впроголодь, перебиваясь копеечными заработками мужчины.
В красном углу несколько икон в окладах – единственная ценность хозяев.
К безмолвным ликам обращается с молитвой женщина – ее фигура выражает крайнее отчаяние. На коленях, со смиренно опущенной головой она просит послать мужу избавление от болезни, не допустить беды. Ей больше некого просить, на помощь доктора и лечение надежды нет – у нее нет денег.
 
На полу разбросаны рыболовные крючки, обрывки сетей – художник изобразил крестьянский дом на Волге. В Поволжье он сам часто наезжал – присматривал интересную натуру, отдыхал, вероятно, рыбачил.
Понятно женское отчаяние – занедужил кормилец, единственный работник в семье.
Муж рыбачил – уловом и кормились, и зарабатывали на жизнь.
 
В картине каждая деталь, каждый штрих наполнены сочувствием к происходящему.
Эмоции художника помогли ему создать настоящий шедевр – недаром полотно своим появлением произвела фурор в обществе, стала знаковым событием в художественном мире.
 
Холст удостоился наивысшей похвалы от В. В. Стасова – маститого критика поразило произведение Максимова.
 

 
Материнство 1871 г
 
Поразительны детали на картинах Максимова: завязки на наволочках и ажурная скатерть на небольшой по размерам картине "Материнство" мгновенно создают ощущение уюта (и заставляют восхититься мастерством художника). Обратите внимание на беспорядок на столе - в нём одном целая жизнь.

 
Содержание картин Василия Максимова понятно и без лишних пояснений. Но иногда стоит обратить внимание на названия картин - они делают сюжеты ещё пронзительнее и тревожнее:
 
Добредет ли? 1896 г
 
Пережил старуху 1896 г
 
По примеру старших 1864 г
 
Все в прошлом 1879 г
 
А это самая известная картина Василия Максимова - "Всё в прошлом". Её можно встретить в нескольких музеях: кроме первой версии картины (она хранится в Третьяковке), художник выполнил ряд авторских повторений - они сейчас в Русском музее, в Архангельском музее изобразительных искусств и в Национальном художественном музее Республики Беларусь. Пользовавшаяся популярность картина стала кормилицей для семьи: для продажи художник написал более 40 её повторений!
Полуразрушенный барский домик заколочен, а его хозяйка переехала в крестьянскую избу. О былом благосостоянии напоминает стоящая на столике изящная посуда. Компаньонка барыни - видимо, бывшая крепостная, не успевшая обзавестись ни семьёй, ни собственным хозяйством. Художник написал картину в имении, которое досталось ему после смерти родителей жены. И ему самому это имение счастья не принесёт: он будет его перестраивать, возлагать на него надежды - но в итоге разорится.

Бабушкины сказки 1867 г

А вот картина "Бабушкины сказки" Павлу Третьякову не понравилась. Эта картина была отмечена премией Общества поощрения художеств, Третьяков лично купил её у художника (тогда ещё начинающего). Но когда через три года Максимов попросила у Третьякова картину, чтобы показать на выставке, тот отправил ему полотно и приложил к нему письмо такого содержания:
 
Я бы советовал и просил Вас исправить руки у женской фигуры с ребенком, которые весьма неправильны: левая, которая держит ребенка, вся ужасно длинна, а правая в верхней части длинна, а в нижней коротка, мне кажется, что можно исправить, и время до открытия выставки еще много.
Максимов к совету Третьякова не прислушался, правки не внёс - но между художником и коллекционером сохранились хорошие отношения. Третьяков после этого случая ещё не раз покупал картины Максимова. А Максимов делал Тертьякову живописные реверансы:
 
Сад при доме Третьяковых 1877 г
 
 

Художник Василий Максимович Максимов (1844 - 1911) умер в 67 лет - нищим, больным и сильно пьющим. И начале жизни ему пришлось преодолеть немало трудностей. Но в определённый момент ему и самому могло показаться, что жизнь таки удалась! Его картины тепло принимают на выставках передвижников, их охотно покупает для своей коллекции Павел Третьяков, газеты публикуют восторженные отзывы критиков и даже любимая девушка сказала "Да!"

Василий Максимов - сын крестьянина, родился в деревне Лопино Петербургской губернии. Во всей деревне только семья Максимовых была грамотной - отец сам учил детей читать.
 
Отца не стало, когда Василию было шесть лет. Мать определила его в школу при монастыре. Василию было 10 лет, когда его мать, разгружая дрова, долго стояла в ледяной воде, - заболела и умерла. Мальчик остался послушником в монастыре. Он будет с благодарностью вспоминать иеромонаха Антония Бочкова, который познакомил его с произведениями Гоголя, Крылова, Плутарха, стихами Пушкина.
Повзрослевшего Василия брат на возу с сеном отвез в Петербург - там он поступил в иконописную мастерскую. Приходилось то и дело сбегать из одной мастерской в другую - один хозяин бил, другой сжигал книги. Чтоб заработать на пропитание, юноша писал портреты местных торговцев.
После пяти лет, проведенных в иконописных мастерских, Василий стал сначала вольнослушателем Академии Художеств. Параллельно с ним учились такие крупные художники, как Поленов и Репин. И Репин позже вспоминал, что Максимов «шел одним из первых в первом десятке». Максимов был талантлив во всем: хорошо пел , писал стихи, играл в спектаклях, увлекался офортом и резьбой по дереву .
 
В 1863-м Максимов только появляется в Академии, а в 1864-м уже получает золотую медаль - за картину "Больное дитя". Сюжет, увы, не придуман: в деревне на глазах у художника умерла его 10-летняя племянница. Лица убитых горем отца и матери художник списал со своего брата и его жены. Чтобы дописать одежду, поточнее изобразить складки на ней, изготовил из соломы и пакли куклу - получилось настолько правдоподобно, что проходившие мимо крестьяне пугались и, крестясь, на всякий случай здоровались с ней.
В ту пору лучшим студентам выделяли пенсию (содержание) - и отправляли на творческую стажировку в Италию. Максимов не поехал - предпочёл наблюдать русскую жизнь, её же и писать. Позже в переписке с Третьяковым художник не без гордости отметит, что "не писал городских дам в шелковых платьях, мундирных тружеников и прочих малознакомых людей и перешел навсегда к деревенской жизни".
Максимов обустроил мастерскую в деревне. Дружит крестьянами, те охотно ему позируют. Помещики безуспешно пытаются зазвать художника в гости. Это удаётся только небогатой генеральше Измайловой. Максимов наносит визит, о котором никогда не пожалеет: он влюбляется в дочку хозяйки. Свадьбу сыграли довольно скоро. Генерал любил живопись, так что противиться свадьбе генеральской дочки и крестьянского сына не стал. Лидия Александровна стала музой художника - с неё он написал многих своих героинь.
Ряд картин - "Всё в прошлом", "Колдун на деревенской свадьбе" - делают художника известным и успешным. 
Но последние 20 лет его жизни проходят в депрессии (он не хочется отказываться от реалистического бытописания в пользу модных живописных течений), болезнях, пьянстве и нищете. Ещё в восьмидесятых годах - во время поездки на родину - художник провалился в промоину посреди реки и долго пробыл в ледяной воде, опираясь на охотничье ружье. С последствиями этого переохлаждения он прожил остаток жизни.
 
Художник умер в ноябре. Хоронили его на родине. И крестьяне, которых он писал всю жизнь, воздали ему почести. Сани с гробом нужно было переправить на другой берег реки, а тонкий лед мог не выдержать лошадей. Тогда крестьяне сами впряглись в дровни и, ощупывая лед палками, осторожно, повезли их. Потом на руках несли гроб до погоста.
https://zen.yandex.ru/art_cats

Серия сообщений "**по авторам (м)":
Часть 1 - Анри Мартен (Henri Jean Guillaume Martin), 1860-1943.
Часть 2 - Альберт Джозеф Мур (Albert Joseph Moore), 1841-1893.
...
Часть 41 - Томас Эдвин Мостин (Thomas Edwin Mostyn), 1864-1930.
Часть 42 - Peter Joseph Minjon (1818-1898)
Часть 43 - Максимов Василий Максимович(1844-1911).
Рубрики:  Известные люди/Художники
Живопись/Жанровая
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю