-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Leoisschewsky

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.04.2020
Записей: 2586
Комментариев: 131
Написано: 3964


Музей фресок Дионисия, 16 век. Ферапонтов монастырь

Среда, 16 Февраля 2022 г. 20:30 + в цитатник
Цитата сообщения babeta-liza Музей фресок Дионисия, 16 век. Ферапонтов монастырь


Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь — мужской монастырь Вологодской епархии Русской православной церкви, расположенный в селе Ферапонтово Кирилловского района Вологодской области; один из древнейших монастырей Русского Севера, основанный в XIV столетии. В течение 400 лет обитель являлась важнейшим культурным и религиозным просветительным центром Белозерского края

Монастырь, находящийся в 20 км на северо-восток от Кириллова и в 120 км на северо-запад от Вологды, выстроен на холме меж двух озёр — Ферапонтовского и Спасского, которые соединяет маленькая речка Паска. Само село Ферапонтово расположено, преимущественно, на противоположном от монастыря берегу реки.

В Ферапонтовом монастыре находится единственная церковь в России, сохранившая древние фрески, созданные величайшим живописцами своего времени — Дионисием и сыновьями.

История монастыря.

По ходу рассказа о истории монастыря я буду ставить фото как самого монастыря , так и фресок Дионисия в храме.

Ферапонтов Богородице-Рождественский монастырь основан в 1398 году преподобным Ферапонтом. Около 400 лет он был одним из видных культурных и религиозных просветительных центров в Белозерском крае. История монастыря в некоторых узловых моментах соприкасается с важными историческими событиями эпохи становления Русского централизованного государства. Широкую известность обитель приобрела благодаря деятельности учению Кирилла Белозерского, преподобного Мартиниана.

Наряду с Кирилло-Белозерским монастырем Ферапонтово становится традиционным местом поклонения и вкладов многих представителей русской феодальной знати (Андрей и Михаил Можайские, Василий III, Иван IV и другие). На рубеже XV-XVI вв. из его стен вышли видные иерархи русской церкви, активно участвовавшие во внутренней жизни страны, - архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф (Оболенский), епископ Пермский и Вологодский Филофей, епископ Суздальский Ферапонт. В то же время сюда ссылали крупных церковных деятелей, боровшихся за приоритет церковной власти в государстве (митрополит Спиридон-Савва, патриарх Никон). Здесь работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин, иконописец Дионисий.


В XIV веке, в период, когда монастырской жизнью в Москве руководил преподобный Сергий Радонежский, в русской монастырской среде царило большое оживление. Многие монахи тогда направляли свой путь к северным областям страны для испытания своей веры и своего призвания. В этом их поддерживали московские князья, причем как для распространения православной веры в дальних пределах, так и для расширения московской экспансии в богатые северные леса.

img-1632832158-2912-269-2 (700x657, 183Kb)

Одним из учеников преподобного Сергия был монах Кирилл (1337–1427), давший вечные обеты в могущественном Симоновом монастыре в Москве. Сергий Радонежский поддержал его решимость отправиться в северные края. В 1397 году Кирилл прибыл на Сиверское озеро и устроил себе жилище в пещере. Именно к этому событию может быть отнесено основание Кириллова монастыря. 

ferapontovo_1 (700x508, 138Kb)

Вскоре после этого, в 1398 году, к Кириллу присоединился монах Ферапонт (1337–1426), который также принял постриг в московском Симоновом монастыре и также принадлежал к княжескому роду. Для своего монашеского подвига Ферапонт выбрал живописное место с видом на Бородаевское озеро. Изначально основанная им обитель была посвящена Рождеству Пресвятой Богородицы. После причисления Ферапонта к лику святых в 1549 году монастырь приобрел дополнительное посвящение – Ферапонтов. В своем делании Ферапонт пользовался поддержкой князя Андрея Можайского, сына великого князя Дмитрия Донского. Впоследствии князь Андрей будет просить Ферапонта основать еще один монастырь, теперь уже в подмосковном Можайске. 

img-1632832182-4045-746-3 (700x584, 170Kb)

Ферапонтов монастырь, одно из самых почитаемых в России сокровищ культуры и духовной жизни, расположен всего в 20 километрах от реки Шексна. Несмотря на это, он не включен в проходящий Шексну известный речной круиз между Москвой и Санкт-Петербургом. Тем не менее, это место буквально захлестывают большие группы путешественников и туристов

Главный, Рождественский храм монастыря, изначально был деревянным. В 1490 году, под руководством игумена Иоасафа, он был заново отстроен уже из кирпича. Конструкции верхних стен и купола были изменены в XVI веке, дополнительные изменения вносились в течение XVIII века. 

img-1632832141-1965-671-1 (700x565, 153Kb)

Стремление покрыть стены храма росписями также исходило от Иоасафа. Он был духовным отцом великого князя Ивана III, сам же происходил из княжеского рода Оболенских. Имея такие связи, он мог воспользоваться услугами известного иконописца Дионисия, часто получавшего заказы на написание фресок и икон со стороны Московского двора.Дионисий – выдающийся иконописец, самый почитаемый художник Руси конца XV – начала XVI веков, современник Рафаэля, Леонардо, Ботичелли, Дюрера. 

img-1632832431-8997-231-15 (415x700, 109Kb)

В 1502 году Дионисий и его сыновья Феодосий и Владимир прибыли в монастырь и были готовы расписать весь интерьер за одно лето. Из-за достаточно влажного климата такие работы могли быть проведены только в летние месяцы. 

. Согласно тексту летописи на откосе северной двери он расписан Дионисием и его сыновьями с 6 августа по 8 сентября 1502 года. Это единственная сохранившаяся роспись выдающегося древнерусского художника Дионисия, прямого наследника Андрея Рублева и последнего представителя русского национального искусства в период его расцвета и становления единого русского государства.

В XVI веке Ферапонтов монастырь продолжал расти: были построены каменные храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, трапезная и большое здание для хранения монастырского архива и коллекции рукописей. В период своего правления (1547–1584) Иван IV Грозный продолжил традицию великокняжеского попечения о монастыре.

XVI век – период расцвета монастыря. Об этом свидетельствуют сохранившиеся вкладные и жалованные грамоты светских и духовных властей, прежде всего Ивана IV. В монастырь на богомолье приезжают Василий III и Елена Глинская, Иван IV. Вкладная книга монастыря, начатая в 1534 году, называет среди вкладчиков князей Старицких, Кубенских, Лыковых, Вельских, Шуйских, Воротынских, Годуновых, Шереметевых и других. Здесь же упоминаются владыки Сибирские, Ростовские, Вологодские, Белозерские, Новгородские. В XVI в. в монастыре строятся монументальные церковь Благовещения с трапезной, казенная палата, служебные постройки -каменное сушило, гоственная и поваренная палаты.

С окончанием царствования династии Рюриковичей в 1598 году и внезапной кончиной царя Бориса Годунова в 1605 году в России разразился катастрофический династический кризис, известный как Смутное время. Два десятилетия страну разоряли банды мародеров и иноземные захватчики. На значительной территории государства не удалось подавить беспорядки даже с восшествием на царский престол династии Романовых в 1613 году.

Хорошо укрепленный Кириллов монастырь выдержал несколько нападений, имевший меньшую защиту Ферапонтов монастырь в 1614 году был разграблен польско-литовскими войсками. К счастью, большая часть монастырских ценностей была спасена, и фрески в соборе сохранились. Но экономическое восстановление происходило медленно из-за повсеместного разрушения окрестных селений.

Но уже в 1640 году близ южной стены Рождественского собора возвели каменную церковь, посвященную святому Мартиниану (преемнику святого Ферапонта). Ее выразительный восьмиугольный шатер служит вершиной центрального ансамбля храма, который был завершен со строительством каменной колокольни и крытой галереи, ведущей к церковной Благовещенской трапезной церкви. Важным событием было восстановление в 1649 году Святых Врат и венчающих их церквей-близнецов, освященных в честь святого Ферапонта и Богоявления Господня.

img-1632832688-4111-225-novyy-proekt (700x535, 161Kb)

С 1667 по 1676 годы монастырь служил местом ссылки бывшего патриарха Никона, который был извержен из сана решением Церковного собора в 1666 году. В это же время монастырь переживал длительный экономический упадок, кульминацией которого в 1764 году стала потеря приносящего доход земельного имущества, последовавшая вслед за реформой Екатерины Великой о секуляризации монастырских земельных владений. В 1798 году обедневший монастырь был закрыт, а его церкви стали приходскими.

DSC_0698 (700x466, 90Kb)

Площадь стенописи собора 600 кв.м. Она является единственной документально подтвержденной росписью мастера. Индивидуальность настенной живописи Дионисия - в необыкновенном тональном богатстве мягких цветов, ритмической гармонии многочисленных сюжетов в сочетании с архитектурными членениями собора. Особенности взаимосвязи между сюжетными циклами (Акафист Богородице, Вселенские соборы, Страшный суд и другие) и отдельными композициями как внутри собора, так и снаружи, колористическое многообразие и философская глубина определяют значение стенописи собора Рождества Богородицы для мировой культуры как выдающегося памятника русского искусства и культуры, особо значимого уникального художественного достижения. Среди памятников православного круга стенопись собора выделяет полная сохранность никогда не поновлявшейся авторской живописи.

img-1632832247-2477-169-6 (407x700, 174Kb)

Ферапонтов монастырь был одним из богатейших вотчинником Белозерья. Ему в начале XVII в. принадлежали несколько сел, около 60 деревень, 100 пустошей, более 300 крестьян.

Придя в упадок, он был закрыт в 1798 году и обращен в приходскую церковь Без должного профессионального ухода архитектурному ансамблю неотвратимо грозило разрушение. Весть о тяжелом положении монастыря была донесена до внимания общественности благодаря Ивану Бриллиантову, сыну сельского священника из соседней деревни Цыпино. В результате его скрупулезной работы по изучению архитектуры и фресок монастырь был освящен заново. В 1903 году состоялось его открытие – уже как женского монастыря – под руководством одной из самых почитаемых на рубеже XX века монахинь в России игумении Таисии.

img-1632832371-8461-693-12 (562x700, 200Kb)

В сочетании с мало изменившейся природной средой, Ферапонтов монастырь уже в начале XX в. стал привлекать внимание архитекторов, художников, ученых, музейных деятелей, всех любителей старины. Книга почетных посетителей Ферапонтова, начатая в 1911 году, фиксирует посещения и впечатления многих известных лиц: автора первой монографии по истории Ферапонтова и его окрестностей, местного уроженца И.И. Бриллиантова, автора первой монографии о фресках Дионисия В.Т. георгиевского, художников А. Маковского, Н. Тырсы, К. Петрова-Водкина, Л. Стеллецкого, реставраторов и ученых И. Грабаря, А. Анисимова, Г. Чирикова, В. Лазарева, М. Алпатова, И. Даниловой, духовных лиц, начиная с просвещенного новгородского архиепископа Арсения Стадницкого и кончая здравствующим святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

В 1924 году в архитектурном ансамбле памятников Ферапонтова монастыря XV-XIX вв. в селе Ферапонтове основан Музей фресок Дионисия.

В 1925 году указом советского правительства монастырь был расформирован, а церкви переданы приходу. В 1936 году они были закрыты. В 1931 был арестован и затем расстрелян Иван Бриллиантов.

img-1632832384-914-257-13 (422x700, 151Kb)

Монастырские постройки как произведения искусства были сохранены в значительной степени усилиями Бриллиантова

После разрушения немецкими фашистами в годы Второй мировой войны прославленных стенных росписей XII-XV вв. в Новгороде (Нередица, Волотово, Ковалеве, Сковородка) фрески Дионисия в Ферапонтове остались единственным полностью уцелевшим ансамблем фресок Древней Руси. Их ценность тем более велика, что они не подвергались позднейшим поновлениям и расчисткам и сохранили свою неповторимую красоту, цвет, фактуру.

img-1632832295-158-212-8 (490x700, 167Kb)

В 1975 году ансамблю монастыря был присвоен статус государственного музея. В 1989 году надвратные церкви были переданы местному приходу для совершения богослужений. С тех пор здания монастыря были целиком восстановлены, над ценнейшими фресками десятилетиями ведутся реставрационные работы и тщательные исследования.

1PICT1322 (700x466, 148Kb)

 В 2000-м году ансамбль Ферапонтова монастыря с росписями Дионисия включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

А теперь о самом монастыре в настоящее время и его знаменитые чудесные фрески.

img-1632832200-9383-579-4 (404x700, 163Kb)

Главный – западный – вход в храм представляет из себя перспективный портал, на стены которого нанесены фрески, посвященные Рождеству Богородицы. Портал охраняют фигуры Архангелов — Михаила и Гавриила. Эти изображения понесли некоторые утраты при строительстве крыльца и галереи. При этом благодаря этим пристройкам фрески на входе получили защиту от сурового северного климата. До сих пор они обладают богатой цветовой палитрой. 

Заходя в храм Рождества Пресвятой Богородицы, мы оказываемся в узком пространстве, стены которого целиком покрыты росписями. Внутренний объем храма организован при помощи четырех опорных столпов, на которых держится барабан, увенчанный куполом. Стальные тяги соединяют верхние части столбов, несущих основной вес здания. В полдень при солнечной погоде вся церковь наполнена сияющим цветом.

img-1632832271-4793-813-7 (407x700, 157Kb)

Росписи в Ферапонтовом монастыре буквально светятся теплотой и выразительностью изображенных фигур. Легенды утверждают, что Дионисий извлекал пигменты для своих темперных красок из камней, найденных в Бородавском озере. Более вероятно, что он привез с собой из Москвы материалы наивысшего качества, пользуясь щедрой поддержкой игумена Иоасафа и, возможно, Московского двора. 

123 (700x466, 137Kb)

Большинство фресковых сюжетов в соответствии с посвящением храма относится к Богородице. Целиком представлен Великий Акафист Пресвятой Богородицы. Также изображены чудеса и другие события ее жизни. Весь ансамбль фресок – это грандиозное восхваление Богородицы. Кроме того, на поверхностях четырех столпов и арочных сводов нанесены фигуры Архангелов, святых подвижников и Отцов Церкви. Роспись нижнего яруса северной и южной стен охватывает все семь Вселенских соборов, на которых утверждалось догматическое учение о Святой Троице. 

img-1632832411-8207-481-14 (580x700, 223Kb)

В парящем над храмовым интерьером куполе написан мистический образ Христа Вседержителя (Пантократора), что характерно для всех русских православных церквей. Ниже, на стенах купольного барабана, предстоят Архангелы, под которыми расположены медальоны с патриархами Ветхозаветной Книги Бытия. Образы четырех Евангелистов нанесены на треугольные паруса купольного основания. Центральный объем и паруса окружены созвездием медальонов с образами святых

img-1632832225-2365-216-5 (700x535, 231Kb)

Главная часть храма, направленная на восток, состоит из трех апсид. Центральная апсида – алтарная – сосредоточена на ярком и одухотворенном образе Богоматери на престоле с сидящим на коленях младенцем Иисусом. В северной апсиде располагался жертвенник, на котором приготовлялись Дары. Над жертвенником показан Иоанн Креститель в образе Ангела в пустыне. В южной апсиде находился диаконник со священническим облачением. Здесь изображен Николай Чудотворец.

1234 (700x466, 147Kb)

Частично сохранившиеся сцены Страшного суда занимают западную стену храма. Основная их часть, включая Христа на троне, была утрачена в XVIII веке, когда в конструкции здания вносились непродуманные изменения. Даже несмотря на эти утраты, сохранение величайших фресок Рождественского собора следует признать настоящим чудом в истории русского искусства. 

img-1632832310-5752-980-9 (422x700, 172Kb)
Теперь эта богоугодная земля находятся в ведении Кирилло-Белозерского музея-заповедника и Русской православной церкви. Принимая во внимание все сложившиеся обстоятельства, сохранение фресок Дионисия в Ферапонтовом монастыре следует признать одним из величайших чудес истории русской культуры.

Источник,источник, источник, источник,источник, источник

 

Рубрики:  Путешествия/Россия
Архитектура/Православные храмы и обители.
Музеи
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю