Тулуз-Лотрек в цифрах: полторы бочки вина ежегодно и 5084 рисунка за всю жизнь |
24 Ноября этого года исполняется 157 лет со дня рождения "Великого карлика", французского живописца Анри де Тулуз- Лотрека. Гений, скандалист, участник и летописец богемной жизни Монмартра XIX века родился в 1864 году в департаменте Тарн на юге Франции и прожил короткую, но удивительно яркую и разнообразную жизнь, полную триумфов, трагедий и курьезов. Его памяти данный пост посвящается.
24 года исполнилось графине Адель Тапье де Селейран накануне появления на свет ее первенца, Анри Мари Раймона. Мальчик был желанным ребенком в аристократической семье де Тулуз-Лотрек-Монфа, ведущей свой род от короля Карла Великого.Правда, страсть предков художника к сохранению «чистоты крови» роковым образом сказалась на его жизни. Поскольку его родители, граф Альфонс Шарль де Тулуз-Лотрек-Монфа и графиня Адель Тапье де Селейран приходились друг другу кузенами, то из-за их кровосмесительной связи Анри передалось множество генетических болезней.
В связи с этим у мальчика появилось много жизненных проблем.Так в 13 лет он, неудачно поднимаясь с кресла, сломал шейку бедра левой ноги, а чуть больше года спустя подросток, упав в канаву, получил перелом и правой ноги.Кости не желали правильно срастаться, что привело к самым ужасным для молодого человека последствиям. Его ноги перестали расти, оставаясь длиной около 70 сантиметров на протяжении всей жизни художника, притом тело продолжало развиваться.152 см — рост Лотрека во взрослом возрасте.Для матери, графини де Селейран, это стало страшной трагедией.
Болезнь стала трагедией и для самого будущего художника: физическая особенность препятствовала почти всему, чем должен был заниматься молодой аристократ — танцы и балы отныне были ему недоступны, большинство видов спорта тоже, романтические отношения с подобающей девушкой схожего происхождения, как и военная карьера, оказались невозможны. Физические изъяны причиняли Анри как физические, так и моральные страдания, которые он всю жизнь скрывал за маской жизнерадостности и самоиронии. Он не терял присутствия духа — с легкостью шутил о своем недуге, а долгие периоды восстановления после болезней обратил в возможность практиковаться в живописи и графике. Занятия искусством не давали ему скучать и вселяли надежду.
Анри Тулуз-Лотрек — «Автопортрет», 1883 г.
Одаренность мальчика проявилось рано. 2 года было Анри в 1866 году, когда родился его брат Ричард-Константин. Легенда гласит, что именно на крестинах малыша впервые проявился дар Тулуз-Лотрека. Когда все взрослые расписывались в церковной книге, Анри начал требовать, чтобы ему тоже дали поставить подпись. Просьба была удовлетворена, и мальчик нарисовал в книге вола, да с таким мастерством, которое удивило всех взрослых. К сожалению, всего через год брат Анри умер, а их родители развелись. После развода родителей Анри под присмотром няни жил в имении Шато-дю-Боск (Cháteau du Bosc) и в поместье Селейранов (Cháteau du Céleyran) недалеко от Нарбонна, где обучался верховой езде, латыни и греческому языку.
Анри де Тулуз-Лотрек —"Автопортрет перед зеркалом".1883г.
После завершения Франко-прусской войны в 1871 году Тулуз-Лотрек семнадцатилетним юношей переселяется к матери в Париж - город, который изменит его жизнь, станет вдохновением и сильно повлияет на творчество художника.Обосновался Анри в районе Монмартра, который художник полюбил всей душой и который в конце концов разбил ему сердце. Район кабаре и пьяниц, куртизанок и танцовщиц, художников и бездомных стал для молодого графа родным и любимым, он полностью погрузился в яркую и безумную жизнь Монмартра. Сегодня, видя на лотках уличных продавцов Парижа грошовые сувениры, пудреницы и открытки с узнаваемыми силуэтами танцовщиц Мулен Руж, редкий турист задумывается, что лицо Belle Époque — Прекрасной эпохи, лицо Парижа этого времени сотворил именно Тулуз-Лотрек.Когда Анри перебрался жить на Монмартр, в сердце парижской богемной жизни, возмущенные родители на несколько лет лишили его содержания. Но с деньгами или без них, Тулуз-Лотрек всегда находил крышу над головой и повод выпить. Он был своим человеком во всех знаменитых увеселительных заведениях – хозяева кабаре по несколько месяцев кормили и поили его бесплатно за подаренную заведению новую картину. И его абсолютно устраивал такой бартер.
Анри Тулуз-Лотрек — «Рыбацкая лодка», 1880 г.
3 учителя живописи было у Тулуз-Лотрека. Первым соратником и другом в мире живописи для Анри стал Рене Пренсто – сам личность весьма неординарная. Тридцатисемилетний художник-анималист прикипел всей душой к нескладному подростку, возможно потому, что сам отлично понимал его – Пренсто был глухонемым от рождения. Именно его динамичная, странная манера письма, а кроме того, иррациональная привязанность к Анри вдохновили того для продолжения учебы. К тому же Пренсто обожал лошадей. Любовью к этим животным отличался и сам Лотрек. Лошади также стали точкой соприкосновения между учителем и учеником, и на их примере Пренсто научил Анри мастерски передавать движение в рисунке.Уроки по анатомии лошади или собаки в мастерской Пренсто Лотрек усвоил так же хорошо, как и уроки жизнелюбия и силы воли. Позже он с радостью обнаружит плаванье как единственный доступный вид спорта, он купит однажды гимнастический тренажер и в промежутках между рисованием будет наслаждаться возможностями своего тела. Анри был счастлив. «Природа предала меня, – писал он в эти дни. – Но я рисую и пишу, пока рука не падает от усталости. И, должен признаться, моя комната завалена такими вещами, которые нельзя назвать мазней…»
Анри Тулуз-Лотрек —"Художник Рене Пренсто в своей мастерской ".
Рене Пренсто -"Всадник на охоте с собаками", музей Тулуза - Лотрека в Альби.
Рене Пренсто -"Сцена охоты".
Анри Тулуз-Лотрек —"Артиллерист, седлающий коня", 1879, Музей Анри де Тулуз-Лотрек в Альби
Анри Тулуз-Лотрек —"Сокольничий" ( портрет отца художника - графа Альфонса Шарля де Тулуз-Лотрек-Монфа).
Анри Тулуз-Лотрек —"Граф Альфонс де Тулуз-Лотрек правит упряжкой из четырех лошадей". 1881
Анри де Тулуз-Лотрек - "В цирке Фернандо".
После двух лет работы с Пренсто Лотрек поступил в мастерскую известного в те годы живописца, приверженца академизма Леона Бонна. Мэтр тоже хвалил воспитанника, и было за что — Анри вкладывал в работы всю душу, его полотна «цепляли» любого, даже случайного, зрителя...
Леон Бонна - "Автопортрет" . 1855, Париж, Музей д' Орсе.
Правда, меньше, чем через год Лотрек сменил студию и стал учиться у Фернана Кормона, который давал своим студентам некоторую свободу в творчестве.
Фернан Кормон.(Фото)
2 близких друга появились у Анри в Париже: Эмиль Бернар и Винсент Ван Гог. Вместе они посещали студию Кормона, вместе отправлялись писать с натуры, и вместе же кутили в питейных заведениях. Друзья, которые давно знали и любили Анри, переставали замечать его внешнюю особость. Им было странно и досадно, когда какой-нибудь задиристый щеголь посмеивался или пялился на художника. Да он и сам мог врезать пощечину или забористо обругать человека, в глазах которого видел насмешку.
На самом деле, стоило с Анри Лотреком сойтись поближе – и всякие границы и необходимость в жалости исчезали. Его глаза были устроены его телом. Он рисовал самые остроумные карикатуры на себя самого и завел собаку, толстенького кривоногого бульдога, в котором даже самые заботливые друзья обнаруживали сходство с хозяином.Когда еще ни в одном самом цивилизованном обществе не принимали всерьез равенство и не задумывались о правах падших, о возможностях инвалидов, Лотрек уже видел их равными себе: проституток, лесбиянок, пьяниц, безумцев и нищих художников.
Анри де Тулуз-Лотрек - "Эмиль Бернар", 1885, собрание Артура Джеффресса, Лондон.
Особые отношения у Анри сложились с Винсентом Ван Гогом. Личность гения настолько покорила молодого художника, что он решил написать его портрет. При этом Лотрек позаимствовал стиль письма великого голландца, выразив этим дань уважения его таланту.
Анри де Тулуз-Лотрек - "Портрет Винсента Ван Гога".
Портрет Ван Гога - пример ранних импрессионистских опытов Тулуз- Лотрека. Анри, который также немало времени проводил в барах изобразил приятеля за столиком со стаканом абсента.Особенность этого портрета заключалась в том, что Лотрек заимствовал у Винсента технику раздельного штриха, которая позволяет гораздо лучше, чем тщательные анализы импрессионистов, передать схваченное на лету движение. нОбраз складывается из отдельных штрихов, свободно и быстро наложенных друг на друга. Паутина цветных штрихов фиксирует момент, когда Винсент незадолго до его смерти в задумчивости сидит в баре и электрический свет играет на его лице.
Анри, сравнивая свои работы с картинами Дега и Ван Гога,всю жизнь считал себя художником-любителем. При том, что признание и слава приходили к художнику быстрее и проще, чем к его кумирам. Он принимал участие в Бельгийских выставках «Группы двадцати», в художественной выставке «Салон ста» в Париже, каждый год в течение 8 лет присылал живописные картины на Салон независимых, первым начал рисовать такие плакаты, которые парижане по ночам срывали со стен и коллекционировали.3 персональных выставки Лотрека были организованы при его жизни: в 1893 и 1896 году в Париже, а также в 1898 году в Лондоне. Вообще, Лотрек считал себя англофилом, и не раз бывал в британской столице: там он выполнял заказы на создание плакатов, а также поддерживал дружеские отношения с графиком Обри Бердсли и писателем Оскаром Уайльдом.
В этот же период Анри де Тулуз-Лотрек создает цикл "Они", включающий серию портретов проституток, изображенных без какой-либо морализации, но с пониманием и участием. Блестящий рисовальщик, Тулуз-Лотрек сумел уловить яркую индивидуальность своей модели, передать ее характер и настроение, даже не изображая лица, а лишь фиксируя точно схваченную позу, не оставляющую сомнении в характере профессии модели.
Ниже познакомимся с некоторыми из его моделей:
Тулуз-Лотреку было 23 года, когда он написал картину «Прачка». Юный и неуверенный в своих силах Анри еще учился в мастерской Фернана Кормона и ответственно следовал всем советам учителя. На утренних занятиях Кормон, вдохновленный последними археологическими находками, пытался увлечь учеников монументальными сценами из жизни первобытных людей, а завершая урок, советовал выходить на улицу и делать зарисовки прямо в гуще монмартрской повседневности. Внеклассные задания Кормона нравились Лотреку куда больше, чем академические штудии. Выполнять домашние задания было исключительно приятно – старшие друзья-художники щедро делились с новичком Лотреком списком отборнейших злачных мест и закоулков Монмартра, где жизнь просто кипела. Однажды, выходя из ресторанчика, Лотрек заметил худенькую девушку с огненно-рыжими волосами и не удержался: "Как хороша! Типичная шлюха! Вот бы написать ее!" Кармен Годен оказалась не шлюхой, а простой работницей, смирной и скромной, а потом еще и ответственной натурщицей, моделью нескольких портретов кисти Лотрека. Картина «Прачка»ушла с молотка на аукционе Christie’s в 2005 году за 22.4 млн долларов.
Анри писал матери, что нашел девушку с волосами из чистого золота, рассказывал друзьям, что рыжие женщины – это для венецианцев, и был страстно увлечен Кармен.
На портрете Лотрек создал вдохновленную реалистическим искусством историю, отчасти подобную мрачным изображениям людей рабочего класса. Бледные черты лица Кармен озаряются источником света, к которому она поворачивается, и тени падают на ее лицо. Модель скромно одета в темную, простую одежду, с которой контрастируют пылающие волосы Кармен и ее красные губы. Анри называл девушку Рыжей Розой, а отношения, связывавшие их,были отнюдь не платоническими.
Лотрек написал девушку стоящей у окна в темной комнате, вполоборота к свету, со спадающей на глаз прядью волос. Ее взлохмаченные волосы и профиль выделяются на светлом фоне.Чарующий трагический образ! Кто-то из дружеских побуждений предупредил Лотрека, что ему не следует заводить слишком близкое знакомство с Рыжей Розой: «Будь осторожен, дорогой, она может делать тебе такой подарочек , от которого не отделаешься никогда". Существует мнение, что именно Кармен заразила живописца сифилисом.
Около 100 рисунков и 50 картин Лотрека запечатлели девушек из публичного дома на улице Амбуаз, где он часто бывал, и даже какое-то время жил. Художник был вхож в комнаты женщин в любое время, присутствовал при их туалете, дарил подарки, играл с ними в карты и просто вел задушевные разговоры. Конечно, среди проституток были любовницы Анри — стоит вспомнить Мирей с улицы Амбуаз, Мари Шарле или ту же Кармен Годен. Но в основе его интереса к таким девушкам все же было что-то другое. Сам Тулуз-Лотрек как-то воскликнул: «Наконец-то я нашел женщин не выше меня!».
Анри де Тулуз-Лотрек - "Туалет (Рыжая)"1896. Музей д’Орсе, Париж
Картина "Туалет" входит в цикл "Они" и тоже предположительно изображает Кармен Годен.
Сюзанна Валадон.
Фундаментальное влияние на Тулуз-Лотрека оказала встреча с Мари-Клементин Валад, более известной как Сюзанна Валадон.
Сюзанна Валадон. 1885. (Фото).
Мари-Клементин была дочерью портнихи и неизвестного мужчины. Она трудилась в цирке акробаткой, но падение заставило ее отказаться от цирковой карьеры. Она пробовала другие виды заработка, но в итоге решила стать моделью.Мари-Клементин позировала для лучших живописцев того времени, в первую очередь, для Пьюви де Шаванна, который некоторое время был ее любовником. Также она была модельюРенуара, Мане и Гогена. Она во время позирования часто наблюдала за работой мастеров и вскоре сама увлеклась рисованием. Тулуз-Лотрек всячески подталкивал ее следовать своей страсти, именно он предложил псевдоним Сюзанна Валадон, потому что, как и библейская Сюзанна, Мари была окружена «жадными и похотливыми стариками». Своим портретом, озаглавленным , Тулуз-Лотрек словно подтверждает ее право быть живописцем.
Анри де Тулуз-Лотрек - "В саду папаши Фореста".1887г.
На этой картине Сюзанна сидит, изображенная анфас, посреди осеннего пейзажа. Скорее всего, это сад, расположенный на углу бульвара Клиши и улицы Коленкур, в нескольких шагах от мастерской художника. Лотрек не польстил Сюзанне в отличие от Ренуара и других. Женский портрет обычно представляет собой компромисс между элегантностью и реалистичностью при непосредственном наблюдении, но только не в случае Тулуз-Лотрека — его Сюзанна правдива, а ее портрет, хоть и очень лиричен, раскрывает ее твердый характер и железную волю, читающуюся в глазах.
Пьер Огюст Ренуар -"Коса".1884-1886 (портрет Сюзанны Валадон).
Анри де Тулуз-Лотрек - "Портрет Сюзанны Валадон". 1887г.
"Во Валадон Лотрек нашел подходящую модель. Тем более подходящую, что молодая женщина отнюдь не была недотрогой. Личная жизнь Мари - так называли ее в мастерских - была довольно бурной. Мари нравилась любовь. Она занимала в ее жизни большое место. Вид Лотрека, его уродливая внешность, его страстная натура не отпугнули ее, а скорее наоборот - привлекли. Она стала любовницей Лотрека".(Из книги Анри Перрюшо "Жизнь Тулуз-Лотрека").Оба они, казалось, были созданы друг для друга. И эта плебейка и потомок графов де Тулуз были абсолютно свободны от каких-либо предрассудков. И он и она трезво смотрели на действительность. Пользуясь любым случаем, чтобы поучиться у художников их ремеслу, Валадон ценила талант Лотрека, его острый глаз психолога, трезвость его взглядов, его неумение писать «красиво», его зачастую бичующие карандаш и кисть.
Сюзанна Валадон - "Автопортрет".1883.
Этот пастельный автопортрет Мари нарисовала в 1883 году, в нем она, как и Лотрек, не пощадила себя. ("Я пишу людей, чтобы узнать их… - говорила позже Сюзанна Валадон, - не приводите ко мне женщин, которые ждут, что я изображу их обаятельными или приукрашенными, я их немедленно разочарую").
Анри де Тулуз-Лотрек - "Похмелье, или Пьяница".1888г.
Отношения Лотрека и Валодон оставались сложными. Сюзанна,вероятно надеявшаяся в глубине души на брак с Лотреком, вела с ним свою непонятную игру. Она исчезала, вновь появлялась; объясняя свое отсутствие, сочиняла всякие небылицы, раздражавшие Анри. «Воображения у нее предостаточно, ей ничего не стоит солгать», - с горечью говорил он. Наконец она притворилась, что хочет покончить с собой. Убедившись, что над ним просто посмеялись, Лотрек ушел и больше не виделся со "страшной Марией".
Глухая Берта.
Анри де Тулуз-Лотрек - "Женщина с зонтиком". 1889г.Государственный эрмитаж. Санкт-Петербург.
Эта картина является портретом парижской проститутки по прозвищу «Глухая Берта».Прекрасно видно что, несмотря на некоторую гротескность изображения, Тулуз-Лотрек безупречно точен в изображении всех подробностей: предметы, одежда, шляпка, поза модели и выражение ее лица — полностью соответствуют картине. Главный научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа доктор искусствоведения А. Г. Костеневич так описывает Берту: «Берта же одета словно для парадного портрета: дорогая двуцветная шляпа из тонкой соломки, зонтик, платье с кружевной отделкой. … Нет, Берта откровенно и терпеливо позирует для портрета, который должен стать лучшим в её жизни. Ей, несомненно, хотелось выглядеть светской дамой, в чём она почти преуспела, только художник не удержался от иронии, пускай и не злой, а скорее участливой».Картина написана в саду известного парижского фотографа Фореста, с которым у Тулуз-Лотрека сложились дружеские отношения. Лотрек получил от Фореста разрешение работать в саду когда ему будет нужно и удобно. Удивительно, но неизвестный фотограф (по всей видимости, владелец сада, господин Форест) увековечил работу над этим портретом на фотографии: на ней хорошо виден и сам художник, и его модель, и даже сам холст. А на холсте можно разглядеть сарай, где Форест разрешил Тулуз-Лотреку хранить необходимое для работы на пленэре.
Анри Тулуз-Лотрек пишет портрет глухой Берты в саду Пер-Форест на Монмартре. 1889. Фото. Музей Тулуза-Лотрека в Альби.
Впервые картина "Женщина с зонтиком" была показана публике на выставке в Брюсселе в январе 1890 года, затем выкуплена и находилась в Германии в частной коллекции. Во время Второй мировой Войны картина была захвачена советскими войсками и отправлена в СССР в счет репараций, долгое время хранилась в запасниках Государственного Эрмитажа и была показана лишь в 1995 году на Эрмитажной выставке трофейного искусства. С 2001 года числится в постоянной экспозиции Эрмитажа и с конца 2014 года выставляется в Галерее памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых в зданиии Главного Штаба (зал 402).
В 1890 году Тулуз-Лотрек нарисовал еще один портрет Глухой Берты: «Женщина в чёрной шляпе».
Анри де Тулуз-Лотрек - " Женщина в чёрной шляпе". 1890. Частная коллекция
Одной из женщин, поразивших Тулуз-Лотрека на Монмартре, стала Ла Гулю. Ла Гулю («Обжора»), урожденная Луиза Вебер, была деревенской прачкой, которая, однако, имела большие амбиции и прославилась на весь Париж танцем канкан, который она и изобрела.
Ла Гулю. 1895. фото
Прозванная обжорой за свой ненасытный аппетит как к жизни, так и к еде (иногда после представления она подходила к столикам кабаре, доедала оставшуюся от гостей еду и опустошала их бокалы), она настойчиво добивалась славы, танцуя в прозрачных муслиновых панталонах, позируя почти обнаженной на рекламных фотографиях и плакатах и создавая себе репутацию самой порочной и самой желанной женщины Монмартра.
Ее образ для выступления в кабаре составляли платье с глубоким вырезом, пышная прическа и колье из черной ленты. Внешний вид Ла Гулю был настолько узнаваем, что на самых известных своих афишах Тулуз-Лотрек мог даже не изображать ее анфас, достаточно было лишь ее силуэта или профиля. Эта особенность свидетельствует о глубоком влиянии японских гравюр на дереве укиё-э, на которых персонажи часто идентифицируются по жестам, прическам или аксессуарам, а не по традиционному портретному сходству.
Рубрики: | Известные люди/Художники |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |