Цитата сообщения babeta-liza
Золото и краски русско-византийского стиля Успенского подворья монастыря Оптина Пустынь в Санкт Петербурге
Издревле повелось открывать в столицах представительства монастырей — подворья, которые помогали вести монастырям хозяйство, решать хозяйственно-административные вопросы, а также служили миссиями иночества в миру — окормляли прихожан, издавали духовную литературу, создавали приюты и церковные школы.
Вид на храм Успения с набережной Лейтенанта Шмидта
Подворье Введенского ставропигального мужского монастыря Оптина пустынь в Санкт-Петербурге начало свою историю с 1991 года. Именно тогда монастырю был передан разоренный в годы советской власти и переоборудованный в ледовый каток Храм Успения Пресвятой Богородицы и Печерских чудотворцев Антония и Феодосия и подворье на углу 15-й линии Васильевского острова и набережной Лейтенанта Шмидта.
До революции подворье принадлежало Киево-Печерской Лавре, а храм был возведен по проекту талантливого архитектора Василия Антоновича Косякова (1862-1921).
Вид на главный купол храма Успения
По всей стране В.А. Косяков построил или реконструировал более 20 храмов, поражающих своей красотой и величием — Церковь Милующей иконы Божией Матери в Петербурге, Собор Петра и Павла в Петергофе, Морской Никольский собор в Кронштадте и др.
Проект храма Успения подворья с архитектурной точки зрения оказался новаторским — внутренняя средняя часть храма была устроена совершенно открытою, без всяких посредине столбов... так, «чтобы молящимся в храме от всех мест была видна церковная служба». Такое решение позволяло также создать в храме уникальную акустику.
Косяков успешно развивал ставший популярным к концу XIX века неорусский, а точнее «неовизантийский» стиль, который отражал наметившееся в русском обществе стремление вернуться к духовным и историческим корням.
В росписи храма мастерами были заимствованы стилистические приемы и целые козиции из росписей Владимирского собора в Киеве художника В.М. Васнецова, Храма Христа Спасителя в Москве, обращались к фотографиям с картонов В.П. Верещагина, выполнявшихся для росписей Великой Успенской церкви Киево-Печерской Лавры. Живопись сплошным ковром, как в древних храмах, покрыла стены Успенской церкви. Драгоценной россыпью золото загорается в нимбах святых, в узорочье орнаментов и лепнине, которые связывают и обрамляют композиции. Сочетание васнецовской стилистики, академических традиций, древнерусские, византийские «цитаты», народные традиции в интерпретации модерна — все эти качества характеризуют живописное убранство храма.
За годы советской власти храм сильно пострадал, в нем в разное время был организован склад и ледовый каток.
От постоянной влажности фрески были повреждены и чуть было совсем не утеряны.
В 1991 году храм возвратили верующим и начались реставрационные работы.
Талант мастеров-живописцев и реставраторов позволили нам увидеть воссозданную красоту — в 2013 году храм был открыт после реставрации и освящен.