Еще один из когорты украинских пейзажистов - Петр Левченко |
Как я уже упоминал ранее наиболее выдающимися харьковскими пейзажистами конца ХIХ и начала ХХ веков заслуженно cчитается знаменитая четверка живописцев: Сергей Василькивский, Михаил Беркос, Михаил Ткаченко и Петро Левченко.
Сведения о творчестве Сергея Василькивского можно обновить здесь, Михаила Беркоса здесь и Михаила Ткаченко здесь. Мой же сегодняшний пост будет посвящен творчеству последнего живописца из упомянутой четверки Петру Левченко.
Петр Левченко. Автопортрет. 1915, Холст, масло. 68,5 х 62,5
В историю искусства Петр Левченко вошел, прежде всего, как мастер пейзажного жанра. Большинство его полотен посвящены природе родного края, и это не случайно. Большую часть жизни художник жил и работал в Украине — на Слобожанщине и Киевщине. Влюбленный в украинскую природу, художник стал одним из создателей лирического национального пейзажа, что прекрасно видно на его полотнах.
Родился Петр Алексеевич Левченко 29 июня 1856г ( по ст. стилю) в многодетной купеческой семье, где среди 10 детей он был единственным мальчиком. По одним данным местом рождения художника была Полтавщина, город Миргород. Родители в нём видели продолжателя бизнеса и баловали его больше, чем сестёр. Со временем семья перебралась в Харьков, чтобы дать сыну полноценное образование. Согласно другим данным художник изначально родился в Харькове, где он и пошел в Харьковскую городскую гимназию.
Петр плохо сходился с людьми, поэтому чувствовал себя не в своей тарелке среди ровесников из того же круга богатых купеческих детей. Единственный с кем сдружился Петр был Сергей Василькивский, хотя мальчики и были полной противоположностью друг другу. Сергей - веселый шутник, балагур, Петр - молчаливый, деликатный слушатель. Возможно их сблизила любовь к рисованию, в котором они находили свою отраду в свободное время. Кроме того оба были влюблены в Софию, дочь художника Безперчего.
Интересно, что кроме рисования Петр весьма серьезно был увлечен также музыкой, которой он посвящал по восемь часов в день помимо учёбы в гимназии. В оба вида искусства (рисование и музыку) он просто убегал, загружал себя ими до изнеможения, до неведения ничего иного. Первенство из двух искусств поначалу Петр отдавал музыке: мечтал о карьере исполнителя, а то и композитора. Но человек предполагает, а Бог располагает. Еще одно юношеское хобби богатого юноши — верховая езда — однажды привело к тяжёлому падению с коня и серьёзному, на всю жизнь, повреждению левой руки. Ни скрипка, ни пианино теперь Петру не были подвластны. Отныне все дни он — целиком в живописи. После гимназии Петр поступил в Харьковское училище живописи, где уроки рисования вел выпускник Петербургской академии художеств известный художник-портретист и педагог Дмитрий Иванович Безперчий, бывший крепостной графа Д. Шереметева.
Дмитрий Безперчий. Автопортрет.
Естественно, что учеба на художника вызвала крайнее неудовольствие родителей Петра. Еще более накалилась обстановка, когда на выставке ученических произведений в Санкт-Петербурге (1873 год) семнадцатилетний Петр был награждён серебряной медалью и встал вопрос о поступлении в Петербургскую Академию Художеств. Дома — скандалы, уговоры, угрозы. В общем, обычная история в биографиях доброй половины живописцев. Однако, Петр проявил твердость характера и отец скрепя сердце согласился финансировать обучение сына . К счастью, в Академии на Васильевском острове преподавательская когорта тогда была славная. Петра Левченко учили подвижник художественной педагогики Павел Чистяков, один из первых передвижников Михаил Клодт, популярный «небесный светописец» из Украины Владимир Орловский. Недавно моя подруга babeta-liza опубликовала прекрасный пост, посвященный творчеству Владимир Орловского. Советую всем посмотреть его здесь.
«Над рекой».Музей українського живопису, Днепр.
Петр Левченко был старательным учеником и к знаниям чрезвычайно восприимчив. В будущем любимый эффект живописи Левченко — будоражащее жёлто-бирюзовое и нежно-зелёное свечение залитых солнцем листвы, травы, построек — это, несомненно, «Владимиро-Орловское» влияние. А меланхолическая серо-коричневая тональность, столь частая у Левченко — несомненно всходы Клодтовской стилистики: всплески смятения души, оскорблённой дисгармонией мира.
Но мастера мастерами, а без денег и работы в чужом городе не прожить. Пришлось бросить вуз, уехать домой, унизиться перед родителями, скандалить и просить денег. Отец согласился финансировать сына на весьма среднюю сумму — по меркам богачей. Увы, Пётр экономить категорически не умел. Родительских денег постоянно не хватало до конца месяца. Из хорошей питерской квартиры он перебрался в трущобы, страдал от этой неожиданной напасти, страдал от климата города на Неве, унывал и отчаивался. Тогда молодой Левченко устроился в Харькове на работу — преподавал живопись и рисунок в школе Марии Ивановой-Раевской.
Педагогический опыт оказался не совсем удачным: Пётр с его максимализмом и юношеской раздражённостью не занимался с малоспособными учениками, оскорбляясь потугами рисовать без данных к тому. И хотя более талантливые ученики были от преподавателя в восторге, работу пришлось оставить. Он вернулся с заработанными деньгами в Петербург, в Академию — но экономить так и не научился. Деньги опять исчезли... опять поездка домой... и так неоднократно.
В итоге, проучившись с горем пополам весь академический курс, приунывший Левченко окончательно покинул Академию перед самой дипломной работой — он так никогда и не получил формального высшего образования. Причина этого последнего шага была серьёзная: отец художника будучи владельцем фабрики, которая производила такелажные канаты для парусного флота, отстал от современности, не сориентировал производство на выпуск современных товаров и начал терпеть убытки. А беда не ходит одна: неожиданно обанкротился банк, в котором размещались все счета фабрики и её владельца. От стресса по этим поводам отец Петра Левченко умер.
\И сразу же десятеро его юных детей переместились из элиты харьковского общества в положение рядовых бедных мещан. Положение Петра отягощалось еще и тем, что незадолго до банкротства семьи он женился на бедной красавице горничной — кажется, не столько по любви, сколько из гуманных побуждений мятежного богача: «облагодетельствовать кого-то». Но ставши и сам бедняком, Пётр доходов в дом не приносил. Более того, в Петре жена не нашла помощника, особенно когда родилась дочь — к отцовской самоотдаче юноша оказался не готов, а средств на прислугу не было. Семья распалась. А отверженную обоими родителями девочку, к счастью, взяла к себе и воспитала одна из сестёр Петра.
Не смотря на все горести вскоре к Петру пришло утешение: некий меценат обеспечил для него долговременную поездку во Францию и Италию — для завершения, как тогда было принято, художественного образования. Имя мецената Левченко скрывал, и мы его не знаем до сих пор. Правда, есть такая легендарная версия: сёстры Петра написали слёзное письмо императрице Марии Фёдоровне — и Пётр получил от неё помощь, но с твёрдым указанием не информировать об имени благодетельницы. Подтверждений тому пока не имеется.
(К сведению читателей не знакомых с украинской историей: в такой вот хате в Моринцах родился великий украинский поэт Тарас Шевченко).
Во Франции Пётр встретился с искусством только-только признанных в те годы импрессионистов, подпал под влияние их пленэрных практик и световых эффектов. И ещё один подарок судьбы: Пётр познакомился с проживавшим в Париже художником-миниатюристом Иваном Похитоновым — тоже уроженцем степной Украины, поддерживавшим всех земляков. Именно Похитонов научил Левченко стилистике тонкого выплёскивания собственных эмоций на пейзажное полотно — что бы там ни было сюжетом запланировано.
Художник Иван Похитонов (фото).
По возвращении из Европы тридцатилетний Левченко стал — на ближайшие двадцать лет — постоянным участником выставок передвижников. Попросту говоря, сделал скромную «передвижническую карьеру»; попадёт его работа и в Третьяковскую галерею. Тем не менее, полотна Левченко всю его жизнь покупали сравнительно мало. Как автор украинских пейзажей и жанровых зарисовок он всё время оставался в тени земляков: харьковчанина Василькивского и киевлянина Пимоненко.
Ниже привожу некоторые картины из множества представленных в его пейзажной живописи.
Материальное состояние второразрядного художника, естественно, было довольно неустойчивым. Впрочем, жизнь средней зажиточности у такого художника могла бы и наладиться — если бы речь не шла о горячем и ранимом Левченко. Оставшись свободным — жизненно и творчески — мастером, он начинает ездить со странной неутомимостью. Снимает жилье в разных городах, рисует — но через несколько месяцев, неожиданно для уже появившихся там друзей, исчезает в другие местности. Так, Левченко в 1890-е годы и первые годы ХХ века живёт в Харькове, Киеве, Москве, снова в Харькове, в Одессе, снова в Киеве, в живописнейшем Путивле (любимый городок многих художников того времени). Опять, по очереди, обе украинские столицы. И это ещё не называя бесчисленное множество сёл вокруг этих точек.
Национальный художественный музей Украины, Киев.
Летом семья Левченко жила в захолустном Змиеве под Харьковом или на Полтавщине. Матильда и Петр как никогда были счастливы. Она музицирует и занимается домом. Он читает, музицирует и пишет пейзажи, а также интерьеры с изображением жены за работой, с книгой, за роялем. Они по-настоящему живописны, виртуозно написаны, некоторые Левченко удалось поднять к уровню значительных художественных образов.
Матильда за работой.
Матильда с книгой.
Жаль, но счастье не может длиться бесконечно. Им было отпущено всего лишь 8 лет. Вскоре у Петра диагностировали рак и в 1917 году он умер в госпитале своего друга детства доктора Данилевского. Спустя два года Матильда устроила в его память грандиозную выставку из 700 полотен, раскрывших необычайную поэзию чуткой и тонкой натуры художника, прекрасного человека-творца. Что же касается психологического, духовного осмысления живописи и личности слобожанского пейзажиста — они, по большому счету, остаются неизученными и спустя почти столетие после завершения его трудного жизненного пути.
Рубрики: | Известные люди/Художники Живопись/Пейзажи Известные люди/Харьковчане |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |