-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Leoisschewsky

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.04.2020
Записей: 2586
Комментариев: 131
Написано: 3964


Еще один из когорты украинских пейзажистов - Петр Левченко

Понедельник, 25 Января 2021 г. 16:54 + в цитатник


 

Как я уже упоминал ранее наиболее выдающимися  харьковскими пейзажистами конца ХIХ и начала ХХ веков заслуженно cчитается знаменитая четверка живописцев:  Сергей Василькивский, Михаил Беркос, Михаил Ткаченко и Петро Левченко. 

Сведения о творчестве Сергея Василькивского можно обновить здесь, Михаила Беркоса здесь и  Михаила Ткаченко здесь. Мой же сегодняшний пост будет посвящен творчеству последнего живописца из упомянутой четверки Петру Левченко.

7016885_1 (639x700, 145Kb) 

Петр  Левченко. Автопортрет. 1915, Холст, масло. 68,5 х 62,5

В историю искусства Петр Левченко вошел, прежде всего, как мастер пейзажного жанра. Большинство его полотен посвящены природе родного края, и это не случайно. Большую часть жизни художник жил и работал в Украине — на Слобожанщине и Киевщине. Влюбленный в украинскую природу, художник стал одним из создателей лирического национального пейзажа, что прекрасно видно на его полотнах.

7016885_2 (700x441, 171Kb)

Петр Левченко,«Украина». Музей українського живопису,г. Днепр.

7016885_3 (700x377, 142Kb)

Петр Левченко, «На Украине». Холст, масло. 29 х 45. Харьковский художественный музей.

7016885_4_1_ (700x354, 83Kb)

Петр Левченко, «Полтавщина». Николаевский областной художественный музей им. В.В. Верещагина.

7016885_5 (564x381, 42Kb)

Петр Левченко,"Пейзаж с рекой. На Харьковщине." 1900-е годы, Музей українського живопису, Днепр.

Родился Петр Алексеевич Левченко  29 июня 1856г ( по ст. стилю) в многодетной купеческой семье, где среди 10 детей  он был единственным мальчиком. По одним данным местом рождения художника была Полтавщина, город Миргород. Родители в нём видели продолжателя бизнеса и баловали его больше, чем  сестёр. Со временем семья перебралась в Харьков, чтобы дать сыну полноценное образование. Согласно другим данным художник изначально родился в Харькове, где он и пошел в Харьковскую городскую гимназию.

Петр плохо сходился с людьми, поэтому чувствовал себя не в своей тарелке среди ровесников из того же круга богатых купеческих детей. Единственный с кем сдружился Петр был Сергей Василькивский, хотя мальчики и были полной противоположностью друг другу. Сергей - веселый шутник, балагур, Петр - молчаливый, деликатный слушатель. Возможно их сблизила любовь к рисованию, в котором они находили свою отраду в свободное время. Кроме того оба были влюблены в Софию, дочь художника Безперчего. 

Интересно, что кроме  рисования Петр весьма серьезно был увлечен также  музыкой, которой  он посвящал по восемь часов в день помимо учёбы в гимназии. В оба вида искусства (рисование и музыку) он просто убегал, загружал себя ими до изнеможения, до неведения ничего иного. Первенство из двух искусств поначалу Петр отдавал музыке: мечтал о карьере исполнителя, а то и композитора. Но человек предполагает, а Бог располагает. Еще одно юношеское хобби богатого юноши — верховая езда — однажды привело к тяжёлому падению с коня и серьёзному, на всю жизнь, повреждению левой руки. Ни скрипка, ни пианино теперь Петру не были подвластны. Отныне все дни он — целиком в живописи. После гимназии Петр поступил в Харьковское училище живописи, где уроки рисования вел выпускник Петербургской академии художеств известный художник-портретист и педагог Дмитрий Иванович Безперчий, бывший крепостной графа Д. Шереметева.

7016885_Bezperchii_avtoportret (542x640, 78Kb)

Дмитрий Безперчий. Автопортрет.

Естественно, что учеба на художника  вызвала крайнее неудовольствие родителей Петра. Еще более накалилась обстановка, когда на выставке ученических произведений в Санкт-Петербурге (1873 год) семнадцатилетний Петр  был награждён серебряной медалью и встал вопрос о поступлении в Петербургскую Академию Художеств. Дома — скандалы, уговоры, угрозы. В общем, обычная история в биографиях доброй половины живописцев. Однако, Петр проявил твердость характера и  отец скрепя сердце согласился финансировать обучение  сына . К счастью, в Академии на Васильевском острове преподавательская когорта тогда была славная. Петра Левченко учили подвижник художественной педагогики Павел Чистяков, один из первых передвижников Михаил Клодт, популярный «небесный светописец» из Украины Владимир Орловский. Недавно моя подруга babeta-liza опубликовала  прекрасный пост, посвященный творчеству Владимир Орловского. Советую всем посмотреть его здесь.

7016885_6 (547x700, 212Kb)

«Над рекой».Музей українського живопису, Днепр.

7016885_Na_lygy__Bolotce_variant (541x650, 110Kb)

«На лугу. Болотце» (вариант).Музей українського живопису, Днепр.


Петр Левченко был старательным учеником и  к знаниям  чрезвычайно  восприимчив. В будущем любимый эффект живописи Левченко — будоражащее жёлто-бирюзовое и нежно-зелёное свечение залитых солнцем листвы, травы, построек — это, несомненно, «Владимиро-Орловское» влияние. А меланхолическая серо-коричневая тональность, столь частая у Левченко — несомненно всходы Клодтовской стилистики: всплески смятения души, оскорблённой дисгармонией мира.

7016885_7 (521x700, 190Kb)

«На Роси. Валуны». Холст, масло. 21 х 20. Частное собрание.

7016885_8 (700x449, 167Kb)

«Каменистая речка». Картон, масло. 21 х 32,5.Музей українського живопису, Днепр.

Но мастера мастерами, а без денег и работы в чужом городе не прожить. Пришлось бросить вуз, уехать домой, унизиться перед родителями, скандалить и просить денег. Отец согласился финансировать сына на весьма среднюю сумму — по меркам богачей. Увы, Пётр экономить категорически не умел. Родительских денег постоянно не хватало до конца месяца. Из хорошей питерской квартиры он перебрался в трущобы, страдал от этой неожиданной напасти, страдал от климата города на Неве, унывал и  отчаивался. Тогда молодой Левченко устроился в Харькове на работу — преподавал живопись и рисунок в школе Марии Ивановой-Раевской.

7016885_9 (620x434, 86Kb)

«Хата возле речки». Картон, масло. 11,5 х 17, Харьковский художественный музей.

7016885_10 (700x455, 183Kb)

«Хата. Подсолнухи». Масло, Сумской художественный музей имени Н.Онацкого.

 

Педагогический опыт оказался не совсем удачным: Пётр с его максимализмом и юношеской раздражённостью не занимался с малоспособными учениками, оскорбляясь потугами рисовать без данных к тому. И хотя более талантливые ученики были от преподавателя в восторге, работу пришлось оставить. Он вернулся с заработанными деньгами в Петербург, в Академию — но экономить так и не научился. Деньги опять исчезли... опять поездка домой... и так неоднократно.

7016885_11 (700x543, 194Kb)

«Хата на холме». Картон, масло. 18 х 23, Музей українського живопису, Днепр.

В итоге, проучившись с горем пополам весь академический курс, приунывший Левченко окончательно покинул Академию перед самой дипломной работой — он так никогда и не получил формального высшего образования. Причина этого последнего шага была серьёзная: отец художника будучи владельцем фабрики, которая производила такелажные канаты для парусного флота, отстал от современности, не сориентировал производство на выпуск современных  товаров и начал терпеть убытки. А беда не ходит одна: неожиданно обанкротился банк, в котором размещались все счета фабрики и её владельца. От стресса по этим поводам отец Петра Левченко умер.

7016885_12 (700x521, 187Kb)

«Полдень. Хата». Музей українського живопису, Днепр.

7016885_13 (623x468, 110Kb)

«Хатка в зеленом саду». Музей українського живопису, Днепр.

\И сразу же десятеро его юных детей переместились из элиты харьковского общества в положение рядовых бедных мещан. Положение Петра отягощалось еще и тем, что незадолго до банкротства семьи он женился на бедной красавице горничной — кажется, не столько по любви, сколько из гуманных побуждений мятежного богача: «облагодетельствовать кого-то». Но ставши и сам бедняком, Пётр  доходов в дом не приносил.  Более того, в Петре жена не нашла помощника, особенно когда родилась дочь — к отцовской самоотдаче юноша оказался не готов, а средств на прислугу не было. Семья распалась. А отверженную обоими родителями девочку, к счастью, взяла к себе и воспитала одна из сестёр Петра.

Не смотря на все горести  вскоре к Петру пришло утешение: некий меценат обеспечил для него долговременную поездку во Францию и Италию — для завершения, как тогда было принято, художественного образования. Имя мецената Левченко скрывал, и мы его не знаем до сих пор. Правда, есть такая легендарная версия: сёстры Петра написали слёзное письмо императрице Марии Фёдоровне — и Пётр получил от неё помощь, но с твёрдым указанием не информировать об имени благодетельницы. Подтверждений тому пока не имеется.

7016885_14 (700x529, 199Kb)

«Среди зелени». Масло, Национальный художественный музей Украины, Киев.

7016885_Noch__Hata_v_Morincah (700x437, 124Kb)

«Ночь. Хата в Моринцах». Картон, масло. 24 х 37,5. Сумской художественный музей им. Н. Онацкого.

 

(К сведению читателей не знакомых с украинской историей: в такой вот хате в Моринцах родился великий украинский поэт  Тарас Шевченко).

Во Франции Пётр встретился с искусством только-только признанных в те годы импрессионистов, подпал под влияние их пленэрных практик и световых эффектов. И ещё один подарок судьбы: Пётр познакомился с проживавшим в Париже художником-миниатюристом Иваном Похитоновым — тоже уроженцем степной Украины, поддерживавшим всех земляков. Именно Похитонов научил Левченко стилистике тонкого выплёскивания собственных эмоций на пейзажное полотно — что бы там ни было сюжетом запланировано.

7016885_16 (494x700, 56Kb)

 Художник Иван Похитонов (фото).

По возвращении из Европы тридцатилетний Левченко стал — на ближайшие двадцать лет — постоянным участником выставок передвижников. Попросту говоря, сделал скромную «передвижническую карьеру»; попадёт его работа и в Третьяковскую галерею. Тем не менее, полотна Левченко всю его жизнь покупали сравнительно мало. Как автор украинских пейзажей и жанровых зарисовок он всё время оставался в тени земляков: харьковчанина Василькивского и киевлянина Пимоненко.

Ниже привожу некоторые картины  из множества представленных в его пейзажной живописи.

7016885_17 (700x292, 77Kb)

«Стога, освещенные солнцем». Картон, масло. 11,5 х 28, Национальный художественный музей Украины, Киев.

7016885_18 (700x365, 111Kb)

«Пейзаж с ветряком». Картон, масло. 17 х 30,5. Частное собрание.

7016885_19 (630x565, 119Kb)

Около мельницы». Холст на картоне, масло. 22 х 27, Музей українського живопису,  Днепр.

7016885_20 (700x502, 155Kb)

«Хутор в степи».Холст на фанере, масло. 51,8 х 71,5, Харьковский художественный музей.

7016885_21 (700x383, 57Kb)

"Хутор". Холст, масло.  12,5 х 21,5, Харьковский художественный музей.

7016885_22 (700x504, 111Kb)

"Хозяйские хлопоты." 1898 г, Музей українського живопису, Днепр.

7016885_23 (700x499, 205Kb)

«Цып-цып-цып!»Холст, масло. 16,5 х 25,5, Национальный художественный музей Украины, Киев.

7016885_24 (700x455, 158Kb)

«Украинское село». Картон, масло. 14,8 х 22,частное собрание.

7016885_25 (700x329, 112Kb)

«Околица села. Огороды». Картон, масло. 13,5 х 26,8. Национальный художественный музей Украины, Киев.

7016885_26_1_ (700x490, 160Kb)

«Сельской дорогой». Бумага, акварель, белила. 30 х 50,8, Харьковский художественный музей.

7016885_27 (700x484, 95Kb)

«Поздняя осень (глухомань)».Холст на картоне, масло. Сумской художественный музей им. Н. Онацкого.

7016885_28 (700x548, 156Kb)

 

«Глухомань. ( Село зимой )». Холст , масло. Национальный художественный музей Украины, Киев.

7016885_29 (700x467, 139Kb)

"Зима", Дерево, масло. 13,5 х 19,2,Музей українського живопису, Днепр.

7016885_30 (565x454, 93Kb)

«Хаты зимой. Змиев». Музей українського живопису, Днепр.

 

Материальное состояние второразрядного художника, естественно, было довольно неустойчивым. Впрочем, жизнь средней зажиточности у такого художника могла бы и наладиться — если бы речь не шла о горячем и ранимом Левченко. Оставшись свободным — жизненно и творчески — мастером, он начинает ездить со странной неутомимостью. Снимает жилье в разных городах, рисует — но через несколько месяцев, неожиданно для уже появившихся там друзей, исчезает в другие местности. Так, Левченко в 1890-е годы и первые годы ХХ века живёт в Харькове, Киеве, Москве, снова в Харькове, в Одессе, снова в Киеве, в живописнейшем Путивле (любимый городок многих художников того времени). Опять, по очереди, обе украинские столицы. И это ещё не называя бесчисленное множество сёл вокруг этих точек.

7016885_31 (700x517, 190Kb)

«Путивльский Молчанский монастырь». Национальный художественный музей Украины, Киев.

7016885_32 (700x531, 196Kb)

«Улица в Путивле».Масло,Сумской художественный музей им. Н. Онацкого.

7016885_33 (700x468, 161Kb)

 

«Улочка в Путивле». Дерево, масло. 10 х 15,Музей українського живопису,  Днепр.

7016885_34 (700x451, 60Kb)

«Помещичий дом».Холст, масло. 38 х 55, Харьковский художественный музей.

 

Лишь спустя почти два десятилетия пожилой уже мастер получил свой лучший жизненный подарок. Во время очередного проживания в Киеве — а здесь в общей сложности Левченко жил и рисовал наиболее часто после Харькова — он встретил человека схожего миропонимания. В Киевском оперном театре он услышал удивительное меццо-сопрано Матильды Сытовой. Романс, который она пела, начинался словами "Все для тебя!". Левченко заинтересовался судьбой покорившей его сердце певицы. Оказалось, что Матильда происходила из зажиточной и знатной польской семьи. Отец отдал ее замуж в  18  лет против  воли девушки за нелюбимого, но богатого киевлянина. Когда молодая жена наскучила мужчине, тот  продал ее кавказском князю. Матильде хватило характера, чтобы убежать из дома, устроиться в труппу, но развода муж не давал.С этого времени Левченко не пропускал ни одного спектакля, где пела Сытова. Однажды представление долго не начиналась из-за опоздания аккомпаниатора. Левченко решился пойти за кулисы и предложить свои услуги. Знакомство состоялось, а впоследствии Матильда Сытова стала "невенчанной" женой художника, немолодой художник наконец получил семью, уют. Они жили друг другом все восемь лет.  Зимой влюбленные обычно  жили у тещи в Киеве, в доме напротив Золотых ворот, недалеко от Софийского собора. Сохранившиеся его работы той поры приведены ниже.

7016885_35 (512x399, 124Kb)

«Задворки Софийского собора. Киев.» Холст, масло. 41,5 х 53,5

Национальный художественный музей Украины, Киев.

 7016885_36 (693x700, 174Kb)

«Зима. Вид из окна. Киев».  Сумской художественный музей им. Н. Онацкого

7016885_37 (524x700, 337Kb)

«София Киевская», находится в частном собрании.

Летом семья Левченко жила  в захолустном Змиеве под Харьковом или на Полтавщине. Матильда и Петр как никогда были счастливы. Она музицирует и занимается домом. Он читает, музицирует и пишет пейзажи, а также интерьеры  с изображением жены за работой, с книгой, за роялем. Они по-настоящему живописны, виртуозно написаны, некоторые Левченко удалось поднять к уровню значительных художественных образов.

7016885_38 (573x411, 105Kb)

«Вдохновение», Матильда за роялем.

7016885_39 (544x475, 166Kb)

Матильда за работой.

7016885_40 (440x584, 106Kb)

Матильда с книгой.

Жаль, но счастье не может длиться бесконечно. Им было отпущено всего  лишь 8 лет. Вскоре у Петра диагностировали рак и в 1917 году он умер в госпитале своего друга детства доктора Данилевского. Спустя два года Матильда устроила в его память грандиозную выставку из 700 полотен, раскрывших необычайную поэзию чуткой и тонкой натуры художника, прекрасного человека-творца. Что же касается психологического, духовного осмысления живописи и личности слобожанского пейзажиста — они, по большому счету, остаются неизученными и спустя почти столетие после завершения его трудного жизненного пути.

Источники:№1, №2,№3

7016885_1 (229x231, 60Kb)

Рубрики:  Известные люди/Художники
Живопись/Пейзажи
Известные люди/Харьковчане


Процитировано 2 раз
Понравилось: 12 пользователям